План по самообразованию «Социально-эмоциональное развитие детей 5-6 лет»
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (старшая группа)
Предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребёнком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально - потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya.docx | 48.36 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию «Социально-эмоциональное развитие детей 5-6 лет»
Предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребёнком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально - потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
Под социально – эмоциональным развитием понимается развитие коммуникативной, эмоциональной и социальной сферы у дошкольников. Эмоциональный интеллект можно рассматривать как компонент социального интеллекта
Структурными компонентами социально – эмоционального развития ребенка являются:
1.Формирование положительного самоощущения ребенка в любых жизненных ситуациях;
2.Развитие понимания ребенком своих индивидуальных внешних и внутренних особенностей (пола, возраста, внешнего вида, способностей, желаний, интересов, потребностей) и осознание своей уникальности (положительный образ - Я);
3. Развитие уверенного поведения (умение выражать желания и требования, проявить волю, принять собственное решение, делать выбор) и навыков регуляции своего поведения;
4. Положительное отношение ребенка к окружающим людям независимо от их возраста, пола, национальности, социального происхождения (формирование толерантности);
5. Умение на практике учитывать мнение, взгляды, настроение, желания других.
6. Развитие социальных навыков, а именно: осознание и осваивание различных социально – приемлемых способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договориться, ориентируясь на правила этикета и безопасности, способность установить дружеские взаимоотношения и новые контакты.
Отношения ребенка с миром, по сути, возникают задолго до его рождения, но лишь с появления совместной деятельности со взрослым, а затем и со сверстником эти отношения приобретают подлинный источник развития личности малыша. Ребенок осуществляет свою жизнедеятельность благодаря наличию этих взаимопересекающихся и взаимопроникающих систем, двух миров: мира взрослых и мира детей, каждый из которых объективно и субъективно влияет на социально – эмоциональное развитие ребенка на том или ином возрастном этапе.
В 4 – 5 лет дети становятся способны к более дифференцированному восприятию сверстников и самовосприятию, что является следующей ступенькой в самопознании и формировании толерантности. Ребенок проявляет живой интерес к сверстникам. В сюжетно – ролевой игре происходит общение по двум направлениям: общение персонажей и общение исполнителей. Роль педагога в этот период – формирование реальных отношений между детьми в группе. Несмотря на то, что соучастие и взаимное согласование выражены минимально, ребенок под руководством взрослого может приобрести первый социальный опыт сотрудничества в разных видах игровой и практической деятельности.
В старшем дошкольном возрасте (5 – 7 лет) ребенок способен более глубоко «заглянуть» в свой внутренний мир, осознать с помощью взрослого свои особенности и желания, научиться отстаивать свое мнение, делать выбор, целенаправленно достигать цели в деятельности. На основе самопознания у него формируется способность к саморегуляции своего поведения в соответствии с социально – принятыми в обществе нормами. Проявляя собственное достоинство, ребенок на практике способен уважать другого, понимать его состояние, проявлять сочувствие. У ребенка формируется положительная самооценка как основа для самоутверждения на следующей социальной ступени развития и как следствие нормального хода психического развития. Это стадия развития совместной деятельности, появления так называемых «играющих коллективов», в которых может вырабатываться единство «общественного мнения» по поводу тех или иных аспектов сотрудничества в игре, труде, занятиях.
Важнейшим фактором социально – эмоционального развития выступает организация разнообразных форм взаимодействия ребенка с разными социальными группами в процессе социально – одобряемой деятельности и открытости границ жизненного пространства ребенка.
Социально – эмоциональное развитие ребенка – процесс длительный, непрерывный и многогранный. Оно будет результативным, если в детском саду и семье имеются необходимые условия и эффективно используется совокупность всех факторов социально – эмоционального развития ребенка.
Содержание социально-эмоционального воспитания и развития реализуется через специально организованные формы, виды совместной деятельности воспитателя с детьми (интерактивные игры, игры-тренинги, игры-экспериментирования, детские проекты). Помочь каждому ребенку поверить в свои силы, понять свои чувства и чувства других, развить социальные навыки общения и поведения в обществе – на это направлено взаимодействие с детьми по программе социально-эмоционального развития «Я - ты - мы» О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной. Работа по программе «Я- ты -мы» обеспечивает сбалансированное содержание, образование по социально-эмоциональному развитию, обогащает личностно-ориентированный подход к детям и строится по трем основным направлениям:
- воспитание уверенности в себе;
- развитие чувств, желаний и взглядов;
- формирование социальных навыков.
