Краткосрочный проект "Особый ребенок-жизнь без барьеров"
проект по коррекционной педагогике

Жирелина Наталья Сергеевна

      Швейцарский психолог и философ, создатель теории когнитивного развития детей Жан Пиаже, говорил о связи интеллекта и эмоций ребенка- для функционирования интеллекта  необходима энергия эмоций импульсом ко всякой деятельности служит аффективное побуждение. Если содержание наглядного материала вызывает интерес и благоприятные эмоции, то педагог может ожидать от ребенка повышения мотивации к познавательной деятельности. 

    Придерживаясь взгляда Жана Пиаже специалисты группы компенсирующей направленности  организовали свою деятельность таким образом, чтобы максимально охватить все виды детской деятельности, организовать образовательную деятельность в рамках прогулки на свежем воздухе , на открытом пространстве, что само по себе снижает эмоциональное напряжение ребенка и располагает  на коррекционную работу. Для этого оборудованы рабочие места специалистов на прогулочной площадке. Во время прогулки дети имеют возможность включаться в коррекционную деятельность, переходя от одного специалиста к другому. Тематика занятий общая, но специалисты решают разные задачи. Коррекционные упражнения подбираются в зависимости от задач занятия, от возраста, физического развития и состояния здоровья детей, а так же ситуативного состояния ребенка. Дидактический материал подобран тщательным образом, решает образовательную и эстетическую задачу, подлежит влажной обработке, имеет высокий уровень износостойкости. Успешность реализации проекта во многом определяется комплексным подходом к организации коррекционно-развивающей работы, единообразие подходов всех специалистов реализующих проект.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка детский сад 5»

Кратковременный проект

летней оздоровительной программы

 « Особый ребенок-жизнь без барьеров».

Автор  исполнитель:

 педагог-психолог Жирелина Н.С.

                                                

г. Усть-Лабинск

2020г.

Актуальность проекта:

Основная часть семей проживает изолированно от  общества с больным ребенком. Родителям, не принявшим факт того, что их  ребенок, имея статус «ребенок-инвалид», такой же как любой другой ребенок, трудно выбраться в город на детскую площадку, бассейн, парк, консультацию к специалисту, им свойственно испытывать психологическое напряжение, они  находятся в постоянной тревоге за здоровье и будущее своего ребенка.  Дети-инвалиды остро нуждаются в социальной реабилитации, общении, потому что большую часть времени находятся в изоляции, оторваны от сверстников. Посещение детьми  группы компенсирующей направленности  в летний оздоровительный период способствует  их адаптации, развитию навыков общения, преодолению изоляции. Специалистами   группы компенсирующей направленности для данной категории детей  созданы  широкие  возможности  использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира. Развивать психические способности детей  путем повышения адаптационных возможностей организма, по средствам нейропсихологических методов,  как следствие данного подхода укреплять психическое здоровье, способствовать формированию положительного эмоционального состояния. Реализовывая  принцип взаимосвязи и взаимодополнения  со специалистами группы, родители получают  не только моральную поддержку, но и консультативную помощь:

-рекомендации по воспитанию «особого» ребенка,

-грамотной  организации  развивающего пространства  и разнообразного досуга ребенка в домашних условиях, осваивая на совместных занятиях в форме « Ребенок-Родитель-Специалист» арт-терапевтические техники, реабилитационные приемы и многое другое.

Концептуальные позиции реализации проекта.

