Картотека игр и тренировочных упражнений по формированию системы сенсорных эталонов у детей с ЗПР 4-5 лет
картотека по коррекционной педагогике

Доронина Елена Геннадьевна

Комплекс игр и упражнений по развитию сенсорике у детей с ЗПР 4-5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_kartoteka.docx340.31 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Д\Desktop\img17.jpg

Комплекс дидактических игр и тренировочных упражнений по формированию системы сенсорных эталонов на занятиях по математическому развитию

 у детей с ЗПР первого года обучения

Данный комплекс был разработан мной для индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий с детьми, имеющими задержку психического развития по формирования системы сенсорных эталонов. Данный комплекс я разделила  на 4 раздела:

1 раздел- «знакомство с формой» включает игры и упражнения на развитие восприятия формы, формирование знаний о форме, плоских и объёмных геометрических фигурах, группировку и сравнение предметов по форме.

2 раздел- «знакомство с величиной» включает игры и упражнения  на развитие восприятия величины предметов, формирование знаний о величине, сравнение и группировку предметов  по величине.

3 раздет- «знакомство с основными цветами» включает игры и упражнения на развитие восприятия основных цветов, формирование знаний об основных цветах спектра, сравнение и группировку предметов по цвету.

4 раздел- «формирование пространственной ориентировки» включает игры и упражнения на развитие умения ориентироваться в собственном теле и в пространстве.

  1. ФОРМА ПРЕДМЕТОВ, ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

«Найди такой же»

Цель: подбор предметов по образцу.

Дидактический материал: три шарика, три кубика, три ёлки, каждая группа предметов одного цвета и величины.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям, играя, найти предметы такой же формы.

«Чудесный мешочек»

Цель: закреплять знания детей об объёмных геометрических фигурах (куб, шар, кирпичик, цилиндр).

Дидактический материал: мешочек с объёмными геометрическими фигурами.

Методические приемы: определять на ощупь объёмные геометрические фигуры.

«Страна геометрических фигур»

Цель. Закрепить знания  детей в назывании геометрических фигур с кругом, квадратом, треугольником, овалом, прямоугольником  и их названиями.

Дидактический материал: Картонные квадрат, круг, треугольник, овал с нарисованными лицами; у ребенка - одноцветные круги, квадраты, треугольники, овалы такого же размера.

Рекомендации к проведению:

Взрослый приглашает ребенка в страну «геометрических фигур», рассказывает о ее необычных жителях: достает из коробки круг, квадрат, треугольник, овал с нарисованными на них лицами, обводя контуры фигур пальцем и называя их: «Эту фигурку зовут круг, эту квадрат» и т. д. Затем предлагает ребенку обвести контур каждой фигурки пальцем. Далее проводится игра «Найди такую же». Взрослый поочередно показывает круг, квадрат, овал, треугольник; ребенок выбирает среди фигур, лежащих перед ним на столе, точно такую же, проверяет себя, совмещая выбранную им фигуру с образцом.

Примечание: Для групповых занятий в более сильной подгруппе у детей по две фигуры каждой формы, в более слабой — по одной фигуре каждой формы.

«Домики для фигур»

Цель: Развитие представлений об эталонах формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).

Дидактический материал: большие геометрические  фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник с нарисованными лицами;

у ребенка - те же фигуры меньших размеров с «лицами» — один набор; карточки с контурным изображением тех же фигур, той же величины.

Рекомендации к проведению:

Ребенок вспоминает названия знакомых фигур. Взрослый поочередно показывает большие фигуры: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя пальцем фигуру, взрослый выясняет, помнит ли ребенок «имя» (название) фигуры. Затем взрослый предлагает поиграть с

маленькими фигурами. Их надо разложить в соответствующие «домики»  т. е. разложить все фигуры на карточки  с контурным изображением так, чтобы они совпали с нарисованными.

Примечание: Для групповых занятий: в более сильной подгруппе размер фигур может быть меньше, чем контуры на карточке.

«Разложи по форме»

Цель: закрепить умение видеть форму в конкретных предметах и соотносить её с геометрическим образцом.

