Методическая разработка "Волшебная шкатулочка"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Представленный материал в некоторой степени раскрывает вопрос об актуальности развития у детей с речевой патологией фонематического восприятия, являющегося основой для успешной коррекции речевых проблем, являющегося базой для развития речи. Современная начальная школа предъявляет к детям достаточно высокий уровень требований при поступлениив первый класс. Планомерная работа в дошкольнои периоде по развитию фонематического восприятия поможет любому ребенку подготовиться к обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_volshebnaya_shkatulochka.docx | 32.3 КБ |
metodicheskaya_razrabotka_volshebnaya_shkatulochka.docx | 32.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Актуальность работы по развитию фонематического
восприятия при обучении грамоте
Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов. В свою очередь, длительные специальные упражнения по формированию навыков звукового анализа и синтеза способствуют успешному овладению грамотным чтением и письмом.
Доктор наук, профессор Р.Е. Левина писала: “При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов”.
Таким узловым образованием являются фонематическое восприятие и звуковой анализ. Их формирование позволяет проводить коррекцию с наибольшим эффектом.
Фонематическое восприятие - процесс узнавания и различения как отдельных фонем, так и фонематических рядов, слов.
Анализ стадий становления фонематического слуха в работе Н.Х. Швачкина “Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте” показывает:
- ребенок усваивает различие между гласными раньше, чем различие между согласными, т.е. различить БУК - БАК легче, чем БАК - ЛАК.
В порядке восприятия гласных есть закономерности:
- противопоставление по подъёму языка - гласный нижнего подъема [ А ] противопоставляется гласным верхнего подъема [И],
[Ы], [У].
- противопоставление гласных по степени продвижения языка в переднюю или заднюю часть ротовой полости - [И / Э] - [ У / О ].
- противопоставление гласных верхнего и среднего подъема, т.е. [ Э ] отделяется от [И], [У] - от [О].
Последовательность появления фонем в звучащей речи такая же: сначала появляется [А], затем все другие гласные. Гласные [Э] и [И], [У] и [О] разделяются в последнюю очередь.
Такая согласованность в последовательности восприятия фонематических различий между звуками и порядком их усвоения наблюдается только в области гласных.
В начальной детской речи обычно присутствуют все гласные, кроме [Ы], который заменяется звуком [И].
Порядок восприятия согласных фонем (по Н.Х. Швачкину) следующий:
- различие между наличием - отсутствием согласного ( бак - ак ),
- различие между шумными и сонорными согласными (бак - мак),
- среди шумных раньше других начинают выделяться уже артикулируемые шумные звуки.
С данной стадии на развитие фонематического восприятия влияет не только слух, но артикуляция, т.е., несовершенство артикуляции тормозит различение звуков.
Далее:
- возникает различие между твердыми и мягкими согласными (бак - бяк). Это противопоставление семантически очень важно и часто используется в русском языке,
- усваивается дифференциация внутри групп согласных сонорных, затем шумных.
Внутри сонорных первоначально усваивается дифференциация между назальными (М, Н) и плавными (Р, Л) звуками, т.к. назальные проще в артикуляции и появляются намного раньше плавных звуков.
Позднее появляется различие внутри назальных (М - Н), затем плавных (Р - Л).
Внутри шумных сначала различаются звуки, отличающиеся по месту образования.
Сначала дифференцируются губные и язычные (Б - Д, Б - Г и т.д.), возможно в этом ведущую роль играет зрительное восприятие.
Далее начинают различаться звуки, отличающиеся по способу образования: взрывные и фрикативные. Взрывные звуки и различаются и артикулируются раньше фрикативных.
Позже появляется дифференциация внутри язычных звуков: передне - и заднеязычных. Их дифференциация затрудняется неточностью кинестетических ощущений положения языка в ротовой полости.
Довольно поздно начинают различаться глухие и звонкие согласные, т.к. акустически и артикуляторно они очень близки. Сначала ребенок различает их акустически, а затем - артикуляторно. Артикуляторная дифференциация также способствует акустическому противопоставлению звуков.
