Использование метода мнемотехники при обучении рассказыванию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП)
статья по коррекционной педагогике
«Мнемотехника» в переводе с греческого – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников становится всё более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что приводит к формированию у детей представлений об окружающем, заметно облегчает детям овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает детские рассказы более чёткими, связными и последовательными, структурирует знания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование метода мнемотехники при обучении рассказыванию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП)
Поскольку у детей с детским церебральным параличом (ДЦП) есть особенности психофизического развития (низкая работоспособность, повышенная истощаемость, замедленное восприятие, снижение внимания, слабая способность ребенка к запоминанию), мы ищем способы повышения результативности работы по познавательному развитию, различные приёмы, которые помогают детям лучше запоминать.
Одним из эффективных методов развития речи и запоминания дошкольниками материала, предлагаемого взрослыми, является комбинированный рисунок или опорное моделирование. Данные приёмы пришли в педагогику из мнемотехники.
«Мнемотехника» в переводе с греческого – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников становится всё более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что приводит к формированию у детей представлений об окружающем, заметно облегчает детям овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает детские рассказы более чёткими, связными и последовательными, структурирует знания.
В нашей группе мы широко используем схемы-модели при формировании навыков самообслуживания, при знакомстве детей с временами года, сезонными явлениями природы, при заучивании стихотворений, при рассказывании сказок, пересказе.
При формировании навыков самообслуживания используются схемы-модели, представляющие собой алгоритм последовательности выполнения определённых действий (операций). Например, алгоритм мытья рук, одевания на прогулку. Такие зрительные опоры помогают детям не пропустить какое-либо действие, и постепенно доводят их выполнение до автоматизма.
В своей работе мы предлагаем детям с ДЦП как готовые схемы и мнемотаблицы, так и составляем их совместно по ходу изучения нового материала. Причём, наш опыт позволяет сделать вывод о том, что последний вариант более эффективен. Сначала мы рассказываем, читаем детям или даём новый материал. Далее совместно с детьми обсуждаем и зарисовываем символы в предложенную схему-модель или предлагаем детям самим их зарисовать. Схема-модель учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме (даже если качество изображения, как нам кажется, не очень). Рисунки (значки-символы) и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.
При заучивании стихотворения по схеме используем следующий алгоритм:
- Чтение стихотворения.
- Беседа по тексту.
- Чтение стихотворения второй раз.
- Чтение строчки – зарисовка строчки схемой.
- Совместное проговаривание.
- Использование приёмов «Я начинаю – вы заканчиваете», «Кто хочет попробовать рассказать сам?»
При обучении детей пересказыванию сказок также широко используем схемы-модели. Пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого или пересказывая совместно с воспитателем (на более ранних этапах). Большая работа идёт с детьми по обучению чтению символов. Изображение главных героев сказки является опорным в таблице: через них идёт осознание, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг главных героев. В таблице возможно схематическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить всё то, что посчитаем нужным. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), то есть происходит отработка метода запоминания.
Очень сложным видом рассказывания является «Составление рассказов о временах года». И здесь модели помогают наглядно представить какой-либо объект. При ознакомлении детей с временами года через зарисовку проходит знакомство детей с условными обозначениями каждого времени года (например: дождь, снег, солнце, жёлтый лист и др.). Использование этих обозначений позволяет детям составить мнемотаблицу об осени, зиме, весне, лете. Эта таблица – ключ к запоминанию и воспроизведению информации.
С помощью схем-моделей и мнемотаблиц нам удалось достичь следующих результатов:
- у детей появилось желание пересказывать сказки – как на занятиях, так и в повседневной жизни;
- повысился интерес к заучиванию стихотворений;
- процесс запоминания стал более продуктивным, стал занимать меньше времени;
- расширился и систематизировался круг представлений об окружающем мире;
- активизировался словарный запас;
- многие дети избавились от психологических проблем, связанных с выступлением перед аудиторией, таких как: неуверенность, робость, застенчивость.
Таким образом, мы считаем, что метод мнемотехники способствует более быстрому запоминанию благодаря наглядному схематическому изображению. Он развивает память, внимание, мышление, воображение, речь, обогащает социальный и предметный опыт детей, способствует сплочению детского коллектива. Схемы-модели могут быть использованы и как средство альтернативной коммуникации с неговорящими детьми. Систематическое использование приёмов данного метода в работе с детьми с ОВЗ даёт хорошие результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» будет интересна воспитателям, старшим воспитателям....
"Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста"
Презентация для воспитателей "Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста"....
Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста .
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического...
Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста
Метод мнемотехники как один из ведущих способов развития у детей связной речи. Данная технология обеспечивает успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающего мира,...
Из опыта работы" Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста".
Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Не секрет, что из года в год растет число детей с различными речевыми п...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Опираясь на опыт педагогов, нами были разработаны мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают ...
Презентация " ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".
Мнемосхемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей...