Коррекционно-диагностическая программа для детей дошкольного возраста с недоразвитием речи
рабочая программа по коррекционной педагогике

Разумцева Вера Александровна

методическое обеспечение всех участников образовательного процесса в вопросах осуществления психологического сопровождения развития детей с ОНР в соответствии с требованиями ФГОС АООП ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_kor._diagn.programmy.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт

Коррекционно-диагностической программы для детей                                   дошкольного возраста с недоразвитием речи

1. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка.

Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка. УчениеР.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной. Данная рабочая программа предназначена для обучения, воспитания и коррекции недостатков в развитии речи детей 6-7 лет с ОНР и определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса в группе компенсирующей направленности, с учетом реализации специфики учреждения, реализации социального запроса общества. Приоритетным направлением деятельности является обеспечение равных стартовых возможностейдля детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Рабочая программа предусматривает интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.

Цель программы: методическое обеспечение всех участников образовательного процесса в вопросах осуществления психологического сопровождения развития детей с ОНР в соответствии с требованиями ФГОС АООП ДОУ.

Задачи:

  1. Создать систему психологического сопровождения реализации (осуществлять раннюю диагностику, определять пути профилактики и координации психических нарушений (своевременно выявлять детей с трудностями адаптации, обусловленными ОНР; определять особые образовательные потребности детей с ОНР; определять особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности; укреплять физическое и психическое здоровье детей с ОНР, обеспечивая их эмоциональное благополучие);
  2. обеспечивать формирование и достижение планируемых результатов освоения программы, подбирая, совершенствуя и систематизируя методы работы педагога-психолога и учителя – логопеда в соответствии с программным содержанием;
  3. осуществлять взаимосвязь с педагогическим коллективом при взаимодействии с детьми;
  4. подготавливать методические материалы по психологическому сопровождению;
  5. консультировать и поддерживать семью, с целью повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1.2. Принципы построения работы с детьми с ОНР.

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с осложненным ОНР приобретают особую значимость.

 1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

Задачи коррекционной программы сформулированы как система задач трех уровней: коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей); профилактического; развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).

 2. Единство диагностики и коррекции.

     Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.

3. Приоритетность коррекции каузального типа.

В зависимости от цели и направленности можно выделить два типа коррекции: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешних проявлений трудностей развития. Каузальная – предполагает устранение причин, лежащих в основе трудностей воспитания и развития. При несомненной значимости обоих типов коррекции приоритетной следует считать каузальную.

4. Деятельностный принцип коррекции.

Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.

5.Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.

 6. Комплексность методов психологического воздействия.

Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования, как в обучении, так и воспитании детей с ОНР всего многообразия методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Это методы игровой коррекции: методы арт-, сказко-, игротерапии; методы модификации поведения (поведенческий тренинг).

7. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.

Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.

Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности.

Важным условием результативности организации обучающей и развивающей деятельности непосредственно на занятиях будет являться, насколько последовательно реализуются дидактические принципы

2.2.Диагностика

Диагностическое направление в группе детей с ОНР осуществляется с разрешения законных представителей ребенка.

Цель диагностики: выявление и изучение индивидуальных психологических особенностей детей, определение зоны ближайшего и актуального развития.

Задачи диагностики:

- проводить психологическую диагностику, в том числе используя ИКТ;

-проводить регулярные скрининговые обследования с целью анализа динамики психологического развития детей;

-проводить углубленную индивидуальную диагностику;

-составить психологические заключения по результатам диагностики.

 

В начале учебного года (сентябрь) – с целью выявления уровня развития психических процессов и в конце года (май) – с целью определения достигнутых результатов и дальнейшего пути развития у детей.

Методические приемы

Психогимнастика

Релаксационные методы

Коммуникативные упражнения

Мимические и пантомимические этюды

Психомышечная тренировка

Элементы тренинга

Ролевые игры

Коммуникативные игры

Игры - драматизации

Рисунок

Танцевально - двигательные техники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: "Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста с недоразвитием речи".

Статья освещает методику работы по обучению рассказыванию с использованием графического плана детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. Статья адресована педагогам дошкольных учреждений и учите...

Инновационные технологии, как средство развития сенсомоторики у детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи.

Коррекционная работа по сенсомоторному развитию детей для укрепления их здоровья «как физического, так и психического"...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК СРЕДСТВО ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

За основу коррекционной работы  использована здоровьесберегающая «Методика» авторов  А. В. Семенович, Е. А. Воробьева, которая опирается на современные (по А. Р. Лурия) представления о...

особенности общение детей дошкольного возраста с недоразвитием речи

у детей с недоразвитем речи есть особенности о которых нужно знать....

Коррекционно-развивающая программа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в подготовительной группе

В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования...

«РАЗЛИЧНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

Разработанные Федеральные Государственные Образовательные Стандарты ДО определяют основные цели и задачи воспитания и образования каждого ребёнка в новых условиях, что предполагает индивидуальный подх...

Формирование слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи

Консультация для воспитателей логопедических групп по формированию слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста....