«Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе использования элементов кинезиологии»
материал по коррекционной педагогике
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №43
«Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе использования элементов кинезиологии»
Подготовил:
Учитель-логопед I квалификационной категории
Н.С. Степынина
п. Покровский Городок, 2019г.
В последние годы отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, а также трудностями при адаптации. Педагоги (воспитатели и учителя) находятся в постоянном поиске все новых и новых продуктивных методов, методик и технологий для подготовки детей к школе. Перед дошкольными образовательными учреждениями всегда стояла задача всеобщего развития детей и подготовки их к поступлению в школу.
Самое главное в наших знаниях o мире - информация, которую мы получаем посредством восприятия. Наши мысли, телo и эмоции непосредственно связаны друг с другом. Мозг обладает очень сильным эмоциональным компонентом. Внимание, фокусировка, терпение, долговременная память, а, следовательно, и процесс обучения всегда у нас движимы эмоциями. Эмоции направляют внимание, которое, в свою очередь и управляет всем процессом обучения. В идеале между телом мышлением и эмоциями должен быть баланс, при котором каждый элемент вносит свой органичный вклад.
Одним в числе из продуктивных методов является кинезиология – наука о развитии умственных способностей через разнообразные двигательные упражнения. Эта наука действует уже двести с лишним лет и давно используется во всем нашем мире. Именно они позволяют создать новые связи и гораздо улучшить работу всего головного мозга, который отвечает за развитие психологических процессов, интеллекта. Интеллектуальное развитие ребенка напрямую зависит от того, как сформированы полушария головного мозга, как они взаимодействуют. Кинезиологические упражнение – это комплекс движений, которые позволяют усилить межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ, Аристотель.
Применение кинезиологических упражнений помогает активизации мыслительной деятельности: позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь, мелкую среднюю и крупную моторику, снизить утомляемость, а также усилить способность к произвольному контролю.
Кинезиологические упражнения — гимнастика мозга дошкольников
Гимнастика мозга – ключ к развитию способностей ребенка!
Для того, чтобы творчески осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария.
Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением.
Левое полушарие – логическое - выделяет в каждой проблеме важнейшие ключевые моменты, а правое полушарие – творческое – схватывает ее в целом. Именно правое полушарие, благодаря своей важнейшей функции – интуиции, помогает разобраться в ситуации и сформулировать идею, пусть даже бредовую, но часто нестандартную и нередко правильную.
Взгляните на этот список, где условно разделены сферы специализации каждого из них, и вы увидите, насколько важна полноценная работа правого полушария для становления и развития творческой личности.
Левое полушарие:
• отвечает за логически-аналитическое мышление;
• анализирует факты;
• обрабатывает информацию последовательно по этапам (последовательное мышление);
• обеспечивает процессы индуктивного мышления (вначале осуществляется процесс анализа, а затем синтеза);
• обрабатывает вербальную информацию, отвечает за языковые способности, контролирует речь, а также способности к чтению и письму;
• запоминает стихотворные строки, факты, имена, даты и их написание;
• понимает только буквальный смысл того, что слышим или читаем;
• планирует будущее;
• контролирует движения правой половины тела;
• отвечает за музыкальное образование, понимание смысла музыкальных произведений, различение ритма музыки;
• отвечает за математические способности, работу с числами, формулами, таблицами;
• отвечает за планирование.
Правое полушарие:
• отвечает за образное мышление и пространственную ориентацию; позволяет ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки;
• отвечает за интуицию и интуитивную оценку;
• может одновременно обрабатывать много разнообразной информации; способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа (параллельная обработка информации);
• реализует процессы дедуктивного мышления (вначале осуществляются процессы синтеза, а затем анализа);
• обрабатывает невербальную информацию: специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах;
• запоминает образы, лица, картины, позы, голоса; способно воспринимать совокупность черт как единое;
• способно понимать метафоры и результаты работы чужого воображения, чувство юмора, воспринимает эмоциональную окраску речи, тембр голоса, интонацию;
• ориентируется в настоящем;
• контролирует движения левой половины тела;
• отвечает за музыкальные способности, различение мелодий, темпа и гармонии в музыке;
• отвечает за воображение, фантазии и мечты; художественное творчество и способности к изобразительному искусству;
• отвечает за спонтанные, эмоциональные реакции.
Изложенная выше специализация полушарий головного мозга справедлива для 95% людей. В их число входят практически все правши. Специализацию же полушарий у левшей, которые составляют примерно 10%, определить труднее.
Когда полушария функционируют правильно и между ними сохраняется баланс, то взаимодействие между ними выражается в идеальном партнерстве, результатом которого является эффективная творческая работа мозга. Это становится возможным, когда работают и правое, и левое полушария, когда логическое мышление сочетается с интуицией.
