Научная статья "Эффективные формы комплексного взаимодействия педагогов и специалистов с семьей детей с ЗПР в ГБДОУ д/с № 45"
статья по коррекционной педагогике

Захарова Юлия Романовна

Статья была подготовлена для участников I Всероссийского конкурса молодых исследователей в области коррекционной педагогики и специальной психологии - 2020 по разделу «Семья особого ребенка».

В данной статье «представлены теоретико-методологические основы психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим» детей с отклонениями в развитии, изложены основные эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников ГБДОУ д/c № 45. Основная цель работы – организовать эффективную комплексную междисциплинарную работу для оказания психолого-педагогической помощи семьям воспитанников для более успешного взаимодействия родителя и ребенка с ЗПР. Для этого были реализованы следующие задачи: анализ литературных источников, подбор и актуализация форм работы с родителями, разработка методологической базы для выявления проблем и направления комплексной работы.

Ключевые слова: особый ребенок, семья, семья особого ребенка, специалисты, организация работы, формы работы, комплексное взаимодействие.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ, ПОДГОТОВЛЕННАЯ К ПУБЛИКАЦИИ

участников I Всероссийского конкурса

молодых исследователей в области коррекционной педагогики

и специальной психологии - 2020

«Семья особого ребенка»

название номинации

«Пилотный проект по разработке комплексных форм взаимодействия педагогов и специалистов с семьями воспитанников ГБДОУ д/с № 45»

наименование проекта

«Эффективные формы комплексного взаимодействия педагогов и специалистов с семьей детей с ЗПР в ГБДОУ д/с № 45»

название статьи

Нечаева Юлия Романовна, Егорова Светлана Вячеславовна

(Ф.И.0. авторов - участника/участников)

     


Аннотация. В данной статье «представлены теоретико-методологические основы психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим» детей с отклонениями в развитии, изложены основные эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников ГБДОУ д/c № 45. Основная цель работы – организовать эффективную комплексную междисциплинарную работу для оказания психолого-педагогической помощи семьям воспитанников для более успешного взаимодействия родителя и ребенка с ЗПР. Для этого были реализованы следующие задачи: анализ литературных источников, подбор и актуализация форм работы с родителями, разработка методологической базы для выявления проблем и направления комплексной работы.

Ключевые слова: особый ребенок, семья, семья особого ребенка, специалисты, организация работы, формы работы, комплексное взаимодействие.

Терминология: формы взаимодействия, инновация, инновационная деятельность.

Внимание ученых к проблеме семьи обусловлено как профессиональным интересом, так и значительными трудностями, которые претерпевает данный социальный институт в своем развитии.

Вопросы обучения и развития в культурно-исторической парадигме «Л.С. Выгодского рассматриваются учеными во взаимосвязи с проблемами семейного воспитания, так как именно семья оказывает преобладающее влияние на становление личности» детей раннего и дошкольного возраста и на «процесс формирования их социально-культурного опыта (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Я. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.)». «Одним из факторов, который влияет на формирование, становление и развитие личности ребенка в процессе взаимодействия со взрослым является социальная среда, в нашем случае это внутрисемейные отношения и их атмосфера. При взаимодействии ребенка с родителем, он последовательно развивают различные виды психической деятельности (А.Н. Леонтьев), в том числе и личностные качества» [Ткачева В.В., 2005, с.8].

 Исследования последних лет доказали, что на становление личности ребенка с ограниченными возможностями развития (ОВЗ) влияют следующие факторы: педагогическая компетентность родителей, семейные роли, стили семейного воспитания и определения причин его нарушений и т.д.  (Л.Н. Галигузова, С.Д. Забрамная, А.И. Захаров, Я.В. Крючева, И.Ю. Левченко, Е.А.Медведева, С.Ю. Мещерякова, Р.Ж. Мухамедрахимов, Е.А. Стребелева, В.В. Ткачева, Э.Г. Эйдемиллер и др.). Для предупреждения возникновения вторичных нарушений в развитие детей с ОВЗ и их коррекция необходимо своевременно в раннем дошкольном детстве привлекать к коррекционно-развивающим занятиям родителей (официальных представителей или лица их заменяющих) не только в образовательных учреждениях, но и в службах, ранней помощи, которые направлены и созданы специально с этой целью, раннего выявление и помощи детям с ОВЗ. Эффективность коррекционных мер зависит от характера взаимодействия родителя со своим ребенком и от качества целенаправленного педагогического воздействия [Югова О.В., 2012, с.1].

