ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭТНОКУЛЬТУРЫ РУССКОГО И БАШКИРСКОГО НАРОДОВ
статья
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются методические особенности проведения работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников средствами этнокультуры русского и башкирского народов. Повышение внимания к духовно-нравственному воспитанию требует совершенствования форм и методов работы с детьми в этом направлении. Проведенный анализ современного педагогического опыта в данном направлении позволил выявить условия духовно-нравственного воспитания школьников и разработать Программу по духовно-нравственному воспитанию младших школьников средствами этнокультуры русского и башкирского народов. Были определены и апробированы формы работы педагога и семьи по усвоению детьми духовно-нравственных ценностей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются методические особенности проведения работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников средствами этнокультуры русского и башкирского народов. Повышение внимания к духовно-нравственному воспитанию требует совершенствования форм и методов работы с детьми в этом направлении. Проведенный анализ современного педагогического опыта в данном направлении позволил выявить условия духовно-нравственного воспитания школьников и разработать Программу по духовно-нравственному воспитанию младших школьников средствами этнокультуры русского и башкирского народов. Были определены и апробированы формы работы педагога и семьи по усвоению детьми духовно-нравственных ценностей.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России формулирует главную цель российского общества и национального образования – воспитание детей и молодежи, ориентированное на овладение их основными национальными ценностями и духовными традициями [1].
Задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свое Отечество, свою малую родину, свой народ, не может быть решена без приобщения к духовным богатствам своего народа. Таким образом, этнокультура является традиционным этническим средством формирования личности.
«Этнокультурная компетентность - качество личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, которые реализуются через навыки, умения и образцы поведения и способствуют эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию» [2].
Актуальность проблемы разработки педагогических условий для духовно-нравственного воспитания младших школьников средствами этнокультуры русского и башкирского народов повлекла за собой выявление противоречий:
– на социально-педагогическом уровне между социальным заказом общества в воспитании высококвалифицированных и нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными личными качествами и недостаточным вниманием педагогов к использованию средств этнокультуры для духовно-нравственного воспитания детей;
– на научно-методическом уровне между значительным потенциалом средств этнокультуры русского и башкирского народов в духовно-нравственном воспитания школьников и недостаточной разработанностью методического сопровождения данного процесса в практике современного начального образования.
Анализ актуальности и противоречий определили проблему исследования: каким должно быть содержание программы работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников средствами этнокультуры разных народов?
В муниципальном образовательном учреждении «Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа» п. Ишалино Аргаяшского района Челябинской области активно ведется работа по духовно-нравственному воспитанию учащихся младших классов. Особое внимание уделяется организации праздников и мероприятий: календарных, фольклорных, обрядовых. В центре внимания
- семейный уклад жизни, обряды и обычаи, сопровождающие человека от рождения до смерти;
- костюм;
- история России в произведениях древнерусской литературы и устного народного творчества;
- история родного края;
- работа ансамбля звуковых инструментов;
- связь со школьным центром «Играй гармонь».
Знакомство с музыкой и пением, искусством и ремеслами русских, башкир, мордвы и татар, отражающими любовь к родине, семье и Отечеству, позволяет молодому поколению приобщиться к ценностям родного края.
На основании проведенного констатирующего эксперимента был сделан вывод о необходимости разработки форм работы педагога и семьи в формировании духовно-нравственных качеств младших школьников в учебно-воспитательном процессе. Основными критериями духовно-нравственного воспитания младших школьников, по нашему мнению, являются его убеждения, моральные принципы, ценности, а также действия по отношению к родственникам и знакомым. Отсюда следует, что духовно-нравственные качества младших школьников следует рассматривать как нормы, правила и требования морали, которые применяются как собственные взгляды, убеждения и мотивы поведения.
Анализ современного педагогического опыта духовно-нравственного воспитания школьников позволил выявить условия духовно-нравственного воспитания младших школьников и разработать Программу работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников средствами этнокультуры русского и башкирского народов.
Нами были определены и апробированы формы работы педагога и семьи по усвоению детьми духовно-нравственных ценностей. Формирующая работа была направлена на глубокое изучение истории края, традиций народа, родословной своей семьи, норм поведения на каждом этапе обучения.
Программа первого года знакомит первоклассников с темами следующих трех лет: человек и природа; человек и семья; человек и родина. Знакомство с народной культурой вводит нравственные и эстетические ценности своего народа.
Во втором класссе учащиеся знакомятся с изменениями в природе в связи со временами года, устанавливают связь между жизнью человека и природой, знакомятся с представлениями наших предков об окружающем мире, воплощённые в обрядах, обычаях, устном народном творчестве, предметах быта.
В третьем классе учащиеся знакомятся с устройством крестьянского дома и двора, все, что окружает человека, село, деревня. Тема «Жизнь человека в доме и мире» знакомит с понятием «Семейное древо». В центре внимания семейная жизнь, ритуалы, обычаи, которые сопровождают человека от рождения до смерти.
В четвертом классе учащиеся знакомятся с разнообразием культурных традиций России и культуры своего края. Изучают образ русского человека через историю своей семьи. Тема «Родина - Отечество святое» дает возможность познать историю России в устном народном творчестве через образ городов России и историю родного края.
Изучение каждой изучаемой темы осуществляется по ключевым вопросам, которое проходит в форме викторин, выставок, театрализованного праздника.
Исходя из полученных результатов, после проведенных нами занятий, представления детей о Родине, а именно: история, традиции, национальные и культурные особенности, нормы и правила поведения, значительно расширились. Уровень сформированности духовно-нравственных качеств учащихся начальной школы изменился в лучшую сторону, т.к. что количество детей с высоким уровнем духовно-нравственной подготовки увеличилось на 45%.
Таким образом, полученные результаты показывают эффективность программы работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников средствами этнокультуры русского и башкирского народов. Духовно-нравственное развитие детей может быть полноценным только в единстве школьной, внешкольной, семейной и общественно-полезной деятельности. Это требует создания в школе особого нравственного уклада жизни для учеников, учителей и родителей.
Список литературы:
- Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 23 с.
- Этнокультурные традиции народов России: многомерность, многомерные компетенции: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. канд. пед. н., проф. С.А. Бронникова. – М. : Бирск, БФ БГУ, 2012. – С.68-73.
- Сандабкина, Т.Б. Психолого-педагогические особенности формирования нравственных представлений младших школьников/ Т.Б. Сандабкина //Вестник Бурятского государственного университета. - 2013, - №15. - С.154.
- Ульянова, О.Н. Современные подходы, принципы к построению образовательного процесса в начальной школе/ О.Н. Ульянова - http://net-edu.ru/node/7261(дата обращения: 01.12.2021).
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Нигаматуллина Л.Т. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭТНОКУЛЬТУРЫ РУССКОГО И БАШКИРСКОГО НАРОДОВ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 4(174). URL: https://sibac.info/journal/student/171/240769 (дата обращения: 16.02.2022).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Духовно- нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях русского и бурятского народов"
Статья "Духовно- нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях русского и бурятского народов"...
Воспитание духовно-нравственных качеств у детей по средствам ознакомления с русским народным творчеством
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14342790","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]]...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ 2019-2020 ГОД
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС.
Душа каждого человека - зародыш прекрасного цветка, но расцветет ли он, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости духовно- нравственн...
План по самообразованию «Воспитание духовно - нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и дет...
План по самообразованию «Воспитание духовно - нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и дет...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников по средствам традиций русской народной культуры.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 11 Выборгского района Санкт-Петербурга Перспективный план работы по самообразованию...