План по самообразованию «Социально-эмоциональное развитие детей 5-6 лет»
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (старшая группа)

Чепурнова Ирина Владимировна

Предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребёнком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально - потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx48.36 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию «Социально-эмоциональное развитие детей 5-6 лет»

Предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребёнком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально - потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Под социально – эмоциональным развитием  понимается развитие коммуникативной, эмоциональной и социальной сферы у дошкольников. Эмоциональный интеллект можно рассматривать как компонент социального интеллекта 

Структурными   компонентами  социально – эмоционального развития  ребенка являются:

      1.Формирование положительного  самоощущения ребенка в любых жизненных ситуациях;

     2.Развитие понимания ребенком своих индивидуальных внешних и внутренних особенностей (пола, возраста, внешнего вида, способностей, желаний, интересов, потребностей) и осознание своей уникальности (положительный образ - Я);

     3. Развитие уверенного поведения (умение выражать желания и требования, проявить волю, принять собственное решение, делать выбор) и навыков регуляции своего поведения;

     4.  Положительное отношение ребенка  к окружающим людям независимо от их возраста, пола, национальности, социального происхождения (формирование толерантности);

      5.  Умение на практике  учитывать  мнение, взгляды, настроение, желания других.

      6.  Развитие социальных навыков, а именно: осознание и осваивание различных социально – приемлемых способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договориться, ориентируясь на правила этикета и безопасности,  способность  установить дружеские взаимоотношения и новые контакты.

        Отношения ребенка с миром, по сути, возникают задолго до его рождения, но лишь с появления совместной деятельности со взрослым, а затем и со сверстником эти отношения приобретают подлинный источник  развития личности малыша. Ребенок осуществляет свою жизнедеятельность благодаря наличию этих взаимопересекающихся и взаимопроникающих систем, двух миров: мира взрослых и мира детей, каждый из которых объективно и субъективно влияет на социально – эмоциональное развитие ребенка на том или ином возрастном этапе.

В 4 – 5 лет дети становятся способны к более дифференцированному восприятию сверстников и самовосприятию, что является следующей ступенькой в самопознании и формировании толерантности. Ребенок проявляет живой интерес к сверстникам. В сюжетно – ролевой игре происходит общение по двум направлениям:  общение персонажей и общение исполнителей. Роль педагога в этот период – формирование реальных отношений между детьми в группе. Несмотря на то, что соучастие и взаимное согласование выражены минимально, ребенок под руководством взрослого может приобрести первый социальный опыт сотрудничества в разных видах игровой и практической деятельности.

    В старшем дошкольном возрасте (5 – 7 лет)  ребенок способен более глубоко «заглянуть» в свой внутренний мир, осознать с помощью взрослого свои особенности и желания, научиться отстаивать свое мнение, делать выбор, целенаправленно достигать цели в деятельности. На основе самопознания у него формируется способность к саморегуляции своего поведения в соответствии с социально – принятыми в обществе нормами. Проявляя собственное достоинство, ребенок на практике способен уважать другого, понимать его состояние, проявлять сочувствие. У ребенка формируется положительная самооценка как основа для самоутверждения на следующей социальной ступени развития и как следствие нормального хода психического развития. Это стадия развития совместной деятельности, появления так называемых «играющих коллективов», в которых может вырабатываться единство «общественного мнения» по поводу тех или иных аспектов сотрудничества в игре, труде, занятиях.

        Важнейшим  фактором социально – эмоционального развития  выступает организация  разнообразных форм взаимодействия ребенка с разными социальными группами в процессе социально – одобряемой деятельности и открытости границ жизненного пространства ребенка.

Социально – эмоциональное развитие ребенка – процесс длительный, непрерывный и многогранный. Оно будет результативным, если в детском саду и семье имеются необходимые условия и эффективно используется совокупность всех факторов социально – эмоционального развития ребенка.

