Консультация для воспитателей на тему «Развитие логического мышления у детей 4-5 лет»
консультация по коррекционной педагогике (средняя группа)
Развитие логического мышления у детей 4-5 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultacija_dlja_pedagogov_razvitie_logicheskogo_.docx | 22.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
на тему
«Развитие логического мышления у детей 4-5 лет»
Набор готовых знаний не формирует потребности в процессе познания, стремления к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений и достижению цели. На многие вопросы ребенок сам может найти ответ и не важно, что только путем проб и ошибок. Задача педагога в детском саду – развить логическое мышление через совместную деятельность с детьми.
Познание ребенком окружающего его мира осуществляется в двух основных формах: в форме чувственного познания и в форме абстрактного мышления. Все окружающие его предметы воздействуют на органы чувств и вызывают ощущения, восприятия и представления. Путем чувственного отражения дети познают отдельные предметы и их свойства.
Законы мира, сущность предметов и общее в них дети познают посредством абстрактного мышления. Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.
Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов. Развитие мышления ребенка происходит при условии овладения им тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Наглядно-действенное мышление – это мышление в действии. Оно развивается у младших дошкольников в процессе действий с различными предметами, игрушками.
Основная форма мышления дошкольника – наглядно-образное мышление, т.е. такая организация образов, которая позволяет выделять самое существенное в предметах, а также видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Ребенок должен научиться пользоваться различными планами, схемами. К концу дошкольного возраста у детей начинаются складываться элементы логического мышления, т.е. формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.
Основными логическими приемами формирования понятий являются: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и классификация.
Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков (свойств, отношений), присущих ряду однородных предметов. Для выделения существенных признаков требуется абстрагирование (отвлечение) от существующих малозначимых признаков, которых в любом предмете очень много. Этому служит сравнение или сопоставление предметов. Для выделения ряда признаков требуется произвести анализ, т.е. мысленно расчленить целый предмет на его составные части, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию – синтез (мысленное объединение) частей предмета, отдельных признаков, при том признаков существенных, в единое целое.
Следовательно, для формирования понятийного аппарата (логического мышления) ребенка ему придется овладеть такими мыслительными операциями как анализ, классификация, обобщение, сравнение, усвоить типы или виды отношений между понятиями.
Классификация – это распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеет свое постоянное место. Очень важен выбор основания классификации. Она может производиться по существенным признакам (естественная или основная) и по несущественным (вспомогательная). Сравнение – мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам. Понятия могут находиться в разных отношениях друг с другом. Наиболее часто встречаются следующие отношения:
-часть – целое (углы и стороны – многоугольник)
-противоположность (слева – справа, вверху - внизу)
-последовательность (понедельник, вторник, среда…)
-причина-следствие (убрали единицу – число стало меньше).
Особенно хочется выделить понятие «причины и следствия». Причина – явление или совокупность явлений, которые непосредственно обуславливают или порождают другое явление.
Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, признаках или их отношениях. Например: после зимы – весна.
Умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, дети по определенным правилам вывода получают заключение.
Особенностью развития познавательных процессов и логического мышления у детей в дошкольном возрасте 4-5 лет является игра – ведущий вид деятельности ребенка. Познавательную деятельность невозможно проводить вне игры, игровых моментов и игровых упражнений, так чтобы детям было интересно знакомиться с новым, а внимание было устойчивым.
Именно в игре совершенствуются ручные движения и умственные операции. Характерной особенностью внимания ребенка раннего дошкольного возраста является непроизвольность, т.е. то, что оно вызывается внешними привлекательными предметами, событиями. Такое внимание педагог поддерживает постоянным сохранением интереса к воспринимаемому объекту через смену заданий, вопросов и методов его рассматривания. Активно развивается речь детей, их рассуждения вслух. Это позволяет сформировать у детей уже произвольное внимание, возникающее под влиянием внутренне поставленной задачи или размышлений.
Внимание увеличивается от 6-8 секунд до 12-20 секунд. Игры стимулируют вначале наглядно-образное мышление. Играя с предметами, ребенок учится постепенно замещать их образами, где необходимость практического действия с предметами постепенно отпадает. К концу дошкольного периода у большинства детей удается сформировать словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь воспитателя, т.к. известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов.
В четырехлетнем возрасте начинается развитие понятий, ребенок может использовать слова, которые взрослые называют понятиями. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное мышление формируется к подростковому возрасту.
В совместной деятельности с детьми 4-5 лет педагог может использовать вначале довольно простые задания: описания свойств предмета «Найди игрушку по описанию», «Кто летает?», часто используя загадки: «На что похоже?», «Найди два одинаковых», «Что лишнее?», «Найди 3-5 отличительных признаков», «Почему эти предметы на одной полке?», «Продолжи ряд», «Лабиринты», «Что сначала, что потом?», «Геометрическое лото», счетные палочки и т.д.