Дидактический материал: предметные карточки с изображением предметов разной формы, контурные изображения геометрических фигур одинакового цвета и размера.

Методические приёмы: педагог предлагает детям разложить карточки с изображением предметов на соответствующие геометрические фигуры.

«Рассади пассажиров по вагонам».

Цель: Группировка геометрических фигур по форме, независимо от цвета.

Дидактический материал: «поезд» (склеенные между собой спичечные коробки) на вагонах, которого наклеены геометрические фигуры разного цвета; набор геометрических фигур (с лицами).

Методические приёмы: педагог предлагает детям рассадить волшебные фигуры в соответствующие вагоны и отправиться в путешествие.

  1. ВЕЛИЧИНА ПРЕДМЕТОВ

«Домики для зверей»

Цель: Знакомство со способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), определение величины предмета по отношению к другим: "большой", "средний", "маленький".

Дидактический материал: Картинки с изображением зверей: медведя, лиса, заяц; 3 контурных домика постепенно убывающей величины (большой, поменьше, самый маленький).

Рекомендации к проведению:  взрослый вместе с ребенком рассматривает изображенных на отдельных картинках зверей, располагая их по порядку: самый большой (медведь), поменьше (лиса), самый маленький (заяц). Затем рассматривают домики, сравнивают их по величине (приёмами наложения и приложения). Далее педагог предлагает разместить зверей в соответствующий домик.

Примечание: Игра может проводиться повторно с большим количеством зверей и домиков.

 «Умести в ладошке»

Цель: Познакомить с понятием величины.

Дидактический материал: предметы и игрушки разной величины (колечки, шарики, игрушки разного размера).

Методические приёмы: педагог раздаёт детям маленькие шарики и предлагает их спрятать в ладошках. Затем таким же образом предлагает спрятать предметы другого размера, разложенные на подносе (каждый ребенок берет по одному предмету). Таким образом ребёнок на практике знакомится с понятиями «большой». «маленький».

«Накорми кукол»

Цель: Использование способа соотнесения предметов по величине при установлении соответствия между 2—3 предметными рядами.

Дидактический материал: Картинка с изображением 6—8 кукол, стоящих по росту, 6—8  контурных мисочек постепенно убывающих по величине.

Методические приёмы: Педагог просит накормить кукол, расставив правильно миски.

«Найди одинаковую по длине»

Цель: закреплять понятия «длинный», «короткий», «длиннее», «короче», «одинаковые по длине», закреплять умение сравнивать, применяя приём приложения.

Дидактический материал: ленты разной длины

Методические приёмы: На фланелеграфе прикреплена длинная лента. Педагог просит детей подобрать ленты такой же длины. Дети по очереди подбирают ленты, прикладывая их к образцу, сравнивают и делают вывод: «Эта лента не подходит, она короткая» и т. д.

«Длинные, короткие»

Цель: различать и сравнивать длинные и короткие предметы.

Дидактический материал: предметные карточки (на каждой карточке изображены  по два предмета разной длины).

Методические приёмы: Педагог  просит рассмотреть предметы на карточке и  назвать какой предмет длинный, а какой короткий.

«Продолжи ряд»

Цель: закреплять умение детей различать предметы по длине, учить устанавливать закономерность.

Дидактический материал: набор  палочек двух длин.

Методические приёмы: Педагог просит детей положить перед собой  длинную палочку, затем – короткую, снова длинную, короткую, далее предлагает продолжить в этой же последовательности.

«У кого длиннее, а у кого короче хвост»

Цель: Учить сравнивать по длине; закреплять понятия «длинный, «короткий», «длиннее», «короче».

Дидактический материал: фигурки домашних животных или предметные картинки с изображением домашних животных.

Методические приёмы: Педагог предлагает детям сравнить хвосты домашних животных по длине: «У коровы длинный хвост, а у козы  - короткий. У коровы хвост длиннее, чем у козы, а у козы хвост короче, чем у коровы.

