Презентация. Семинар для педагогов "Помоги ребенку"
презентация по коррекционной педагогике

Тишина Наталья Васильевна

Арсенал психолого-педагогических средств и методов общения с ребенком как профилактика по защите детей от жестокого обращения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.pptx2.05 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 1» СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Арсенал психолого-педагогических средств и методов общения с ребенком как профилактика по защите детей от жестокого обращения» подготовила: педагог-психолог высшей кв. категории Н.В. Тишина г. Черняховск

Слайд 2

3 позиции в общении с детьми: 1. Воспитатель - жертва 2. В оспитатель - свидетель 3. Воспитатель - агрессор .

Слайд 3

1 позиция в общении с детьми: « Воспитатель – в роли жертвы агрессивного поведения ребенка»

Слайд 4

Причины агрессивного поведения дошкольника Отвечая на полученную обиду или унижение . 2 ) Если кто-то нарушает его личностные границы, отбирает у него важные для него вещи, разрушает ценные постройки . 3) Когда он устал, болен или напуган. 4) Если на него мало обращают внимания, игнорируют . 5) Когда взрослые не понимают и не удовлетворяют его потребности. 6) Когда ребёнок не может объяснить то, чего он хочет. 7) Когда ребёнок не чувствует, что с ним советуются, что его мнение что-то значит, в ответ на «приказы» взрослых. 8) В случаях, если ребёнку довелось пережить какое-то травматическое событие: горе, нападение, перемену жительства, потерю стабильности, сильный страх, насилие, стресс.

Слайд 5

1 вариант : самый простой – ответить агрессией на агрессию .

Слайд 6

1 вариант : ответить агрессией на агрессию. РЕЗУЛЬТАТ: ребёнок получает подтверждение своей модели поведения – любую проблему можно решить силой, если кричать, бить, ругать то можно получить то, что хочешь и самое главное это работает.

Слайд 7

2 вариант : выступить в роли родителя – осудить, прочитать нотацию, запретить, ввести ограничения.

Слайд 8

2 вариант : выступить в роли родителя – осудить, прочитать нотацию, запретить, ввести ограничения. РЕЗУЛЬТАТ: педагог с одной стороны реализует свою профессиональную функцию. Но здесь важно понимать: с помощью, каких средств и методов, и что в данной ситуации видит и понимает ребёнок. А видит он, что его воспитывают, говорят как правильно, в тоже время, его чувства и эмоции отходят на второй план.

Слайд 9

3 вариант : постараться понять, принять, и помочь справиться с собственной агрессией, так как это реакция ребёнка, модель поведения, которую необходимо менять.

Слайд 10

3 вариант : постараться понять, принять, и помочь справиться с собственной агрессией, так как это реакция ребёнка, модель поведения, которую необходимо менять. РЕЗУЛЬТАТ: конкретные шаги и действия, чтобы направить эту агрессию в сторону или снизить эмоциональный накал.

Слайд 11

Методы и приемы оказания психолого-педагогической помощи агрессивному ребенку «Направления помощи ребёнку» 1. Дневник наблюдений – понять механизм запуска агрессии ; 2. Создание условий, когда ребёнок будет уверен, что его принимают хорошим - создание базы положительного самопредъявления , ситуация успеха, знаки внимания, важные дела, внешние стимулы подсказки 3. Обучение ребёнка способам саморегуляции ; 4. Система поощрений , положительных подкреплений – формирование и подкрепление мотивации к положительным изменениям; 5. Готовность к возникновению ситуации- не воспитывать и критиковать, а помочь справится с эмоциями (активное слушание, я-сообщения )

Слайд 12

Направления помощи ребенку Дневник наблюдений : место, время, ситуация, характер взаимодействия – понять механизм запуска агрессии .

Слайд 13

Направления помощи ребенку 2. Создание условий, когда ребёнок будет уверен, что его принимают хорошим - ситуация успеха, знаки внимания, важные дела, внешние стимулы подсказки;создание «позитивных условий» взаимодействия с ребёнком. Что сюда можно включить? ?-Придумайте ситуации, где ребёнок мог бы почувствовать себя успешным. ?–какие знаки внимания педагог может продемонстрировать ребёнку . ? – разработайте список «важных дел» выполняя, которые ребёнок мог бы продемонстрировать свои положительные качества перед коллективом, с помощью социально одобряемых дел обрести значимость и успех . ?- схематично « нарисовать» внешние стимулы подсказки, опираясь на которые, ребёнок мог бы контролировать свои действия реакции .