Многочисленные авторы изучают, не только современные методы работы с детьми с отклонениями в развитии, но и семью воспитывающего такого ребенка: их семейные кризисы, нарушение взаимоотношений, тревожность и т.д. К таким авторам можно отнести «И.С. Багдасарьян (2000), Н.В.Мазуровой (1997), ГА. Мишиной (2001), М.М. Семаго (1992), И.Ю. Левченко и В.В. Ткачевой (1998-2014)». Подходы, которые авторы использовали в работах для целенаправленного изучения детско-родительских отношений актуальны в нашем исследование [Ткачева В.В., 2007, с.5].

И.Ю. Левченко и В.В. Ткачева представили «теоретико-методические основы комплексной психологической помощи семьям, воспитывающих детей с отклонениями в развитие, где изложены рекомендации по анализу проблем в таких семьях, предложены авторские методики для скрининг-диагностики семьи, программы по консультированию и психокоррекционной работе. Также, были представлены факты, доказывающие, что своевременная помощь семьям способствует снятию психологических проблем у самих родителей» [Левченко И.Ю., Ткачева В.В. 2008, с.88].

Согласно п.1.4. «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» «(ФГОС ДО), одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество с семьей, согласно которому деятельность дошкольного образовательного учреждения должна быть направлена на оказание помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психологического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и т.д. Одной из основных задач является обеспечение психолого–педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» [ФГОС ДО.,2012, c. 2-5].

Исследуя данный вопрос, приведенные факты авторов позволяют понять необходимость организации эффективного взаимодействия с семьями воспитывающих детей с ЗПР. Особое внимание можно отдать наработкам автора И.С. Багдасарьян, которая изучила и отразила в своей работе не только психологические особенности и закономерности межличностных отношений в семье обычного ребенка, но и в семьи, имеющей ребенка с умственной отсталостью. Это очень важные и ценные данные, так как, такая категория семей и детей более закрыты, что влияет на проблематичность в исследовании [Багдасарьян И.С., 2000, с. 2].

Актуальность разработки отражена не только в современных разработках по эффективному взаимодействию с семьями, которые воспитывают ребенка с отклонениями в развитии, но и в ФГОС дошкольного образования в связи с увеличением в последние десятилетия количества детей с ЗПР. Большую значимость приобретает не только проблема воспитания и адаптации самого ребенка, но и организация и выстраивание грамотного подхода в работе с такими семьями. «Помощь семье в воспитании «особого ребенка» предполагает содействие в решении проблем, появляющихся в сфере внутриличностных, внутрисемейных и внесемейных отношений. Конечной ее целью является создание нормальных условий для развития и ребенка, и его ближайших родственников.»

При организации взаимодействия дошкольной образовательной организации (ДОО) с семьей, значимый акцент делается на личностные качества родителей, на формирование у них педагогической культуры. Необходимо не замещать семью в вопросах воспитания ребенка, а обогащать ее педагогическими знаниями и опытом. В связи с этим, актуальность проблемы состоит из следующих противоречий:

- на социально-педагогическом уровне: между необходимостью во взаимодействии ДОО с родителями и отсутствием методического обеспечения по данному направлению деятельности у педагога;

- на научно-теоретическом уровне: между теоретической разработанностью данной проблемы в науке и недостаточным количеством исследований по внедрению инновационных форм проведения родительского собрания в ДОО;

 - на научно-методическом уровне: между необходимостью внедрения инновационных форм проведения родительского собрания и недостаточным методическим сопровождением по данному вопросу.

Актуальность выявленной проблемы и обозначенные противоречия определили тему нашего исследования: эффективные формы комплексного взаимодействия педагогов и специалистов с семьей детей с ЗПР.

Цель исследования: отбор и структурирование эффективных форм взаимодействия педагогов и специалистов с семьями детей с ЗПР.

Объект исследования: комплексная междисциплинарная работа с семьей, воспитывающей ребенка с задержкой психического развития.

Предмет исследования: формы эффективного взаимодействия с семьей, воспитывающей ребенка с задержкой психического развития.

Гипотеза исследования: инновационные формы взаимодействия в ДОУ № 45 обеспечат активизацию участия родителей в психолого-педагогической работе педагогов и специалистов с семьей особого ребенка.