Субъектное взаимодействие педагога с детьми осуществляется через:
- яркую эмоциональную насыщенность видов детской деятельности;
- создание комфортной обстановки;
- создание для ребенка ситуации успеха;
- создание популярности ребенка среди сверстников;
- обогащение впечатлений и представлений об окружающем мире;
- обеспечение активизации переживаний.
Социальный уклад жизни групп: символика (название, девиз, герб), правила, ритуалы, обычаи, традиции эмоционально притягивают внимание детей и родителей, обогащают жизнь ребенка в детском саду положительными эмоциями.
Дополнительное образование, представленное занятиями по интересам детей: театрально-игровая деятельность в театральной студии, музыкальная деятельность способствуют формированию социальной уверенности у детей, предоставляют ребенку возможность в самовыражении, самореализации потребностей в творческих видах деятельности.
Внесение в среду группы социально значимых для ребенка атрибутов (игрушек, семейных фотографий, гербов, альбомов, рассказывающих о семье, ее традициях, интересах, генеологического древа, герба семьи) помогут ему чувствовать себя защищенным и уверенным.
Размещение специально оборудованных пособий в групповом помещении позволят ребенку заявить о своем «Я»: «Я пришел», «У меня сегодня хорошее (плохое) настроение», выразить свое предпочтение в общении со сверстниками.
Создание мини-музея «Я и моя семья» - это своеобразный интегрированный продукт, над созданием которого работают воспитатели, родители и дети. В содержании материалов отражается прошлое, настоящее, традиции семьи, история рождения ребенка, генеологическое древо ребенка, семейные гербы, реликвии, фотографии.
Таким образом, предметно-развивающая среда приближает два близких ребенку мира - детский сад и семью. Практически такие условия обеспечивают ребенку возможность познавать себя и своих друзей, самостоятельно выражать свои личные особенности, общаться вербально и в процессе содержательной деятельности со сверстниками и взрослыми.
Методы:
1. наглядные (наблюдения, демонстрация тематических альбомов и дидактических пособий) и приемы (показ способов действий, показ образца) 2. словесные (рассказ, беседа,) и приемы: (вопросы., указания, объяснения, пояснения, педагогическая оценка, проблемная ситуация)
3. игровые: дидактическая игра, воображаемая ситуация в развернутом виде и приемы (внезапное появление игрушки, объектов; загадывание и отгадывание загадок и др.)
4. практические: упражнения (подражательные, конструктивные, творческие); элементарные опыты и эксперименты, моделирование
Программа «Я - ты - мы» О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной имеет 3 раздела:
Раздел 1. Уверенность в себе.
Уверенность в себе определяется как важное качество личности человека, позволяющее иметь и отстаивать собственное мнение, доверять себе и своим чувствам.
Темы этого раздела предполагают оказание необходимой помощи каждому ребёнку для преодоления его неуверенности в себе, поддержку его положительной самооценки, а также будут способствовать лучшему пониманию других людей и самого себя. Уверенность в себе связана с представлениями человека о своих внешних и внутренних особенностях. Поэтому в старшем дошкольном возрасте важно формировать у ребёнка достаточно точные представления о своей внешности, семейном сходстве наряду со знаниями о бесконечном разнообразии внешнего облика людей – детей и взрослых.
Раздел 2. Чувства, желания, взгляды.
Эмоциональное развитие является одним из магистральных направлений развития личности. Маленький ребёнок отличается особой искренностью и непосредственностью как в общении с другими, так и в проявлении собственных чувств. Если эти качества поддерживать, то ваши дети вырастут добрыми и правдивыми, эмоционально отзывчивыми к другим людям. Проявлять эмоциональную отзывчивость дети нередко способны уже в младшем дошкольном возрасте. Вместе с тем педагогу важно специально знакомить ребёнка со своеобразным эмоциональным букварём, так как передать наши чувства другим, сделать их понятными можно с помощью не только слов, но и особого языка эмоций, постоянно участвующего в общении.
