Сообщение "Организация продуктивного общения и взаимодействия в процессе совместной деятельности педагога и дошкольника".
статья по коррекционной педагогике
Центральной задачей обучения детей с нарушенным слухом является организация их общения не только со взрослыми, но и между собой. Для продуктивного общения ребенку необходим речевой багаж, т.е.словарный запас и желание говорить. Для лучшего усвоения и запоминания словаря обязательно комплексно подходить к этой проблеме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКДОУ детский сад компенсирующего вида «Лучики».
Сообщение
"Организация продуктивного общения и взаимодействия в процессе совместной деятельности педагога и дошкольника".
Воспитатель вкк детского сада компенсирующего вида «Лучики»:
Карх Е.В.
2019 г.
Коломенский городской округ
Известный французский философ, гуманист Мишель Монтень в 16 веке писал: "Глухота – более тяжкий физический недостаток, чем слепота. Он лишает человека главного его качества – способности быстрого и свободного общения. Глухота – недостаток социальный по преимуществу. Он прямее, чем слепота, нарушает социальные связи личности".
Речь детей с нарушением слуха в условиях организованного обучения развивается по общим законам онтогенеза речи (процесс индивидуального развития организма, совокупность последовательных морфологических и биохимических преобразований). Однако двигательный дефицит и обеднённое, искаженное восприятие окружающего мира на раннем этапе развития приводит к тому, что чувственный опыт глухого ребёнка (и слабослышащего также) существенно отличается от опыта слышащего однолетки. И как следствие этого у глухого ребенка отмечается бедность представлений о внешнем мире и несформированность общения с обществом.
В связи с этим становится очевидной необходимостью создание у детей с нарушенным слухом полноценного чувственного опыта и адекватного представления об окружающем мире.
Решить эту задачу возможно лишь при условии воспитания и сохранения у глухих и слабослышащих детей психических свойств активности и самостоятельности. Свойство активности проявляется в разных формах. Активное поведение - это предпосылка направленного поиска, т.е. способность не избегать трудностей в решении возникающих или предлагаемых ребёнку практических задач. Активность в общении - это способность быть контактным, не бояться незнакомых людей. Активность в речи - это желание и намерение высказаться, умение предложить свою тему разговора и умение развить её или поддержать предложенную другими, т.е. умение участвовать в общем разговоре. Центральной задачей обучения детей с нарушенным слухом является организация их общения не только со взрослыми, но и между собой. Для продуктивного общения ребенку необходим речевой багаж, т.е.словарный запас и желание говорить. Для лучшего усвоения и запоминания словаря обязательно комплексно подходить к этой проблеме.
Социальные связи и целенаправленное общение очень важны для эмоционального здоровья и развития детей. Поэтому дети, которые не способны общаться посредством слуха - вербального канала, должны быть обеспечены альтернативными методами коммуникации.(Коммуникативность — это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Коммуникативность предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т. п.)
При выборе и развитии альтернативной коммуникации принимаются во внимание познавательная, сенсорная и моторные способности детей, а также предполагаемые участники общения.
В основании общения лежат контакт и совместная практическая деятельность, что всегда выдвигалось в качестве первоочередной задачи при обучении глухих и слабослышащих детей. Здесь ярко проявляется глубокая генетическая взаимосвязь общения и деятельности, т.к. при развитии речи слово усваивается не в результате заучивания, а в процессе одевания, кормления, умывания и так далее, т.е. когда слово эмоционально значимо. Ни одно слово не дается ребенку ради слова. Ребёнок учится называть то, с чем он действует, что вызывает у него интерес или в чем он нуждается.
Поскольку общение по своей сути призвано обслуживать все другие виды деятельности , то при обучении общению необходимо подключать все возможные виды деятельности и развивать средства общения в связи с ними. Так и происходит на практике: весь день ребенка состоит из ряда ситуаций - подъём, зарядка, умывание, завтрак и т. д. вплоть до вечернего сна. В свою очередь, каждая из этих ситуаций представляет определенный алгоритм сменяющих друг друга шагов - совместное выполнение элементов действия в одной и той же последовательности с помощью доступных средств общения( определенный словарь во время умывания, подготовки к еде, ко сну и т.д.).Это так называемые "цепочки действий", которые связываются в продуктивное общение, позволяя детям ориентироваться в режиме дня, элементарно прогнозируя свою деятельность.
Обучение пониманию устной речи должно проводиться постоянно и в разных ситуациях: и в игре , и на прогулке, и на занятиях, в режимных моментах( как упоминалось выше),и в различных видах деятельности. Если заданный принцип соблюдается постоянно, то детей не приходится заставлять говорить(общаться) - они сами много и охотно говорят, у них развивается большая речевая активность.