В соответствии с целью пилотного проекта, определены следующие задачи: 

  1. Изучить традиционные формы взаимодействия с родителями уже используемые в нашем дошкольном образовательном учреждении;
  2. Провести оценку эффективности и подбор инновационных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников;
  3. Изучить более подробно особенности внутрисемейных отношений (как именно повлияло рождение и воспитание ребенка с нарушениями в развитии на характерологические особенности личности родителей);
  4.  Подобрать и адаптировать методики, тесты и опросники для семей, воспитывающих детей с особенностями в развитии для изучения внутрисемейных отношений;
  5. Апробировать и отобрать только те методики, тесты и опросники, которые будут более эффективны в нашем дошкольном образовательном учреждении;
  6. На основе полученных данных о семье, определить инновационные формы и методы комплексного междисциплинарного взаимодействия педагогов и специалистов с семьей, имеющей ребенка с особенностями в развитии.

Многие родители сталкиваются с непониманием поставленного диагноза, непринятием имеющихся проблем в развитии их ребенка, в недостаточной педагогической компетентности при взаимодействии с ним. Для помощи в решении всех этих проблемных моментов мы решили подобрать эффективные формы взаимодействия с семьей.

Для понимания, в каком направлении и как работать с той или иной семьей воспитанника, подобраны диагностические методики по следующим направлениям:

  1. Изучение личностных особенностей родителей для определения характера их реакций на сложившуюся психогенную ситуацию

- анкета «Психологический тип родителя» В.В. Ткачевой позволяет определить психические свойства родителя воспитывающего ребенка с отклонениями в развитии;

- методики РАШ Е. Шеффер и Р. Белла предназначены для изучения отношения родителей, их семейные роли и родительские отношения;

  1. Изучение внутрисемейных и родительско-детских отношений

- методика диагностики родительских отношений (ОРО) А.Я. Варги и        В.В. Сталина предназначена для определения родительского отношения у членов семьи обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания [Ткачева В.В.2007, с.76];

- методики «Анализа семейного взаимоотношения» (АВС) и опросник «Анализ семейной тревоги(АСТ)» Э.Г. Эйдемиллера, предназначен для анализа стиля семейного воспитания и определения причин его нарушений и изучение общего фона переживаний индивида, связанного с его позицией в семье [Эйдемиллер Э.Г., 2003];

  1. Оценка качества комплексной коррекционно-психологической помощи

После психолого-педагогической диагностики для дальнейшего формирования эффективных форм комплексного взаимодействия педагогов и специалистов с семьей детей с ЗПР на базе нашего дошкольного образовательного учреждения нужно подробно рассмотреть уже применяемые традиционные и инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников.

«Формы взаимодействия педагогов с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения». «Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия». «Так, обсуждение какой-либо проблемы воспитания на родительском собрании полезно продолжить при индивидуальных встречах с родителями, на групповых консультациях.»  [Рожков М.И., Байбородова Л.В., 2012, с. 396].

При взаимодействии с родителями (законными представителями) дошкольное образовательное учреждение использует две формы: коллективная и индивидуальная. Рассмотрим подробно различные формы, представленные в Таблице 1, и за счет чего их можно реализовывать.

Таблица 1. Формы взаимодействия с семьями воспитанников [Белоножко В.В., 2018, с. 25]

«Информационные

Журналы; рекламные буклеты, листовки; брошюры и др.

Организационные

Родительские собрания, анкетирование, создание общественных родительских организаций; конференции; педсоветы с участием родителей; брифинги и др.

Просветительские

Родительские гостиные; «Школа для родителей»; консультирование; тематические встречи; организация тематических выставок литературы; тренинги; семинары; беседы; дискуссии; круглые столы и др.

Организационно-деятельностные

Психолого-педагогический мониторинг уровня развития детей; совместные детско-родительские проекты; выставки работ при участии детей и родителями; участие в мастер-классах (а также их самостоятельное проведение) и др.

Участие родителей в педагогическом процессе

Занятия с участием родителей; мастер класс, чтение и прослушивание детям сказок и их театрализованная инсценировка; тематические беседы с детьми; театральные представления с участием родителей; совместные клубы по интересам; сопровождение детей во время прогулок, экскурсий и походов; участие в днях открытых дверей, днях здоровья, благотворительных марафонах; праздники, посвященные экологическому воспитанию и др.

Кротова Т.В. в своей книге выделяла следующие традиционные формы общения с родителями (законными представителями), которые мы представили в Таблице 2 [Зверева О.Л., Кротова Т.В., 2009, с.12].

Таблица 2. Традиционные формы общения с родителями

Формы общения

Содержание

Коллективные

Родительские собрания, конференции, «Круглые столы».

