Методическая разработка "Волшебная шкатулочка"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Представленный материал в некоторой степени раскрывает вопрос об актуальности развития у детей с речевой патологией фонематического восприятия, являющегося основой для успешной коррекции речевых проблем, являющегося базой для развития речи. Современная начальная школа предъявляет к детям достаточно высокий уровень требований при поступлениив первый класс. Планомерная работа в дошкольнои периоде по развитию фонематического восприятия поможет любому ребенку подготовиться к обучению в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Актуальность работы по развитию фонематического

восприятия при обучении грамоте

Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов. В свою очередь, длительные специальные упражнения по формированию навыков звукового анализа и синтеза способствуют успешному овладению грамотным чтением и письмом.

Доктор наук, профессор Р.Е. Левина писала: “При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов”.

Таким узловым образованием являются фонематическое восприятие и звуковой анализ. Их формирование позволяет проводить коррекцию с наибольшим эффектом.

           Фонематическое восприятие - процесс узнавания и различения как отдельных фонем, так и фонематических рядов, слов.

            Анализ стадий становления фонематического слуха в работе Н.Х. Швачкина “Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте” показывает:

   -  ребенок усваивает различие между гласными раньше, чем различие между согласными, т.е. различить БУК - БАК легче, чем БАК - ЛАК.

В порядке восприятия гласных есть закономерности:

-  противопоставление по подъёму языка - гласный нижнего подъема [ А ] противопоставляется  гласным  верхнего подъема [И],

 [Ы], [У].

-  противопоставление гласных по степени продвижения языка в переднюю или заднюю часть ротовой полости -  [И / Э] -  [ У / О ].

-     противопоставление гласных верхнего и среднего подъема, т.е. [ Э ] отделяется от [И], [У] - от [О].

           Последовательность появления фонем в звучащей речи такая же: сначала появляется [А], затем все другие гласные. Гласные [Э] и [И], [У] и [О] разделяются в последнюю очередь.

           Такая согласованность в последовательности восприятия фонематических различий между звуками и порядком их усвоения наблюдается только в области гласных.

           В начальной детской речи обычно присутствуют все гласные, кроме [Ы], который заменяется звуком [И].

         Порядок восприятия согласных фонем (по Н.Х. Швачкину) следующий:

- различие между наличием - отсутствием согласного ( бак - ак ),

- различие между шумными и сонорными согласными (бак - мак),

- среди шумных раньше других начинают выделяться уже артикулируемые шумные звуки.

           С данной стадии на развитие фонематического восприятия влияет не только слух, но артикуляция, т.е., несовершенство артикуляции тормозит различение звуков.

Далее:

- возникает различие между твердыми и мягкими согласными (бак - бяк). Это противопоставление семантически очень важно и часто используется в русском языке,

-  усваивается дифференциация внутри групп согласных сонорных, затем шумных.

           Внутри сонорных первоначально усваивается дифференциация между назальными (М, Н) и плавными (Р, Л) звуками, т.к. назальные проще в артикуляции и появляются намного раньше плавных звуков.

           Позднее появляется различие внутри назальных (М - Н), затем плавных (Р - Л).

           Внутри шумных сначала различаются звуки, отличающиеся по месту образования.

           Сначала дифференцируются губные и язычные (Б - Д, Б - Г и т.д.), возможно в этом ведущую роль играет зрительное восприятие.

           Далее начинают различаться звуки, отличающиеся по способу образования: взрывные и фрикативные. Взрывные звуки и различаются и артикулируются раньше фрикативных.

           Позже появляется дифференциация внутри язычных звуков: передне - и заднеязычных. Их дифференциация затрудняется неточностью кинестетических ощущений положения языка в ротовой полости.

           Довольно поздно начинают различаться глухие и звонкие согласные, т.к. акустически и артикуляторно они очень близки. Сначала ребенок различает их акустически, а затем - артикуляторно. Артикуляторная дифференциация также способствует акустическому противопоставлению звуков.

           На следующей стадии развития фонематического восприятия усваивается дифференциация шипящих и свистящих.  Эти звуки появляются в речи детей поздно и очень близки по месту образования, по способу образования, по участию небной занавески.