На следующей стадии развития фонематического восприятия усваивается дифференциация шипящих и свистящих. Эти звуки появляются в речи детей поздно и очень близки по месту образования, по способу образования, по участию небной занавески.
Самый главный вывод Н.Х. Швачкина состоит в том, что когда ребёнок начинает сознательно артикулировать те или иные звуки, он уже имеет достаточно развитый фонематический слух.
В норме процесс фонематического различения, как и процесс произносительной дифференциации, заканчивается в дошкольном возрасте.
Учителю – логопеду очень важно учитывать закономерности в развитии фонематического восприятия в своей коррекционной работе, в том числе, в обучении грамоте, тогда она будет наиболее успешной.
Конспект занятия в группе для детей с ТНР подготовительного возраста
«Волшебная шкатулочка»
Составила учитель-логопед Раковец Елена Павловна
Цель занятия:
Закрепление навыков фонематического восприятия.
Задачи:
1.Корреициопно-образовательные:
- закрепление навыка чтения,
- закрепление навыка позиционного анализа (положение звука в начале, середине, конце слова),
- тренировать умение дифференцировать согласные звуки:
по участию органов артикуляции в произнесении,
по звонкости – глухости (участие голоса в образовании звука),
по твердости – мягкости (положение языка при произнесении согласных звуков);
- развитие фонематических представлений,
- закрепление навыка звуко – буквенного анализа слова.
2. Коррекционно-развивающие:
- Развивать зрительное восприятие, внимание и память.
- Развивать слуховое внимание.
- Развивать логическое мышление.
3. Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное речевого общение, развивать коммуникативные свойства личности.
Оборудование: игровые пособия
Шкатулка.
- Карточки «1. Азбука», «Картина», «В деревне», «Курица», «Слово», «Я рисую».
- Фигурки животных с буквами.
- Ватман с нарисованной рамой для картины.
- Сюжетная картина «В деревне».
- Картонные цветы с напечатанными в центре каждого цветка слогами.
- Картонная фигура курицы, сидящей на гнезде.
- Картонные овалы (яйца) с напечатанными слогами.
- Корзинка.
- Круглые магниты красного, синего, зеленого цветов.
- Фигурки смайликов – веселый, грустный.
Подготовительная работа:
в течение учебного года проводилась работа по развитию фонематического слуха, обучению грамоте, подготовлены полифункциональные учебные пособия.
Ход занятия
Этапы занятия | Деятельность детей | |
1. | - Здравствуйте, дети.- Сегодня в своем кабинете я увидела эту чудесную шкатулочку. Очень хочется в нее заглянуть. А вам интересно узнать, что в ней?- Откроем шкатулку? | - Здравствуйте.- Очень интересно.- Откроем. |
2. | - В шкатулке лежит карточка. Что на ней написано? - Правильно. А вот коробка с такой же надписью. Что же в этой коробке? - А теперь возьмите любую фигурку: - кто это? - какой первый звук в названии этого животного? - А теперь подумай и назови любое слово с этим звуком. - Где в слове стоит этот звук? (в начале, середине или конце?) - Молодцы. У вас хорошо получается слушать звуки и определять их место в слове. | - Написано «1. Азбука». - В этой коробке фигурки животных и птиц, которые держат разные буквы. Возможный ответ: - Это баран. - Первый звук в этом слове Б. - Первая буква – Б. - Мое слово – бегемот. Звук БЬ – в начале слова. |
3 |
- Давайте посмотрим, что еще есть в этой шкатулке. - На мольберте большой картон, а в его середине нарисована буква Б. - Давайте попробуем описать звук Б: (наличие преграды – губы-зубы-язык, наличие – отсутствие голоса при произнесении звука - звонкий - глухой, произносится твердо или мягко).
- А в слове БИМ? | - Есть карточка « 2. Картина».
- Звук Б – звонкий.