Темы этого раздела представляют педагогам возможность побеседовать с детьми о чувстве страха и одиночества, о необходимости доверять близким, которые не дадут в обиду, помогут справиться с грустью и тревогой.
В более старшем возрасте дети уже должны иметь представление об основных настроениях и эмоциональных состояниях людей, знать, что в выражении чувств участвуют и мимика, и жесты, и поза.
В старшем дошкольном возрасте настоящий раздел предлагает уже не только научить детей распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния, но и анализировать их причины; не только понимать настроения другого, но и принимать его позицию.
Раздел 3. Социальные навыки.
Темы настоящего раздела предполагают обучение детей анализу причин межличностных конфликтов и умению самостоятельно их регулировать, предотвращать ссору и не допускать её крайнего проявления – драки. Раздел предполагает также обучение нормам и правилам общения. При этом педагоги должны помочь детям понять, что делать что-то вместе не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договориться, соблюдать очерёдность, прислушиваться к товарищам и уважать их мнение. Содержание данного раздела предполагает также знакомство детей с такими ситуациями, как поведение за столом, обмен приветствиями при встрече и прощании и др. В разделе содержатся темы, которые позволят воспитателю побеседовать с детьми об одиночестве и объяснить преимущества дружбы. Данный раздел призван также специально обучить детей позитивным, поддерживающим приёмам общения со сверстниками.
Основные принципы Программы «Я, ты, мы», соблюдение которых необходимо в силу особой значимости для развития личности ребёнка.
Системность. Обучение может проводиться в определённый день недели. Работа по Программе может осуществляться также несколько раз в неделю, тематическими циклами, между которыми делается перерыв в две-три недели.
Интеграция программного содержания. Программа «Я, ты, мы» может быть реализована как самостоятельная порциальная программа. В то же время она может выступать составной частью какой-либо комплексной программы. При этом содержание Программы органично вплетается в канву содержания основной комплексной программы, реализуемой в дошкольном образовательном учреждении.
Координация деятельности педагогов. Тематические планы воспитателей и освобождённых специалистов должны быть скоординированы таким образом, чтобы, избегая повторов, последовательно во времени разворачивать определённые темы.
Преемственность взаимодействия взрослых с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и в семье. Важно, чтобы педагоги, ещё до начала своей работы, объяснили родителям её цели и задачи. Для эффективной реализации Программы родители должны беседовать с ребёнком на конкретные, предложенные педагогами темы, выступать активными участниками педагогического процесса.
Рекомендации по работе с родителями.
Основное внимание уделяется воспитанию, которое в своей основе базируется на положительных примерах в поведении взрослых. Перед педагогом стоит особая задача – заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.
- Родительские собрания
- Индивидуальные беседы
- Совместная деятельность детей, родителей и педагогов
Работа с учебными наглядными пособиями (альбомами), которые входят в учебно – методический комплект и могут использоваться взрослыми как в семье, так и в детском саду.
Перспективное планирование
Сроки | Тема | Задачи | Работа с родителями, педагогами ДОУ | Форма предоставления результатов |
| ||||
Сентябрь Октябрь | Изучение научной и учебно-методической литературы : «Я - ты - мы» О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной; | Подготовка презентации для воспитателей , родителей «Социально-эмоциональное развитие детей 5-6 лет» | Конспектирование. Презентация. | ||||||
РАЗДЕЛ 1. УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ | Помочь ребенку лучше понять свое внешнее сходство с родителями и отличие от них | Подготовка папки-передвижки для родителей «Развитие эмоционального мира детей» | Упражнение приветствие Рассматривание автопортретов русских художников Рисование «Мой автопортрет» Игра «Составь портрет» Игра «Я-скульптор» Ритуал прощание Папка-передвижка | ||||||
Изобрази себя | |||||||||
Октябрь |
|
| |||||||
Узнай по голосу | Привлечь внимание детей к таком индивидуальной особенности детей, как голос | Упражнение приветствие Игра «Телефонный разговор» Дидактическая игра «Кто позвал?» Ритуал прощание |
| ||||||
Ты и твое имя | Развивать представления детей об имени | Создание древа семьи.