Групповые родительские собрания- это фронтальная форма работа со всеми родителями по их ознакомлению с целью, задачами методами воспитания, подходящие именно для данной возрастной группе детей, которые можно организовать не только в специализированном дошкольном образовательном учреждение, но и дома.

Индивидуальные

Тематические или заочные консультации (Ящик для анонимных писем на интересующие их вопросы).

Организуются с целью ответить на все вопросы, которые волнуют родителей. Главное назначение консультаций родителей получить поддержку, сочувствие и профессиональную помощь в сложившийся той или иной ситуации.

Наглядно-информационные

К ним относятся: видеоролики: режимные моменты, занятия, физминуток, прогулок, подвижных игр; выставки детских работ, папки-передвижки и т.д.

Организуются с целью знакомства и информирование родителей с активной жизнью детей в образовательной организации.

Инновация – это «целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения (организацию, общество, группу) новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в качественно другое» [Белая К.Ю., 2005, с.7]. 

Инновационная деятельность – это особый вид целенаправленной педагогической деятельности, который основан на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования.

В связи с информационной перенасыщенностью, в работе педагогов возникаем потребность в использование современных и более эффективных инновационных методов, которые помогут решить проблему и привлечь всех участников образовательного процесса. «Следовательно, изменения в развивающейся дошкольной образовательной организации происходят не беспорядочно, а прогнозируются и направлены на достижения определенных результатов, при этом необходимо помнить, что «основная функция современного детского сада – целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения» [Белая К.Ю., 2005, с.7].

Рассмотрим некоторые нетрадиционные формы взаимодействия с родителями (законными представителями), которые представлены в Таблице 3.

Таблица 3. Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей по Кротовой Т.В. [Зверева О.Л., Кротова Т.В., 2009, с.12]

«Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках, конкурсах

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей

Наглядно-

информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек»

Рассмотрим каждую из предложенных групп подробнее:

  1. Информационно-аналитическая форма

При использовании в работе достоверных средств для мониторинга, позволяет быстро и качественно собрать информацию о личностных особенностях родителя; внутрисемейных и родительско-детских отношений и их стиля семейного воспитания; об оценке качества коррекционно-психологической помощи; об оценке общекультурных и педагогических знаний родителей. Информационно-аналитические формы работы с родителями очень адоптивные от потребностей как родителя, так и образовательного учреждения.

К информационно-аналитическим можно отнести анкетирование; индивидуальные консультации; мониторинг; социометрию.

  1. Досуговые формы 

Досуговые формы способствует неформальному общению между педагогами и родителями, созданы для налаживания доверительных отношений, позитивной эмоциональной атмосфере которая в дальнейшем способствует более эффективному решению задач и проблем, которые препятствуют качественной работе педагогического процесса.

К досуговым можно отнести: тематические досуги, праздники; развлечения (с привлечением родителей).

  1. Познавательные формы 

Познавательные формы призваны для того, чтобы просвещать и информировать родителей об возрастных и психологических особенностях ребенка и формирование практического навыка по использованию рациональных методов воспитания.

К познавательным формам можно отнести: групповое родительское собрания; семинары (семинар-практикум) с привлечением специалистов; мастер-класс; открытое занятие; создание украшений предметно-пространственной.

  1. Наглядно-информационные формы

Они позволяют информировать и ознакомлять с деятельностью образовательного учреждения, делает дошкольное образовательное учреждение более открытым для родителей (законных представителей).

К наглядно-информационным можно отнести информационный стенд в холле, в группе; стенд газеты; папки-передвижки; сайт воспитателя; буклеты [Зверева О.Л., Кротова Т.В., 2009, с.12].

Приведенные выше описательные характеристики форм работы педагога с родителями помогут нам организовать комплексное взаимодействие с семьями воспитанников на полученных данных от психолого-педагогической диагностики в рамках нашего дошкольного образовательного учреждении и помогут организовать работу всех специалистов ДОУ в зависимости от потребностей не только родителя и ребенка, но и нужд учреждения.

Содержание и организация образовательного процесса в ГБДОУ детский сад № 45 определяется образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ОВЗ ГБДОУ детский сад №45, которая направлена на создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннее развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Образовательная программа дошкольного образования, адаптированная для воспитанников с ОВЗ определяет систему коррекционно-развивающей работы в группах для детей с задержкой психического развития или интеллектуальной недостаточностью в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.

