Презентация семинара-практикума для педагогов "Логоритмические упражнения – неотъемлемые элементы гармоничного развития ребенка"
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему
В презнтации предлагаются всевозможные логоритмические упражнения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint_2.pptx | 112.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чем полезна логоритмика и как ею заниматься Еще в середине прошлого века биологи и врачи доказали, что регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме способно побороть самые разные заболевания и не только улучшить самочувствие, но и поднять «боевой дух» пациентов. Так появилась сначала общая – лечебная, а потом и узкоспециализированная – логопедическая ритмика. Коктейль из движений, речи и музыки помогает детям научиться красиво и плавно говорить, а в некоторых случаях даже избавиться от заикания.
Зачем это надо? Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нервной системы и органов восприятия: когда хотя бы одна из составляющих дает сбой, разваливается, как правило, весь механизм . Задача логоритмики – сделать так, чтобы все работало слаженно и без сбоев. Кроме того, логопедическая ритмика отлично развивает моторику (общую и тонкую), координацию движений и речевое дыхание и способствует нормализации мышечного тонуса. Занятия логоритмикой тренируют память, внимание и восприятие (особенно слуховое) и весьма благотворно влияют на физическое состояние малыша, помогая ему сформировать правильные двигательные навыки. А в последнее время специалисты обратили внимание на то, что логопедическая ритмика очень хорошо «работает» с психоэмоциональным состоянием детей: непоседливых и легковозбудимых крох она успокаивает, а медлительных и задумчивых, наоборот, подстегивает.
Для кого? Логоритмика в первую очередь полезна детям: • с заиканием или с наследственной предрасположенностью к нему; • с чересчур быстрой/медленной или прерывистой речью; • с недостаточно развитой моторикой и координацией движений; • с дизартрией, задержками развития речи, нарушениями произношения отдельных звуков; • часто болеющим и ослабленным; • находящимся в периоде интенсивного формирования речи (в среднем это возраст от 2,5 до 4 лет).
Отличительной особенностью ритмики, в том числе и логопедической, является абсолютная простота: все существующие задания без проблем может выполнить человек, не имеющий никакой специальной подготовки. 1 .Все упражнения строятся на подражании: взрослый показывает – ребенок повторяет. Специально заучивать речевой материал не надо: пусть все происходит постепенно – от занятия к занятию. На первых порах текст читает только взрослый, побуждая малыша к повторению. Постепенно к чтению подключается и ребенок: когда он будет в состоянии повторить все фразы в правильном ритме и без ошибок, можно отдать бразды правления в его руки. 2 . Заниматься логоритмикой нужно всего раз в неделю и делать это лучше во 2-ой половине дня. 3 . Ребенку должно быть интересно и весело. Во время занятий можно и нужно использовать картинки, игрушки, яркую одежду или костюмы (если они не мешают двигаться) , а так же любые предметы, которые доставляют малышу радость! 4 . Упражнения нужно многократно повторять (из занятия в занятие) – до тех пор, пока они не будут выполнены на отлично. 5. Без музыки – никуда. Для медленной части подойдут вальсы, для более подвижной – марш. Также имеет смысл запастись детскими песенками и записями звуков природы. 6. Занятия нужно подстраивать под ребенка: если что-то не получается - упростите задание. Заметили, что у малыша трудности с мелкой моторикой и звуками, – смело увеличивайте количество соответствующих упражнений. Не бойтесь экспериментировать: главное – соблюдать единство музыки, движения и речи, а в остальном – фантазируйте! 7 . Не расстраивайтесь и не сердитесь, если у малыша что-то не получается. Почувствовав ваше недовольство, он может замкнуться и отказаться от упражнения. Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если вы сами уже отчаялись поверить в то, что ребенок когда-нибудь с ним справится.
От 2,5 до 4 лет В этом возрасте дети совершенствуют двигательные навыки, учатся говорить и общаться – именно этим и нужно заниматься на уроках логоритмики . Важно! Если ребенок еще не говорит предложениями, разрешите ему повторять только последние слова фразы или просто окончания слов. 1. Игра «Прогулка» (развитие общей моторики ) По узенькой дорожке (ходьба на месте) Шагают наши ножки (высоко поднимая ноги) По камешкам, по камешкам (переминаться с ноги на ногу в медленном темпе) И в ямку... бух! (сесть на пол на последнем слове) 2. Игра «Большие и маленькие капельки» (развитие чувства темпа и ритма) Как стучат большие капли? Правильно, они стучат медленно – кап, кап, кап, кап... А маленькие капельки как? Конечно, быстро! Кап-кап-кап-кап-кап-кап … . 3. Игра «Оркестр» (развитие слухового внимания) Когда взрослый говорит «Дождь!» – ребенок произносит: « Ш-ш-ш ...», в ответ на «Молния!» – звонит в колокольчик, а, услышав «Гром!» – громко топает ногами. На слове «Тишина» – все смолкает.
4. Пальчиковая игра «Домик» (развитие мелкой моторики) На поляне дом стоит, (пальцы обеих рук под углом друг к другу широко расставлены, соприкасаются только кончики пальцев) Ну а к дому путь закрыт. (большие пальцы обеих рук подняты вверх, остальные пальцы – в горизонтальном положении вместе, кончики средних пальцев соприкасаются) Мы ворота открываем, в этот домик приглашаем. (ладони поворачиваются параллельно друг другу, руки разводятся в стороны ладонями вверх) 5. Пение (тренировка дыхания, голоса и плавности речи) Выбирайте любую песенку и пойте ее вместе с ребенком. 6. Игра «Ветер» (нормализация мышечного тонуса, расслабление) Ветер дует нам в лицо и качает деревцо. (качать поднятыми вверх руками, наклоняя корпус вправо-влево) Ветерок все тише, тише. (медленно покачивать руками) Деревца все выше, выше. (тянуться вверх на носках, руки подняты вверх) 7. Упражнение «Вьюга» (развитие речевого дыхания) Взрослый: Как дует сильный ветер? У-у-у… Кто изобразит самый долгий ветер? Малыш после энергичного вдоха через нос на выдохе тянет звук «у-у-у...» 8. Игра «Прогулка и дождик» (развитие чувства темпа и ритма, общей моторики) Спокойно гуляете с ребенком по комнате под медленную музыку, затем включаете мелодию в среднем темпе и пляшете под нее, добавляя в танец знакомые малышу движения. Ну и, наконец, под быструю и ритмичную музыку надо «убегать от дождя» и прятаться под зонтом.
От 4 до 6 лет В этом возрасте речь ребенка перестает быть «детской» и количество «смешных» ошибок постепенно сходит на нет. Поэтому к знакомым занятиям нужно добавить логопедическую гимнастику и чистоговорки на отработку звуков. 1. Упражнение «Черепаха» ( самомассаж ) Шла купаться черепаха (легкие пощипывания пальцами рук, груди, ног) И кусала всех со страха: Кусь ! Кусь ! Кусь ! Кусь ! Никого я не боюсь! 2. Упражнение «Ракета» (развитие речевого дыхания и голоса) Говорит взрослый отвечает ребенок. Проверяем топливо. - Долгое « ш-ш-ш-ш-ш …» Открываем люки. - Звук « ааааА » (тихий, переходящий в громкий), руки поднимаются. Закрываем люки. - Звук « Ааааа » (громкий, переходящий в тихий), руки опускаются. Проверяем радио. - Короткий звук «У» то громко, то тихо. Включаем двигатель. - Долгое « р-р-р-р-р …», руки в кулачках. 3. Пальчиковая игра «Строим дом» (развитие мелкой моторики) Тук-ток, тук-ток (ударять кулачками друг о друга) з астучал молоток. Будем строить новый дом с высоким крыльцом, (поднять руки вверх) С окнами большими, (согнуть руки в локтях, ладони друг на друга,изображая окно) Ставнями резными. (поднять кисти рук вверх - «открыть ставни») Тук-ток, тук-ток (ударять кулачками друг о друга) з амолчал молоток. (руки опустить) Вот готов новый дом, (поднять руки вверх) Будем жить мы в нем. (потереть ладони друг о друга)
4. Логопедическая гимнастика «Печем пирожки» 1 . «Месим тесто» – активно двигаем языком, упираясь то в одну, то в другую щеку. 2 . «Раскатываем тесто» – с силой проталкиваем язык между губами и втягиваем обратно в рот. 3. «Блинчик» – высовываем язык и держим его широкой лопаткой. 4 . «Кладем начинку» – заворачиваем края языка так, чтобы в середине осталась ямка. 5. «Печем пирожки» – надуваем щеки и медленно со звуком « пух-х-х-х …» выпускаем воздух (губы расслаблены) 6. «Вкусный пирожок» – облизываем губы языком Упражнения можно делать и под музыку, меняя темп в зависимости от мелодии. 5. Чистоговорка на звук Ц (развитие звукопроизношения) Цы-цы-цы – в огороде огурцы. (хлопать в ладоши) Ица-ица-ица – прилетела к нам синица. (делать легкие взмахи кистями рук) Рец-рец-рец – поклевала огурец. (стучать указательным пальцем по коленям) Цу-цу-цу – всем я дам по огурцу. (вытягивать руки вперед и затем прижимать к груди) 6. Упражнение «Аист» (развитие чувства равновесия, нормализация мышечного тонуса ) Аист ногу поднимает – ничего не понимает. (стоят сначала на одной ноге, потом на другой, стараясь удержать равновесие) И весь день среди ракит на одной ноге стоит. (руки разводят в стороны) 7. Игра «Ёжик» (развитие реакции, речевого слуха) Ребенок бегает под музыку. Когда она перестанет звучать, малыш должен присесть и обнять себя руками («ёжик»), как только мелодия заиграет снова – нужно бежать.
