методическая разработка к занятию с детьми с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике
методическая разработка к занятию с детьми со сложной структурой дефекта
Скачать:
Предварительный просмотр:
Городское бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 комбинированного вида Петродворцового района
Методическая разработка конспекта
Занятие-игра с природным материалом «Прогулка ежика»
Составитель:
Учителя-дефектолога ГБДОУ д/с №2
комбинированного вида Петродворцового района
Котиной Натальи Александровны
г. Санкт-Петербург
2018-2019 учебный год.
Программа, по которой осуществляется образовательная деятельность, составлена на основе адаптированной общеобразовательной программы ДОО № 2, утвержденной педагогическим советом.
Рабочая программа разработана на период 2016-2017 учебного года (с 01.09.2018 по 31.08.2019 года). Программа соответствует Закону РФ «Об образовании», «Образовательной программе ДОУ», ФГОС ДО. Программа коррекционно-развивающей работы в группе «Сложные дефекты» была составлена с учетом психофизиологических и интеллектуальных особенностей каждого ребенка в коррекционной группе.
Программа реализует идею объединения усилий родителей и педагогов для успешного решения оздоровительных и воспитательно-образовательных задач по основным направлениям развития ребенка. Она соответствует Закону РФ «Об образовании», «Образовательной программе ДОУ», ФГОС ДО.
Программа обеспечивает: единство целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, строиться с учетом принципа интеграции, что позволяет гармонизировать воспитательно-образовательный процесс и гибко его планировать, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Индивидуальные и возрастные особенности воспитанников.
Развитие ребенка с аутистическим спектромсущественно отличается от развития нормальных детей. У многих детей-аутистов задерживается развитие прямостояния: держать голову, сидеть, стоять, ходить они начинают значительно позднее, чем их нормально развивающиеся сверстники. Как правило, у этих детей наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к окружающему миру, общая патологическая инертность. У них не возникает интереса к игрушкам, не происходит своевременного перехода к общению со взрослыми на основе совместных действий с игрушками. Отсутствуют и предпосылки развития речи: предметное восприятие, предметные действия, общение со взрослыми, и в частности доречевые средства общения. Наблюдается недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического восприятия, в результате чего у детей не возникает своевременно лепет. Таким образом, без специального коррекционного обучения и воспитания дети с аутистическим спектром достигают школьного возраста с существенными речевыми нарушениями. Содержание образования является материалом для построения индивидуальных коррекционно-образовательных программ, в основе которых лежит подробное и тщательное психолого-педагогическое и медико-социальное обследование, динамическое наблюдение развития каждого ребенка. Занятия, организуемые в рамках коррекционно-развивающей области, являются обязательными для воспитанников группы. Они строятся на основе предметно-практической деятельности детей, реализуются воспитателями группы и учителем – дефектологом через систему специальных упражнений и адаптационно-коррекционных технологий, включают большое количество практических, игровых упражнений и образовательных ситуаций.
Для воспитанников группы не может быть единого образовательного стандарта, так как по возможности в развитии, коррекции и адаптации каждого из них строго индивидуальны. Речь может идти о системе коррекционной работы, направленной на личностное развитие каждого воспитанника, его потенциальных возможностей и способностей.