В нашем дошкольном образовательном учреждении создан консультационный центр. Основными работа прописана в «Положение о консультационном центре Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 45 компенсирующего вида Красногвардейского района города Санкт-Петербург». Положение было разработано в ноябре 2019 года. Основными задачами центра является:

- проведение оказание Помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста;

- оказание содействия родителям (законным представителям) в социализации детей дошкольного возраста, получающих дошкольное образование в форме семейного образования;

- проведение (с согласия родителей (законных представителей) психологопедагогической диагностики развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста и на ее основе коррекции и комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей младенческого, раннего и дошкольного возраста.

Помощь в Консультационном центре оказывается родителям (законным представителям) по следующим направлениям:

- диагностическое;

- консультативное;

- коррекционно-развивающее;

- профилактическое;

- просветительское.

Организация Помощи строится на основе интеграции деятельности специалистов: учителя-логопеда, воспитателей и других специалистов, с учетом конкретных запросов семьи и индивидуальных особенностей и образовательных потребностей ребенка. Консультирование родителей (законных представителей) может проводиться одним или несколькими специалистами одновременно. Работа с родителями (законными представителями) в Консультационном центре проводится в различных формах: групповых, подгрупповых, индивидуальных (личный прием).

Помимо консультационного центра, в дошкольном образовательном учреждении работа с родителями осуществлялась не только по традиционным формам взаимодействия, но и по некоторым инновационным и нестандартным.

К инновационным формам взаимодействия с семьями особого ребенка в нашем дошкольном учреждении относятся: информационно-аналитические, такие как анкетирование, индивидуальная консультация, общее и групповое родительские собрания; познавательные, такие как, открытое занятие, индивидуальный (групповой) проект, создание предметно-пространственной среды с участием родителей; досуговые – проведение досуга, праздников, организация развлечений (с привлечением родителей); наглядно-информационные – оформление информационный стенда и папок-передвижек. Нестандартные формы работы с родителями реализуются в значительно меньшей степени. Это: информационно-аналитические (проведение опросов, создание страницы учреждения в социальной сети «ВКонтакте»), досуговые (совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках, конкурсах), наглядно-информационные (организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей).

С этого года педагогпсихолог в своей работе осуществляет не только сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ, но и работу с воспитанником и его родителем(-ями) в форме индивидуальных занятий.

Для более успешной междисциплинарной работы с семьей «особого ребенка» мы решили ввести и апробировать такие формы взаимодействия, которые будут носить коррекционно-педагогический характер, а именно: семинар (семинар-практикум) для родителей с приглашением специалистов (ученых), проведение анкетирования (отобранные анкеты) и социологических срезов, «Почтовый ящик», семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний и консультаций в нетрадиционной форме, организация игр с педагогическим содержанием в ходе группового собрания или же как отдельно проводимый мастер-класс, педагогическая библиотека для родителей.

Необходимо проводить собрания и консультации с присутствием как педагогов, так и специалистов (учителя-дефектолога, учителя-логопеда и педагога-психолога). В этом ключе актуально создание «круглых столов» в условиях группы. Это даст возможность комплексно обсудить решить возникающие вопросы, касаемые взаимодействия родителя и ребенка (воспитание, организация занятий, поведение и др.).

В деятельность педагога-психолога включить элементы арт-терапии, песочной и водной терапии, использовать методики по формированию картины мира, описанию и передачи своих эмоций и чувств и др. Проводить совместные занятия ребенок-родитель с использованием вышеупомянутых форм работы для поддержания и укрепления взаимопонимания в семье.

Проанализировав различные литературные источники, освещающие проблематику данной темы, мы пришли к выводу, что в нашем учреждении необходимо более подробно изучить семьи воспитанников, взаимоотношения в семье, как родители относятся к диагнозу своего ребенка, чтобы грамотно выстроить план работы с ними. Для этого мы решили использовать метод анкетирования. Основные анкеты (анкета «Психологический тип родителя» В.В. Ткачевой, методика РАШ Е. Шеффер и Р. Белла, методика диагностики родительских отношений (ОРО) А.Я. Варги и В.В. Сталина, методика «Анализа семейного взаимоотношения» (АВС) и опросник «Анализ семейной тревоги(АСТ)» Э.Г. Эйдемиллера), которые мы отобрали, могут проводить как педагог-психолог и учитель-дефектолог, так и воспитатели. При сборе и анализе этих данных получится подобрать формы работы, удобные для каждой семьи, и выстроить более эффективное взаимодействие с родителями.

Введение новых анкет и форм взаимодействия с родителями поможет разработать комплексную междисциплинарную помощь семье особого ребенка.