Дети выкладывают схему – описание звука Б: Губы – преграда. Колокольчик – звонкий звук. Кирпичик – звучит твердо, подушечка – звучит мягко. |
4. | Замечательно. Вы раскрыли второй секрет. А что еще есть в шкатулке? - Посмотрите, здесь еще цветы, и у каждого цветочка свое название | Карточка « 3. В деревне». |
5 | . - Попробуйте прочитать надпись на цветке.
- В названии какой птицы есть слог КУ? - Найдите курицу на картине. - А как называется жилище (дом) для кур? -Какие еще птицы могут жить в курятнике? - Прочитайте названия цветов, найдите на картине птиц, в названиях которых есть эти слоги. - Кто еще живет в деревне? Прочти название цветка. - Как называется жилище для коней? - А что написано на этом цветочке? - Как называется ее дом? -Кто еще может жить в хлеву? - Вы хорошо справились с заданием. Молодцы. | На мольберте сюжетная картина «Деревенский двор» - Курица. - Курятник. - Гу – гуси, ут – утки, ин – индюки. -Ко – кони. -Конюшня. -Ко – корова. -Коровник, хлев. - Ко – козы, ба- бараны. |
6. | - А в нашей волшебной шкатулочке еще карточка есть. - Эта курочка несет волшебные золотые яйца. В каждом яйце спрятано слово – нужно прочитать слог, назвать слово с этим слогом и положить яйцо в корзинку. | - Карточка «4. Курица» Ки, му, бу, ры, шу, ма – кино, мухи, бусы, рыба, шуба, маки. |
7. | - А что еще есть в шкатулке? - Давайте «спрячем» слово МУХИ в схему и расскажем о нем: - Сколько гласных звуков («песенок») в слове МУХИ? | - Карточка «5. Слово» |
8. | - Давайте прочитаем последнюю карточку. - Перед тобой «веселье» и «грусть». - Выбери и нарисуй то, что хочешь. - В шкатулке ничего не осталось, и нам пора заканчивать занятие. - Вы сегодня молодцы! | - «6. Я рисую» |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Актуальность работы по развитию фонематического
восприятия при обучении грамоте
Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов. В свою очередь, длительные специальные упражнения по формированию навыков звукового анализа и синтеза способствуют успешному овладению грамотным чтением и письмом.
Доктор наук, профессор Р.Е. Левина писала: “При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов”.
Таким узловым образованием являются фонематическое восприятие и звуковой анализ. Их формирование позволяет проводить коррекцию с наибольшим эффектом.
Фонематическое восприятие - процесс узнавания и различения как отдельных фонем, так и фонематических рядов, слов.
Анализ стадий становления фонематического слуха в работе Н.Х. Швачкина “Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте” показывает:
- ребенок усваивает различие между гласными раньше, чем различие между согласными, т.е. различить БУК - БАК легче, чем БАК - ЛАК.
В порядке восприятия гласных есть закономерности:
- противопоставление по подъёму языка - гласный нижнего подъема [ А ] противопоставляется гласным верхнего подъема [И],
[Ы], [У].
- противопоставление гласных по степени продвижения языка в переднюю или заднюю часть ротовой полости - [И / Э] - [ У / О ].
- противопоставление гласных верхнего и среднего подъема, т.е. [ Э ] отделяется от [И], [У] - от [О].
Последовательность появления фонем в звучащей речи такая же: сначала появляется [А], затем все другие гласные. Гласные [Э] и [И], [У] и [О] разделяются в последнюю очередь.
Такая согласованность в последовательности восприятия фонематических различий между звуками и порядком их усвоения наблюдается только в области гласных.
В начальной детской речи обычно присутствуют все гласные, кроме [Ы], который заменяется звуком [И].
Порядок восприятия согласных фонем (по Н.Х. Швачкину) следующий:
- различие между наличием - отсутствием согласного ( бак - ак ),
- различие между шумными и сонорными согласными (бак - мак),
- среди шумных раньше других начинают выделяться уже артикулируемые шумные звуки.
С данной стадии на развитие фонематического восприятия влияет не только слух, но артикуляция, т.е., несовершенство артикуляции тормозит различение звуков.