Комплексно тематическое планирование
День недели | Задачи занятия | Формы работы: задания, упражнения | ||||
1 – 2 неделя | 3 – 4 неделя | |||||
Понедельник |
| |||||
- учить путешествовать ребенка от одного предмета мебели к другому, преодолевая пространство; - учить выполнять согласованные движения обеими руками. | - при ношении предмета учить сохранять равновесие; - учить выполнять упражнения с предметами. | «По тропинке», «Вдоль забрчика», «Достань камешки сачком», «Постучим-погремим». | ||||
| ||||||
- учить выделять предмет из общего фона; - учить ожидать появления ежа за экраном в одном и том же месте и прослеживать движение ежа за экраном, ожидая его появления. | - учить находить картинку; - развивать зрительное внимание и подражание путем воспроизведения действий взрослого с предметами и картинками. | «Где еж?», «Еж несет гриб», картинки с изображением воды, травы, камней. | ||||
Вторник |
| |||||
- побуждать детей к речевой активности, развивая коммуникативную функцию их речи на занятиях, в играх; - расширяем пассивный словарь по теме занятия-игры; - проводить с детьми игры с пальцами с речевым сопровождением (пальчиковая гимнастика) | - знакомить с содержанием потешек, стихов; - учить играм, в которых ребенок узнает и «называет» персонажей этих произведений; - проводить с детьми игры с пальцами с речевым сопровождением (пальчиковая гимнастика). | Индивидуальное повторение речевого материала (потешки), комментированное рисование (трава - линии, камень – круг), объяснение имитационных действий; пальчиковые игры. | ||||
| ||||||
- формировать ориентировку на звуки окружающей среды; - развивать слуховое сосредоточение при слушании немузыкальных звуков. | - развивать слуховое сосредоточение при восприятии прибауток, детских стихов; - развивать эмоциональный отклик. | Аудиозаписи «Шум воды»; «Постучим камнем о камень», слушание учителя-дефектолога при пропеванииприбауток «Дождик», «Что ж ты еж, такой колючий?», «В руки камешки мы взяли». | ||||
Среда |
| |||||
- создавать условия для речевой активности детей, развивая коммуникативную функцию их речи на занятиях, в играх; - привлекать детей к взаимодействию со взрослыми и сверстниками. | - стимулировать реакцию детей на педагогов и сверстников; - формировать умения узнавать себя в зеркале, используя указательные жесты; - побуждать детей к речевой активности, развивая коммуникативную функцию их речи. | «Кто к нам в гости пришел?», индивидуальное повторение речевого материала, комментированное рисование, объяснение имитационных действий, описание игрушки – ежа. | ||||
с элементами методики М. Монтессори | ||||||
- проводить с детьми игры с пальцами с речевым сопровождением (пальчиковая гимнастика); - обучать правильно брать отдельные предметы и группы мелких предметов. | - упражнять в соотносящих действиях; - учить приемам обследования предметов (ощупывание, сминание-разминание, поглаживание). | «Дождик», «Еж», «Камешки»; Капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки, складывание мелких предметов (камешки) в узкий цилиндр; «Камешки тук-тук», «Колючки», катание резиновых, пластмассовых, деревянных, поролоновых мячей с щипами. | ||||
Четверг |
| |||||
- зрительное восприятие формы; - формировать перцептивные действия идентификации и группировки (по подражанию и образцу). | - зрительное восприятие величины; - формировать опыт ориентировачно-исследовательских действий. | «Волшебный мешочек», «Шарик – камешек», «Большой-маленький», «Что такое и какое?» , дорожки Монтессори, доски Сегена. | ||||
| ||||||
- знакомство с различными материалами, предметами и их свойствами; - обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание-разжимание). | - обучение целенаправленному ощупыванию предметов с различной поверхностью с открытыми глазами; - развитие чувствительности пальцев рук. | «Осязательные ванны», мвссажные щетки, махровые рукавички, массажные мячи, «Холодная-теплая», «Мокрый-сухой», сенсорная тропа для ног. | ||||
Пятница |
| |||||
- формировать ориентировку в пространстве групповой комнаты; - формировать правильные представления о пространственных отношениях предметов | - учить воспринимать пространственные отношения по вертикали; - формировать квазипространственные представления (определение месторасположения предметов относительно друг друга с обязательным употреблением предлогов). | «У окна, у двери», «В низу- на верху», «Положи правильно», «На столе, под столом», «Покажи, где еж». | ||||
| ||||||
- знакомить с характерными запахами неживой природы; - знакомить с тем, что вода бывает теплая и холодная. | - формировать умения воспринимать температурные различия. | Запах травы, воды; «Теплая-холодная», «Подуй». |
Технология: методы, приемы, технологии, используемые в ходе мероприятия:
- Познавательно-продуктивный метод проведения коррекционных занятий учителем-дефектологом – это метод организации коррекционно-восстановительной деятельности.Данный комплекс занятий проводился с элементами методики М.Монтессорис использованием необходимых пособий.
- Информационно-коммуникативные технологии.
Стараюсь использовать современные информационно – компьютерные технологии в профессиональной деятельности (использование интерактивной доски).
Моя цель использования информационных технологий в работе с дошкольниками:
-повысить наглядность материала;
-разнообразить содержание материала;
-разнообразить формы подачи материала.
- здоровьесберегающие технологии.
Проведение тематических физминуток на занятии, динамических пауз, кинезиологических упражнений (для межполушарного взаимодействия), пальчиковой гимнастики, проведение дыхательной гимнастики.
Предполагаемый результат:
По физическому развитию:
-умение обследовать с помощью приемов (поглаживание, постукивание, ощупывать предметы с различными свойствами);
-умения производить предметные действия
-производить последовательные действия.
