Диагностическая карта с картинным материалом для детей с ОВЗ 4-5 лет (ЗПР)
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)
Диагностический материал разработанный совместно с учителем-логопедом для оценки уровня речевого развития и высших психических функций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta_zpr_4-5_let_1.doc | 135 КБ |
Предварительный просмотр:
Карта обследования ребенка с ОВЗ
4-5 лет
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка______________________________________________________________
Дата рождения (возраст на момент обслед)____________________________________________
Данные психолого-педагогического обследования
I. Общие сведения.
- Легко ли вступает в контакт при обследовании_______________________________________
- Представление ребенка о себе и ближайшем окружении:
Как тебя зовут?___________
Скажи и покажи сколько тебе лет. ___________
С кем ты живешь? _________________________________________________________________
Как зовут твою маму, папу?_________________________________________________________
Какие у тебя есть игрушки? _________________________________________________________ Покажи и назови на картинках времена года? __________________________________________
Когда можно кататься на санках зимой или летом? Почему? _____________________________
Покажи и назови. (Кто лечит, кто строит, кто готовит …)
_________________________________________________________________________________
Оценка результатов:
1. Отказ от деятельности; в работу не включается вовсе. (1балл)
2. Деятельность интереса не вызывает; представляет сложности для ребенка; включается в работу только под контролем взрослого. (2 балла)
3. Отвечает на вопросы с дозированной помощью взрослого; допускает незначительные неточности в ответе. (3 балла)
4. Ребенок самостоятельно и правильно отвечает на поставленные вопросы; умеет оперировать знаниями; обобщает, сравнивает, делает доступные выводы. (4 балла)
II.Исследование моторики
1. Ведущая рука__________________________________________________________________
2. Состояние общей моторики:
Походка — уверенная, неуверенная, с развалкой;
Хождение на носочках по прямой линий;
Прыжки на одной, двух ногах
Точность движений ________________________________________________________________
Переключение ____________________________________________________________________
Координация _____________________________________________________________________
3. Состояние тонкой моторики:
Пробы: повторить последовательно позы «кулачок», «крыша», «лодочка», «коза», «кружок», «очки»; чередование по две позы: «кулак/ладонь», «кулак/коза», «ладони/лодочка», «очки/кулак; выполнение шнуровки.
Точность движений ________________________________________________________________
Переключение ____________________________________________________________________
Темп ____________________________________________________________________________
4. Состояние мимической мускулатуры:
Лицо (осмысленное, наличие мимики, безучастное, асимметричное, носогубная складка) ____
_________________________________________________________________________________
Возможность выполнения мимических движений по подражанию
(пробы: поднять брови вверх («удивиться»), нахмурить брови («рассердиться»), прищурить глаза,
надуть щёки («толстячок»)) ___________________________________________________________
(проявляет негативизм; зрительно воспринимает, пытается повторить, но безуспешно;
пытается повторить, но позу не удерживает; выполняет движения самостоятельно)
Оценка результатов:
- Ребенок не справляется с заданием – 1 балл.
- Значительная моторная отсталость – 2 балла.
- Ребенок выполняет задание с неточностями, наблюдается незначительная моторная отсталость - 3 балла.
- Четко выполняет все задания, движения качественные и дифференцированные, действия с предметами в пределах возрастной нормы – 4 балла.
III. Характеристика интеллектуальной деятельности
Восприятие
Цвет
(покажи /назови цвет: синий, зеленый, красный, желтый, белый, черный)_______
Оценка результатов:
- Ребенок не может сличить цвета даже после обучения (1 балл)
- Сличает цвета, но не выделяет цвет по слову даже после обучения (2 балла)
- Сличает и выделяет основные цвета по слову (3 балла)
- Сличает, выделяет по слову, называет основные цвета, цвета спектра, нейтральные и оттеночные цвета (4 балла)
Форма
Геометрические фигуры: круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат
_________________________________________________________________________________
Оценка результатов:
- Ребенок не может показать фигуру даже после обучения; действия ребенка хаотичны, результат не достигнут. С заданием не справляется. (1 балл)
- Ребенок показывает фигуры верно, но самостоятельно не называет. Использует словесно-направляющую помощь. (2 балла)
- Называет и выделяет фигуры. Результат деятельности положительный. (3 балла)
- Самостоятельно выполняет задание. Результат деятельности положительный. (4 балла)
Величина
1.Предметные картинки с предметами различной величины (покажи по картинке: большой, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий ________________________________________________________________________________
2. Разложить полоски в ряд в возрастающем порядке (3шт)______________________________
3. «Пирамидка», «Матрешка»
Оценка результатов:
- Не справляется с заданием даже после обучения (1 балл)
- Выполняет задание со словесно-направляющей, обучающей помощью. Собрать повторно отказывается. (2 балла)
- Складывает с учетом величины методом проб и примеривания. Высказывает желание собрать повторно. (3 балла). Называет не все понятия величины.