Как же обеспечить эффективное взаимодействие полушарий и развить их способности?
При помощи комплекса специальных «кинезиологических упражнений», которые были разработаны и апробированы американским доктором философии Полом Деннисоном, основателем учения «образовательная кинезиология» (от греческого «кинезис» – движение, «логос» – наука). Пол Деннисон и его жена Гейл обнаружили огромные возможности естественных физических движений, которые могут быть использованы для успешного развития и обучения, как ребенка, так и взрослого. Их открытия легли в основу программы под названием «Гимнастика мозга». Эта программа представляет собой комплекс упражнений, которые способствуют развитию межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия.
«Гимнастика мозга» напоминает обычную зарядку и проста в исполнении.
Методологическая основа кинезиологических упражнений:
Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии.
Целью кинезиологических упражнений является:
- развитие межполушарного взаимодействия;
- развитие межполушарных связей;
- синхронизация работы полушарий.
Задачи:
-развитие общей и мелкой моторики;
-развитие памяти, внимания, воображения;
-развитие логического мышления;
-устранение дислексии;
-развитие речи;
-формирование произвольности;
-снятие эмоциональной напряженности;
-создание положительного эмоционального настроя.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные и динамичные структурные изменения. При этом, чем более интенсивнее нагрузка, тем более значительнее эти изменения. Данный метод позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.
Для результативности работы необходимо соблюдать определенные условия:
- упражнения необходимо проводить каждый день;
- занятия проводить желательно утром;
- занятия проводятся ежедневно и без пропусков;
- занятия проводятся в благоприятной доброй обстановке;
- от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
- упражнения проводятся стоя или сидя;
- продолжительность занятий зависит от возраста;
- на каждое упражнение отводится по 1 – 2 минуте;
- упражнения проводить в различном порядке и в различном сочетании.
Методы и приемы:
Растяжки необходимы для нормализации гипертонуса и гипотонуса мышц двигательного аппарата.
Когда мышцы растягиваются и принимают естественное состояние и длину, они посылают в мозг сигнал о том, что человек находится в спокойном, расслабленном состоянии и готов к познавательной работе. Рекомендуется детям, которые нарушают правила поведения, имеющим сложности в общении, рекомендуются упражнения, растягивающие мышцы тела. Они способствуют более гибкому поведению и налаживанию коммуникации. («Дерево», «Солдат и тряпичная кукла», «Снеговик», «Сорви яблоко» др.)
Дыхательные упражнения выполняются для улучшения ритмики организма, и развивают самоконтроль и произвольность. («Свеча», «Ныряльщики», «Надуй шарик» и др.)
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, повысить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию всего детского организма. («Горизонтальная восьмерка», «Слон», «Глаз-путешественник» и др.)
Телесные движения хорошо развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение. Также телесные упражнения нужны, чтобы снять напряжение, успокоить нервную систему, сосредоточиться и быстро восстановить психоэмоциональное равновесие. («Кукловод», «Паровозик», «Робот», «Колено-локоть», «Привет» и др.)
Упражнение для развития мелкой моторики необходимы детям, чтобы стимулировать речевые зоны головного мозга. («Ухо-нос», «Заяц-коза», «Кулак - ребро-ладонь», «Симметричные рисунки», «Зеркальное рисование», «Ожерелье» и др.)
Таким образом, коррекционно-развивающая работа с использованием пальчиковых кинезиологических упражнений стимулирует не только физическое, но и речевое развитие дошкольников.
Массаж и самомассаж благотворно воздействует на биологические активные точки.
Кинезиологический массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Упражнения улучшают внимание и память, формируют пространственные представления, гармонизируют работу головного мозга.
Упражнения на релаксацию это наиболее лучший способ расслабления, от напряжения. Их полезно предлагать детям, которые чем – то расстроены, не могут успокоиться после драки, ссоры; педагогам после тяжелого дня. («Дирижер», «Путешествие на облаке», «Ковер-самолет»)
Кинезиологические упражнения, очень просты, удобны и практичны в применении. Зная, на что именно они направлены, можно кардинально использовать их для подготовки к тому или другому виду деятельности.
Кинезиологические упражнения можно применять как в развивающей деятельности, в качестве динамических пауз, так и перед занятиями в качестве организующего звена, которое настраивает детский организм на плодотворную работу.
Регулярное выполнение кинезиологических упражнений способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы мозга.
Оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта, улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации детей. Снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а главное способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников.
Такой подход позволяет наполнить наше ежедневное общения с дошкольниками новыми играми, несущими в себе важнейшее коррекционно-развивающее значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kinezeologiya_vystuplenie.docx | 26.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №43
«Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе использования элементов кинезиологии»
Подготовил:
Учитель-логопед I квалификационной категории
Н.С. Степынина
п. Покровский Городок, 2019г.