С возрастом задания усложняются, чтобы у детей не пропал интерес, и это позволяет развивать логику мышления, учить рассуждать и делать правильные выводы.
Развитию логического мышления способствуют задания, которые можно назвать «Ошибки-невидимки». Детям нравятся логические задачи. Они позволяют продолжить деятельность с детьми по овладению такими понятиями как: слева, справа, выше, ниже, больше, меньше, раньше, позже, ближе, дальше и т.д.
ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4-5 ЛЕТ
- Учим ребенка описывать различные свойства окружающих его предметов.
Можно попросить ребенка описать любой предмет или игрушку. Какого цвета? Из чего сделана? Для чего предназначена? Можно сделать игру более интересной, развивать не только речь, но и воображение, попросив ребенка
рассказать о данном предмете сказку или необычную фантастическую историю. Например: яблоко. Какое оно? В каких сказках, известных тебе, речь идет о волшебном яблоке? Расскажи эти сказки. Попробуй - придумать какую-нибудь новую сказку или историю, где речь идет тоже о яблоке или
яблоках.
- Продолжаем знакомить ребенка со свойствами предметов.
"Предлагаем спрятать игрушку или какой-либо правильно сможет назвать игрушку или предмет (а это может быть какой-либо фрукт, сладости, конфеты), то получит ее в подарок.
Игра «Кто летает?»
Игра может проводиться как родителями с одним ребенком, так и воспитателем в детском саду с группой ребят. Она способствует формированию внимания ребенка и его интеллектуальных способностей, учит детей выделять главные, существенные признаки предметов.
Игра проводится так: кто-то из родителей или воспитатель является ведущим. Он говорит следующее: «Внимание. Сейчас мы выясним, кто может летать, а кто не может. Я буду спрашивать, а вы сразу, без пауз, отвечайте. Если назову кого- либо или что-либо, способное летать, например
стрекозу, отвечайте: «Летаеть, — и показывайте, как она это делает, разведя руки в стороны, как крылья. Если я вас спрошу: «Поросенок летает?» —
молчите и не поднимайте руки. Итак, отвечайте. Орел летает? Воробей летает? Корова летает? Змея летает? Самолет летает? Собака летает? Змей летает? Вертолет летает?
Игра «Съедобное — несъедобное»
- Учим ребенка искать различные свойства предметов.
На рисунках в каждом ряду необходимо найти предмет, фигуру, отличающуюся от других. Попросите ребенка объяснить, чем отличается предмет или фигура.
- Учим ребенка сравнивать предметы.
Предполагаемые упражнения учат сравнивать предметы между собой, искать черты сходства и отличия. Кроме того, они способствуют концентрации внимания, что также потребуется от ребенка, когда он пойдет в школу.
Игра «Найди отличия»
Учим ребенка классифицировать предметы, то есть находить общий признак предметов и по не нему объединять предметы в однородные группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: "Развитие словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи"
Описание работы по теме самообразования "Развитие словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи"...
Обобщение собственного инновационного педагогического опыта по теме «Развитие образно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через наглядное моделирование при изучении мира животных»
Отчет представлен в виде образовательного проекта...
Консультация для педагогов на тему "Развитие элементов логического мышления у дошкольников посредством игры"
Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные пр...
Консультация для родителей на тему: Развитие словесно – логической памяти у детей 5-7 лет .7.12.2019год
Цель: формирование педагогической компетенции родителей.Описание: материал для родителей детей старшего дошкольного возраста, а так же педагогов детских дошкольных учреждений.Задачи:...
Методическая тема : Развитие элементов логического мышления у детей с ЗПР посредством дидактических игр (блоки Дьеныша, палочки Куизенера, головоломки)
Целью данной работы является теоретическое обоснование, разработка и апробация комплекса упражнений и игр, направленных на развитие мыслительных операций, в том числе логического мышления у дошк...
Материалы конкурсной работы "Творческое лицо педагога ДОУ" по теме " Развитие предпосылок логического мышления у детей дошкольного возраста посредством игр "Блоки Дьенеша" и "Фонарики" В.Воскобовича"
Соединение функционала игр "Блоки Дьенеша" и "Фонарики" В.Воскобовича...
Творческий проект на тему: «Развитие элементов логического мышления у детей дошкольного возраста с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича (подготовительная группа)
Творческий проект на тему: Развитие элементов логического мышления у детей дошкольного возраста с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича (подготовительная группа)...