«Тропинки»

Цель: закрепление понятий «длиннее», «короче»; сравнение предметов по длине путём практических действий; закрепление понятий «мало», «много».

Дидактический материал: набор одинаковых игрушек домашних животных (15штук) и 2 полоски разной длины.

Рекомендации к проведению: Педагог начинает с рассказа: «Животные захотели погулять. Перед ними 2 тропинки  - длинная и короткая. Стали они спорить, где поместиться больше животных». Далее педагог предлагает помочь животным: «Ребята поставьте на каждую полоску животных. Одинаковое ли количество у вас получилось?» Далее дети с помощью практических действий делают вывод, что на полосках разное количество животных (на одной больше, на другой меньше), потому что одна полоска длинная, другая короткая. Также можно выяснить на какой полоске больше, а на какой меньше. В конце игры педагог может сделать вывод: Чем длиннее полоска, тем больше животных (предметов) на ней поместится.

Примечание: Вместо игрушек «домашние животные» можно предложить контурные изображения животных или другие предметы и обыграть по другому сюжету. С детьми старшего дошкольного возраста можно закрепить счёт.

«Чья дорожка длиннее»

Цель: Закреплять умение сравнивать по длине; закреплять понятия  «длиннее», «короче».

Дидактический материал: листы с нарисованными дикими животными (вверху  лиса с лисёнком, ниже медведь с медвежонком); карандаши.

Примечание: Детёныши животных находятся на некотором отдалённом расстоянии от взрослых животных. Причём расстояние  между лисой и лисёнком больше, чем между медведем и медвежонком.

Методические приёмы: Педагог просит посмотреть на листы и назвать кто изображён на них. Далее просит детей провести прямую дорожку от мамы к детёнышу. Затем дети должны сравнить дорожки по длине и выяснить чья дорожка длиннее, а чья короче. После можно предложить детям нарисовать свою дорожку, чтобы она была длиннее чем у лисы и лисёнка.

 «Высокий- низкий»

Цель: Формировать понятия «высокий», «низкий»; «выше», «ниже», учить сравнивать предметы по высоте.

Дидактический материал: 2 контурных дерева (груша- высокое дерево; яблоня – низкое дерево).

Педагог спрашивает как называются эти деревья, затем просит зрительно сравнить эти деревья по высоте. После предлагает проверить приёмом наложения (наложить одно дерево на другое).

 «Ёлочки, пенёчки»

Цель: закрепление понятий «высокий», «низкий» в подвижной игре.

Дидактический материал: музыкальное сопровождение «звуки природы».

Рекомендации к проведению. Педагог предлагает отправится в лес на прогулку. Рассказывает, что в лесу много высоких ёлок и низких пеньков. Затем предлагает поиграть: «На слово «ёлочки» - нужно тянуться на носочках вверх, поднимая высоко руки, на слово «пенёчки» - надо присесть на корточки».

«Подбери пару»

Цель: Закрепление умения сравнивать предметы по высоте.

Дидактический материал: набор контурных деревьев разной высоты.

Методические приёмы: Педагог предлагает детям выбрать из набора высокое и низкое дерево и объяснить почему, как они определили. Затем просит к высокому и низкому дереву подобрать пару (одинаковые по высоте деревья).

«Широкая, узкая дорожка»

Цель: формирование понятий «широкий», «узкий»; сравнение предметов по ширине.

Дидактический материал: 2 полоски «дорожки» разной ширины; набор маленьких машинок или контурные изображения машин (3-4 машинки).

Методические приёмы: Педагог спрашивает детей одинаковые ли дорожки. Просит проверить приёмом приложения. Затем предлагает проверить это разместив на дорожки машинки. После дети видят, что на одной дорожке в ряд умещаются 3 машинки, а на другой только одна. Затем педагог подводит  детей к  выводу, что одна дорожка широкая, другая узкая.

«Широкие, узкие предметы»

Цель: Закрепление умения сравнивать и группировать предметы по высоте.

Дидактический материал: набор предметных карточек с изображёнными предметами разной ширины (вазы, шарфы, ремни, тропинки, верёвочки); 2 коробки.

