Тренинг "Арт-терапия в работе с педагогами ДОУ"
методическая разработка
Цель: раскрытие творческого потенциала педагога, высвобождение его скрытых энергетических резервов.
Задачи:
- Развивать познавательную активность.
- Мотивировать педагогов к самостоятельному изучению арт-терапевтических методов.
- Применять полученные знания, умения в практической деятельности.
Материал: презентация, МАК «Я и все-все-все», «Она» К. Крюгер, шаблоны листок, яблоко, гриб для рисования, бланки для проективного теста «Волшебная страна чувств», мешочки с наполнителем, изо материалы: мелки, фломастеры, карандаши, музыкальное сопровождение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_art-terapiya_v_rabote_s_pedagogami.docx | 25.97 КБ |
prezentatsiya.pptx | 1.66 МБ |
Предварительный просмотр:
бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска
«Центр развития ребенка – детский сад № 38»
Тренинг
«Арт-терапия в работе с педагогами ДОУ»
Подготовила педагог-психолог
Федораева О. И.
Омск
2020
Цель: раскрытие творческого потенциала педагога, высвобождение его скрытых энергетических резервов.
Задачи:
- Развивать познавательную активность.
- Мотивировать педагогов к самостоятельному изучению арт-терапевтических методов.
- Применять полученные знания, умения в практической деятельности.
Материал: презентация, МАК «Я и все-все-все», «Она» К. Крюгер, шаблоны листок, яблоко, гриб для рисования, бланки для проективного теста «Волшебная страна чувств», мешочки с наполнителем, изо материалы: мелки, фломастеры, карандаши, музыкальное сопровождение.
Ход
Упражнение 1. «Рукопожатие и поклон».
Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах.
- Сейчас мы поприветствуем друг друга, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах:
- легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);
- легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);
- легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);
- простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия).
Один из участников начинает «круг приветствия»: выступает на середину и приветствует партнера, стоящего справа. Потом идет по часовой стрелке и поочередно приветствует всех членов группы.
Затем в круг вступает другой участник, стоящий справа от первого и т. д. и приветствует всех новым жестом.
Психолог знакомит педагогов с мероприятиями на год, все они посвящены одной теме: «Арт-терапии»:
- Встреча 1. Тренинг «Методы арт-терапии в работе педагога-психолога».
- Встреча 2. Тренинг «Арт-терапия в помощь. МАК: познание и саморазвитие».
- Встреча 3. Тренинг «Арт-терапия в помощь. Музыкотерапия: познание и саморазвитие».
- Встреча 4. Тренинг «Арт-терапия в помощь. Цветотерапия: познание и саморазвитие».
- Встреча 5. Тренинг «Арт-терапия в помощь. Изотерапия: познание и саморазвитие».
- Встреча 6. Тренинг «Арт-терапия в помощь. Сказкотерапия: познание и саморазвитие».
Сегодня мы окунемся с вами в прекрасный мир искусства, музыки, сказки…
Игра 1. МАК. Игра «На кого я похож».
Члены группы выбирают по очереди одну из карт, показывают ее остальным и поясняют, почему выбрана именно эта карта, чем персонаж на рисунке напоминает выбравшему самого себя.
Игра 2. Музыкотерапия. Музыкальная игра-забава с мешочками.
Игра 3. Цветотерапия. Предлагаю вашему вниманию проективный тест «Волшебная страна чувств».
Игра 4. Изотерапия. Рисование в технике «Декоративная графика».
Игра 5. Музыкальная импровизация с цветными шарфиками.
Игра 6. Сказкотерапия.
Предлагаю одну из техник написания сказок «10 слов».
Я немного изменила ход данного упражнения: сказку придумывали не индивидуально, а в мини-группах.
Все участники делятся на три минигруппы (получилось по 4 человека), каждая группа получает список из 10 слов (перед тренингом ведущий попросил каждого педагога сказать любое слово-существительное). Группа придумывает сказку, потом зачитывает ее.
Рефлексия.
Источники:
- Наталья Руссу «Мастер-класс по профессиональному выгоранию, или как я работаю с педагогами...» http://psihologrussu.blogspot.com/2015/03/blog-post_76.html
- К. Крюгер. Метафорические ассоциативные карты для детей и взрослых «Я и все-все-все», «Она».
