Выступление на Городском методическом объединении. «Сенсорная интеграция на разных этапах развития ребенка в норме»
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Цуприй Людмила Ивановна

Сенсорная интеграция — это реакция нервной системы на информацию, полученную от органов чувств. Сигналы от систем обоняния, слуха, зрения сообщают человеку о том, что происходит вокруг и формируют правильную реакцию. У детей с правильным сенсомоторным развитием эти процессы происходят автоматически, в случае отклонений от нормы ребенок испытывает проблемы со здоровьем и сложности в обучении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сенсорная интеграция и жизнь

Сенсорная интеграция начинается в утробе матери, когда мозг плода ощущает движения материнского тела. В генах человека заложен базовый уровень сенсорной интеграции. Несмотря на то, что все дети рождаются со способностью к интеграции, им все равно придется развивать ее, по-разному взаимодействуя с окружающим миром и приспосабливая свое тело и мозг к выполнению физических задач, с которыми человек сталкивается в детстве. Наилучшую возможность для развития сенсорной интеграции дает адаптивный ответ.

Адаптивный ответ - это обоснованный и целенаправленный отклик на ощущения. Младенец видит погремушку и тянется за ней. Попытка дотянуться до погремушки и есть адаптивный ответ.

У всех детей имеется мощное внутреннее побуждение   развивать сенсорную интеграцию. Нам не приходится заставлять их ползать, или стоять, или карабкаться: сама природа направляет действия ребенка.

Этапы развития

Теперь давайте проследим основные этапы развития сенсорной интеграции от рождения до семилетнего возраста ребенка в норме.

Первый месяц

Только что родившись, малыш уже может интерпретировать некоторые ощущения своего тела и отвечать на них рефлекторными движениями, заложенными природой. Физический контакт матери и младенца крайне значим для формирования связи между ними и для развития мозга малыша.

Сила тяжести стимулирует определенную часть мозга, которая, в свою очередь, активирует мышцы шеи, поднимающие голову. У месячного ребенка зрение организовано не очень хорошо, фокус его зрительного поля размыт. Первый шаг в развитии зрения — это обучение слежению за движущимся объектом или человеком, сначала только взглядом, а позднее — и поворотом головы.

Месячный ребенок реагирует на звук погремушки или колокольчика и на человеческий голос, но не в состоянии пока понять значение звуков. Простая реакция на звук — это самый первый кирпичик в здании развития речи. Малыш и сам издает горловые звуки. Мышечные сокращения в горле, вызывающие такие звуки, порождают ощущения, помогающие развитию речевых зон мозга.

У младенцев также хорошо развит вкус. Сосание служит адаптивным ответом на ощущения вкуса и запаха, и у детей, как правило,  этот рефлекс проявляется с самого рождения.

Итак, в возрасте одного месяца младенец уже демонстрирует огромное количество адаптивных ответов на ощущения, особенно на те, которые он получает от своего тела и от действия силы тяжести.

Второй и третий месяцы

Глаза и шея — вот первые части тела, которые ребенок учится контролировать. Также ребенок учится сидеть прямо и контролировать положение головы, если его поддерживают за нижнюю часть спины.

Пальцы трехмесячного малыша обычно разжаты. Он тянется за предметами, трогает людей, но не может сделать этого как следует из-за отсутствия координации глаз-рука.

С четвертого по шестой месяц

Теперь ребенок уже может выполнять крупные движения, например, стучать ложкой по столу, и ему нравится влиять на окружающий мир. Это очень простое эмоциональное удовлетворение является частью более зрелых эмоций, формирующихся позднее.

К шестому месяцу кисть ребенка уже способна поворачиваться так, что он может развернуть ее и разнообразно манипулировать предметами. С каждым новым видом активности необходимость в «двигательном планировании», а также в сенсорной интеграции возрастает. Автоматические мышечные реакции, благодаря которым он сидит прямо, основаны на вестибулярных, двигательных и зрительных сигналах. Если ощущения интегрированы плохо, малышу будет трудно сидеть, а иногда дети даже не пытаются сесть.

С шестого по восьмой месяц

Одним из самых существенных аспектов развития в этот период является развитие способности перемещаться с одного места на другое. Благодаря этому ребенок может исследовать гораздо больше предметов и людей. Ползание на животе и на четвереньках интегрирует множество ощущений и помогает ребенку формировать представление о себе как независимом существе. Способность точно оценивать расстояние влияет и на точную оценку размеров объектов.

