Изотерапия в коррекционно - развивающей работе с детьми, имеющими нарушение зрения
консультация по коррекционной педагогике
Консультация предназначена для всех специалистов, занимающихся с детьми, имеющими нарушение зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для воспитателей | 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 24 «Пчелка» г. Бердска
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
НА ТЕМУ: «Изотерапия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»
Составила: учитель-дефектолог Ефремова О.В.
2020 год
В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира, характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растёт количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением.
Сохранять зрение, учить ребёнка рационально им пользоваться, развивать зрительные функции и проводить профилактику зрительных нарушений – важные направления моей работы с детьми с нарушением зрения.
По мнению Л.И.Плаксиной, которая является ведущим специалистом по вопросам содержания и методов обучения детей с нарушением зрения Института коррекционной педагогики РАО – развивать зрительное восприятие нужно, не придумывая какие-то особые виды занятий, заданий, пособий, а в тех видах деятельности, которые присущи детскому возрасту. Я полностью разделяю данное утверждение и более того, убедилась в этом на практике. Именно использование элементов изобразительной деятельности и различных игр в работе с детьми с нарушением зрения способствуют созданию такой атмосферы, в которой дети непринуждённо реализуют свои потребности и возможности, тем самым формируются их коммуникативные способности.
Чем это обосновывается?
- Специфическая особенность изодеятельности заключается в том, что она, как и игра, отвечает интересам и потребностям ребёнка, а то, что интересно, хорошо усваивается (принцип мотивации).
- Изодеятельность позволяет познавать цвет, форму, величину, совершенствовать восприятие пространственных отношений.
- Процесс изодеятельности происходит на основе активного восприятия (система перцептивных действий), главную роль здесь играют движения руки и глаз. В процессе такой предметно-практической деятельности формируется единая система « глаза-рука». Развивается адекватное взаимодействие глаз и руки, точность движения руки под зрительным контролем, то есть формируется зрительная сенсомоторная координация, а также связь между глазомером и двигательной памятью.
Всё это даёт возможность использовать данный вид детской деятельности как коррекционной и применять его на всех этапах лечебно-восстановительной работы, что я и делаю.
Изучив программу по развитию зрительного восприятия и по изобразительной деятельности для детей с нарушением зрения, пришла к выводу, что содержание обоих разделов направлено, в первую очередь, на овладение детьми сенсорными эталонами различного вида: зрительными, осязательными, двигательными. В связи с этим значительное количество занятий отведено предметному рисованию с натуры. Поэтому в своей работе стала использовать задания, связанные с изображением натюрмортов. Этот выбор не случаен. Проведённая мною диагностика по методике Н.М.Зубаревой, подтвердила факт, доказанный работами педагогов и психологов: С.Л.Руинштейна, А.А.Люблинской и др., что натюрморт более доступен и понятен детям. Он не только вызывает наибольший эмоциональный отклик, ассоциации с их собственным жизненным опытом, но и привлекает внимание к средствам выразительности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображённых предметов, любоваться ими.
Свою работу с детьми с нарушением зрения по формированию зрительного восприятия вела поэтапно, от простого к сложному, учитывая ндивидуальные возможности каждого ребёнка, как зрительные, так и познавательные. Причём задания подбирала с учётом этапов лечения:
на плеоптике - упражнения на сравнение, на соотношение, локализацию;
на ортоптике - упражнения на совмещение;
на диплоптике - рассматривание и узнавание изображений одного предмета в разных проекциях.
На занятиях, предшествующих непосредственному знакомству с натюрмортом, через игры и упражнения такие как: рассматривание открыток с цветочными композициями, иллюстраций книги А.К.Киятки «Искусство составления букета», слушание классической музыки в инструментальной обработке и подбор движений к её характеру, подводила детей к пониманию сущности понятия «композиция», то есть сочетание чего-либо: предметов, звуков, движений.
Параллельно с этим проводила работу по совершенствованию цветовосприятия. Через дидактические игры: Живые лепестки», «В гостях у солнышка и Снежной королевы», «Волшебные краски», «Цветовая угадайка», «Оттенки», практические упражнения: «Сказочный волшебник», «Ковёр для волшебника», «Праздничный салют» закрепляли уже имеющиеся представления детей об оттенках, о светлотном ряде, о группировке цветов спектра на тёплые и холодные.
Такие упражнения как «Раскрась объёмные фигуры», «Раскрась посуду», «На какие геометрические фигуры похоже?» позволили сформировать у детей понятие о светотени и закрепить знания фигур, а также умение вычленять в окружающих предметах основные геометрические формы.
Практические задания типа «Раскрась композицию пряники, овощи», «Составь как у меня», «Составь букет», «Составь композицию» совершенствовали понимание сущности композиции и колорита. Так проводила работу над обогащением сенсорно-эстетических эталонов.
Прежде чем изобразить какой-либо предмет, учила детей его тщательному обследованию, стараясь задействовать как можно больше анализаторов. Например, рисованию овощного натюрморта «Морковь и лук», предшествовал ряд дидактических игр: «Узнай на вкус», «Узнай, что спрятано в мешочке», «Подбери подходящее слово», «На что похоже?».
Для того чтобы ребёнок выполнял задания с удовольствием, использовала такой приём как вхождение в образ. Так во время рисования цветочного натюрморта предлагала детям представить себя букетом. Ребята пытались найти соответствующую позу и рассказать, какой получился букет.
Работа по рисованию сочеталась с рассматриванием репродукций. Более живому эмоциональному восприятию помогал очень интересный приём, предложенный И.М.Зубаревой, приём - «вхождения в картину». Я предлагала детям осмотреться, прислушаться, и это им удавалось довольно легко. Причём подобные путешествия доставляли массу удовольствий и позволяли приносить множество впечатлений и делиться ими.
Проводимая мною работа, способствовала тому, что к концу учебного года у детей с нарушением зрения произошли позитивные изменения по всем показателям. Дети стали свободно дифференцировать цвет, форму, величину. Овладели навыком узнавания предметов, изображённых в различных проекциях. Умением целостно, детально и последовательно воспринимать содержание сюжетной картины. Также значительно повысился уровень развития мелкой моторики рук детей, они научились рисовать предметы разной формы, соотносить пропорции и пространственные признаки.
Таким образом, любимая детская деятельность – рисование способствует совершенствованию недостатков зрительного образа, развитию предметной деятельности и выступает средством формирования личности дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компьютерные игры в коррекционно-логопедической работы с детьми имеющие нарушение зрения.
Учитель-логопед детского сада компенсирующего вида для детей с нарушением зрения на своих занятиях решает две категории коррекционных задач:- исправление речевых нарушений;- коррекция зрения за счёт р...
«Возможности имаготерапии в коррекционно – развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи».
Имаготерапия в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи....
Практическое пособие "ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ
В пособии представлены авторские сценарии в стихах для дошкольников, сценарии в обработке, написанные по мотивам известных сказок....
«Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушение зрения».
Стремительное развитие инновационных технологий приводит к их широкому внедрению во все структуры общества и государства, в том числе в сферу образования. Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение ...
Опыт работы: Применение речевых коммуникаторов (GoTalk 4+, Big Button, Attainment Talker 6+) в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения вербальной коммуникации
Обучение дошкольников в группе со сложными дефектами использованию речевых коммуникаторов в процессе коррекционно-развивающей работы....
Полисенсорный способ обучения в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения
Первостепенное значение в компенсации недостатков и развитии способностей детей имеет формирование согласованной работы всех уровней сенсорно-познавательной системы (речь и движение, слух, осязание, э...