              Самый главный вывод Н.Х. Швачкина состоит в том, что когда ребёнок начинает сознательно артикулировать те или иные звуки, он уже имеет достаточно развитый фонематический слух.

           В норме процесс фонематического различения, как и процесс произносительной дифференциации, заканчивается в дошкольном возрасте.

           Учителю – логопеду очень важно учитывать закономерности в развитии фонематического восприятия в своей коррекционной работе, в том числе, в обучении грамоте, тогда она будет наиболее успешной.

Конспект занятия в группе для детей с ТНР подготовительного возраста

«Волшебная шкатулочка»

                                           Составила    учитель-логопед                                   Раковец Елена Павловна

Цель занятия:

Закрепление навыков фонематического восприятия.

 Задачи:

1.Корреициопно-образовательные: 

- закрепление навыка чтения,

- закрепление навыка позиционного анализа (положение звука в начале, середине, конце слова),

- тренировать умение дифференцировать  согласные звуки:  

   по участию органов артикуляции в произнесении,

   по звонкости – глухости (участие голоса в образовании звука),

   по твердости – мягкости (положение языка при произнесении согласных звуков);

-  развитие фонематических представлений,

- закрепление навыка звуко – буквенного анализа слова.

2. Коррекционно-развивающие:

- Развивать зрительное восприятие, внимание и память.

- Развивать слуховое внимание.

- Развивать логическое мышление.

3. Коррекционно-воспитательные:

- Воспитывать доброжелательное речевого общение, развивать коммуникативные свойства личности.

Оборудование: игровые пособия

  1. Шкатулка.

  2. Карточки «1. Азбука», «Картина», «В деревне», «Курица», «Слово», «Я рисую».
  3. Фигурки животных с буквами.
  4. Ватман с нарисованной рамой для картины.
  5. Сюжетная картина «В деревне».
  6. Картонные цветы с напечатанными в центре каждого цветка слогами.
  7. Картонная фигура курицы, сидящей на гнезде.
  8. Картонные овалы (яйца) с напечатанными слогами.
  9. Корзинка.
  10. Круглые магниты красного, синего, зеленого цветов.
  11. Фигурки смайликов – веселый, грустный.

Подготовительная работа:

в течение учебного года проводилась работа по развитию фонематического слуха, обучению грамоте,  подготовлены полифункциональные учебные пособия.

Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность детей

1.

   - Здравствуйте, дети.

   - Сегодня в своем кабинете я увидела эту чудесную шкатулочку. Очень хочется в нее заглянуть. А вам интересно узнать, что в ней?

- Откроем шкатулку?

- Здравствуйте.

- Очень интересно.

- Откроем.

2.

 - В шкатулке лежит карточка. Что на ней написано?

 - Правильно. А вот коробка с такой же надписью. Что же в этой коробке?

- А теперь возьмите любую фигурку:

- кто это?

- какой первый звук  в названии этого животного?

- А теперь подумай и назови любое слово с этим звуком.

- Где в слове стоит этот звук? (в начале, середине или конце?)

- Молодцы. У вас хорошо получается слушать звуки и определять их место в слове.

- Написано «1. Азбука».

 - В этой коробке фигурки животных и птиц, которые держат разные буквы.

Возможный ответ:

- Это баран.

- Первый звук в этом слове Б.

- Первая буква – Б.

- Мое слово – бегемот. Звук БЬ – в начале слова.

3

 

- Давайте посмотрим, что еще есть в этой шкатулке.

- На мольберте большой картон, а в его середине нарисована буква Б.

- Давайте попробуем описать звук Б:

(наличие преграды – губы-зубы-язык, наличие – отсутствие голоса при произнесении звука - звонкий    - глухой, произносится твердо или мягко).

 

 - А в слове БИМ?

 - Есть карточка « 2.  Картина».

  • Звук Б нельзя пропеть, потому что он встречает преград у - губы.
  • «Коротышка».

  • Голосок «работает».

-   Звук Б – звонкий.

  • Твердо.
  • Мягко.

Дети выкладывают схему – описание звука Б:

Губы – преграда.

Колокольчик – звонкий звук.

Кирпичик – звучит твердо, подушечка – звучит мягко.

4.

 Замечательно. Вы раскрыли второй секрет. А что еще есть в шкатулке?