- Музыкальная игра-забава с мешочками. https://www.youtube.com/watch?v=_kLZUXQvS6o
- Сказкотерапия для взрослых. Зачем нам сказки? © Наша Психология https://www.psyh.ru/skazkoterapiya-dlya-vzroslyh-zachem-nam-skazki/
- https://www.youtube.com/watch?v=K3Jg6vN2qMw&t=1052s
- https://www.liveinternet.ru/users/2510107/post318570642/
Приложение 1.
Методика «Волшебная страна чувств».
Задание
1. Раскрась домики в цвета.
2. Рассели в цветные домики жителей этой страны.
3. Раскрась карту.
Обработка результатов.
При обработке результатов важно обращать внимание на следующее.
Все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков?
Адекватен ли подбор цвета при «заселении» чувств в домики? Например, неадекватным может считаться соответствие «радости» и «удовольствия» черному, коричневому или серому цветам. Однако несмотря на то что данный выбор может считаться неадекватным, тем не менее он является диагностичным.
Каково распределение цветов, обозначающих чувства, внутри силуэта человека?
Целесообразно символически разделить силуэт на пять зон:
- голова и шея (символизируют ментальную деятельность);
- туловище до линии талии, исключая руки (символизирует эмоциональную деятельность);
- руки до плеч (символизируют коммуникативные функции)
-тазобедренная область (символизируют область сексуальных, а также творческих переживаний);
- ноги (символизируют чувство «опоры», уверенность, а также возможность «заземления» негативных переживаний).
Исследуя «карту», мы узнаем, какие чувства «живут» в разных частях тела. Например, чувства, «живущие в голове», окрашивают мысли. Если в голове «живет» страх, наверное, осуществлять мыслительную деятельность будет непросто. В руках «живут» чувства, испытываемые в контактах с окружающими. В ногах находятся чувства, которые дают человеку психологическую уверенность, или же (если в ногах «поселились» негативные чувства) человек имеет стремление «заземлиться», избавиться от них.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тренинг «Арт-терапия в работе с педагогами ДОУ» Цель: раскрытие творческого потенциала педагога, высвобождение его скрытых энергетических ресурсов. Задачи: Развивать познавательную активность. Мотивировать педагогов к самостоятельному изучению арт-терапевтических методов. Применять полученные знания, умения в практической деятельности.
План мероприятий Встреча 1. Тренинг «Арт-терапия в работе с педагогами ДОУ» октябрь . Встреча 2. Тренинг «Арт-терапия в помощь. МАК: познание и саморазвитие » ноябрь. Встреча 3. Тренинг «Арт-терапия в помощь. Музыкотерапия: познание и саморазвитие » декабрь. Встреча 4. Тренинг «Арт-терапия в помощь. Цветотерапия : познание и саморазвитие » январь. Встреча 5. Тренинг «Арт-терапия в помощь. Изотерапия : познание и саморазвитие » февраль. Встреча 6. Тренинг «Арт-терапия в помощь. Сказкотерапия : познание и саморазвитие » март.
Арт-терапия (от англ. art — «искусство» + терапия) — направление в психотерапии и психологической коррекции , основанное на применении для терапии искусства и творчества. Главная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения психоанализа, основным механизмом арт-терапии является сублимация (снятие внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество).
История возникновения Термин «арт-терапия» (буквально: лечение искусством) ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Эти методы были применены в США в работе с детьми, вывезенными из нацистских лагерей во время Второй мировой войны. В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З . Фрейда и К. Г. Юнга, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента ( будь то рисунок, скульптура, инсталляция) выражает его неосознаваемые психические процессы . В 1960 г. в Америке была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация. Подобные ассоциации возникли также в Англии, Японии, Голландии и др.
Виды арт-терапии Арт-терапия в узком смысле слова — рисуночная терапия ( изотерапия ), основанная на изобразительном искусстве . Библиотерапия (в том числе сказкотерапия ) — литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений . Музыкотерапия Драматерапия Танцевальная терапия Куклотерапия Песочная терапия Глинотерапия Фототерапия Игровая терапия
Показания для проведения арт-терапии: трудности эмоционального развития, стресс , депрессия , сниженное настроение, эмоциональная неустойчивость, импульсивность эмоциональных реакций, переживание эмоционального отвержения другими людьми, чувство одиночества, межличностные конфликты, неудовлетворенность семейными отношениями, ревность , повышенная тревожность, страхи , фобии , негативная «Я-концепция», низкая самооценка.
