Как определить отклонения в речевом развитии ребенка.
консультация по коррекционной педагогике

Архипова Елена Анатольевна

Активная речь ребенка проходит несколько этапов развития. Самым первым проявлением речи ребенка является крик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_opr-t_otk-ya_v_rech._raz-i_r-ka.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Как определить отклонения в речевом развитии ребенка

        Активная речь ребенка проходит несколько этапов развития. Самым первым проявлением речи ребенка является крик.

2 – 3 мес. На смену крику приходит гуление. Гуление – произнесение гласных звуков, близких к [А], [Ы], [И], возможно в сочетании с согласным [Г]. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится управлять интонацией.

7 – 9 мес.  Ребенок произносит серии одинаковых слогов: «дя-дя-дя», «ба-ба-ба», «ма-ма-ма». Это проявление речи называется лепетом.

9 – 11 мес. Малыш подражает звукам речи взрослых.

11 – 13 мес.  Появляется несколько осознанно употребляемых ребенком

слов.  Это двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: «мама»,

«дядя» и т. д. Количество слов к двум годам значительно увеличивается

(около 300 слов различных частей речи ).

2 – 3 года.  Начинается овладение фразовой речью, появляются первые предложения. Длина предложений и грамотность их построения увеличиваются очень быстро. Внутренний мир ребенка расширяется за пределы данного места и времени, бурно развивается воображение. К 3,5 годам словарь ребенка насчитывает больше 1000 слов.

Вы познакомились с этапами речевого развития ребенка в норме.

Любое отклонение от нормы требует незамедлительной консультации

специалиста. До сих пор существует мнение, что к логопеду необходимо обращаться после 5 лет. Однако при тяжелых нарушениях речи к пяти годам многое упущено, приходится исправлять уже неправильно сформированную речь. В раннем же возрасте можно помочь формированию правильной  и чистой речи. Известно, что наиболее чувствительным к речи является возраст от 1,5 до 3 лет.

Чем раньше выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно исправить. Тревогу у родителей должны вызывать задержки речи не только тогда, когда у ребенка нет речи в два года, а уже и в тех случаях, когда запаздывает развитие гуления и лепета.

        Проявите инициативу первыми! Конечно же, за состоянием ребенка родителей должны следить и участковый педиатр, и воспитатель детского сада. Однако, дорогие родители, вы должны запомнить, что, как это ни печально, но кроме вас в наше время ваше дитя никому не нужно. Поэтому, если вы заподозрили неладное в речевом развитии малыша, посоветуйтесь с профессионалами. Ни в коем случае не слушайте подружек и коллег по работе: «У моего точно такое же было. Тепеpь болтает, не остановишь».

Будьте внимательны! Признаки нарушения речевого развития очевидны, если:

  • К концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением.
  • К концу 4-го месяца он не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит. 
  • К концу 6-го месяца не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать те предметы и тех людей, которых она называет, не прислушивается к музыке.
  • К 7 месяцам не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не отдает предпочтение мелодичным погремушкам.
  • К концу 9-го месяца у него нет лепета и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего.
  • К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания либо ручкой в знак прощания.
  • К году он не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы («покажи», «принеси»), не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения.
  • К 1 году 4 месяцам он не может произнести 6 осмысленных слов.
  • К 2 годам ребенок не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы: «Сходи на кухню и принеси чашку», не узнает близких на фотографиях.
  • К 2,5 годам не понимает разницу между словами «большой» и «маленький».
  • К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать. Не может показать, какая  линия самая длинная. Не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.
  • В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как определить отклонения в речевом развитии ребенка?

Как определить отклонения в речевом развитии ребенка?Активная речь ребенка проходит несколько этапов развития. Самым первым проявлением речи ребенка является крик.2-3 месяцаНа смену крику приход...

Как определить отклонения в речевом развитии ребёнка.

Из статьи вы узнаете, на что следует обратить внимание в речевом развитии ребёнка....

Консультация для родителей: «Как определить отклонения в речевом развитии ребенка»

Активная речь ребенка проходит несколько этапов развития. Самым первым проявлением речи ребенка является крик....

«Как определить отклонения в речевом развитии ребенка»

Активная речь ребенка проходит несколько этапов развития. Самым первым проявлением речи ребенка является крик.2-3 мес. На смену крику приходит гуление. Гуление- произнесение гласных звуков, близких к...

Как определить отклонения в речевом развитии ребенка

Рождение ребенка – огромное событие в жизни любой семьи. Рассмотрим этапы речевого развития детей....