Методические приёмы: Педагог предлагает детям выбрать из набора карточек широкие и узкие предметы и разложить их по коробкам, в одну коробку нужно положить широкие предметы, в другую узкие.

«Закрой двери в домиках»

Цель: Развитие представлений о величине предметов, соотнесение предметов по ширине.

Дидактический материал: У ребенка - по 2 вырезанных из картона домика, у которых разные по ширине, но одинаковые по высоте прорези для дверей; по 2 прямоугольника одинаковой высоты, но разной ширины — «двери» (соответственно прорезям в домиках); игрушка — лиса.

Рекомендации к проведению:

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть домики, лежащие перед ним, и поиграть в игру «Закрой двери в домиках». Он рассказывает, что в домиках живут зайчики, двери в домиках открыты. Когда на охоту выходит лиса, надо помочь зайчикам надежно спрятаться в домиках, закрыв двери: подобрать к каждому из домиков ту дверь, которая плотно закроет дверной проем в доме. Если ребенок узкий проем закроет широкой дверью, то оставшаяся дверь будет уже проема второго домика, и лиса сможет утащить зайца.

Игра может повторяться несколько раз. В конце игры ребенок сравнивает ширину дверей путем наложения.

  1. ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА СПЕКТРА.

«Цветные крышки»

Цель: фиксировать внимание детей на цветовых свойствах игрушек, формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов.

Дидактический материал: крышки  красного, желтого, зеленого, синего, белого ( по 10 каждого цвета ).

Методические приемы: вначале педагог  распределяет крышки  сам, затем предлагает кому – либо из детей взять любую крышку, посмотреть, где лежат крышки  такого же цвета, и положить их вместе, затем сделать тоже с крышками  другого цвета.

«Наведи порядок»

Цель: продолжать закреплять умение группировать по цвету предметы.

Дидактический материал: контурные игрушки (синего, красного, зелёного, жёлтого цвета); 2 картона , разделённых на 2 цветных поля (синее, красное, жёлтое, зелёное).

Методические приемы: Педагог предлагает детям навести порядок и расставить игрушки на свои места  (игрушки красного цвета нужно расставить на красное поле и т. д.)

«Развесь одежду»

Цель: продолжать закреплять умение группировать предметы по цвету.

Дидактический материал: контурные изображения одежды (синего, красного, зелёного, жёлтого цвета); картон , разделённый на 4 полосы (полки), на каждой полосе нарисованы вешалки определённого цвета.

Методические приемы: Педагог предлагает детям навести порядок и развесить одежду на свою полку (одежду красного цвета нужно развесить на полку с красными вешалками и т. д.)

 «Найди цветок для бабочки»

Цель: Учить различать цвета; обогащать речь словосочетаниями : «одинакового цвета»,» «такого же цвета».

Дидактический материал: Четыре цветка, выполненных из картона (красный, синий, желтый ); четыре плоскостные фигурки бабочек такой же окраски, как цветы.

Рекомендации к проведению: Предложить детям помочь бабочкам найти свои цветы- посадить на такой цветок такого же цвета, чтобы их не видно было и никто не смог их поймать. В конце игры дети называют цвет бабочек и цветков.

 «Цветные корзинки»

Цель: Формировать умение анализировать цвет предмета; учить узнавать и называть цвет; учить группировать предметы по общему признаки.

Дидактический материал: Цветные корзинки (красная, желтая, зеленая, синяя), сделанные из картона, вырезанные собаки из картона с бантами тех же цветов

 (красный, желтый, зеленый, синий).

Рекомендации к проведению:  Спросить у детей: - какого цвета корзинки?

                  - Какого цвета бантики у собаки на шее?

                  - Рассадите собак в корзинке так, чтобы цвет корзинки совпадал  с цветом бантиков у собак; в красную корзину – только собаки с красными бантами, желтую – только с желтыми и т.д.

 «Спрячь зайку»

Цель: Формирование представлений о цвете.

Дидактический материал: Домики красного, желтого, зеленого, синего цвета (плоскостное изображение). В каждом домике, в окне – зайчик; лиса (плоскостное изображение); окна по цвету домиков.