Содержание социально-эмоционального воспитания и развития реализуется через специально организованные формы,   виды совместной деятельности воспитателя с детьми (интерактивные игры, игры-тренинги, игры-экспериментирования, детские проекты). Помочь каждому ребенку поверить в свои силы, понять свои чувства и чувства других, развить социальные навыки общения и поведения в обществе – на это направлено взаимодействие с детьми по программе социально-эмоционального развития  «Я - ты - мы» О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной. Работа по программе  «Я- ты -мы»  обеспечивает сбалансированное содержание,  образование по социально-эмоциональному развитию,  обогащает личностно-ориентированный подход к детям и  строится по трем основным направлениям:

  • воспитание уверенности в себе;
  • развитие чувств, желаний и взглядов;
  • формирование социальных навыков.

Субъектное взаимодействие педагога с детьми осуществляется через:

  1. яркую эмоциональную насыщенность видов детской деятельности;
  2. создание комфортной обстановки;
  3. создание для ребенка ситуации успеха;
  4. создание популярности ребенка среди сверстников;
  5. обогащение впечатлений и представлений об окружающем мире;
  6. обеспечение активизации переживаний.

Социальный уклад жизни групп: символика (название, девиз, герб), правила, ритуалы, обычаи, традиции эмоционально притягивают внимание детей и родителей, обогащают жизнь ребенка в детском саду положительными эмоциями.

          Дополнительное образование, представленное занятиями по интересам детей: театрально-игровая деятельность в театральной студии, музыкальная деятельность способствуют формированию социальной уверенности у детей,   предоставляют  ребенку  возможность  в самовыражении,  самореализации      потребностей  в творческих   видах  деятельности.  

          Внесение в среду группы социально значимых для ребенка атрибутов (игрушек, семейных фотографий, гербов, альбомов, рассказывающих о семье, ее традициях, интересах, генеологического древа, герба семьи) помогут ему чувствовать себя защищенным и уверенным.

Размещение специально оборудованных пособий в групповом помещении позволят ребенку заявить о своем «Я»: «Я пришел», «У меня сегодня хорошее (плохое) настроение», выразить свое предпочтение в общении со сверстниками.

            Создание мини-музея «Я и моя семья» - это своеобразный интегрированный продукт, над созданием которого работают воспитатели, родители и дети. В содержании материалов отражается прошлое, настоящее, традиции семьи, история рождения ребенка, генеологическое древо ребенка, семейные гербы, реликвии, фотографии.

Таким образом, предметно-развивающая среда приближает два близких ребенку мира - детский сад и семью. Практически такие условия обеспечивают ребенку возможность познавать себя и  своих друзей, самостоятельно выражать свои личные особенности, общаться вербально и в процессе содержательной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Методы:

1. наглядные (наблюдения, демонстрация тематических альбомов и дидактических пособий) и приемы (показ способов действий, показ образца) 2. словесные  (рассказ, беседа,) и приемы: (вопросы., указания, объяснения, пояснения, педагогическая оценка, проблемная ситуация)

3. игровые: дидактическая игра, воображаемая ситуация в развернутом виде  и приемы (внезапное появление игрушки, объектов; загадывание и отгадывание загадок и др.)

4. практические: упражнения (подражательные, конструктивные, творческие); элементарные опыты и эксперименты, моделирование

Программа «Я - ты - мы» О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной имеет 3 раздела:

Раздел 1. Уверенность в себе.

Уверенность в себе определяется как важное качество личности человека, позволяющее иметь и отстаивать собственное мнение, доверять себе и своим чувствам.

Темы этого раздела предполагают оказание необходимой помощи каждому ребёнку для преодоления его неуверенности в себе, поддержку его положительной самооценки, а также будут способствовать лучшему пониманию других людей и самого себя. Уверенность в себе связана с представлениями человека о своих внешних и внутренних особенностях. Поэтому в старшем дошкольном возрасте важно формировать у ребёнка достаточно точные представления о своей внешности, семейном сходстве наряду со знаниями о бесконечном разнообразии внешнего облика людей – детей и взрослых.

Раздел 2. Чувства, желания, взгляды.

Эмоциональное развитие является одним из магистральных направлений развития личности. Маленький ребёнок отличается особой искренностью и непосредственностью как в общении с другими, так и в проявлении собственных чувств. Если эти качества поддерживать, то ваши дети вырастут добрыми и правдивыми, эмоционально отзывчивыми к другим людям. Проявлять эмоциональную отзывчивость дети нередко способны уже в младшем дошкольном возрасте. Вместе с тем педагогу важно специально знакомить ребёнка со своеобразным эмоциональным букварём, так как передать наши чувства другим, сделать их понятными можно с помощью не только слов, но и особого языка эмоций, постоянно участвующего в общении.