Далее:
- возникает различие между твердыми и мягкими согласными (бак - бяк). Это противопоставление семантически очень важно и часто используется в русском языке,
- усваивается дифференциация внутри групп согласных сонорных, затем шумных.
Внутри сонорных первоначально усваивается дифференциация между назальными (М, Н) и плавными (Р, Л) звуками, т.к. назальные проще в артикуляции и появляются намного раньше плавных звуков.
Позднее появляется различие внутри назальных (М - Н), затем плавных (Р - Л).
Внутри шумных сначала различаются звуки, отличающиеся по месту образования.
Сначала дифференцируются губные и язычные (Б - Д, Б - Г и т.д.), возможно в этом ведущую роль играет зрительное восприятие.
Далее начинают различаться звуки, отличающиеся по способу образования: взрывные и фрикативные. Взрывные звуки и различаются и артикулируются раньше фрикативных.
Позже появляется дифференциация внутри язычных звуков: передне - и заднеязычных. Их дифференциация затрудняется неточностью кинестетических ощущений положения языка в ротовой полости.
Довольно поздно начинают различаться глухие и звонкие согласные, т.к. акустически и артикуляторно они очень близки. Сначала ребенок различает их акустически, а затем - артикуляторно. Артикуляторная дифференциация также способствует акустическому противопоставлению звуков.
На следующей стадии развития фонематического восприятия усваивается дифференциация шипящих и свистящих. Эти звуки появляются в речи детей поздно и очень близки по месту образования, по способу образования, по участию небной занавески.
Самый главный вывод Н.Х. Швачкина состоит в том, что когда ребёнок начинает сознательно артикулировать те или иные звуки, он уже имеет достаточно развитый фонематический слух.
В норме процесс фонематического различения, как и процесс произносительной дифференциации, заканчивается в дошкольном возрасте.
Учителю – логопеду очень важно учитывать закономерности в развитии фонематического восприятия в своей коррекционной работе, в том числе, в обучении грамоте, тогда она будет наиболее успешной.
Конспект занятия в группе для детей с ТНР подготовительного возраста
«Волшебная шкатулочка»
Составила учитель-логопед Раковец Елена Павловна
Цель занятия:
Закрепление навыков фонематического восприятия.
Задачи:
1.Корреициопно-образовательные:
- закрепление навыка чтения,
- закрепление навыка позиционного анализа (положение звука в начале, середине, конце слова),
- тренировать умение дифференцировать согласные звуки:
по участию органов артикуляции в произнесении,
по звонкости – глухости (участие голоса в образовании звука),
по твердости – мягкости (положение языка при произнесении согласных звуков);
- развитие фонематических представлений,
- закрепление навыка звуко – буквенного анализа слова.
2. Коррекционно-развивающие:
- Развивать зрительное восприятие, внимание и память.
- Развивать слуховое внимание.
- Развивать логическое мышление.
3. Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное речевого общение, развивать коммуникативные свойства личности.
Оборудование: игровые пособия
Шкатулка.
- Карточки «1. Азбука», «Картина», «В деревне», «Курица», «Слово», «Я рисую».
- Фигурки животных с буквами.
- Ватман с нарисованной рамой для картины.
- Сюжетная картина «В деревне».
- Картонные цветы с напечатанными в центре каждого цветка слогами.
- Картонная фигура курицы, сидящей на гнезде.
- Картонные овалы (яйца) с напечатанными слогами.
- Корзинка.
- Круглые магниты красного, синего, зеленого цветов.
- Фигурки смайликов – веселый, грустный.
Подготовительная работа:
в течение учебного года проводилась работа по развитию фонематического слуха, обучению грамоте, подготовлены полифункциональные учебные пособия.