| Упражнение приветствие Игра «Имена» Игра «Ласковые слова» Упражнение «Постарайся отгадать» Рисунок Ритуал прощание |
| |||||
Ноябрь | Что ты любишь поесть? | Продолжать определять вкусы детей | Совместный тематический рисунок родителей и детей «Что нас радует?», «Что нас огорчает», «Чего я боюсь». | Упражнение приветствие Рисование «Любимое блюдо» Сюжетно-ролевая игра «Кафе» Игра «Смак» Игра Я и друзья» Ритуал прощание |
| ||||
Проба на вкус и запах | Определять с детьми их предпочтения во вкусах и запахах | Упражнение приветствие Игра «Путешествие в страну запахов» Игра «Любимый запах Ритуал прощание |
| ||||||
Что ты хочешь носить? | Определять предпочтения в одежде | Беседа с родителями «Эмоциональное самочувствие – задача семьи и детского сада.» | Упражнение приветствие Демонстрация одежды Игра «Я-модельер» Игра «История костюма» Презентация своей одежды Ритуал прощание | ||||||
Декабрь | Что ты умеешь делать? | Определять вместе умения и предпочтения детей в разных видах деятельности | Упражнение приветствие Изготовление елочных игрушек Ритуал прощание | ||||||
Какой ты, что тебе нравится? | Развивать индивидуальность | Упражнение приветствие Фотографии детей Изготовление альбома «Что я люблю» Ритуал прощание | |||||||
Красивое-безобразное | Определить вместе, что красиво, что нет | Упражнение приветствие Рассказ В. Сухомлинского «Что лучше?» Рисование своей сказки о «красивом» и «безобразном» Игра «Мир красоты» Ритуал прощание | |||||||
Январь | Робкий | Знакомить с чувством робость | Создание коллажа «Первая буква моего имени « | Упражнение приветствие Упражнение «Волшебный стул смелости» Игра с зеркалом «Похвали себя» Игра «Скажи другу комплимент» Ритуал прощание | |||||
Смелый | Знакомить с понятием -смелый | Упражнение приветствие Чтение книги В. Маяковского что такое плохо» Чтение Рассказа Л.Толстого «Котенок» Игра «Спасаем Мишку» «Что такое хорошо и Ритуал прощание | |||||||
РАЗДЕЛ 2. ЧУВСТВА, ЖЕЛАНИЯ, ВЗГЛЯДЫ |
| ||||||||
Январь | Мимические признаки эмоций | Развивать представления о мире эмоций и чувств | Изготовление настольно-печатных игр: «Грустный, радостный, спокойный», «Ребята с нашего двора», «Пойми меня», «От чего меняется настроение». | Упражнение приветствие Этюд «Догадайся, что произошло» Изготовление карточек с изображением эмоций Игра «Мои ощущения» Мимическая гимнастика Подвижная игра «Что мы делали не скажем, а что делали покажем» Ритуал прощание |
| ||||
Февраль | Твои поступки и чувства других | Учить детей распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния и анализировать их причины | Консультация «Социально-эмоциональные игры детей в семье»; | Упражнение приветствие Игра «Я разведчик» Упражнение «Я справлюсь» Ритуал прощание | |||||
Спорящие лица | Продолжать учить детей распознавать различные эмоции по выражению лица | Упражнение приветствие Лото «Спорящие лица» Изготовление масок с сердитым выражением лица Ритуал прощание | |||||||
Горе | Помочь понять, что такое горе, учить справляться с этим чувством | Упражнение приветствие Чтение сказки «Волк и семеро козлят» Когда я грустил (рассказы детей) Игра «Море волнуется» Этюд «Северный полюс» Ритуал прощание | |||||||
РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ | Упражнение приветствие Чтение К.Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно» Рисование «Мой друг» Игра «Скажи соседу комплимент» Игра «Ласковые имена» Ритуал прощание | ||||||||
Я считаю себя хорошим | Продолжить развивать представления о том, что такое дружба | Создание кукол –помощниц из ложек | |||||||
Март | С кем я дружу | Познакомить детей с качествами, помогающими и мешающими дружбе, научить анализировать с этих позиций себя и своих знакомых | Упражнение приветствие Чтение С. Решетникова «Друг» Игра «Закончи фразу» Упражнение «Подари камешек» Игра «Приглашение» Ритуал прощание | ||||||
Одиночество | Помочь понять что такое одиночество | Консультация «Сказкотерапия как средство эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста» | Упражнение приветствие Игра «Сбор рукопожатий» Игра «Скульптура» Ритуал прощание | ||||||