Швейцарский психолог и философ, создатель теории когнитивного развития детей Жан Пиаже, говорил о связи интеллекта и эмоций ребенка- для функционирования интеллекта  необходима энергия эмоций импульсом ко всякой деятельности служит аффективное побуждение. Если содержание наглядного материала вызывает интерес и благоприятные эмоции, то педагог может ожидать от ребенка повышения мотивации к познавательной деятельности.  Придерживаясь взгляда Жана Пиаже специалисты группы компенсирующей направленности  организовали свою деятельность таким образом, чтобы максимально охватить все виды детской деятельности, организовать образовательную деятельность в рамках прогулки на свежем воздухе , на открытом пространстве, что само по себе снижает эмоциональное напряжение ребенка и располагает  на коррекционную работу. Для этого оборудованы рабочие места специалистов на прогулочной площадке. Во время прогулки дети имеют возможность включаться в коррекционную деятельность, переходя от одного специалиста к другому. Тематика занятий общая, но специалисты решают разные задачи. Коррекционные упражнения подбираются в зависимости от задач занятия, от возраста, физического развития и состояния здоровья детей, а так же ситуативного состояния ребенка. Дидактический материал подобран тщательным образом, решает образовательную и эстетическую задачу, подлежит влажной обработке, имеет высокий уровень износостойкости. Успешность реализации проекта во многом определяется комплексным подходом к организации коррекционно-развивающей работы, единообразие подходов всех специалистов реализующих проект.

Цель:   Создание оптимальных условий в летний оздоровительный период для реализации индивидуально – личностных особенностей детей с умственной отсталостью.

 

Задачи: 

  • Оптимизировать предметно-развивающую среду  в группе  и на площадке, с учётом основной адаптированной образовательной программы группы, в соответствии с требованиями коррекционной направленности и индивидуального развития детей.
  • Осуществлять  психолого- педагогическое  и коррекционное просвещение родителей по вопросам воспитания и коррекции детей в летний оздоровительный период. Отойти от понятия « болезнь» и перейти к понятию « особые подходы в развитии»;
  • Оказывать содействие  в формировании благоприятного микроклимата в группе компенсирующей направленности детей с УО, способствующего максимальному раскрытию имеющихся у ребенка личностных, творческих и социальных ресурсов.
  • Формировать партнерские взаимоотношения родителей с воспитателем и специалистами группы, позволяющих реализовать принцип взаимосвязи и взаимодополнения знаний, получаемых в данной группе;
  • Объединить усилия специалистов группы и родителей  воспитанников по созданию максимально эффективных условий, способствующих оздоровлению детей, интеллектуальному, речевому и эмоциональному развитию, полному удовлетворению растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении в летний период.

Предметом проектной деятельности является организация досугово-образовательной  деятельности в летний оздоровительный период детей с УО в МБДОУ в группе компенсирующей направленности.

В предложенной проектной деятельности используется личный опыт педагога-психолога и специалистов группы компенсирующей направленности.

Содержанием проекта является деятельность, направленная на организацию мероприятий, участие в различных видах деятельности детей с умственной отсталостью, участие родителей (законных представителей) в совместной  организации корекционной-развивающей и  досугово-образовательной  среды для «особых  детей».

Проект рассчитан на разновозрастную категорию детей.

Сроки реализации проекта – с 02.07.2020г. по 31.08.2017г. 

Ожидаемые результаты 

Максимально  раскрыть  имеющиеся у ребенка личностные, творческие и социальные ресурсы, что послужит  стабилизации общего эмоционального настроя – от настороженности и апатии к радостному желанию творить, общаться, делиться своими достижениями со сверстниками и родителями, расширятся социальные контакты, будут преодолены социо- культурная и психологическая изоляция, повысится самооценка.

Формируя у родителей сопричастность с разносторонним  развитием  ребенка, расширятся возможности взаимопонимания между детьми и родителями. Повыситься уровень социальной значимости каждого родителя, что существенно отразится на развитии детей.

 Принципы при  планировании деятельности детей:

- комплексное использование педагогических, коррекционных и оздоровительных технологий;

- непрерывное проведение педагогических, коррекционных и оздоровительных мероприятий;

- преимущественное использование дидактических пособий нетрадиционного оборудования;

-использование простых и доступных технологий;

-формирование положительной мотивации у детей и родителей в процессе реализации проекта;

-интеграция элементов проекта в семью;

-повышение эффективности коррекционной системы во время летнего оздоровительного периода;

Нормативно-правовая база.