- Посмотрите, здесь еще цветы, и у каждого цветочка свое название

Карточка « 3. В деревне».

5

.

- Попробуйте прочитать надпись на цветке.

 

- В названии какой птицы есть слог КУ?

- Найдите курицу на картине.

- А как называется жилище (дом) для кур?

-Какие еще птицы могут жить в курятнике?

- Прочитайте названия цветов, найдите на картине птиц, в  названиях которых есть эти слоги.

 - Кто еще живет в деревне? Прочти название цветка.

- Как называется жилище для коней?

- А что написано на этом цветочке?

- Как называется ее дом?

-Кто еще может жить в хлеву?

- Вы хорошо справились с заданием.  Молодцы.

На мольберте сюжетная картина «Деревенский двор»

 - Курица.

- Курятник.

- Гу – гуси, ут – утки, ин – индюки.

-Ко – кони.

-Конюшня.

-Ко – корова.

-Коровник, хлев.

- Ко – козы, ба- бараны.

6.

 - А в нашей волшебной шкатулочке еще карточка есть.

- Эта курочка несет волшебные золотые яйца.

В каждом яйце спрятано слово – нужно прочитать слог, назвать слово с этим слогом и положить яйцо в корзинку.

 - Карточка «4. Курица»

Ки, му,  бу, ры, шу, ма – кино, мухи, бусы, рыба, шуба, маки.

7.

 - А что еще есть в шкатулке?

- Давайте «спрячем» слово МУХИ в схему и расскажем о нем:

- Сколько гласных звуков («песенок») в слове МУХИ?
- Сколько слогов (частей) в этом слове?
- Произнеси (пропой) это слово по слогам.
- Какой согласный звучит твердо?
- Какой согласный звучит мягко?.

 - Карточка «5. Слово»

8.

 - Давайте прочитаем последнюю карточку.

- Перед  тобой «веселье» и «грусть».

- Выбери и нарисуй то, что хочешь.

- В шкатулке ничего не осталось, и нам пора заканчивать занятие.

- Вы сегодня молодцы!

- «6. Я рисую»



Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Актуальность работы по развитию фонематического

восприятия при обучении грамоте

Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов. В свою очередь, длительные специальные упражнения по формированию навыков звукового анализа и синтеза способствуют успешному овладению грамотным чтением и письмом.

Доктор наук, профессор Р.Е. Левина писала: “При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов”.

Таким узловым образованием являются фонематическое восприятие и звуковой анализ. Их формирование позволяет проводить коррекцию с наибольшим эффектом.

           Фонематическое восприятие - процесс узнавания и различения как отдельных фонем, так и фонематических рядов, слов.

            Анализ стадий становления фонематического слуха в работе Н.Х. Швачкина “Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте” показывает:

   -  ребенок усваивает различие между гласными раньше, чем различие между согласными, т.е. различить БУК - БАК легче, чем БАК - ЛАК.

В порядке восприятия гласных есть закономерности:

-  противопоставление по подъёму языка - гласный нижнего подъема [ А ] противопоставляется  гласным  верхнего подъема [И],

 [Ы], [У].

-  противопоставление гласных по степени продвижения языка в переднюю или заднюю часть ротовой полости -  [И / Э] -  [ У / О ].

-     противопоставление гласных верхнего и среднего подъема, т.е. [ Э ] отделяется от [И], [У] - от [О].

           Последовательность появления фонем в звучащей речи такая же: сначала появляется [А], затем все другие гласные. Гласные [Э] и [И], [У] и [О] разделяются в последнюю очередь.

           Такая согласованность в последовательности восприятия фонематических различий между звуками и порядком их усвоения наблюдается только в области гласных.

           В начальной детской речи обычно присутствуют все гласные, кроме [Ы], который заменяется звуком [И].

         Порядок восприятия согласных фонем (по Н.Х. Швачкину) следующий:

- различие между наличием - отсутствием согласного ( бак - ак ),

- различие между шумными и сонорными согласными (бак - мак),

- среди шумных раньше других начинают выделяться уже артикулируемые шумные звуки.

           С данной стадии на развитие фонематического восприятия влияет не только слух, но артикуляция, т.е., несовершенство артикуляции тормозит различение звуков.