- Самостоятельно и безошибочно складывает. Действует путем зрительного соотнесения по величине (4 балла). Использует все понятия величины.
Особенности восприятия – целостность
Сложить разрезанную картинку (3-5 части)______________________________________________
Оценка результатов:
- Ребенок совершает беспорядочные действия с частями картинки. Не обучается. Результат не достигнут (1 балл).
- Выполняет задание в соответствии с возрастом со словесно-направляющей, обучающей помощью взрослого (2 балла).
- Самостоятельно складывает картинку методом целенаправленных проб (3 балла)
- Складывает картинки самостоятельно методом зрительного соотнесения (4 бал.)
Пространственные представления
1. Ориентировка в пространстве (покажи правую-левую ногу, правую-левую руку)____________
2. Ориентировка во времени «Покажи где» (карточки день-ночь, зима-лето)__________________
Оценка результатов:
- Ребенок не справляется с заданием даже после обучающей помощи (1 балл).
- Выполняет лишь некоторые простые задания с помощью взрослого (2 балла).
- Выполняет задания со словесно-направляющей помощью взрослого (3 балла).
- Ребенок справляется с заданием или с большинством заданий самостоятельно. (4 балла).
Внимание
- Найди такую же картинку (два варианта) ______________________________________________________________
2.что забыл нарисовать художник
Оценка результатов:
- Ребенок не справляется с заданием даже после обучения. Результат не достигнут (1 балл).
- Выполняет задание в соответствии с возрастом с обучающей помощью взрослого (2 балла).
- Самостоятельно складывает картинку. Выполняет все задания со словесно-направляющей помощью взрослого (3 балла)
- Складывает картинки самостоятельно методом зрительного соотнесения (4 балла.)
Мышление
- Четвертый лишний ______________________________________________
- «Заплатки» _______________________________________________________________________
Оценка результатов:
- Ребенок не справляется с заданием даже после обучающей помощи (1 балл).
- Выполняет лишь некоторые простые задания с помощью взрослого (2 балла).
- Выполняет задания со словесно-направляющей помощью взрослого (3 балла).
- Ребенок справляется с заданием или с большинством заданий. Исключает по существенным признакам. Дает обобщающие понятия (4 балла).
Память
1.Слуховая память (Запомни 5 слов, найди картинки, которые я назвала)_____________________
2. Зрительная память «Чего не стало?»(выложить 5 картинок, потом одну убрать)_____________
Оценка результатов:
- Ребенок с заданием не справляется (1 балл).
- Ребенок с заданием справляется частично, после обучающей инструкции (2 балла).
- Выполняет задание с некоторыми неточностями (3 балла).
- Ребенок безошибочно выполняет задание (4 балла).
Воображение
«На что это похоже?» Ребенку поочередно предлагают 3 карточки с изображениями: «Посмотри на картинку и скажи, на что она похожа».
Оценка результатов:
- Ребенок с заданием не справляется (1 балл).
- Ребенок с заданием справляется частично, после обучающей инструкции (2 балла).
- Выполняет задание с некоторыми неточностями (3 балла).
- Ребенок безошибочно выполняет задание (4 балла).
IV. Особенности эмоционально-волевой сферы
1. Эмоциональная реакция ребенка на сам акт обследования_______________________________
___________________________________________________________________________________
2. Характер деятельности:
а) проявление интереса к заданию, стойкость интереса____________________________________
___________________________________________________________________________________
б) целенаправленность деятельности____________________________________________________
___________________________________________________________________________________
в) наличие самоконтроля в деятельности________________________________________________
___________________________________________________________________________________
(нуждается ли в помощи, в какой мере)
3. Способность переноса показанного способа деятельности на аналогичные задания ___________________________________________________________________________________
4. Критичность в оценке своей деятельности_____________________________________________
5. Эмоциональная устойчивость (неустойчивость) поведения_______________________________
___________________________________________________________________________________
6. Контактность в общении со взрослыми, детьми________________________________________
___________________________________________________________________________________
V. Развитие элементарных математических представлений
1. Количество и счет до 5 («посчитай сколько», соотнесение данного количества предметов с количеством пальцев ) _______________________________________________________________
2. Соотнесение данного количества предметов с количеством пальцев (Покажи столько же пальцев. (в пределах 5) _______________________________________________________________
3. Выделение предметов из множества по образцу (Возьми столько же.(в пределах 5)
Оценка результатов:
- Ребенок не справляется с заданием даже после обучения (1 балл).