Слайд 14

Направления помощи ребенку 3. Обучение ребёнка способам саморегуляции : как справится со злостью, как злится и не причинять вред окружающим

Слайд 15

Направления помощи ребенку 4. Система поощрений , положительных подкреплений – формирование и подкрепление мотивации к положительным изменениям ; ? ВАШИ варианты поощрений, для закрепления социально одобряемого поведения.

Слайд 16

Направления помощи ребенку Идеи по поощрению детей в детском саду: Прием «похвала» - хвалить детей, хвалить поступки, хвалить за стремление и усердие, выражать благодарность за помощь, старание, улыбки. Прием «положительное внимание» - обнять погладить, прижать к себе, улыбнутся, Прием «дополнительное время совместных игр, занятий, развлечений» - детям предлагаю выполнить поручение, а после этого предлагается интересная игра или занятие, которое детям очень нравится. Прием «Бонус» - ребёнок ведет себя в рамках правил, выполняет ранее обговорённые условия, в качестве бонуса, неожиданно, ему предоставляется возможность поиграть подольше, быть первым, Прием «Сундучок поощрений» - волшебная шкатулка, в которой могут лежать разные детские «радости и полезности»: мелкие игрушки, наклейки, сувениры. Прием «Большое спасибо маме» - ребенок соблюдал правила, помогал выполнять важные дела, воспитатель при всех детях вручает ему торжественную открытку «Спасибо маме». Прием «Герой дня» - ребёнок выполнял правила, помогал в группе, в конце дня воспитатель торжественно вручает ему почетный знак «Герой дня». Прием «Номинация» - в конце недели, воспитатель совместно с детьми вручает награды «Золотые руки», «Светлая головушка», «Рыцарь дня», «Самый душевный», « Золотой запас» Прием «Экран достижений» - в группе можно сделать пано , где воспитатель, или сами дети отмечают своих заслуги и достижения.

Слайд 17

Направления помощи ребенку 5. Готовность к возникновению ситуации- не воспитывать и критиковать, а помочь справится с эмоциями (активное слушание, я-сообщения ) помнить , что в ситуации вспышки, необходимо демонстрировать спокойствие, уверенность и твердость своих намерений ; ваши слова и реакция должны быть направлены не на воспитание и критику поведения, и тем более личности ребёнка, а на оказание ему помощи в выражении чувств и эмоций ; 2 пути, в зависимости от ситуации, особенностей ребёнка, вашего эмоционального состояния: 1. Демонстрация ваших чувств: «мне не приятно, больно, обидно, горько, когда так поступают, если ты разозлился можно об этом сказать топнуть ногой, махнуть рукой»; 2. принятие и сочувствие ребёнку в его эмоциональных трудностях: я вижу, как ты сильно разозлился, давай … (варианты действий); я вижу ты сердишься, давай прогоним твою злость

Слайд 18

Алгоритм действия в ситуации конфликта 1 ) Примите как данность, что испытывать гнев, злость для ребёнка – естественно. 2) Помогите ребёнку осознать, что с ним происходит с помощью слов: «Я вижу, что ты сейчас сердишься»; «Я понимаю, что ты сейчас злишься». 3) Покажите что вы понимаете, НА ЧТО сейчас злится ребёнок: «Ты злишься на меня потому, что произошло...»; «Ты сердишься сейчас, потому что ты хочешь...» 4) Скажите, что вы понимаете его: «Я тебя понимаю, я бы тоже разозлилась на твоём месте»; «Я понимаю, мне неохота заканчивать интересные дела», «Я тоже злилась, когда была маленькой и меня начинали укладывать спать». 5) Помогите ребёнку сказать своими словами, что он чувствует : «Я сержусь», «Я злюсь», «Я так злюсь, что мне хочется тут всё раскидать», «Мне хочется тебя ударить».