Темы этого раздела представляют педагогам возможность побеседовать с детьми о чувстве страха и одиночества, о необходимости доверять близким, которые не дадут в обиду, помогут справиться с грустью и тревогой.

В более старшем возрасте дети уже должны иметь представление об основных настроениях и эмоциональных состояниях людей, знать, что в выражении чувств участвуют и мимика, и жесты, и поза.

В старшем дошкольном возрасте настоящий раздел предлагает уже не только научить детей распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния, но и анализировать их причины; не только понимать настроения другого, но и принимать его позицию.

Раздел 3. Социальные навыки.

Темы настоящего раздела предполагают обучение детей анализу причин межличностных конфликтов и умению самостоятельно их регулировать, предотвращать ссору и не допускать её крайнего проявления – драки. Раздел предполагает также обучение нормам и правилам общения. При этом педагоги должны помочь детям понять, что делать что-то вместе не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договориться, соблюдать очерёдность, прислушиваться к товарищам и уважать их мнение. Содержание данного раздела предполагает также знакомство детей с такими ситуациями, как поведение за столом, обмен приветствиями при встрече и прощании и др. В разделе содержатся темы, которые позволят воспитателю побеседовать с детьми об одиночестве и объяснить преимущества дружбы. Данный раздел призван также специально обучить детей позитивным, поддерживающим приёмам общения со сверстниками.

Основные принципы Программы «Я, ты, мы», соблюдение которых необходимо в силу особой значимости для развития личности ребёнка.

Системность. Обучение может проводиться в определённый день недели. Работа по Программе может осуществляться также несколько раз в неделю, тематическими циклами, между которыми делается перерыв в две-три недели.

Интеграция программного содержания. Программа «Я, ты, мы» может быть реализована как самостоятельная порциальная программа. В то же время она может выступать составной частью какой-либо комплексной программы. При этом содержание Программы органично вплетается в канву содержания основной комплексной программы, реализуемой в дошкольном образовательном учреждении.

Координация деятельности педагогов. Тематические планы воспитателей и освобождённых специалистов должны быть скоординированы таким образом, чтобы, избегая повторов, последовательно во времени разворачивать определённые темы.

Преемственность взаимодействия взрослых с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и в семье. Важно, чтобы педагоги, ещё до начала своей работы, объяснили родителям её цели и задачи. Для эффективной реализации Программы родители должны беседовать с ребёнком на конкретные, предложенные педагогами темы, выступать активными участниками педагогического процесса.

Рекомендации по работе с родителями.

 Основное внимание уделяется воспитанию, которое в своей основе базируется на положительных примерах в поведении взрослых. Перед педагогом стоит особая задача – заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.

  • Родительские собрания
  •  Индивидуальные беседы 
  •  Совместная деятельность детей, родителей и педагогов

Работа с учебными наглядными пособиями (альбомами), которые входят в учебно – методический комплект и могут использоваться взрослыми как в семье, так и в детском саду.

Перспективное планирование

    Сроки

Тема

Задачи

Работа с родителями, педагогами ДОУ

Форма предоставления результатов 

 

Сентябрь

Октябрь

Изучение научной и учебно-методической литературы :

«Я - ты - мы» О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной;

Подготовка презентации для воспитателей , родителей  «Социально-эмоциональное развитие детей 5-6 лет»

 Конспектирование.

 Презентация.

РАЗДЕЛ 1. УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

Помочь ребенку лучше понять свое внешнее сходство с родителями и отличие от них

Подготовка папки-передвижки для родителей «Развитие эмоционального мира детей»

Упражнение приветствие

Рассматривание автопортретов русских художников

Рисование «Мой автопортрет»

Игра «Составь портрет»

Игра «Я-скульптор»

Ритуал прощание

Папка-передвижка

Изобрази себя

Октябрь

 

 

Узнай по голосу

Привлечь внимание детей к таком индивидуальной особенности детей, как голос

Упражнение приветствие

Игра «Телефонный разговор»

Дидактическая игра «Кто позвал?»