Задачи арт-терапии: Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам . Облегчить процесс лечения (психотерапии) в качестве вспомогательного метода . Получить материал для психодиагностики. Проработать подавленные мысли и чувства . Развить самоконтроль. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Развить творческие способности и повысить самооценку.
МАК Игра «На кого я похож». Члены группы выбирают по очереди одну из карт, показывают ее остальным и поясняют, почему выбрана именно эта карта, чем персонаж на рисунке напоминает выбравшему самого себя.
Музыкотерапия Музыкальная игра-забава с мешочками.
Цветотерапия Хотите познакомиться со своими чувствами поближе? Узнать где они живут? Предлагаю вашему вниманию проективный тест «Волшебная страна чувств». Заполните этот рисунок. Для начала определитесь с цветом ваших эмоций, а уже затем раскрасьте рисунок, исходя из того, где в вашем теле живут эти эмоции. Если среди перечисленных эмоций не хватает какой-то важной для вас, то вы можете дополнить список.
Синий спектр – спокойствие, расслабление; атмосфера безопасности и доверия; творчество и креативность. Зеленый спектр (зелень, тепло, еда, мы будем сыты) – повышение жизненного тонуса; спокойствие и уверенность; естественность. Красный спектр – сила и энергия; оживление эмоций; смелость; веселье. Желтый спектр – тепло и активность; радостное настроение; готовность к изменениям. Черный спектр – цвет непонятного и непонятого; протест явный или скрытый; цвет сверхсилы ; «черная дыра» - обычно черным отмечают запретные чувства.
Изотерапия Рисование в стиле «Декоративная графика» (жанр на стыке живописи и дизайнерского искусства. Создание декоративных рисунков с помощью точек, линий, пятен. Может быть цветной или черно-белой).
Как создать сказку Предлагаем три техники написания сказок: СПОСОБ 1. 10 СЛОВ Запишите любые 10 слов – существительных, которые приходят на ум. Не обдумывайте слишком долго, первые шесть секунд – это то, что дает нам бессознательное. Выберите из всего списка одно слово, которое будет главным, и вокруг него «выплетайте» свою сказку. Используйте абсолютно все 10 слов. СПОСОБ 2. ПО КАРТИНКЕ Можно воспользоваться метафорическими ассоциативными картами. В карте отсутствуют всякие значения, и в этом есть большое преимущество написания истории. Вытащите карту из колоды. Задайте себе вопросы: «Согласны ли вы с вытянутой картой? О чем она хочет сказать? В чем вы отразили свою проблему?» СПОСОБ 3. ПО ШАБЛОНУ Напишите сказку о своей жизни, продолжая начатые предложения: Моя дорога – это… У моей дороги есть хранитель… Когда я иду по своей дороге, я чувствую (я хочу, я стремлюсь)… Чтобы идти по своей дороге, мне надо… Идя по своей дороге, я желаю себе и другим…
Рефлексия. Сегодня мы … МАК. Игра «На кого я похож ». МУЗЫКОТЕРАПИЯ. Музыкальная игра-забава с мешочками. ЦВЕТОТЕРАПИЯ. Проективный тест «Волшебная страна чувств». ИЗОТЕРАПИЯ. Рисование в стиле «Декоративная графика ». СКАЗКОТЕРАПИЯ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование системной работы с педагогами ДОО на тему «Разработка системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов»
Информационно-коммуникационные технологии в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Первостепенной задачей ...
Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.
Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорани...
Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"
В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...
Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"
27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...
Консультация для педагогов "Устранение нарушения шипящих звуков у детей дошкольного возраста. Взаимосвязь в работе логопеда, педагогов и родителей."
В период дошкольного обучения, занятий с логопедом необходимо по возможности максимально устранить дефектное произношение зву...
«Интерактивные методы и формы работы современного педагога по реализации задач образовательного процесса в контексте профстандарта «Педагог»».
Интерактивные методы и формы работы современного педагога по реализации задач образовательного процесса в контексте профстандарта "Педагог"....
Мастер-класс для педагогов «Игровые технологии в работе социального педагога в работе ДОУ с семьей»
Дошкольник – не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.Семья и детский...