Слайд 19

2. п озиция в общении с детьми: « ВОСПИТАТЕЛЬ В РОЛИ СВИДЕТЕЛЯ ЖЕСТОКОГО ПОВЕДЕНИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К РЕБЕНКУ» позиция наблюдателя . два варианта: педагог наблюдает в поведении ребёнка признаки, которые указывают на факты жесткого обращения, педагог непосредственно является свидетелем факта жёсткого обращения с ребёнком.

Слайд 20

« Жестокое обращение с детьми, что необходимо знать» Форма : физическое , сексуально, психологическое пренебрежение нуждами и потребностями ребёнка. Группы факторов провоцирующие возникновение форм насилия : внешние – социально-экономические, культурные условия проживания население; факторы риска, обусловленные структурой семьи и моделью общения; факторы риска, обусловленные личностью родителя; особенности личности и поведения ребёнка. Признаки , указывающие на факт жёстокого обращения с ребёнком. Виды и характер помощи детям- жертвам жестокого обращения

Слайд 21

« Формы жестокого обращения с детьми » Насилие классифицируется по нескольким параметрам: * явное или скрытое (косвенное) * происходящее в настоящем или случившееся в прошлом; * единичное или множественное , длящееся долгие годы; по месту происшествия и окружения насилие бывает : дома в детском саду на улице

Слайд 22

« Признаки жестокого обращения с детьми» Возраст 0-6 мес .: малоподвижность, безразличие к окружающему миру, отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы, в 3-6 мес.-редкая улыбка. Возраст 6 мес. -1,5 года : боязнь родителей, боязнь физического контакта со взрослыми, испуг при попытке взрослых взять на руки, постоянная беспричинная настороженность, плаксивость, хныканье, замкнутость печаль Возраст 1,5-3 года : боязнь взрослых, редкие проявления радости, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, крайности в поведении – от агрессивности до безучастности. Возраст 3-6 лет: пассивная реакция на боль, отсутствие сопротивления, примирение со случившимся, заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, ночные кошмары, страхи, регрессивное поведение. болезненное отношение критике; агрессивность, лживость, жестокость по отношению к животным, младшим; воровство, склонность к поджогам; несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, сексуальные игры с собой, сверстниками или игрушками, открытая мастурбация, нервно-психические расстройства и т.п. Для всех возрастов : задержка физического и умственного развития, задержка речевого и моторного развития, плохая успеваемость, нервный тик, энурез , нарушения сна, тревожность, различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря веса, язва желудка, кожные заболевания, различные аллергии), длительные подавленные состояния, печальный или утомленный вид, опухшие веки, нарушения аппетита, постоянный голод или жажда, санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез, стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание окружающих и т.п.

Слайд 23

« Алгоритм действий воспитателя в случае наблюдения факта жестокого обращения с ребенком» 1-свидетель самого факта насилия или есть косвенное подтверждение – определился с типом. 2-действия по отношению к агрессору, жертве, в зависимости от ситуации 3-общение с ребёнком 4-общение с родителем

Слайд 24

« Алгоритм действия педагога - в ситуации непосредственного общения с родителями, если она приобретает острый характер, в тактичной форме переключить внимание на нейтральную тему, помочь ребёнку успокоится, довести до сведения администрации, обратится за помощью к психологу; - в ситуации, когда педагог по косвенным признакам может предположить факты жестокого обращения – довести до сведения администрации, зафиксировать следы физического воздействия на теле ребёнка, обратится за помощью к психологу; - в ситуации, когда сам ребёнок рассказал, о том, что его дома бьют или унижают, стараться придерживаться следующих правил : Постарается избегать слов-реакций избегания, проявления сомнений. Постарается сохранить контакт, внимательно выслушать, не давая оценок ни ребёнку, ни ситуации. Постарается не задавать вопросов, быть рядом, выражать доверие и поддержку. Если ребёнок обратится с вопросов, в мягкой форме выразить ему свое сочувствие и понимание. Если вы чувствуете, что ваша безопасность или безопасность ребёнка под угрозой обратитесь за помощью к специалистам.