В последние годы отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, а также трудностями при адаптации. Педагоги (воспитатели и учителя) находятся в постоянном поиске все новых и новых продуктивных методов, методик и технологий для подготовки детей к школе. Перед дошкольными образовательными учреждениями всегда стояла задача всеобщего развития детей и подготовки их к поступлению в школу.
Самое главное в наших знаниях o мире - информация, которую мы получаем посредством восприятия. Наши мысли, телo и эмоции непосредственно связаны друг с другом. Мозг обладает очень сильным эмоциональным компонентом. Внимание, фокусировка, терпение, долговременная память, а, следовательно, и процесс обучения всегда у нас движимы эмоциями. Эмоции направляют внимание, которое, в свою очередь и управляет всем процессом обучения. В идеале между телом мышлением и эмоциями должен быть баланс, при котором каждый элемент вносит свой органичный вклад.
Одним в числе из продуктивных методов является кинезиология – наука о развитии умственных способностей через разнообразные двигательные упражнения. Эта наука действует уже двести с лишним лет и давно используется во всем нашем мире. Именно они позволяют создать новые связи и гораздо улучшить работу всего головного мозга, который отвечает за развитие психологических процессов, интеллекта. Интеллектуальное развитие ребенка напрямую зависит от того, как сформированы полушария головного мозга, как они взаимодействуют. Кинезиологические упражнение – это комплекс движений, которые позволяют усилить межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ, Аристотель.
Применение кинезиологических упражнений помогает активизации мыслительной деятельности: позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь, мелкую среднюю и крупную моторику, снизить утомляемость, а также усилить способность к произвольному контролю.
Кинезиологические упражнения — гимнастика мозга дошкольников
Гимнастика мозга – ключ к развитию способностей ребенка!
Для того, чтобы творчески осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария.
Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением.
Левое полушарие – логическое - выделяет в каждой проблеме важнейшие ключевые моменты, а правое полушарие – творческое – схватывает ее в целом. Именно правое полушарие, благодаря своей важнейшей функции – интуиции, помогает разобраться в ситуации и сформулировать идею, пусть даже бредовую, но часто нестандартную и нередко правильную.
Взгляните на этот список, где условно разделены сферы специализации каждого из них, и вы увидите, насколько важна полноценная работа правого полушария для становления и развития творческой личности.
Левое полушарие:
• отвечает за логически-аналитическое мышление;
• анализирует факты;
• обрабатывает информацию последовательно по этапам (последовательное мышление);
• обеспечивает процессы индуктивного мышления (вначале осуществляется процесс анализа, а затем синтеза);
• обрабатывает вербальную информацию, отвечает за языковые способности, контролирует речь, а также способности к чтению и письму;
• запоминает стихотворные строки, факты, имена, даты и их написание;
• понимает только буквальный смысл того, что слышим или читаем;
• планирует будущее;
• контролирует движения правой половины тела;
• отвечает за музыкальное образование, понимание смысла музыкальных произведений, различение ритма музыки;
• отвечает за математические способности, работу с числами, формулами, таблицами;
• отвечает за планирование.
Правое полушарие:
• отвечает за образное мышление и пространственную ориентацию; позволяет ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки;
• отвечает за интуицию и интуитивную оценку;
• может одновременно обрабатывать много разнообразной информации; способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа (параллельная обработка информации);
• реализует процессы дедуктивного мышления (вначале осуществляются процессы синтеза, а затем анализа);
• обрабатывает невербальную информацию: специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах;
• запоминает образы, лица, картины, позы, голоса; способно воспринимать совокупность черт как единое;
• способно понимать метафоры и результаты работы чужого воображения, чувство юмора, воспринимает эмоциональную окраску речи, тембр голоса, интонацию;
• ориентируется в настоящем;
• контролирует движения левой половины тела;
• отвечает за музыкальные способности, различение мелодий, темпа и гармонии в музыке;
• отвечает за воображение, фантазии и мечты; художественное творчество и способности к изобразительному искусству;
• отвечает за спонтанные, эмоциональные реакции.
Изложенная выше специализация полушарий головного мозга справедлива для 95% людей. В их число входят практически все правши. Специализацию же полушарий у левшей, которые составляют примерно 10%, определить труднее.
Когда полушария функционируют правильно и между ними сохраняется баланс, то взаимодействие между ними выражается в идеальном партнерстве, результатом которого является эффективная творческая работа мозга. Это становится возможным, когда работают и правое, и левое полушария, когда логическое мышление сочетается с интуицией.
Как же обеспечить эффективное взаимодействие полушарий и развить их способности?