- Выполняет лишь отдельные задания и с помощью взрослого (2 балла).
- Выполняет все задания, некоторые с помощью (словесно-направляющей, обучающей) взрослого (3 балла)
- Ребенок умеет считать, владеет количественным и порядковым счетом в пределах 5. Самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы (4 балла)
VI. Речевое обследование
- Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Отметить наличие и характер аномалий в строении:
- губы (норма, толстые, тонкие, расщелина, шрамы);
- зубы (норма, редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов);
- прикус (норма, прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, прямой);
- твердое небо (высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина);
- мягкое небо (норма, подвижн6ое, малоподвижное, парез);
- язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой).
- Состояние дыхательной и голосовой функций
1.Дыхание:
- тип неречевого и речевого дыхания (диафрагмальное, грудное, ключичное и др.);
- объем речевого дыхания (нормальный, недостаточный);
- частота речевого дыхания (в норме, учащенное, замедленное);
- продолжительность речевого выдоха (в норме, укороченный).
2.Характеристика голоса:
- громкость (тихий, слабый, глухой, сдавленный, норма);
- тембр голоса (норма, наличие носового оттенка, хриплый и др.);
- атака голоса (твердая, мягкая);
- модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности).
- Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи)
- Темп (норма, тахилалия, брадилалия, запинки, заикание).
- Ритм (норма, растянутый, скандированный).
3. Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).
- Воспроизведение звукоподражаний (для неговорящего ребенка)
Повторить за логопедом:
Кукла плачет: «А-а-а!» Ребенок плачет: «Уа!» Поезд гудит: «У-у-у!» Ослик кричит: «Иа!» | Мышка пищит: «И-и-и». Собака лает: «Ав!» Заблудились в лесу: «Ау!» Кошка мяукает: «Мяу». |
Оценка результатов:
- С заданиями не справился даже после обучающей помощи (1 балл)
- Справился с некоторыми заданиями с обучающей помощью педагога (2 балла)
- Отдельные задания выполнил самостоятельно или выполнил задания с некоторыми неточностями, частично (3 балла)
- Справился со всеми заданиями самостоятельно, выполнил верно (4 балла)
- Исследование звуко-слоговой структуры слов
Класс слоговой структуры | Слова | н/г | к/г |
1 | Мак, дом, сыр | ||
2 | Рука, роза, лапа | ||
3 | Сахар, диван, забор | ||
4 | Кукла, марка, утка, арбуз, карман | ||
5 | Стол, стул, шкаф | ||
6 | Волк, тигр | ||
7 | Трава, брови, книга | ||
8 | Клумба, клубника, гнездо | ||
9 | Корабль, бинокль | ||
10 | Панама, канава, малина | ||
11 | Кошелек, пулемет, телефон | ||
12 | Конфеты, памятник, винтовка, | ||
13 | Паутина, черепаха | ||
14 | Клубок, колосок, корзина, картина | ||
Предложения | Петя пьет горькое лекарство. ____________________________________________ Космонавт управляет космическим кораблем ______________________________ |
Оценка результатов:
- Грубое нарушение слоговых структур слова. Речь малопонятна (1 балл)
- Справился с некоторыми заданиями с помощью педагога. Нарушение слоговых структур слова наблюдается даже при произнесении отдельных слов (2 балла)
- Слоговые структуры слова сохранны. Испытывает некоторые трудности при фразовой речи, допускает неточности (3 балла)
- Нарушений слоговой структуры слов нет. Слова и предложения произносит четко и правильно (4 балла)
- Состояние звукопроизношения
Звуки | н\г | к\г |
Б-П-М | ||
В-Ф | ||
Т-Д-Н | ||
К-Г-Х | ||
Й (Е-Ё-Ю-Я) | ||
С | ||
СЬ | ||
З | ||
ЗЬ | ||
Ш | ||
Щ | ||
Ж | ||
Ц | ||
Ч | ||
Л | ||
ЛЬ | ||
Р | ||
РЬ |
Оценка результатов:
- Речь малопонятная. Нарушение звукопроизношения в большинстве групп звуков (1 балл)
- Полиморфные нарушения звукопроизношения (2 балла)
3.Наблюдается нарушение звукопроизношения звуков одной артикуляционной группы (мономорфные нарушения). Этап автоматизации и дифференциации дефектных звуков (3 балла)
- Речь чистая. Звукопроизношение соответствует возрастной норме (4 балла)
- Исследование фонематической стороны речи
- Дифференциация оппозиционных звуков: ба-па, га-ка, да-та, ма - ба
- Показать на картинках предметы: стол – стул, косы – козы, папа – баба, корка – горка, точка – дочка, миска - мишка
Оценка результатов:
- С заданиями не справился даже после обучающей помощи (1 балл)
- Справился с некоторыми заданиями с обучающей помощью педагога (2 балла)
- Отдельные задания выполнил самостоятельно или выполнил задания с некоторыми неточностями, частично (3 балла)
- Справился со всеми заданиями самостоятельно, выполнил верно (4 балла)
- Исследование лексико-грамматического строя речи
- Назвать части тела, предметов: ноги – _____, руки – _____, голова – _____, глаза – _____, уши – _____, спинка стула – _____, сиденье стула – _____, ножки стула – _____, кузов машины – _____, колеса машины – ________.