Ритуал прощание

 

Ты и твое имя

Развивать представления детей об имени

     Создание древа семьи.

     

Упражнение приветствие

Игра «Имена»

Игра «Ласковые слова»

Упражнение «Постарайся отгадать»

Рисунок

Ритуал прощание

 

Ноябрь

Что ты любишь поесть?

Продолжать определять вкусы детей

Совместный тематический рисунок родителей и детей «Что нас радует?», «Что нас огорчает», «Чего я боюсь».

Упражнение приветствие

Рисование «Любимое блюдо»

Сюжетно-ролевая игра «Кафе»

Игра «Смак»

Игра Я и друзья»

Ритуал прощание

 

Проба на вкус и запах

Определять с детьми их предпочтения во вкусах и запахах

Упражнение приветствие

Игра «Путешествие в страну запахов»

Игра «Любимый запах

Ритуал прощание

 

Что ты хочешь носить?

Определять предпочтения в одежде

Беседа с родителями «Эмоциональное самочувствие – задача семьи и детского сада.»

Упражнение приветствие

Демонстрация одежды

Игра «Я-модельер»

Игра «История костюма»

Презентация своей одежды

Ритуал прощание

Декабрь

Что ты умеешь делать?

Определять вместе умения и предпочтения детей в разных видах деятельности

Упражнение приветствие

Изготовление елочных игрушек

Ритуал прощание

Какой ты, что тебе нравится?

Развивать индивидуальность

Упражнение приветствие

Фотографии детей

Изготовление альбома «Что я люблю»

Ритуал прощание

Красивое-безобразное

Определить вместе, что красиво, что нет

Упражнение приветствие

Рассказ В. Сухомлинского «Что лучше?»

Рисование своей сказки о «красивом» и «безобразном»

Игра «Мир красоты»

Ритуал прощание

Январь

Робкий

Знакомить с чувством робость

Создание коллажа

    «Первая буква моего имени «

Упражнение приветствие

Упражнение «Волшебный стул смелости»

Игра с зеркалом «Похвали себя»

Игра «Скажи другу комплимент»

Ритуал прощание

Смелый

Знакомить с понятием -смелый

Упражнение приветствие

Чтение книги В. Маяковского что такое

плохо»

Чтение Рассказа Л.Толстого «Котенок»

Игра «Спасаем Мишку»

 «Что такое хорошо и

Ритуал прощание

РАЗДЕЛ 2. ЧУВСТВА, ЖЕЛАНИЯ, ВЗГЛЯДЫ

 

Январь

Мимические признаки эмоций

Развивать представления о мире эмоций и чувств

Изготовление настольно-печатных игр: «Грустный, радостный, спокойный», «Ребята с нашего двора», «Пойми меня», «От чего меняется настроение».

Упражнение приветствие

Этюд «Догадайся, что произошло»

   Изготовление карточек с изображением эмоций

Игра «Мои ощущения»

Мимическая гимнастика

    Подвижная игра «Что мы делали не скажем, а что делали покажем»

Ритуал прощание

 

Февраль

Твои поступки и чувства других

Учить детей распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния и анализировать их причины

Консультация  «Социально-эмоциональные игры детей в семье»;

Упражнение приветствие

Игра «Я разведчик»

Упражнение «Я справлюсь»

Ритуал прощание

Спорящие лица

Продолжать учить детей распознавать различные эмоции по выражению лица

Упражнение приветствие

Лото «Спорящие лица»

Изготовление масок с сердитым выражением лица

Ритуал прощание

Горе

Помочь понять, что такое горе, учить справляться с этим чувством

Упражнение приветствие

Чтение сказки «Волк и семеро козлят»

Когда я грустил (рассказы детей)

Игра «Море волнуется»

Этюд «Северный полюс»

Ритуал прощание

РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Упражнение приветствие

Чтение К.Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно»

Рисование «Мой друг»

Игра «Скажи соседу комплимент»

Игра «Ласковые имена»

Ритуал прощание

Я считаю себя хорошим

Продолжить развивать представления о том, что такое дружба

Создание кукол –помощниц из ложек

Март

С кем я дружу

Познакомить детей с качествами, помогающими и мешающими дружбе, научить анализировать с этих позиций себя и своих знакомых