Ход занятия
Этапы занятия | Деятельность детей | |
1. | - Здравствуйте, дети.- Сегодня в своем кабинете я увидела эту чудесную шкатулочку. Очень хочется в нее заглянуть. А вам интересно узнать, что в ней?- Откроем шкатулку? | - Здравствуйте.- Очень интересно.- Откроем. |
2. | - В шкатулке лежит карточка. Что на ней написано? - Правильно. А вот коробка с такой же надписью. Что же в этой коробке? - А теперь возьмите любую фигурку: - кто это? - какой первый звук в названии этого животного? - А теперь подумай и назови любое слово с этим звуком. - Где в слове стоит этот звук? (в начале, середине или конце?) - Молодцы. У вас хорошо получается слушать звуки и определять их место в слове. | - Написано «1. Азбука». - В этой коробке фигурки животных и птиц, которые держат разные буквы. Возможный ответ: - Это баран. - Первый звук в этом слове Б. - Первая буква – Б. - Мое слово – бегемот. Звук БЬ – в начале слова. |
3 |
- Давайте посмотрим, что еще есть в этой шкатулке. - На мольберте большой картон, а в его середине нарисована буква Б. - Давайте попробуем описать звук Б: (наличие преграды – губы-зубы-язык, наличие – отсутствие голоса при произнесении звука - звонкий - глухой, произносится твердо или мягко).
- А в слове БИМ? | - Есть карточка « 2. Картина».
- Звук Б – звонкий.
Дети выкладывают схему – описание звука Б: Губы – преграда. Колокольчик – звонкий звук. Кирпичик – звучит твердо, подушечка – звучит мягко. |
4. | Замечательно. Вы раскрыли второй секрет. А что еще есть в шкатулке? - Посмотрите, здесь еще цветы, и у каждого цветочка свое название | Карточка « 3. В деревне». |
5 | . - Попробуйте прочитать надпись на цветке.
- В названии какой птицы есть слог КУ? - Найдите курицу на картине. - А как называется жилище (дом) для кур? -Какие еще птицы могут жить в курятнике? - Прочитайте названия цветов, найдите на картине птиц, в названиях которых есть эти слоги. - Кто еще живет в деревне? Прочти название цветка. - Как называется жилище для коней? - А что написано на этом цветочке? - Как называется ее дом? -Кто еще может жить в хлеву? - Вы хорошо справились с заданием. Молодцы. | На мольберте сюжетная картина «Деревенский двор» - Курица. - Курятник. - Гу – гуси, ут – утки, ин – индюки. -Ко – кони. -Конюшня. -Ко – корова. -Коровник, хлев. - Ко – козы, ба- бараны. |
6. | - А в нашей волшебной шкатулочке еще карточка есть. - Эта курочка несет волшебные золотые яйца. В каждом яйце спрятано слово – нужно прочитать слог, назвать слово с этим слогом и положить яйцо в корзинку. | - Карточка «4. Курица» Ки, му, бу, ры, шу, ма – кино, мухи, бусы, рыба, шуба, маки. |
7. | - А что еще есть в шкатулке? - Давайте «спрячем» слово МУХИ в схему и расскажем о нем: - Сколько гласных звуков («песенок») в слове МУХИ? | - Карточка «5. Слово» |
8. | - Давайте прочитаем последнюю карточку. - Перед тобой «веселье» и «грусть». - Выбери и нарисуй то, что хочешь. - В шкатулке ничего не осталось, и нам пора заканчивать занятие. - Вы сегодня молодцы! | - «6. Я рисую» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математическое развлечение «Волшебная шкатулочка»
Математическое развлечение. Проверка элементарных математическиз знаний детей....
шкатулочка - Макарошка
материал - макароны, клей ПВА...
"Шкатулочка с секретом"
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности...
Хохломская шкатулочка
Мастер-класс по изготовлению подарка для мам к 8 марта....
Шкатулочка для украшений
Шкатулочка выполнена по технике квиллинг, с добавлением страз, ручная работа....
Конспект занятия по развитию музыкальности «Музыкальная шкатулочка» для детей 6-7 лет
«Музыкальная шкатулочка» для детей 6-7 лет...
Учебно-методическое пособие. Дидактическая игра для сенсорного развития "Волшебные шкатулочки".
Сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития, развивает внимание, развивает наблюдательность, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. вид...