2.Назвать одним словом: мяч, кукла, машина – __________; рубашка, платье, шорты – _________; тапки, туфли, ботинки – __________.
3.Глагольный словарь: назвать по картинкам: Что делает мальчик? (ест), Что делает девочка? (спит), Что делают дети? (играют) Что делает птица? (летит) Что делают рыбки? (плавают) Что делают машины? (едут)
4. Выполнить поручения по речевой инструкции («Дай куклу», «Покорми куклу», «Посади
куклу» и др.).
5. Употребление форм единственного и множественного числа существительных
(показать на картинках: стол - столы, дом - дома, кукла - куклы, окно - окна, рука - руки).
6.Образование предложно-падежных конструкций с предлогами НА, В, ПОД, ЗА («Положи мячик в коробку, на стол, под стол» и т.п.).
- Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
стол - столик, чашка - чашечка, сумка - сумочка, ведро – ведрышко).
- Согласование прилагательных с существительными ед. числа: красный мяч - ________, красная звезда - ________________, красное ведро -______________________.
- Образование названий детенышей животных: у кошки - ________________, у лисы - _____________, у утки - ______________, у слонихи - __________________.
- Употребление формы единственного числа существительных в родительном падеже
без предлога. Назвать по картинкам: Это хвост кого? (лисы) Это сумка кого? (мамы) Это машинка кого? (мальчика) Это уши кого? (зайца)
Оценка результатов:
- С заданиями не справился даже после обучающей помощи (1 балл)
- Справился с некоторыми заданиями с обучающей помощью педагога (2 балла)
- Отдельные задания выполнил самостоятельно или выполнил задания с некоторыми неточностями, частично (3 балла)
- Справился со всеми заданиями самостоятельно, выполнил верно (4 балла)
- Состояние связной речи (обследуется при наличии фразовой речи)
Пересказ текста из нескольких предложений
У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка. Она поила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.
Оценка результатов:
- С заданиями не справился даже после обучающей помощи (1 балл)
- Справился с некоторыми заданиями с обучающей помощью педагога (2 балла)
- Отдельные задания выполнил самостоятельно или выполнил задания с некоторыми неточностями, частично (3 балла)
- Справился со всеми заданиями самостоятельно, выполнил верно (4 балла)
Заключение по результатам обследования
Дефектолог:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Психолог:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Логопед:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическая карта развития знаний и умений детей группы дополнительного образования кружка "Мастерилка"
Диагностическая карта прилагается к календарному плану кружка "Мастерилка" и к "Диагностике уровня овладения знаниями и умениями декоративно - прикладной деятельности кружка "Мастерилка"...
Диагностические карты (мониторинг) художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста
Развитие музыкальности – одна из наиболее актуальных задач детей дошкольного возраста, так как дошкольный возраст, сенситивный период для ее становления. Педагогу для успешного формирования музы...
Диагностические карты определения познавательно-речевых способностей детей с особыми образовательными потребностями
Данные методики подобраны для определения уровня познавательно-речевой активности детей с особыми образовательными потребностями старшего дошкольного возраста...
«Создание оценочной системы к диагностическому материалу для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (1992), «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (1995) ДОУ достаточно самостоятельны как в выборе образователь...
Диагностическая карта знаний, умений и навыков детей по разделу Экологическое воспитание: «В гостях у природы» 2020-22 г 9/10/2022
Диагностическая карта знаний, умений и навыков детей по разделу Экологическое воспитание: «В гостях у природы»...
Диагностические карты для определения физической подготовленности детей
Диагностические карты для определения физической подготовленности детей...