Для запоминания детьми первых в их жизни лепетных слов, игрушки, которыми эти слова обозначаются, многократно используются в различных игровых ситуациях, когда задача "запомнить" и "повторить" слово перед ребёнком не ставится, когда он заинтересован лишь в сюжете происходящего действия, и словесное обозначение предметов, с которыми он с удовольствием действует, становится для него естественным делом.
Таким образом, постоянно расширяется, сфера употребления знакомых слов, и везде проводится работа по обучению понимания этих слов.
В процессе развития речи надо стремится к тому, что за каждым услышанным словом у детей возникало определенное представление о предмете, возникал образ этого предмета. Этот образ должен быть закреплён в чувственном опыте ребёнка: в его руках - рисование, лепка; в его речи - проговаривание; в его глазах - прочтение. На каждом занятии дети должны иметь дело с конкретными предметами или с конкретной деятельностью, а не просто повторять это слово.
Отдельно хотелось остановиться на изобразительной деятельности, которая является опосредующим звеном между действительностью и её словесным описанием. Наблюдения показывают, что рисунок часто оказывается надёжнее и эффективнее, чем другие формы , такие, например, как жесты. Так восприняв то или иное слово слухо- зрительно, или прочитав его, дети повторяют это слово и тут же ищут этот предмет, или лепят его, или делают аппликацию, или изображают(рисуют) предмет или действие и т.д. Или наоборот: сначала делают, а потом соотносят со словом.
Хотя первые рисунки весьма несовершенны с изобразительной стороны, важен мотив - желание высказаться , а также ситуация общения, умело организуемая педагогом( воспитателем) по поводу нарисованного (сделанного) ребёнком. Надо заметить, что ребенок способен не только изобразить интересующий его объект, но и дать эмоциональную оценку изображаемому( с помощью цвета, размера ит.д.) задолго до того, как он это сможет сделать в словесной форме.
Очень полезны и важны для социализации детей с недостатками слуха прогулки и экскурсии. В этих условиях он (ребёнок) учится действовать в группе, в коллективе; учится подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других. Расширяются представления об окружающем мире, совершенствуется речь ребенка, потому что он общается с большим количеством говорящих и слышащих людей разного возраста.
Обобщая всё выше сказанное, можно отметить, что включение глухого и слабослышащего ребенка в продуктивное общение - это сложный и многогранный процесс, который представляет значительные трудности.
Тем не менее при соответствующих организационно - методических условиях, с использованием специальной методики и при раннем начале обучения - у части детей с нарушенным слухом формируются речевой слух и словесная речь, что значительно расширяет круг их общения и способствует их социально - бытовой адаптации, а в дальнейшем и более независимой самостоятельной жизни.
Используемая литература:
1. Развитие речи у детей с нарушенным слухом в детском саду. Методические рекомендации. Под ред. Э.И. Леонгард. Москва – 1988 г.
2. Развитие речи у детей с нарушенным слухом в семье. Леонгард Э.И., Самсонова Е. Г. М. : Просвещение, 1991г.
3. Воспитание и обучение глухих дошкольников в детском саду. Экспериментальная программа. Под ред. Э. И. Леонгард. Москва,1987г.
4. Всегда вместе. Программно-методическое пособие для родителей детей с патологией слуха. Часть 2. Леонгард Э. И. М.: 2000 г
5. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование равноправных взаимоотношений детей и взрослых как основа развития современного детского сада. Развитие сотрудничества дошкольников со сверстниками, педагогами, родителями в процессе совместной деятельности.
Формирование равноправных взаимоотношений детей и взрослых как основа развития современного детского сада. Развитие сотрудничества дошкольников со сверстниками, педагогами, родителями в процессе...
Интегрированная совместная деятельность педагога с дошкольниками 6-7 лет
совместная деятельность педагога с детьми старшего дошкольного возраста по изо деятельности...
Тема опыта: «Развитие креативных способностей дошкольников через использование элементов танцевальной терапии в процессе совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной детской деятельности по образовательной области «Художественное творчество
Тема опыта: «Развитие креативных способностей дошкольников через использование элементов танцевальной терапии в процессе совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной детской деятельност...
«Разработка и внедрение комплекса педагогических условий для познавательно-речевого развития дошкольников в процессе совместной деятельности педагогов и детей»
ПедсоветЦель: Проанализировать успехи воспитательских разработок и внедрения комплекса педагогических условий для познавательно-речевого развития дошкольников в процессе совместной деятельности педаго...
Внедрение современных технологий в организации совместной деятельности педагога с дошкольниками (на примере технологии М.Монтессори)
Внедрение современных технологий в организации совместной деятельности педагога с дошкольниками (на примере технологии М.Монтессори)...
Проект по взаимодействию с семьями воспитанников в процессе совместной деятельности педагога и ребенка «Вместе с мамой»
взаимодействие с семьями воспитанников в процессе совместной деятельности педагога и ребенка...