По познавательному развитию:
-показ и называние четырех основных цветов;
-развитие тактильного восприятия и тактильной чувствительности
-повторение действий за педагогом по словесной инструкции, по подражанию и образцу;
-рассматривание картинок с объектами (трава, камни, вода)
-соотнесение картинки с объектом (блоки Монтессори);
-развитие зрительного внимания, развитие наглядно-образной памяти.
-представление о величине предметов – большой-маленький;
По речевому развитию:
-развитие речевой активности
-развитие понятийного словаря
-развитие коммуникативной функции речи
-выполнение действий по простой словесной инструкции (1-2 действия);
-слушание потешек, стишков.
По ознакомлению с окружающим:
-развитие представлений об окружающем мире,
-знакомство с объектами и свойствами неживой природы
- развитие интереса к живой и неживой природе
- расширение представлений об окружающем мире через предметно-практическую деятельность.
-проявление самостоятельности в выполнении простейших заданий.
Рекомендации по использованию данной методической разработки в других ОУ.
Необходимо наполнять процесс развития ребенка наиболее значимыми формами и способами деятельности. Стремиться не к ускорению развития с помощью обучения, а в расширении возможностей ребенка.
Занятие-игра с природным материалом «Прогулка ежика»
(группа «Сложные дефекты»)
I– уровень, 2-й год обучения
Программное содержание:
Цель: развитие элементарных представлений об окружающей действительности через расширение чувственного опыта ребенка.
Задачи:
Образовательные:
- Знакомить ребенка с природным материалом (камень, вода, трава) и его свойствами.
- Развитие активного словаря, понятий: трава – колючая; вода – льется, теплая, холодная; камни – твердые, сухие, мокрые.
- Формировать умение осуществлять выбор объекта среди группы объектов. Называть и показывать свойства объекта.
Развивающие:
- Развивать познавательные функции руки, мелкой моторики: зрительно-двигательную координацию.
- Развитие тактильного восприятия и тактильного опыта ребенка.
- Развивать наглядно-действенное мышление.
- Развитие наглядно-образной память.
Воспитательные:
- Поощрять стремление ребенка действовать самостоятельно на занятии.
- Воспитывать интерес к окружающему миру.
Оборудование для педагога: дорожки Монтессори; карточки; природный материал - вода, камни, трава.
Оборудование для воспитанников: игрушка – еж; дорожки Монтессори; карточки с изображением травы, воды, камней; природный материал - вода, камни, трава. Пипетка, ложка, сачок.
Ознакомление детей с природным материалом на прогулке, в группе с воспитателем, по дороге в детский сад с родителями.
Ход занятия | Деятельность ребенка |
1 | 2 |
Учитель-дефектолог. Сегодня в гости к нам пришел еж. Он зовет (Имя ребенка) погулять.
- Посмотри на экран. - Кто это? - Покажи и назови, где у ежика глазки, носик, колючки? - давай поиграем с пальчиками, покажем ежика Что ж ты, еж, такой колючий? Это я на всякий случай… - давай, наш ежик сейчас побежит по дорожке. Посмотри и потрогай, какая дорожка у ежика Руками ощупываем дорожку из искусственной травы. Трава колючая, как еж. - повтори, какая трава? (зеленая, колючая). - давай несколько раз пробежит ежик по дорожке. (Даем 2-3 повтора) Дальше наш ежик увидел на дорожке лужи. А сколько луж увидел ежик? (две лужи) - Опусти руку в воду. Какая вода? Назови. Холодная или теплая? (холодная) - а теперь опусти руку в другую воду. Какая вода? Назови. Холодная или теплая? (теплая) - Попробуй набрать воды в ладошку. Вода льется. Дождик, дождик, Кап-кап-кап, Прямо по дорожке, Ловит (Имя), капли эти, Выставив ладошки. - Посмотри, что в воде? Назови. Скажи, какие здесь камни? (Камни), (большие, маленькие) - (Имя), достань камни из воды. (на столе перед ребенком лежит сачок, ложка) - В одну руку возьми большой камень, в другую – маленький. - какие камни мы вытащили из воды, давай погладим камни, камни твердые, мокрые. Почему они мокрые? Потому что они лежали в воде. Потрогай, посмотри и назови. (камни мокрые) Постучи камешком о камешек. Еще раз скажи, какие камни мы достали из воды (мокрые, твердые) - Послушай стишок и постучи камешками. В руки камешки мы взяли, Друг о друга постучали. Вот так, вот так. Не разбить их нам никак. - Постучи еще раз: тук-тук, тук-тук. - Как стучат камушки? Тук-тук Дальше ежик побежал по дорожке из камней. - Какие