Апрель | Портрет друга | Помочь выделить и обобщить внешние и внутренние качества | Памятка для родителей по сказкотерапии «Сочиняем сказку вместе» | Упражнение приветствие Аппликация «Портрет моего друга» Исполнение песни «Дружба лнение песни «Дружба крепкая» Ритуал прощание | |||||
Ссора | Способствовать осознанию причин ссор | Упражнение приветствие Показ кукольного театра «Лиса и журавль» Этюд «Давай помиримся» Игра «Банк идей» Ритуал прощание | |||||||
Дразнить, обижать | Развивать добрые, теплые отношения между детьми | Упражнение приветствие Чтение русских народных дразнилок Кукольный театр «бычок и лиса» Ритуал прощание | |||||||
Май | Как можно объяснить все взрослым | Способствовать хорошим отношениям детей и взрослых | Создание альбома «Эта книжечка про меня» | Упражнение приветствие Игра «Поручения-обращения» Рисования «Запреты» Упражнение «письмо родителям» Ритуал прощание | |||||
Вместе с друзьями | Побеседовать с детьми об одиночестве, объяснить преимущества дружбы на примере коллективных игр | Упражнение приветствие Чтение пословиц Чтение стихотворения Е.Серова «Нехорошая история» Игра «Парашут» Игра «Если нравиться тебе, то делай так» Настольные игры в микрогруппах Ритуал прощание | |||||||
Совместные игры | Объяснить детям, что делать что-то вместе не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договариваться | Упражнение приветствие Эстафеты Коллективный портрет группы Ритуал прощание Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения. Анализ и самоанализ проделанной работы |
Используемая литература
- ФГОС (от17 октября 2013г.)
- Примерная основная общеразвивающая программа дошкольного образования ««От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А, Васильевой».
- Конвенция о правах ребёнка (05.12.1989г.)
- Закон РФ «Об образовании» (от 29.12.2012г.)
- Программа «Я - ты - мы» О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной
- Белопольская Н.А. и др. “Азбука настроения”. Развивающая эмоционально-коммуникативная игра.
- Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. “Чего на свете не бывает?” – М.: Просвещение,1991 г.
- Клюева И.В., Касаткина Ю.В. “Учим детей общению”. – Ярославль: Академия развития, 1996г.
- Минаева В.М. “Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры” – М.: “АРКТИ”, 1999 г.
- “Психология эмоций”. Тексты / Под редакцией В.К. Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер, – М.:, 1993 г.
- Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ В.И. Перегуда, О.А. Шаграева; Шаграева, Ольга Аркадьевна, Козлова, С.А.. - М.: Академия, 2003.- 176 с..-
- Стрелкова Л.П. “Эмоциональный букварь от Ах до ай-яй-Яй” – М.: Интерпракс, 1995
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию. Тема: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»
Тема: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»...
План по самообразованию. Тема;Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры
Самообразование...
Статья на тему: "Социально-эмоциональное личностное развитие детей младшего возраста в театрализованной деятельности."
В современном мире, мире компьюторных технологий люди потеряли самое дорогое – живое общение друг с другом. Мы с вами можем это исправить – нужно научить детей: общаться, цени...
ПЛАН по самообразованию «Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.»
Актуальность темы:Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Все дети любят рисовать, но далеко...
План по самообразованию. Тема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»
В плане по самообразованию представлена работа с детьми, педагогами, родителями по месяцам. Важно повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения методических объе...
Перспективный план по самообразованию «Социально – эмоциональное воспитание дошкольников»
Планирование работы по развитию эмоционально - лчностной сферы старших дошкольников и пан взаимодействия с родителями воспитанников по данному вопросу....