Далее:

- возникает различие между твердыми и мягкими согласными (бак - бяк). Это противопоставление семантически очень важно и часто используется в русском языке,

-  усваивается дифференциация внутри групп согласных сонорных, затем шумных.

           Внутри сонорных первоначально усваивается дифференциация между назальными (М, Н) и плавными (Р, Л) звуками, т.к. назальные проще в артикуляции и появляются намного раньше плавных звуков.

           Позднее появляется различие внутри назальных (М - Н), затем плавных (Р - Л).

           Внутри шумных сначала различаются звуки, отличающиеся по месту образования.

           Сначала дифференцируются губные и язычные (Б - Д, Б - Г и т.д.), возможно в этом ведущую роль играет зрительное восприятие.

           Далее начинают различаться звуки, отличающиеся по способу образования: взрывные и фрикативные. Взрывные звуки и различаются и артикулируются раньше фрикативных.

           Позже появляется дифференциация внутри язычных звуков: передне - и заднеязычных. Их дифференциация затрудняется неточностью кинестетических ощущений положения языка в ротовой полости.

           Довольно поздно начинают различаться глухие и звонкие согласные, т.к. акустически и артикуляторно они очень близки. Сначала ребенок различает их акустически, а затем - артикуляторно. Артикуляторная дифференциация также способствует акустическому противопоставлению звуков.

           На следующей стадии развития фонематического восприятия усваивается дифференциация шипящих и свистящих.  Эти звуки появляются в речи детей поздно и очень близки по месту образования, по способу образования, по участию небной занавески.

              Самый главный вывод Н.Х. Швачкина состоит в том, что когда ребёнок начинает сознательно артикулировать те или иные звуки, он уже имеет достаточно развитый фонематический слух.

           В норме процесс фонематического различения, как и процесс произносительной дифференциации, заканчивается в дошкольном возрасте.

           Учителю – логопеду очень важно учитывать закономерности в развитии фонематического восприятия в своей коррекционной работе, в том числе, в обучении грамоте, тогда она будет наиболее успешной.

Конспект занятия в группе для детей с ТНР подготовительного возраста

«Волшебная шкатулочка»

                                           Составила    учитель-логопед                                   Раковец Елена Павловна

Цель занятия:

Закрепление навыков фонематического восприятия.

 Задачи:

1.Корреициопно-образовательные: 

- закрепление навыка чтения,

- закрепление навыка позиционного анализа (положение звука в начале, середине, конце слова),

- тренировать умение дифференцировать  согласные звуки:  

   по участию органов артикуляции в произнесении,

   по звонкости – глухости (участие голоса в образовании звука),

   по твердости – мягкости (положение языка при произнесении согласных звуков);

-  развитие фонематических представлений,

- закрепление навыка звуко – буквенного анализа слова.

2. Коррекционно-развивающие:

- Развивать зрительное восприятие, внимание и память.

- Развивать слуховое внимание.

- Развивать логическое мышление.

3. Коррекционно-воспитательные:

- Воспитывать доброжелательное речевого общение, развивать коммуникативные свойства личности.

Оборудование: игровые пособия

  1. Шкатулка.

  2. Карточки «1. Азбука», «Картина», «В деревне», «Курица», «Слово», «Я рисую».
  3. Фигурки животных с буквами.
  4. Ватман с нарисованной рамой для картины.
  5. Сюжетная картина «В деревне».
  6. Картонные цветы с напечатанными в центре каждого цветка слогами.
  7. Картонная фигура курицы, сидящей на гнезде.
  8. Картонные овалы (яйца) с напечатанными слогами.
  9. Корзинка.
  10. Круглые магниты красного, синего, зеленого цветов.
  11. Фигурки смайликов – веселый, грустный.

Подготовительная работа:

в течение учебного года проводилась работа по развитию фонематического слуха, обучению грамоте,  подготовлены полифункциональные учебные пособия.

Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность детей

1.

   - Здравствуйте, дети.

   - Сегодня в своем кабинете я увидела эту чудесную шкатулочку. Очень хочется в нее заглянуть. А вам интересно узнать, что в ней?

- Откроем шкатулку?

- Здравствуйте.

- Очень интересно.

- Откроем.

2.

 - В шкатулке лежит карточка. Что на ней написано?

