Практика психотерапии с использованием символдрамы.
консультация по коррекционной педагогике

Шматова Светлана Валерьевна

Символдрама – психоаналитически ориентированная модальность психотерапии, которая может проводится в достаточно широком диапазоне.

Эта модальность имеет свои особенности, которые состоят в использовании ею образного мышления и имагинации для психотерапевтической практики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktika_psihoterapii_s_ispolzovaniem_simvoldramy.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Практика психотерапии с использованием символдрамы.

Символдрама – психоаналитически ориентированная модальность психотерапии, которая может проводится в достаточно широком диапазоне.

Эта модальность имеет свои особенности, которые состоят в использовании ею образного мышления и имагинации для психотерапевтической практики.

В дополнение возможно изучение лекций рассматривающих символдраму и символдраму как психоаналитически ориентированная модальность.

 В лекциях описывается протогонистический сеанс. Они будут полезны при изучении теории.

Таким образом, символдрама представлена в виде особого вида психотерапии с использованием образов и имагинаций, то есть образного воображения, потому что образное мышление, это аналог вербального мышления.

Только образы являются символами для бессознательной части психики.

Известно, что в социальном плане бессознательная часть психики, играет приоритетную роль так как там могут быть локализованы вытесняемые из сознания переживания, конфликты. Именно в бессознательном господствует язык символов.

Символдрама, это по сути аналог ночных сновидений, которые по Фрейду являются королевской дорогой к бессознательному, то есть все что в них происходит не имеет прямого смысла. Все что мы видим в сновидениях отражается в виде символов, отражающих особый вид переживаний, дневных стрессов конфликтов.

Фигуры, люди, вещи, субъекты, предметы, которые мы видим во сне, это символы-переживания, которые необходимо переработать, чтобы сделать их энергетически неактивными, так как все вытесненные в бессознательное переживания, обладают высокой активности и являются разрушительными.

В данном аспекте их можно рассматривать как психотерапевта внутри человека. Но тоже самое, как иммунная система человека, которая не всегда справляется с инфекциями, так и переживания могут быть на определенном уровне переработаны, а на каком- то уровне нет, в данном случае необходима помощь психотерапевта, оказывающего поддержку в переработке переживаний, для улучшения качества жизни.

То есть символдрама она тоже основана на том, что воображаемые представления, картины имагинации, по механизмам соответствуют ночным сновидениям, так как символдрама это просто какие- то фантазии, какие- то образы, какие- то имагинации.

На начальном этапе используется метод глубокой релаксации, затем, когда клиент был погружен в релаксацию, ему предлагается представить какие-то образы на определенную заданную психотерапевтом тему, определяемую мотивом и способствующие формированию образных фантазий, сравнимых со сновидениями. З. Фрейд определил рассматриваемые образные фантазии в виде «сновидений наяву» в которых в отличии от ночных сновидений, несмотря на повтор всех механизмов ночных сновидений, преобладает первичный процесс смещения и сгущения, в отличии от ночных сновидений достаточно сильная когнитивная обработка,  что во многом обусловлено установленной и поддерживаемой взаимосвязью специалиста связь с человеком находящимся в образе, которая в аспекте концепции Фрейда, представлена «дополнительным Я» и «дополнительным ЭГО» личности.

По сути это, это состояние при котором специалист представлен значимым объектом в фантазиях человеку снится страшный сон и вдруг появляется фигура терапевта которая как-бы вас поддерживает, на которую возможно опереться и все страхи могут отступить назад потому что есть ощущение поддержки определенным значимым объектом, что в аспекте концепции Фрейда представляется в виде метафоры « сновидение наяву»

Символдрама история основания основные принципы.

Символдрама это метод глубинно психологически ориентированной психотерапии, который используется при краткосрочном лечении неврозов средней тяжести, а также и тяжёлых случаях различных психологических разрушений, например: пограничные состояния, пограничные синдромы, психосоматические заболевания.

Символ драму называют также кататимно-имагинативной психотерапией или кататимным переживанием образов или методов «сновидений наяву»

В качестве метафоры можно охарактеризовать кататимно-имагинативную психотерапию как психоанализ при помощи образов.

Название метода происходит от греческих слов «ката» что означает соответствующий и «тимос» одно из обозначений души в данном случае подразумевается эмоциональность. На русский язык название метода можно перевести как эмоционально обоснованное переживание образов или переживание образов, идущих из души.

Символдрама разработана в конце 40 начале 50 прошлого века немецким психотерапевтом психоаналитиком профессором Ханс Карлом Лёйдером. Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образа, в так называемые картины на заданную психотерапевтом тему, эта тема называется мотивом. Психотерапевт выполняет при этом контролирующую сопровождающую и направляющую функции.

Концептуальную основу метода составляют глубинно психологические психоаналитические теории анализ бессознательных и предсознательных конфликтов, аффективно инстинктивных импульсов, процессов и механизмов зашиты, как  отражений актуальных эмоционально личностных проблем. Также это анализ онтогенетических форм конфликтов раннего детства.

В основе метода лежат концепции классического психоанализа, а также его современного развития таких как теория объектных отношений эго психологии, а также психологии самости и другие.