Рекомендации к проведению: Педагог предлагает детям спрятать зайчиков от лисы – подобрать окна по цвету домиков.

  1. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА

«Вверху, внизу»

Цель: учить ориентироваться на плоскости, формировать понятия «вверху», «внизу».

Дидактический материал: листы бумаги, контурные изображения (солнца, облако, дерево, гриб,  птица, цветок.

Методические приёмы: Педагог предлагает посмотреть на лист бумаги и определить, где верх, а где низ листа. После говорит, что нужно расставить предложенные предметы на лист бумаги. Затем можно спросить детей, что они поставили сверху, а что снизу.

«В гостях у сказки»

Цель: закреплять умение ориентироваться на плоскости (по сюжетной картине).

Дидактический материал: сюжетная картина с персонажами из сказки «Колобок».

Методические приёмы: Педагог предлагает рассмотреть картину, вспомнить герои какой сказки изображены на картине. Затем просит детей рассказать, как катился колобок, используя слова: вперёд, прямо, влево, вправо. Также можно задать следующие вопросы: «Кто находится справа от дорожки?» «Кто находится слева?»  

«Геометрический узор»

Цель: Закреплять умение ориентироваться на листе бумаге, повторить знания о геометрических фигурах.

Дидактический материал: лист бумаги, набор геометрических фигур.

Рекомендации к проведению: Педагог предлагает составить узор из геометрических фигур, выполняя следующие инструкции: «Возьмите круг и положите его в левый верхний угол», «Возьмите квадрат и положите его в левый нижний угол», «Возьмите овал и положите его в  правый верхний угол», «Возьмите треугольник и положите его в  правый нижний угол». После можно спросить в каком углу каждая из фигур.

Примечание: Игра проводится, когда дети хорошо овладеют навыками ориентировки на листе бумаги и после усвоения геометрических фигур. С детьми первого года обучения инструкции можно упростить.

«Нарисуй лето»

Цель: Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги,

Дидактический материал: лист бумаги, цветные карандаши

Рекомендации к проведению: Педагог предлагает детям отгадать загадки и нарисовать отгадки:

Это красно-жёлтый мячик

Он везде за нами скачет

Он горячий, этот шар,

Раскалённый как пожар!  (Солнце)

Педагог предлагает нарисовать солнце в правом верхнем углу.

Белые барашки по полю гуляют.

Соберутся в стаи – солнце закрывают. (Облака)

 

Педагог предлагает нарисовать два облака слева от солнца.

Высока и зелена

На земле растёт она. (трава)

Педагог предлагает нарисовать внизу листа траву.

Вот синенький звонок висит,

Никогда он не звенит. (колокольчик)

Педагог предлагает нарисовать колокольчик в левом нижнем углу.

Нектаром питаюсь,

На крыльях летая.

Так вы догадались,

Кто я такая? (бабочка)

Педагог предлагает нарисовать бабочку над цветком.

После можно спросить о пространственном расположении нарисованных предметов, какое время года нарисовали.

КОНЕЦ.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА дидактических игр и упражнений на формирование грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста

Материал будет полезен педагогам, родителям, специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста. Педагоги часто в своей работе с детьми сталкиваются с такими проблемами, как недостаточно развитая ...

Картотека дидактических игр и упражнений на формирование грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста

КАРТОТЕКА дидактических игр и упражнений на формирование грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста...

"Формирование системы сенсорных эталонов в подготовке дошкольников с задержкой психического развития к обучению в школе"

Сенсорное воспитание является основой развития у детей с ОВЗ всех психических процессов. Виды упражнений и игр для формирования системы сенсорных эталонов....

Выступление на педсовете. Формирование системы сенсорных эталонов в подготовке дошкольников с задержкой психического развития к обучению в школе

Сенсорное воспитание является, с одной стороны, основой для формирования у ребёнка всех психических процессов – внимания, памяти, сферы образов – представлений, мышления, речи, воображения...

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей с...