Упражнение приветствие

Чтение С. Решетникова «Друг»

Игра «Закончи фразу»

Упражнение «Подари камешек»

Игра «Приглашение»

Ритуал прощание

Одиночество

Помочь понять что такое одиночество

Консультация «Сказкотерапия как средство эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста»

Упражнение приветствие

Игра «Сбор рукопожатий»

Игра «Скульптура»

Ритуал прощание

Апрель

Портрет друга

Помочь выделить и обобщить внешние и внутренние качества

Памятка для родителей по сказкотерапии «Сочиняем сказку вместе»

Упражнение приветствие

Аппликация «Портрет моего друга»

Исполнение песни «Дружба лнение песни «Дружба крепкая»

Ритуал прощание

Ссора

Способствовать осознанию причин ссор

Упражнение приветствие

Показ кукольного театра «Лиса и журавль»

Этюд «Давай помиримся»

Игра «Банк идей»

Ритуал прощание

Дразнить, обижать

Развивать добрые, теплые отношения между детьми

Упражнение приветствие

Чтение русских народных дразнилок

Кукольный театр «бычок и лиса»

Ритуал прощание

Май

Как можно объяснить все взрослым

Способствовать хорошим отношениям детей и взрослых

 Создание альбома «Эта книжечка про меня»

Упражнение приветствие

Игра «Поручения-обращения»

Рисования «Запреты»

Упражнение «письмо родителям»

Ритуал прощание

Вместе с друзьями

Побеседовать с детьми об одиночестве, объяснить преимущества дружбы на примере коллективных игр

Упражнение приветствие

Чтение пословиц

Чтение стихотворения Е.Серова «Нехорошая история»

Игра «Парашут»

Игра «Если нравиться тебе, то делай так»

Настольные игры в микрогруппах

Ритуал прощание

Совместные игры

Объяснить детям, что делать что-то вместе не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договариваться

Упражнение приветствие

Эстафеты

Коллективный портрет группы

Ритуал прощание

Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения.

Анализ и самоанализ проделанной работы

Используемая литература

  1.  ФГОС (от17 октября 2013г.)
  2. Примерная основная общеразвивающая программа дошкольного образования ««От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А, Васильевой».
  3.  Конвенция о правах ребёнка (05.12.1989г.)
  4. Закон РФ «Об образовании» (от 29.12.2012г.)
  5. Программа «Я - ты - мы» О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной
  6. Белопольская Н.А. и др. “Азбука настроения”. Развивающая эмоционально-коммуникативная игра.
  7. Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. “Чего на свете не бывает?” – М.: Просвещение,1991 г.
  8. Клюева И.В., Касаткина Ю.В. “Учим детей общению”. – Ярославль: Академия развития, 1996г.
  9. Минаева В.М. “Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры” – М.: “АРКТИ”, 1999 г.
  10. “Психология эмоций”. Тексты / Под редакцией В.К. Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер, – М.:, 1993 г.
  11. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ В.И. Перегуда, О.А. Шаграева; Шаграева, Ольга Аркадьевна, Козлова, С.А.. - М.: Академия, 2003.- 176 с..-
  12.  Стрелкова Л.П. “Эмоциональный букварь от Ах до ай-яй-Яй” – М.: Интерпракс, 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию. Тема: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»

Тема: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»...

Статья на тему: "Социально-эмоциональное личностное развитие детей младшего возраста в театрализованной деятельности."

 В современном мире, мире компьюторных технологий люди потеряли самое дорогое – живое общение друг с другом. Мы с вами можем это исправить – нужно научить детей: общаться, цени...

ПЛАН по самообразованию «Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.»

Актуальность темы:Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Все дети любят рисовать, но далеко...

План по самообразованию. Тема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»

В плане по самообразованию представлена работа с детьми, педагогами, родителями по месяцам. Важно повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения методических объе...

Перспективный план по самообразованию «Социально – эмоциональное воспитание дошкольников»

Планирование работы по развитию эмоционально - лчностной сферы старших дошкольников  и пан взаимодействия с родителями воспитанников по данному вопросу....