Проведение профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий с детьми в летний период регламентирует нормативные документы:

  • Конвенция о правах ребенка
  • Конституция РФ от 12.12.93 (ст. 38,41,42,43);
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26);
  • ФГОС ДО;
  • Основная адаптированная  программа для детей с умственной отсталостью;
  • Инструкции по организации охраны жизни и здоровья детей в детском саду и на детских площадках.
  • Локальные акты ДОУ.
  • Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ № 65/23-16 от 14.03.00г.  «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

Литература: 

  •  Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта»
  • Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
  • Юрова Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития. — М.: В. Секачев, 2005.
  • Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.

Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО.

Автор учитель-логопед  высшей квалификационной  категории, отличник народного  образования Н. В. Нищева

I блок «Психо-эмоциональный»

Цель: содействие сохранению и укреплению психического здоровья воспитанников, с учетом их индивидуальных особенностей.

Задачи:

  1. Способствовать успешной адаптации вновь прибывших воспитанников.
  2. Способствовать формированию и укреплению высших психических функций   детей, в том числе их эмоционального благополучия.
  3. Обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей.
  4. Оказывать психологическую поддержку педагогам в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей.
  5. Налаживать взаимодействия и взаимопонимания между участниками педагогического процесса.
  1. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

№ п/п

Содержание деятельности

Участники

Срок реализации

Отчётная документация

1

Индивидуальные занятия с детьми, нуждающимися в психолого-педагогическом сопровождении.

Дети   группы компенсирующей направленности

Июнь-август  (проводится по запросам)

Программа индивидуального сопровождения ребёнка.

  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА

№ п/п

Содержание деятельности

Участники

Срок реализации

Отчётная документация

1

Краткосрочный проект «Неделя хорошего настроения»

Дети   группы компенсирующей направленности

Июль

Проект «Неделя хорошего настроения»

2

Краткосрочный проект «Неделя дружбы»

Дети   группы компенсирующей направленности

Август

Проект «Неделя дружбы в детском саду»

3

Тренинг на снятие психоэмоционального напряжения «Расслабляемся вместе»

Педагоги группы компенсирующей направленности

Июль

Конспект тренинга

4

Тренинг на снятие психоэмоционального напряжения «Сбрось усталость»

Педагоги группы компенсирующей направленности

Август

Конспект тренинга

5

Психологические встречи с родителями при помощи дистанционных технологий:

-«Стресс ребенка, пути преодоления».

-«Учим ребенка правильно злиться».

-«Безусловная любовь и умение ее выразить».

-«Дыхательная гимнастика – техника повышения иммунитета»

Родители

Июнь-август

(1 раз в неделю)

Протокол психологических встреч. Памятка. Документ о публикации на сайте.

II блок «Речевое развитие»

Цель: Создавать условия для развития коммуникативных навыков в различных ситуациях общения: со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми.

Задачи: Развивать самостоятельное речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей.

Воспитывать интерес к языку и осознанное отношение детей к языковым явлениям.

Способствовать проявлению субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.

План организованной деятельности детей.

п/п

Мероприятия

Сроки выполнения

1

Логопедическое развлечение «Путешествие по стране сказок» с детьми разновозрастной группы компенсирующей направленности «Особый ребёнок» (для детей с ОНР ) («Колобок»,  «Репка», «Три медведя»)  

I неделя июля 2020г.

2

«Здравствуй лето» - праздник мыльных пузырей, игры на развитие речевого дыхания, развития речи, подвижная игра «Раздувайся пузырь»

II неделя июля 2020г.

3

Индивидуальная работа с детьми, группы компенсирующей направленности.

В течение лета 2020г.

4

Подготовить пособия:

- «Солнышко» (демонстрационное пособие для использования дидактических игр, артикуляционной гимнастики)

 - «Дождик» (демонстрационное пособие для использования дидактических игр, артикуляционной гимнастики)

- «Животные леса»,

- Упражнения по артикуляционной гимнастике

В течение лета 2020г.

