Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС.
статья по коррекционной педагогике
Душа каждого человека - зародыш прекрасного цветка, но расцветет ли он, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости духовно- нравственного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedsovet_18.docx | 25.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание младших школьников
в рамках ФГОС.
«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце».
В. А. Сухомлинский.
Душа каждого человека - зародыш прекрасного цветка, но расцветет ли он, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости духовно- нравственного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни.
Этот вопрос является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни или умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем возрасте. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Поэтому возникла необходимость говорить как о проблемах духовно-нравственном воспитании, так и о колоссальной работе воспитателей и учителей начальных классов в данном направлении.
Ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами: добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни. Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов, к размытости понятий «долг», «честь», «совесть», «духовность», «патриотизм». В сложившейся ситуации не эффективны разовые и локальные меры. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы.
Воспитанию подрастающего поколения придавалось значение во все времена, но особенно сегодня, в современных условиях введения ФГОС.
В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В ситуации безнравственности во многих сферах жизни, окружающих ребёнка, - в быту, во дворе и на улице – в том мутном потоке, что льётся на него с экранов телевизоров, всем, а особенно ребёнку, приходящему в этот мир не в самое лучшее, доброе время, необходимы нравственные опоры, чистые источники Добра и Красоты, которые всегда спасали человечество, и припадать к этим живительным ключам человек должен уже с детства. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребёнка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности. Что делать, где искать ребёнку сегодня эти нравственные опоры и образцы? Не будем разбираться в причинах и искать виноватых, подумаем лучше о том, как противостоять этим негативным тенденциям, что можем и должны сделать сегодня мы – школа и учитель.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся содержит восемь разделов.
В первом разделе определены цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, сформулирован современный воспитательный идеал, на достижение которого должны быть направлены совместные усилия школы, семьи и других институтов общества.
Во втором разделе определены основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
воспитание нравственных чувств и этического сознания;
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
В каждом направлении раскрыта соответствующая система базовых ценностей.
В третьем разделе формулируются принципы и раскрываются особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, определяется концептуальная основа уклада школьной жизни.
Четвёртый раздел раскрывает основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся по каждому из направлений организации воспитания в начальной школе. Содержание представлено в виде важнейших содержательных компонентов воспитания, обучения и развития обучающихся, их коммуникативной, информационной, проектной, социальной деятельности.
В пятом разделе по каждому из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания приведены виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования.
В шестом разделе определены условия совместной деятельности образовательного учреждения с семьями обучающихся, с общественными институтами по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.
В седьмом разделе раскрыты принципы и основные формы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.
В заключительном, восьмом разделе по каждому из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания определены планируемые воспитательные результаты.
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Образовательное учреждение может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями и системой ценностей задачи, виды и формы деятельности на ступени начального общего образования.
Воспитательные цели могут быть реализованы на материале любого учебного предмета, воспитательного занятия. В ходе уроков, занятий можно использовать такие формы работы:
изучение лучших образцов художественной культуры, предметов искусства;
ознакомление с героическими историческими событиями своего государства;
просмотр и последующее обсуждение фрагментов художественных и документальных фильмов;
проведение сюжетно-ролевых или деловых игр;
организация дискуссионной формы общения;
создание проблемных ситуаций;
решение практических задач.
Планирование формирования основных культурных ценностей должно включать проведение внеурочных воспитательных мероприятий, например:
общешкольные или семейные праздники;
коллективные творческие дела;
квест-игры;
викторины;
конкурсы;
диспуты;
ток-шоу.
Данное направление включает также организацию работы различных форм дополнительного образования:
кружков;
секций.
Главной педагогической единицей внеурочной деятельности считается культурная практика. Это понятие подразумевает организацию культурного события при активном участии школьников, что обеспечивает расширение детского опыта конструктивного творческого взаимодействия в культуре.
Воспитательный процесс духовно-нравственного развития школьников в рамках ФГОС должен включать организацию для них социальной практики. Смысл таких мероприятий заключается в том, что дети привлекаются к решению важных социальных и общественных задач. Это будет способствовать формированию у них активной гражданской позиции и социальных компетентностей, получению опыта конструктивного гражданского поведения.
Духовно-нравственное воспитание ребенка начинается в семье и школа не заменяет, а усиливает этот процесс. Поэтому необходимо, соблюдая принцип преемственности и сотрудничества, устанавливать тесные взаимосвязи между семьей и школой. Для этого рекомендуется:
проводить семейные праздники;
использовать систему творческих домашних заданий, при выполнении которых ребенку будет необходима помощь родителей;
приобщать родителей к участию во внеурочных школьных мероприятиях;
включать родителей в органы управления образовательным заведением.
Также следует уделять внимание изучению уровня воспитательного потенциала семей школьников и содействовать духовно-нравственному и гражданскому воспитанию родителей. Для этого можно организовывать тематические лекции, диспуты и семинары для родителей, использовать нестандартные формы проведения родительских собраний.
Закончить хочется словами А.С.Макаренко «Воспитывать - самая трудная вещь. Думаешь: ну, всё теперь кончилось! Не тут-то было - всё только начинается»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
семейные альбомы и книжки-малышки как метод нравственного воспитания младших дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО.
Описание долгосрочного проекта по нравственному воспитанию в первой младшей группе "Любим Родину с пелёнок"....
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ 2019-2020 ГОД
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ...
Творческий отчет по теме самообразования «Воспитание духовно-нравственных чувств детей младшего дошкольного возраста»
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....
План по самообразованию «Воспитание духовно - нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и дет...
План по самообразованию «Воспитание духовно - нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и дет...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭТНОКУЛЬТУРЫ РУССКОГО И БАШКИРСКОГО НАРОДОВ
АННОТАЦИЯВ статье рассматриваются методические особенности проведения работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников средствами этнокультуры русского и башкирского народов. Повышение вн...
Конспект занятия по духовно - нравственно патриотическому воспитанию во второй младшей группе «Родина»
Конспект занятия по духовно - нравственно патриотическому воспитаниюво второй младшей группе «Родина» ...