 - Правильно. А вот коробка с такой же надписью. Что же в этой коробке?

- А теперь возьмите любую фигурку:

- кто это?

- какой первый звук  в названии этого животного?

- А теперь подумай и назови любое слово с этим звуком.

- Где в слове стоит этот звук? (в начале, середине или конце?)

- Молодцы. У вас хорошо получается слушать звуки и определять их место в слове.

- Написано «1. Азбука».

 - В этой коробке фигурки животных и птиц, которые держат разные буквы.

Возможный ответ:

- Это баран.

- Первый звук в этом слове Б.

- Первая буква – Б.

- Мое слово – бегемот. Звук БЬ – в начале слова.

3

 

- Давайте посмотрим, что еще есть в этой шкатулке.

- На мольберте большой картон, а в его середине нарисована буква Б.

- Давайте попробуем описать звук Б:

(наличие преграды – губы-зубы-язык, наличие – отсутствие голоса при произнесении звука - звонкий    - глухой, произносится твердо или мягко).

 

 - А в слове БИМ?

 - Есть карточка « 2.  Картина».

  • Звук Б нельзя пропеть, потому что он встречает преград у - губы.
  • «Коротышка».

  • Голосок «работает».

-   Звук Б – звонкий.

  • Твердо.
  • Мягко.

Дети выкладывают схему – описание звука Б:

Губы – преграда.

Колокольчик – звонкий звук.

Кирпичик – звучит твердо, подушечка – звучит мягко.

4.

 Замечательно. Вы раскрыли второй секрет. А что еще есть в шкатулке?

- Посмотрите, здесь еще цветы, и у каждого цветочка свое название

Карточка « 3. В деревне».

5

.

- Попробуйте прочитать надпись на цветке.

 

- В названии какой птицы есть слог КУ?

- Найдите курицу на картине.

- А как называется жилище (дом) для кур?

-Какие еще птицы могут жить в курятнике?

- Прочитайте названия цветов, найдите на картине птиц, в  названиях которых есть эти слоги.

 - Кто еще живет в деревне? Прочти название цветка.

- Как называется жилище для коней?

- А что написано на этом цветочке?

- Как называется ее дом?

-Кто еще может жить в хлеву?

- Вы хорошо справились с заданием.  Молодцы.

На мольберте сюжетная картина «Деревенский двор»

 - Курица.

- Курятник.

- Гу – гуси, ут – утки, ин – индюки.

-Ко – кони.

-Конюшня.

-Ко – корова.

-Коровник, хлев.

- Ко – козы, ба- бараны.

6.

 - А в нашей волшебной шкатулочке еще карточка есть.

- Эта курочка несет волшебные золотые яйца.

В каждом яйце спрятано слово – нужно прочитать слог, назвать слово с этим слогом и положить яйцо в корзинку.

 - Карточка «4. Курица»

Ки, му,  бу, ры, шу, ма – кино, мухи, бусы, рыба, шуба, маки.

7.

 - А что еще есть в шкатулке?

- Давайте «спрячем» слово МУХИ в схему и расскажем о нем:

- Сколько гласных звуков («песенок») в слове МУХИ?
- Сколько слогов (частей) в этом слове?
- Произнеси (пропой) это слово по слогам.
- Какой согласный звучит твердо?
- Какой согласный звучит мягко?.

 - Карточка «5. Слово»

8.

 - Давайте прочитаем последнюю карточку.

- Перед  тобой «веселье» и «грусть».

- Выбери и нарисуй то, что хочешь.

- В шкатулке ничего не осталось, и нам пора заканчивать занятие.

- Вы сегодня молодцы!

- «6. Я рисую»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическое развлечение «Волшебная шкатулочка»

Математическое развлечение. Проверка элементарных математическиз знаний детей....

шкатулочка - Макарошка

материал - макароны, клей ПВА...

"Шкатулочка с секретом"

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности...

Хохломская шкатулочка

Мастер-класс по изготовлению подарка для мам к 8 марта....

Шкатулочка для украшений

Шкатулочка выполнена по технике квиллинг, с добавлением страз, ручная работа....

Учебно-методическое пособие. Дидактическая игра для сенсорного развития "Волшебные шкатулочки".

 Сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития, развивает внимание, развивает наблюдательность, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. вид...