Также в этом возрасте дети начинают искать отсутствующие в поле зрения или чем-либо накрытые предметы. Начинает формироваться способность мысленно представлять объекты.

Восьмимесячный ребенок слышит звуки достаточно хорошо, чтобы различать детали. Он способен повторять простые слоги, например «ма», «па». Лепет вызывает определенные ощущения в суставах челюсти, мышцах и коже вокруг рта, эти сигналы идут в мозг. Мозг накапливает подобные ощущения в процессе интеграции, и ребенок учится произносить более сложные звуки. Проблемы с произнесением простейших звуков могут в дальнейшем затруднить обучение говорению.

С девятого по двенадцатый месяц

Малыш уже в состоянии проползать большие расстояния и исследовать больше разных мест, передавая нервной системе множество новых ощущений: мышечных (поддержание головы и тела), костных (поддержание и распределение веса), а также вестибулярных. В результате ребенок лучше координирует движения обеих сторон тела, учится планировать движения, у него улучшается зрительная перцепция. Вот, наконец, малыш самостоятельно встал — это результат многомесячной интеграции всех ощущений, включая глазные и шейные мышцы. Лучше всего позволить малышу поучиться вставать самостоятельно, самому преодолеть трудности.

Второй год

На втором году жизни дети выполняют огромное количество разнообразных движений, собирая дополнительную сенсорную информацию о работе своего тела и об устройстве окружающего мира.

Дети осваивают окружающий мир по вертикали. Лазанье интегрирует вестибулярные и двигательные ощущения с телесными и зрительными. Оно требует определенной сенсомоторной зрелости и является важным элементом развития зрительного пространственного восприятия.

С третьего по седьмой год

Возраст от трех до семи лет играет ключевую роль для сенсорной интеграции. Адаптивные ответы усложняются, и каждый из них расширяет способность ребенка к сенсорной интеграции. Малыш бегает, прыгает, переворачивается, карабкается, качается, борется. Развиваются чувство равновесия, координация глаз-рука, планирование последовательности движений. Ребенок бросает вызов силе тяжести и приспосабливается к ее мощному и неизбежному воздействию.

К восьми годам развитие осязания почти завершается. Ребенок, как правило, с высокой степенью точности может указать, где его коснулись. Вестибулярный аппарат и двигательные ощущения уже вот-вот сформируются окончательно. Большинство мышечных и суставных ощущений интегрированы, и ребенок хорошо планирует последовательность действий, хотя эта способность сформируется у него окончательно в течение нескольких следующих лет. Понимание языка и речь развиты достаточно, чтобы выражать потребности и предпочтения.

За семь-восемь лет движения и игр дети обретают сенсомоторную зрелость, служащую основой интеллектуального, социального и личностного развития.

Айрес Э. Джин. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. пер. с англ. Юлии Даре / Э. Джин Айрес. - М.: Теревинф, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме «Радостное познание в совместном творчестве – условие успешного развития ребенка». Выступление на городском методическом объединении воспитателей МДОУ.

Методическая разработка по теме «Радостное познание в совместном творчестве – условие успешного развития ребенка». Выступление на городском методическом объединении воспитателей МДОУ.Автор-разработчик...

Выступление на городском методическом объединении воспитателей ДОУ "Развитие познавательной активности в решении вопросов здоровьесбережения посредством экспериментальной деятельности".

В процессе выступления педагог делится с коллегами многолетним опытом работы по экспериментальной деятельности с воспитанниками ДОУ в решении вопросов здоровьесбережения и формирования принципов ЗОЖ. ...

Выступление на городском методическом объединении ""Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем" с докладом из опыта работы: Тема: "Влияние речи на экологическое развитие ребенка"

Выступление на городском методическом объединении""Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем"с докладом из опыта работы:Тема: "Влияние речи на экологическое развитие ребенка"...

Выступление на городском методическом объединении: «Интеграция и синтез искусств, как средство художественно-эстетического развития дошкольников»

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На занятия...

Выступление на городском методическом объединении для воспитателей ДОУ На тему «Развитие речи детей дошкольного возраста с учётом ФГОС ДО»

Выступлениена городском методическом объединениидля воспитателей ДОУНа тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста с учётом ФГОС ДО»...

Роль музыки в познавательном развитии ребенка в ДОО. Мастер класс. Выступление на городском методическом объединении музыкальных руководителей.

Важнейшие направления дошкольного образования: - позновательное развитие;- восприятие музыкальных произведений;- дидактические игры;- познавательно-исследовательская деятельность....