Список литературны:

  1. Багдасарьян И.С. Межличностные отношения в семье, имеющей умственно отсталого ребенка. Автореферат диссертации на соискание уч. степ. кандидата психологических наук. - Нижний Новгород, 2000.
  2. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность ДОУ: методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 64 с.
  3. Беложко В.В. Инновационные формы проведения родительского собрания в дошкольной образовательной организации : ВКР: 44.04.01: утв.28.06.18. Челябинск.,2018.90с.
  4. Денисова О.А. Взаимодействие специалистов ДОУ компенсирующего вида / Под ред. О.А. Денисовой. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 64 с
  5. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект.// О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. -М.: Творческий центр «Сфера», 2009. -80с.
  6. Колягина О.В. Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи // Педагогическое мастерство: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — с. 41-42.
  7. Крючева Я.В. Педагогическая помощь родителям в организации взаимодействия с детьми, имеющими задержку психического развития: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.01: утв.21.05.04.Тюмень,2004-28с.
  8. Левченко И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: методическое пособие / И.Ю.Левченко, В.В. Ткачева. – М.: Просвещение, 2008. – 239 с.
  9. Мишина Г. А. Пути формирования сотрудничества родителей с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии: автореф. дис. канд. пед. наук 13.03.03: утв. 61:98-13/1174-7. - М., 1998. - 179 с.
  10.  Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высших учебных заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. - М.:Издат. центр "Академия", 2002. - 192 с.
  11.  Рожков, М. И.Теория и методика воспитания: учебник и практикум для академического бакалавриата / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. — 2-е изд., перераб.и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 330 с
  12.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - М., 2000.
  13.  Ткачева В.В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / В.В. Ткачева // Дефектология 1999 - №3- 160с.
  14.  Ткачева В. В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева. - М.: УМК "Психология", 2004. – 192с
  15.  Ткачева В. В. Психолого-педагогическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями развития / В. В. Ткачева // Психолого-педагогическая диагностика. - М.: Академия, 2003. - с. 280-290.
  16.  Ткачева В.В. Система психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии: автореф. дис.док.псих.наук. - Нижний Новгород, 2005. - 46 с.
  17.  Ткачева В.В.Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: Учеб.пособие / В.В. Ткачева. - М.: АСТ; Астрель, 2007. -318, [2] с. — (Высшая школа).15ВК 978-5-17-045822-6 (ООО «Издательство АСТ») 13ВК 978-5-271-17138-3 (ООО «Издательство Астрель»)
  18.  Тонкова Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (Пермь, май 2012г.). - Пермь: Меркурий, 2012. -141с.
  19.  Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/sys/
  20.  Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия: учеб. пособие для врачей и психологов / Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добряков, И. М. Никольская. - СПб.: Речь, 2003. - 336 с.
  21.  Югова О.В. Вариативные стратегии раннего психолого-педагогического сопровождения ребенка с отклонениями в развитии и его семьи: автореф.дис.кан.пед.наук: 13.00.03 / Югова Олеся Вячеславовна. - М., 2012 – 26 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие педагогов и специалистов в сохранении психического и физического здоровья детей»

В презентации рассказывается о здоровьесберегающих технологиях....

«Взаимодействие педагогов и специалистов в организации совместной познавательной деятельности детей младшего и старшего дошкольного возраста с целью социализации»

Совместная познавательная деятельность ребенка с детьми разного возраста, безусловно, увеличивает его возможности в познании окружающего мира и является важным условием его интеллектуального и социал...

Основные формы взаимодействия педагога дополнительного образования с семьями воспитанников детского сада

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей: создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное р...

Проект взаимодействия педагогов группы, специалистов ДОУ и родителей: «Вместе дружная семья - детский сад, родители и я» на 2018 – 2019 учебный год

Проект является результатом творческого сотрудничества педагогов МБДОУ д/с № 6 "Страна детства"....

Игра по станциям «СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ» (организация взаимодействия педагогов и специалистов ГБДОУ в работе с детьми)

Дети дошкольного возраста имеют поверхностное представление об истории развития спорта, мало внимания уделяют этому вопросу родители воспитанников. Очень редко встретишь семью, которая ведет активный,...

Статья "Эффективные формы комплексного взаимодействия педагогов и специалистов с семьей детей с ЗПР в ГБДОУ "

Аннотация. В данной статье «представлены теоретико-методологические основы психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим» детей с отклонениями в развитии, изложены основные эффекти...