Слайд 25

3 . п озиция в общении с детьми: « ВОСПИТАТЕЛЬ В РОЛИ АГРЕССОРА ПО ОТНОШЕНИЮ К РЕБЕНКУ» « Раздраженный воспитатель не воспитывает, а раздражает »

Слайд 26

Алгоритм самопомощи для воспитателя Первый шаг - проанализировать ситуации, в которых вас охватывают отрицательные чувства. Самой универсальной формой является дневник самонаблюдений, где вы будете фиксировать ситуации, характер взаимодействия с детьми и ваши эмоции и чувства. В дневнике так же желательно отразить, что конкурентно в поведении детей вас раздражает, злит, прописать все это словами . НАПРИМЕР. Дата,время Ситуация Поведение ребёнка Мои чувства Пятница 10\30 Дети в раздевалке переодеваются на прогулку Миша бегает по раздевалке и всех бьет колготками, на просьбы остановится, не реагирует. Меня охватывает гнев, я повышаю голос, кричу, сажаю его на стул.

Слайд 27

« Алгоритм самопомощи для воспитателя Второй шаг Вторым шагом будет – анализ переживаемых вами чувств. Если это раздражение – скорее всего дети хотят внимания, но не умеют получать его социально приемлемы способами. Если это гнев – то, это может быть протест, борьба за самостоятельность, отстаивание своих прав. Если вы обижаетесь – то, это может быть месть. В зависимости от испытываемых вами чувств вы можете найти способы помощи ребёнку в удовлетворении его актуальных личностных потребностей.

Слайд 28

Алгоритм самопомощи для воспитателя Третий шаг. Третьим шагом – будет выбор средств переключения, когда вы почувствуете первые «волны» отрицательных чувств. Самым действенным способом будет - проговаривание своих чувств: «я чувствую, как я раздражаюсь (злюсь), когда вижу …, когда мне говорят …, когда меня не слышат с 3 раза …» Здесь есть 2 варианта – эти слова можно проговорить в слух, с целью обратить внимание ребёнка и показать ему, как правильно управлять своими чувства или проговорить про себя . После того как вы проговорили свои чувства, необходимо выполнить действия для переключения внимания.

Слайд 29

Алгоритм самопомощи для воспитателя Четвертый шаг – выстроить для себя схему: ситуация взаимодействия- поведение детей – испытываемые вами чувства – приемы самопомощи- практика.

Слайд 30

АНАЛИЗ * Когда это происходит? *Почему это происходит? *Какое чувство вас охватывает? * Что вы говорите, как вы поступаете? *Затем запишите словами – я злюсь, когда …, я хочу... *Затем запишите, что вы можете сделать, что бы переключиться, успокоиться.

Слайд 31

Физические упражнения: взмахи руками, приседания, сильно сжать и разжать кулаки, потереть ладони.

Слайд 32

. Включить в голове приятную картинку – образ, который вас согревает и успокаивает или проговорить важную для вас фразу . Дыхательные техники: 3 глубоких вдоха и выдоха, когда вдох короче, чем выдох; вдох через одну ноздрю выдох через другую .

Слайд 33

Закончите фразу : Самым полезным для меня сегодня было…

Слайд 34

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Семинар – практикум на тему «Создание интерактивной презентации в программе «Microsoft Power Point»

Семинар – практикум на тему «Создание интерактивной презентации в программе «Microsoft Power Point»...

Презентация Семинар – практикум на тему «Создание интерактивной презентации в программе «Microsoft Power Point»

Презентация Семинар – практикум на тему «Создание интерактивной презентации в программе «Microsoft Power Point»...

Презентация Семинар – практикум на тему «Создание интерактивной презентации в программе «Microsoft Power Point»

Презентация Семинар – практикум на тему «Создание интерактивной презентации в программе «Microsoft Power Point»...

Презентация Семинар-практикум для родителей на тему: «Что важно знать о ребенке двух-трех лет, чтобы лучше понимать его»

laquo;Золотые правила родителя»•  Воспитывают не слова, а поступок, то есть, если хочешь, чтобы твой ребенок стал счастливым, стань счастливым сам. Ребенку нужно показать счастье, а н...

Презентация к семинару практикуму "Наш ребенок говорит-словно реченька журчит"

Презентация к семинару практикуму "Наш ребенок говорит-словно реченька журчит"...

Презентация выступления на районном семинаре «Двигательная активность ребенка дошкольного возраста, как необходимое условие укрепления здоровья»

Двигательная активность дошкольников должна составлять 50% периода бодрствования.Исследования последних лет показывают, что функциональные возможности организма ребенка не реализуются на должном уровн...