От 6 до 8 лет В этом возрасте ребенку подвластны практически все движения, а сам он полон энергии и сил! Упражнение «Замри» (развитие быстроты реакции, творческих способностей) Под быструю музыку ребенок бегает, изображая движения какого-нибудь животного. Как только музыка прекращается, должен замереть, приняв позу, передающую образ этого животного. Взрослый старается угадать, какого же зверя малыш изобразил. 2. Упражнение «Греем ладошки» (развитие мелкой моторики, самомассаж ) Если замерзают руки (медленно-медленно растирать одну ладонь о другую) Начинаем их тереть, Быстро мы сумеем руки, как на печке, разогреть. Сначала ладошки (растирать ладони все быстрее и быстрее) Совсем как ледышки, Потом как лягушки, потом как подушки. Но вот понемножку согрелись ладошки, Горят и взаправду, (протянуть вперед раскрытые горячие ладони) а не понарошку. 3. Чистоговорка Р-Рь (развитие звукопроизношения и мелкой моторики) Орь-орь-орь – с мамой ты не спорь. (грозить пальцем) Ор-ор-ор – на, возьми топор. (сжать пальцы в замок, поднимать и опускать руки) Ра-ра-ра – в лес идти пора. (шагать) Ре-ре-ре – выходи на заре. (поднять прямые руки, поворачивать кисти рук из стороны в сторону)
4. Ритмическая игра «тук-тук» (развитие чувства ритма движений и речи) Тук, тук, туки-тук. (отхлопывать ритм, проговаривая слова) Туки-туки-туки-тук . Туки-тук, туки-тук. Туки-туки, тук, тук. Туки, тук, тук, тук. Тук, туки, туки, тук. 5. Пение (тренировка дыхания, голоса и плавности речи) Подходит любая (даже взрослая) песня, которая нравится ребенку. 6. Игра «Разведчики» (развитие чувства темпа и ритма) Взрослый отхлопывает несложный ритм и предлагает ребенку повторить. Когда задание станет получаться без ошибок, ритм уже не отхлопывается, а играется на музыкальном инструменте. Бубен, барабан, ксилофон – подходит все, что может издавать ритмичные удары. Высший пилотаж: взрослый отхлопывает ритм руками, а ребенок повторяет его на инструменте. 7. Игра «Зеркало» (развитие умения ориентироваться в пространстве) 1. Взрослый показывает ребенку изображение человечка и просит встать так же, как на рисунке, то есть стать «зеркальным отражением». 2. Под быструю (или в среднем темпе) музыку ребенок совершает произвольные движения (можно бегать, кружиться, прыгать). Как только мелодия замолкает, малыш должен принять позу человечка, нарисованного на картинке, и замереть.
На занятиях связь речи с музыкой и движением кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребенка позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребенка к занятиям, пробуждает его мысль и фантазию. Еще один плюс логоритмических упражнений, это то, что они групповые . Это помогает ребенку научиться работать в детском коллективе , находить с ним общий язык и учиться с ним, активно взаимодействовать .
Логоритмические упражнения полезны всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и другие. Очень важны упражнения для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логоритмических упражнений. В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. Поэтому логоритмика становится праздником красивой речи для детей!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум «Особенности организации игровых упражнений по логоритмике на занятиях в процессе взаимодействия педагогов»
Семинар-практикум для педагогов...
Семинар-практикум для родителей «Музыка как неотъемлемая часть педагогического процесса ДОУ»
Цель: Совершенствование нетрадиционной формы работы с родителями, формирование их педагогической компетентности и вовлечение в воспитательно-образовательную деятельность детского сада....
Семинар-практикум для родителей: "Музыка как неотъемлемая часть педагогического процесса ДО"
Цель.Совершенствование нетрадиционной формы работы с родителями, формирование их педагогической компетентности и вовлечение в воспитательно-образовательную деятельность детского сада....
Презентация Семинар – практикум на тему «Создание интерактивной презентации в программе «Microsoft Power Point»
Семинар – практикум на тему «Создание интерактивной презентации в программе «Microsoft Power Point»...
Семинар - практикум "Использование игр и упражнений по технологии ТРИЗ для развития речи детей младшего дошкольного возраста" (из опыта работы)
Для развития, обогащения и активизации речи детей младшего дошкольного возраста были разработаны и апробированы дидактические игры и упражнения по технологии ТРИЗ. Использование дидактичес...
Семинар-практикум для педагогов «Кинезиологические упражнения для дошкольников»
Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие....
Семинар-практикум для педагогов «Кинезиологические упражнения как средство развития мышления и речи"
Семинар-практикум для педагогов «Кинезиологические упражнения как средство развития мышления и речи"...