Семинар-практикум для педагогов. «Работа с детьми группы риска»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Цель:
Знакомство педагогов с понятием «группа риска», основными стратегиями работы;
Обучение педагогов применению индивидуального подхода в воспитании детей группы риска;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_pedagoga-psihologa_dlya_pedagogov.docx | 23.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум педагога-психолога для педагогов.
Тема: «Работа с детьми группы риска»
Цель:
- Знакомство педагогов с понятием «группа риска», основными стратегиями работы;
- Обучение педагогов применению индивидуального подхода в воспитании детей группы риска;
Задачи:
- Актуализировать опыт педагогов в работе с детьми группы риска, заинтересовать их проблемой;
- Раскрыть понятие ребенок «группы риска», «трудные дети»;
- Познакомить с принципами индивидуального подхода к воспитанию;
- Составить индивидуальный план работы с детьми группы риска;
Ход семинара-практикума:
- Вводная часть. Сегодня много говорится о детях, нуждающихся в особом внимании педагогов. На прошлой нашей встрече мы вели разговор о принципах работы с детьми с ОВЗ. Сегодня мы поговорим о другой категории детей – дети группы риска.
Для начала давайте обратимся к нашему опыту и попытаемся дать определение понятию «Ребенок группы риска». Как вы понимаете, что это за категория детей? Ответы педагогов.
- Основная часть.
Теоретическая. Воспитанники «группы риска» – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов.
К ним относятся дети:
- с нарушениями в аффективной сфере
- педагогически запущенные дети
- дети с задержкой психического развития
- дети с проблемами в развитии
- дети с проблемами здоровья
- дети с психопатоподобным поведением
- леворукий ребенок
Трудность в воспитании детей обуславливается тремя основными факторами:
1) педагогической запущенностью;
2) социальной запущенностью;
3) отклонениями в состоянии здоровья.
В одних случаях педагогическая трудность является следствием преобладания одного из этих факторов, в других – их сочетания, комплекса. В тех случаях, когда эту трудность преодолеть не могут, появляется «трудный», «неисправимый» ребенок. В разряд «трудных» и «неисправимых» нередко заносятся и те педагогически и социально запущенные дети, к которым педагог не сумел найти правильного подхода.
Признаки, составляющие содержание понятия «трудные дети»:
- Наличие у детей отклоняющегося от нормы поведения.
- Нарушения поведения нелегко исправляются, корректируются. (В этой связи следует различать термины «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». Все трудные дети, конечно, являются педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию).
- Особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. (Это не плохие, безнадежно испорченные дети, как неправильно считают некоторые взрослые, а требующие особого внимания и участия окружающих).
Мозговой штурм: Давайте дадим определение понятию «индивидуальный подход в воспитании ребенка дошкольного возраста»
Индивидуальный подход в воспитании ребенка основан, прежде всего, на:
- Знание сильных и слабых сторон ребенка;
- На развитие положительных качеств, а не на купировании негативных проявления (Негативное проявление ребенка – это, прежде всего, не развитая позитивная возможность);
Игра «Скажи наоборот». Педагоги встают в круг. Один участник бросает мяч другому называет негативное проявление ребенка. Другой, поймав мяч, называет положительное качество, которое можно воспитать на основе названной характеристики.
- На теоретической базе;
- На способности педагога размышлять, умении анализировать и находить нестандартные решения проблемы.
- На понимании того, что ребенок есть единица социума. (То есть подход должен осуществляться без отрыва от процесса воспитания родителей и общения ребенка в коллективе сверстников.)
Практическая часть. Предлагаю вам разбиться на три группы и заполнить таблицу «Индивидуальный подход к ребенку» на ребенка с задержкой психического развития, на ребенка с ММД, на ребенка с поведенческими нарушениями.
- Заключительная часть.
Педагоги по кругу делятся своим мнением и впечатлением от семинара. Получают задание – составить индивидуальный план работы с детьми группы риска в своей группе.
План индивидуальной работы с ребенком группы риска
Ф.И. ребенка:
Возраст:
Группа:
Общая характеристика семьи:
полная (неполная), благополучная (неблагополучная), состав семьи (с кем проживает ребенок).
кто занимается воспитанием ребенка, стиль воспитания ребенка (либеральный, демократический, авторитарный; наличие/ отсутствие в семье единого подхода в воспитании ребенка; гиперопека, гипоопека и т.д.)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Характеристика ребенка
Показатель | Факторы риска | Объект воспитания |
Трудности в обучении | ||
Трудности в поведении | ||
Особенности ребенка (привычки, яркие черты характера и т.д.) | ||
Состояние здоровья ребенка |
Уровень моих знаний в данной области:
- Хорошо владею теоретической и практической информацией. Не нуждаюсь в дополнительных консультациях;
- Владею не достаточным уровнем знаний. Нуждаюсь в дополнительных консультациях.
- Столкнулся с данной проблемой впервые.
Что мне нужно сделать, чтобы повысить мою компетентность:
- .
- .
- .
- .
- .
Воспитательно-образовательная стратегия.
Цель:
Основные направления | Мероприятия |
Работа с ребенком | |
Работа с семьей | |
Работа с окружающим социумом | |
Работа со специалистами |
Критерии эффективности выбранной стратегии:
- .
- .
- .
- .
- .
Динамика коррекционно-развивающей работы:
Показатель | 1 месяц | 2 месяц | 3 месяц | 4 месяц |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал по теме: "Коррекционная работа с «трудными детьми» и детьми «группы риска»
Коррекционная работа с трудными детьми» и детьми «группы риска» (признаки и причины, теория)...
Конспект логопедического семинара-практикума для родителей детей подготовительной к школе группы «Давайте поиграем дома с детьми»
Одним из основных целевых ориентиров Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» на этапе завершения дошкольного образования является хорошо сфор...
Семинар - практикум Конспект совместной образовательной деятельности с детьми первой младшей группы МДОУ детского сада «Сказка» р.п.Дергачи Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «В гостях у весны»
Семинар - практикум Конспект совместной образовательной деятельности с детьми первой младшей группы МДОУ детского сада «Сказка» р.п.Дергачи Образовательная область:...
Презентация для семинара с педагогами "Работа с детьми группы риска"
https://cloud.mail.ru/public/CQP4/J1uzdpR86...
Семинар-практикум педагога-психолога для педагогов : "Работа с детьми группы риска"
Семинар-практикум педагога-психолога для педагогов.Тема: «Работа с детьми группы риска» Цель: 1. Знакомство педагогов с понятием «группа риска&raqu...
Семинар-практикум психолога для педагогов "Работаем с гиперактивными детьми"
Что такое гиперактивность?“Гипер...” — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово “активный” пришло...
Семинар – практикум для родителей «Играйте вместе с детьми!» Во второй ясельной группе
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» Семинар – практикум для ро...