Консультация для педагогов "Профилактика нарушений звукопроизношения у младших дошкольников".
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа)

Ирина Владимировна Еремеева

Консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Тема: « Профилактика нарушений звукопроизношения у младших дошкольников»

Если рассмотреть наиболее часто встречаемые дефекты произношения звуков у детей, различные виды сигматизма – межзубный, боковой, губно-зубной; варианты ротацизма – боковой, одноударный, можно выявить ряд общих причин в их возникновении:

  • нарушения в строении артикуляционного аппарата (увеличение языка; укороченная, массивная подъязычная уздечка; аномалии прикуса и др.);
  • недоразвитие артикуляционной моторики (мышцы губ и языка недостаточно развиты, их движения замедлены и однотипны, плохо дифференцируются, быстро утомляются при однообразных движениях и т.д.);
  • недоразвитие речевого дыхания.

Почему у детей возникают данные нарушения? И возможно ли предупредить их возникновение в условиях дошкольного учреждения? Ведь, как известно, любое нарушение легче предупредить, чем исправить.

Поговорим о наиболее целесообразных направлениях в профилактике нарушений звукопроизношения для детей младшего дошкольного возраста.

Организация полноценной речевой среды.

Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей (в основном, взрослых – родителей, членов семьи, педагогов дошкольного учреждения и др.), сначала механического (рефлекторного), а затем все более и более осознанного, необходимо целенаправленно влиять на этот процесс. Влияние прежде всего выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная чистая речь взрослых; чтение произведений художественной литературы; посещение театральных представлений, выставок, концертов и т.д.

В условиях дошкольного учреждения педагоги должны привлекать и акцентировать внимание детей на образцах правильной речи при помощи разнообразных дидактических игр и пособий; вести просветительную работу с родителями воспитанников, так как некоторые из них в своей речи стремятся приноровиться к языку ребенка и сознательно искажают слова – сюсюкают; другие недостаточно обращают внимание на общение с ребенком и заменяют его просмотром телевизионных программ, фильмов, играми на компьютере и т.д., что также не способствует формированию правильного звукопроизношения.

Поэтому рекомендации  родителям могут быть такого рода:

  • обращаясь к ребенку, следует не торопясь, достаточно громко и отчетливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова интонацией, четко выделять ударный слог;
  • каждое новое слово должно быть понятным ребенку, т.е. произнося его, одновременно надо обратить внимание ребенка на соответствующий предмет, явление или действие;
  • неправильно сказанное слово надо спокойно и ласково произнести два-три раза. Правильное добровольное повторение слова ребенком следует поощрять. Излишне настойчивое требование верного произношения, которое ему еще не по силам, вместо желания говорить может вызвать у него отвращение к речи.

Как уже  отмечалось, основной причиной несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста становится несовершенство движений артикуляционных органов или их недоразвитие. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения – работа по подготовке артикуляционного аппарата.

Организация работы по развитию артикуляционного аппарата.

В младшем дошкольном возрасте целесообразно использовать не артикуляционные упражнения для постановки отдельных звуков, а универсальный пропедевтический комплекс упражнений.

Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения органов артикуляции. Продолжительность занятий составляет 3 – 5 минут. Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме и повторяется 6 – 8 раз.

«Лопаточка»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.

«Чашечка»: рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык в таком положении удерживать 5-10 секунд. 

«Иголочка»: рот открыт, узкий длинный язык выдвинут вперед. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.

«Горка»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Язык в таком положении удерживать не менее 10 секунд.

«Трубочка»: рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх и образуют узкий желобок.  Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.

«Качели»: рот открыт. Напряженным языком попеременно тянуться сначала к носу, затем к подбородку.

«Катушка»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.

«Лошадка»: присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку, постепенно убыстряя темп упражнения. Проследите, чтобы подбородок при этом не шевелился.

«Маляр»: рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба. Проследите, чтобы подбородок при этом не шевелился.

«Вкусное варенье»: рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

«Пулеметик»: рот открыт. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчетливо произнося: /т-т-т-т-т-т-т/, /д-д-д-д-д-д-д/. Постепенно убыстрять темп.

«Фокус»: рот приоткрыть, язык в форме «чашечки» высунуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на кончик носа. На носу лежит маленький кусочек ватки, который должен улететь вверх при правильном выдохе.

Работа по данному комплексу упражнений способствует, помимо укрепления мышц языка, растяжению укороченной подъязычной уздечки и в целом приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.

Не менее важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения, является формирование речевого дыхания.

Организация работы по развитию речевого дыхания.

Педагогам дошкольного учреждения следует уделять пристальное внимание развитию речевого дыхания у детей, как базе для правильного развития не только звукопроизношения, но всей речи в целом. Полезно ежедневно выполнять с воспитанниками (в зависимости от возраста, от 3 до 6 минут) дыхательные упражнения и игры:

- дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных духовых инструментах;

- дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;

- надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;

- сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определенном направлении (игра в «Футбол»);

- дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику и т.д.

Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов.

Профилактика заболеваний ЛОР-органов: острый и хронический ринит, риносинусит, искривление носовой перегородки, полипы носовой полости, увеличение аденоидов и т.д. – важнейший компонент работы по развитию звукопроизношения дошкольников. Очень часто причиной  нарушений звукопроизношения являются именно эти заболевания. Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, неба. Так, например: хронический ринит приводит к постоянной заложенности носа, затрудняет дыхание. Со временем ребенок привыкает дышать ртом, вследствие чего у него может увеличиться размер языка, что приводит к возникновению межзубного сигматизма и т.д.

Дыхательная гимнастика.

Для профилактики и лечения этих заболеваний, а также формирования правильного носового дыхания необходимо ежедневно проводить следующую дыхательную гимнастику:

- Погладить но (боковые части носа) от кончика к переносице – сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (5-6 раз).

- Сделать по 8 – 10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем – через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.

- Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

- При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа.

- Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести звуки «ба-бо-бу» и «г-м-м-м».

- Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3-4 раза).

- Во  время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка. Беззвучно произнести звук /а-а-а-а/ (5-6 раз).

- Полоскать горло 1,5%-ным раствором морской (поваренной) соли.

Используемые источники:

http://logoburg.com/modules/myarticles/article.php?storyid=524


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика устранения нарушения звукопроизношения у старших дошкольников. Роль артикуляционной гимнастики в комплексе мер

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение...

Родительское собрание "Профилактика нарушений речи у младших дошкольников"

Статья посвящена профилактике речевых нарушений у младших дошкольников....

Презентация "Формирование правильного звукопроизношения у младших дошкольников"

Презентация создана для семинара для воспитателей на тему: «Методическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса по формированию звуковой культуры речи у дошкольников»...

Занятия по устранению нарушенного звукопроизношения у детей дошкольников

Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение дляформирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его вшколе. Разнообразные нарушения устной речи, затрудняющие овладен...