камни на этой дорожке? Мокрые или сухие? (сухие) - давай сделаем дорожку мокрой. (на столе губка, леечка) - а как можно еще сделать мокрой дорожку? Посмотри, что я сейчас сделаю. (педагог намачивает губку и проводит по дорожке)-посмотри, что я сейчас сделаю? Я намочу губку в луже и проведу ей по дорожке. Какая у нас стала дорожка? Мокрая или сухая? (мокрая) 3. Заключительная часть - Ежику понравилось с тобой гулять. Он говорит: «Спасибо». (Имя), давай вспомним, где мы были с ежиком? что мы видели? что мы узнали нового? - у меня в руках картинки. (изображения объектов травы, воды, камней) - Что на этой картинке? (трава). Какого цвета трава? Какую траву ты трогал? (колючую) - По какой траве бегал у нас ежик? (по зеленой колючей траве). Куда положим картинку с травой? - ежик побежал по траве и увидел что на дорожке? (воду) - а какая была вода? (теплая и холодная) - Что на этой картинке?(камни) - По какой дорожке бегал у нас ежик? Какие камешки он видел? Какие камешки ты трогал? (сухие и мокрые) - (Имя), ты сегодня молодец, очень постарался на занятии! - ежик тебе улыбнулся, давай улыбнемся ему в ответ. - Скажи ежику: Досвидания!». Занятие окончено. | Улыбка, слова-приветствия ежа. Выделение указательного пальца Используя прием по подражанию с небольшой помощью педагога изобразить ежа из пальцев, используя речевое сопровождение. Ребенок стоит на четвереньках, в одной руке держит игрушку, а другой – обследует и ощупывает блок Монтессори с искусственной травой. Опускает руку в одну емкость, потом в другую. Самостоятельные действия ребенка. Самостоятельные действия ребенка. Педагог сопровождает действия речевым сопровождением. Достает из воды камни (рукой, сачком или ложкой), ощупывает, обследует камни руками. Ребенок стучит. - Тук-тук. - Тук-тук. Речевое сопровождение педагога. Совместные действия педагога и ребенка Действия ребенка. Ребенок делает выбор и выполняет действие при помощи лейки самостоятельно. С небольшой помощью педагога ребенок повторяет действия педагога, намачивает губку в воде и проводит по камням. Совместные действия педагога и ребенка. Ребенок соотносит картинки с блоками монтессори при помощи педагога и с опорой на тактильный опыт ребенка. Если ребенок сомневается в процессе ответов, может опять производить действия с объектами. Поощрение и подведение итогов занятия. положительной эмоциональной реакции. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка комплексного занятия с детьми подготовительной группы «Как и для чего дышит человек»
Вариант проведения теоретического занятия в детьми подготовительной группыОбразовательная область: Физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.Тип занятия: изучени...
Методическая разработка развивающих занятий с детьми дошкольного возраста
В помощь воспитателям дошкольного учреждения...
Методическая разработка игрового занятия с детьми 2 мл. группы по ИЗО деятельности "Весенняя картина" (ОО "Художественно-эстетическое развитие")
Методическая разработка игрового занятия с детьми 2 мл. группы по ИЗО деятельности "Весенняя картина" (аппликация).Реализация образовател...
Методическая разработка логоритмического занятия с детьми логопедической группы «Лесной оркестр» (модификация арт-терапевтической работы в русле музыкотерапии)
Цель: раскрытие творческого потенциала дошкольников подготовительной группы.Программные задачи:Коррекционно-образовательные:- расширение представлений об использовании музыкальных инструментов;- обога...
Методическая разработка совместного занятия с детьми и родителями по художественно-эстетическому развитию в ясельной группе "Мы рисуем вместе с мамой"
Цель – раскрытие творческих ресурсов детей ясельной группы в совместной деятельности с родителямиПрограммные задачи:Образовательные:- научить детей рисовать пальчиковыми красками;- расширять знания мл...
Методическая разработка интегрированного занятия с детьми средней группы «Игровое путешествие»
В игре с движениями и превращениями дети легко вспоминают знакомые сказки, активно вступают в ролевое взаимодействие. Даже робкие дети начинают участвовать в театрализации....
Методическая разработка физкультурного занятия с детьми подготовительной группы -Космонавтом стать хочу, пусть меня научат
Методическая разработка физкультурного занятия с детьми подготовительной группы -Космонавтом стать хочу, пусть меня научат...