Самообразование"Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с ОВЗ"
материал по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад №12 г. Россоши Воронежской области
План
по самообразованию
Свиридовой Валентины Владимировны
Стаж работы – 33 года.
Тема:» Развитие мелкой моторики дошкольников с ОВЗ»
2020-2021 учебный год
Группа кратковременного пребывания.
2020г.
Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников с ОВЗ».
Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей с ОВЗ дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев, рук детей с ОВЗ дошкольного возраста.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём: изучение литературы, посещение РМО…
2. Разработать перспективный план работы с детьми.
3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
4. Оформить в группе уголок «Волшебные пальчики.»
5. Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему:» Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей с ОВЗ дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов»
6. Подготовить материал (провести) мастер-класс по тестопластике для родителей: «Снеговик»
Актуальность проблемы развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое и умственное развитие ребёнка. В свое время, великий педагог - Василий Александрович Сухомлинский писал, что «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев». Взрослые даже не представляют насколько важно развивать мелкую моторику у ребенка, а ведь развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного развития. Учеными (В.М. Бехтеров, Л.С. Выготский, С.Д Забрамная, В.С. Мухина) давно доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, на его речь, что зачастую приводит к замкнутости ребёнка.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, мышление, ЗУН (знание, умение, навыки), а также словарный запас. Вместе с мелкой моторикой развивается не только речь, но и внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Все эти сферы у данной категории детей нуждаются в коррекции. В связи с этим очень важно развивать мелкую моторику у детей с ОВЗ. Исходя из актуальности выбранной темы, была определена проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Форма работы:
С детьми: индивидуальные занятия, беседы.
С педагогами: мастер-классы, выступления.
С родителями: консультации, родительские собрания, круглый стол, мастер-класс.
Методы работы с детьми:
- пальчиковая гимнастика, физкультминутки,
- пальчиковые игры со стихами, со скороговорками,
- пальчиковый театр,
- работа с конструктором ЛЕГО,
- рисование по трафаретам,
- дидактические игры,
- шнуровка,
- игры с мелкими предметами,
- пазлы, мозаика,
- игры и самомассаж с мячиками су-джок.
- бизиборды,
- песочная терапия,
- пластинография, нетрадиционные виды рисования.
План работы по самообразованию.
Сентябрь – мониторинг.
- изучение литературы по данной теме,
- создать планирование,
- консультации для родителей: «Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ», «Значение развития мелкой моторики рук», «Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей», «Развитие мелкой моторики через нетрадиционные методы рисования», «Пластинография, как метод развития мелкой моторики рук», «Роль массажа с использованием Су-джок терапии», «Пальчиковые игры, их значение», »Игры с прищепками, как средство для развития мелкой моторики».
Октябрь
Занятия:
- Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка».
- Рисуем штампами «Осенний лист»
- Шнуровка «Солнышко»
- Знакомство с колючими мячиками су-джок.
- Беседы в соответствии с планом работы.
Ноябрь
Составить картотеки:
- игр для развития мелкой моторики рук,
- игр на развитие дыхания.
- Оформление папки-передвижки. Тема: Консультация на стенде информации «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?»
Занятия:
- Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).
-Пластинография «Дерево осенью»
-Работа с карандашом: «Обведи по пунктиру рисунок».
- «Сделай, как я» (учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).
Декабрь
Занятия:
-Рисуем пальчиками «Снежинка»
-Игры в песочнице: «Найди клад», «Песочная сказка» и т.д.
- Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
- Конструирование из лего-конструктора «Домик».
- Оформление уголка в группе «Волшебные пальчики»
- Оформление папки-передвижки. Тема: «Фотоотчёт, как мы развиваем мелкую моторику»
Январь
- Ознакомление с литературой: «Нетрадиционные виды рисования»
- Мастер-класс для родителей. Тема: «Лепка из солёного теста - Снеговик»
Февраль
Занятия:
- Конструирование из палочек «Квадрат», «Треугольник».
- Изготовление подарков к празднику: «День защитников Отечества» (аппликация),
- Настольная игра с прищепками «Кто? Что? Ест»
- Развлечение: Кукольный театр-сказка «Три поросёнка»
Март
- Подготовить и провести мастер-класс для педагогов. Тема: «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ»
Занятия:
-Изготовление подарков к празднику: «Международный женский день 8 марта», «Веточка мимозы» (комбинированная аппликация из бумаги и салфеток).
- Повторение игр: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
Апрель
- Развлечения: Кукольный театр-сказка «Колобок», игры с мячом.
Май-мониторинг.
- Написание отчёта о проделанной работе за учебный год.
Выход темы:
- Мастер-класс для родителей. Тема: «Лепка из солёного теста – снеговика»
Мастер-класс для педагогов. Тема: «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ»
- Оформление папки-передвижки тема: Консультация на стенде информации «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?»
- Оформление уголка в группе «Волшебные пальчики»
- Оформление папки-передвижки. Тема: «Фотоотчёт, как мы развиваем мелкую моторику»
- Сборник консультаций для родителей. Тема: »Родителям на заметку»
- Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Литература.
- Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.
- Бардышева Т.Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковыемалыша. Ростов-на-Дону: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008. – 320 с.
- Тимофеева Е.Ю. Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007. – 32 с.
- Соколова Ю.А. Игры с пальчиками. – М.: «Эксмо», 2006. – 25 с.
- http://nsportal.ru социальная сеть работников образования.
- http://www.maam.ru/ Международный образовательный портал.
- http://www.razvitierebenka.com/сайт «Развитие ребёнка»
- http://dohcolonoc.ru/ Сайт для воспитателей детских садов.
- http://detsad-kitty.ru/ Сайт для детей и взрослых.
- малыша. Ростов-на-Дону: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008. – 320 с.
- Тимофеева Е.Ю. Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007. – 32 с.
- Соколова Ю.А. Игры с пальчиками. – М.: «Эксмо», 2006. – 25 с.
- http://nsportal.ru социальная сеть работников образования.
- http://www.maam.ru/ Международный образовательный портал.
- http://www.razvitierebenka.com/сайт «Развитие ребёнка»
- http://dohcolonoc.ru/ Сайт для воспитателей детских садов.
- http://detsad-kitty.ru/ Сайт для детей и взрослых.
- http://ped-kopilka.ru/ Международный образовательный сайт "Учебно-методический кабинет".
19.Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.
20.Светлова И. "Развиваем мелкую моторику" ЭКСМО-Пресс, 2001г.
21.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги" С-Пб,"Корона", 2007г.
22.- Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.
23.- Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.
24.- Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
25.- Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
26.- Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 201
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План и отчет по самообразованию.Тема «Влияние развития мелкой моторики на речь дошкольников».
В плане по самообразованию представлены основные этапы работы. Отчет предлагается в виде презентации,В отчете говорится о проведенном анализе литературы,рассмотрены виды работ по развитию мелкой мотор...
Тема самообразования: « Развитие мелкой моторики у младших дошкольников» Воспитатель Зайцева Т.А.
Тема самообразования: « Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»...
План самообразования «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников»
План самообразования «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников»...
Консультация для педагогов по теме самообразования: «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников.»
Консультация для педагогов по теме самообразования: «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников.»...
Отчет по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук у дошкольников".
Отчет по самообразованию...
Самообразование "Развитие мелкой моторики рук у дошкольников"
Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Совершенствование условий для развития мелкой моторики рук у дошкольников....
Представление темы по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования"
В данном материале указаны цель, задачи, актуальность, ожидаемые результаты, план работы с детьми, педагогами, родителями по теме самообразования....