Описание метода

Лежащего закрытыми глазами на кушетке или сидящего в удобном кресле пациента вводят в состояние расслабления в работе со взрослыми пациентами и подростками для этого используется техника близкая к аутогенному тренингу по Шульцу.

Предварительным условием проведения психотерапии является проведение так называемого интервью. После достижения пациентом состояния расслабления ему предлагается представить образы на заданную психотерапевтом тему так называемые стандартные мотивы.

Представляя образы, пациент рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психотерапевту, который как бы сопровождает пациента в его образах и, если необходимо направляет их течением в соответствии с направленностью и спецификой лечения.

Длительность представления образа зависит от возраста пациента и характера представляемого мотива. Для подростков и взрослых пациентов она составляет в среднем около 20 минут, но не должна превышать 35-40 минут.

Для детей длительность представления образа колеблется в зависимости возраста ребёнка от 5 до 20 минут.

Частота сеансов составляет от 1 до 3 сеансов в неделю символ драма проводится в индивидуальной или групповой формах, а также в форме психотерапии пар, когда образы одновременно представляют либо супруги, либо ребёнок с 1 из родителей.

Символдрама является незаменимым методом в работе с психосоматическими пациентами.

В образах символдрамы повторяются закономерности ночных сновидений. Как это в первые установил Фрейд в них проявляются категории первичного процесса.

В символдраме возможны любые фантазии: можно летать в воздухе, можно летать в космосе, можно погрузиться в глубины океана на самую глубину, можно в символдраме встречаться с символичными существами, эти процессы психического отклонения могут постоянно изменяться в соответствии с потоком также изменяющих настроений эмоций аффектов.

Поэтому символдрама достаточно приближена к проективным видам тестирования в символдраме даже самые тонкие изменения внутреннего состояния сразу же преобразуются в новые изображения образов.

Стандартные мотивы основной ступени символ драмы

Характерной особенностью символдрамы является предложение пациенту некоторой темы для кристаллизации его образной фантазии так называемого мотива представления образа.

Мотивы используемые в символдраме были выработаны в ходе долгой экспериментальной работы из множества выработанных мотивов более часто спонтанно возникающих у пациентов. Так, были отобраны такие мотивы, которые с диагностической точки зрения наиболее полно отражают внутреннее психодинамическое состояние и в тоже время обладают наиболее сильным психотерапевтическим эффектом К. Лёйнер были предложены следующие стандартные мотивы основной ступени символ драмы:

1 - мотив луга - мотив луга является по сути делом плоскостной проекцией актуальных конфликтов.                  

2- мотив ручья- с просьбой проследовать либо вверх по течению к истоку,

либо вниз по течению к устью, ручей символизирует беспрепятственное проплытие психологических процессов, важность представляет цвет, температура вкус воды, отражающие специфику родительско - детских взаимоотношений.

3-мотив горы- за которой пациент наблюдает сначала издалека,

а потом поднимается на вершину чтобы увидеть панораму внизу.

Гора может символизировать уровень притязаний.

4-мотив дома – дом, который отражает «я пациента» кухня в доме — это отношения с матерью, орально материнская символика.

Спальня- эдипальные конфликты формируемые с 3 до 6 лет.    

5-мотив опушка леса, где, находясь на поляне нужно заглянуть в темноту леса чтобы увидеть какая образная фигура выйдет из него.

Субъекты и объекты могут быть любые.

Важность представляет специфика взаимодействия клиента с ними.

В глубине леса- бессознательное. На опушке- сознательное.

6-мотив-цветка, по сути, дается первым в образной терапии, определяемый в виде диагностического теста исследующего образное мышление клиента.    Здесь могут быть две проекции. Наиболее часто цветок является экраном проекции Я клиента, проецирующего на цветок самого себя.

В некоторых случаях цветок может символизировать материнский объект для клиента.                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный проект «Использование педагогических технологий в процессе воспитательно-образовательной деятельности ДОУ»

Данный проект создан для того, чтобы расширить  и истематизировать знания воспитателей о педагогических технологиях, их разновидностях и особенностях, знакомить с передовыми педагогическими...

Теоретическое сообщение из опыта работы "Использование символдрамы и арт-терапии в коррекционной работе по преодолению детских страхов и тревожности"

Использование символдрамы и арт-терапии в коррекционной работе по преодолению детских страхов и тревожности...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМВОЛДРАМЫ И АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И ТРЕВОЖНОСТИ

Актуальность использования методик «Символдрамы» и «Арт-терапии» состоит в том, что в дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше о...

Статья из сборника"Лучшие практики Республики Мордовии"- "Использование искусства анималистического жанра в процессе формирования гуманистической направленности поведения у детей 6-7 лет»

Развитие социума на современном этапе определяется не только социально-экономическим уровне, но и нравственным, эстетическим совершенством, где первостепенной становится задача формирования у подраста...

Мастер-класс «Использование символдрамы и арт-терапии в коррекционной работе по преодолению детских страхов и тревожности»

Цель: коррекция детских страхов и тревожности у детей с использованием символдрамы и арт-терапии в индивидуальной и подгрупповой коррекционной работе. Задачи:-Обобщить теоретический материал по п...

Статья в сбонике "Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты, теории и практики 2019 год ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму.Конфуций  Ребенок познает мир в процессе любой св...