При помощи комплекса специальных «кинезиологических упражнений», которые были разработаны и апробированы американским доктором философии Полом Деннисоном, основателем учения «образовательная кинезиология» (от греческого «кинезис» – движение, «логос» – наука). Пол Деннисон и его жена Гейл обнаружили огромные возможности естественных физических движений, которые могут быть использованы для успешного развития и обучения, как ребенка, так и взрослого. Их открытия легли в основу программы под названием «Гимнастика мозга». Эта программа представляет собой комплекс упражнений, которые способствуют развитию межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия.
«Гимнастика мозга» напоминает обычную зарядку и проста в исполнении.
Методологическая основа кинезиологических упражнений:
Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии.
Целью кинезиологических упражнений является:
- развитие межполушарного взаимодействия;
- развитие межполушарных связей;
- синхронизация работы полушарий.
Задачи:
-развитие общей и мелкой моторики;
-развитие памяти, внимания, воображения;
-развитие логического мышления;
-устранение дислексии;
-развитие речи;
-формирование произвольности;
-снятие эмоциональной напряженности;
-создание положительного эмоционального настроя.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные и динамичные структурные изменения. При этом, чем более интенсивнее нагрузка, тем более значительнее эти изменения. Данный метод позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.
Для результативности работы необходимо соблюдать определенные условия:
- упражнения необходимо проводить каждый день;
- занятия проводить желательно утром;
- занятия проводятся ежедневно и без пропусков;
- занятия проводятся в благоприятной доброй обстановке;
- от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
- упражнения проводятся стоя или сидя;
- продолжительность занятий зависит от возраста;
- на каждое упражнение отводится по 1 – 2 минуте;
- упражнения проводить в различном порядке и в различном сочетании.
Методы и приемы:
Растяжки необходимы для нормализации гипертонуса и гипотонуса мышц двигательного аппарата.
Когда мышцы растягиваются и принимают естественное состояние и длину, они посылают в мозг сигнал о том, что человек находится в спокойном, расслабленном состоянии и готов к познавательной работе. Рекомендуется детям, которые нарушают правила поведения, имеющим сложности в общении, рекомендуются упражнения, растягивающие мышцы тела. Они способствуют более гибкому поведению и налаживанию коммуникации. («Дерево», «Солдат и тряпичная кукла», «Снеговик», «Сорви яблоко» др.)
Дыхательные упражнения выполняются для улучшения ритмики организма, и развивают самоконтроль и произвольность. («Свеча», «Ныряльщики», «Надуй шарик» и др.)
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, повысить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию всего детского организма. («Горизонтальная восьмерка», «Слон», «Глаз-путешественник» и др.)
Телесные движения хорошо развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение. Также телесные упражнения нужны, чтобы снять напряжение, успокоить нервную систему, сосредоточиться и быстро восстановить психоэмоциональное равновесие. («Кукловод», «Паровозик», «Робот», «Колено-локоть», «Привет» и др.)
Упражнение для развития мелкой моторики необходимы детям, чтобы стимулировать речевые зоны головного мозга. («Ухо-нос», «Заяц-коза», «Кулак - ребро-ладонь», «Симметричные рисунки», «Зеркальное рисование», «Ожерелье» и др.)
Таким образом, коррекционно-развивающая работа с использованием пальчиковых кинезиологических упражнений стимулирует не только физическое, но и речевое развитие дошкольников.
Массаж и самомассаж благотворно воздействует на биологические активные точки.
Кинезиологический массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Упражнения улучшают внимание и память, формируют пространственные представления, гармонизируют работу головного мозга.
Упражнения на релаксацию это наиболее лучший способ расслабления, от напряжения. Их полезно предлагать детям, которые чем – то расстроены, не могут успокоиться после драки, ссоры; педагогам после тяжелого дня. («Дирижер», «Путешествие на облаке», «Ковер-самолет»)
Кинезиологические упражнения, очень просты, удобны и практичны в применении. Зная, на что именно они направлены, можно кардинально использовать их для подготовки к тому или другому виду деятельности.
Кинезиологические упражнения можно применять как в развивающей деятельности, в качестве динамических пауз, так и перед занятиями в качестве организующего звена, которое настраивает детский организм на плодотворную работу.
Регулярное выполнение кинезиологических упражнений способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы мозга.
Оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта, улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации детей. Снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а главное способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников.
Такой подход позволяет наполнить наше ежедневное общения с дошкольниками новыми играми, несущими в себе важнейшее коррекционно-развивающее значение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности
Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей.С целью повышения...
Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности.
С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учите...
«Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе использования элементов кинезиологии»
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №43 «Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в п...
Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности.
С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учите...
Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности
Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ «ЛОВКИЙ, ГРАМОТНЫЙ, СПОРТИВНЫЙ»
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ «ЛОВКИЙ, ГРАМОТНЫЙ, СПОРТИВНЫЙ»Цель: Физическое ...