5

Подготовка отчётной документации по летней оздоровительной работе группы «Особый ребёнок»

IV неделя августа 2020

III блок «Интеллектуальное развитие»

Активизировать воображение, инициативу, творчество ребенка.

Удовлетворять детскую любознательность, не подавляя при этом интереса к узнаванию природы, формировать необходимые для разностороннего развития ребенка представления о ней, прививать навыки активности и самостоятельности мышления.

Развивать игровую деятельность воспитанников.

Приобщение к элементарным общепринятым нормам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Продолжать работу по формированию семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.

Развивать трудовую деятельность, воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей, его результатам;

Формировать представление об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

План организованной деятельности детей.

Дата

Тема недели

Задачи

Дидактический материал

Формы организации

07.07.2020-10.07.2020

«Животные»

Уточнить знания детей по теме: мама и детеныш, части животных, сличение по образцу. Способствовать расширению пассивного и активного словаря. Формировать указательный жест, умение жестом подавать знак согласия или отрицания. Развитие ВПФ в соответствии с индивидуальным уровнем развития.

Лото «Мама и малыш», набор резиновых животных, музыкальная игра «Кто как кричит?», разрезные картинки «Животные»

Игры:

«Где чья мама?»

«Найди малыша»

«Сложи картинку»

«Найди такой же»

13.07.2020-17.07.2020

«Овощи и фрукты»

Уточнить знания детей по теме: размер, форма, цвет, сличение по образцу, соотнесение изображения с муляжом. Способствовать расширению пассивного и активного словаря. Формировать указательный жест, умение жестом подавать знак согласия или отрицания. Развитие ВПФ в соответствии с индивидуальным уровнем развития.

Лото «Что, где растет», серия картинок «Овощи и фрукты», разрезные картинки «Овощи и фрукты», муляжи фруктов и овощей.

Игры:

«Найди одного цвета»

«Сложи картинку»

«Найди такой же»

«Варим суп», «Варим компот»

20.07.2020-24.07.2020

«Транспорт»

Уточнить знания детей по теме: размер, конструктивные части, цвет, сличение по образцу, соотнесение изображения с игрушкой. Способствовать расширению пассивного и активного словаря, звуко-комплексов. Формировать игровые умения. Развитие ВПФ в соответствии с индивидуальным уровнем развития.

Вкладыши «Машины», мягкие вкладыши «Транспорт», липучки, фетровый коврик, маленькие машины разного цвета, набор «Томик», блоки Дьенеша.

Игры:

«Найди одного цвета»

«Сложи картинку»

«Найди такой же»

«Едет, летит, плывет»

27.07.2020-31.07.2020

«Одежда»

Уточнить знания детей по теме: функциональное назначение, цвет, сличение по образцу, соотнесение изображения с кукольной одеждой. Способствовать расширению пассивного и активного словаря, звуко-комплексов. Формировать игровые умения с куклой. Развитие ВПФ в соответствии с индивидуальным уровнем развития.

Магнитное лото «Одежда», серия картинок «Одежда», кукольная одежда, кукла.

«Одень куклу»

«Найди такое же»

03.08.2020-07.08.2020

«Игрушки»

Уточнить знания детей по теме: функциональное назначение, цвет, сличение по образцу, соотнесение изображения с игрушкой. Способствовать расширению пассивного и активного словаря. Формировать игровые умения с игрушками. Развитие ВПФ в соответствии с индивидуальным уровнем развития.

Лото «Мои первые игрушки». Набор игрушек по теме. Серия картинок «Игрушки».

Игры:

«Найди одного цвета»

«Сложи картинку»

«Найди такой же»

10.08.2020-14.08.2020

«Семья»

Уточнить знания детей по теме: узнавать своих близких, знать имя родных. Способствовать расширению пассивного и активного словаря. Развитие ВПФ в соответствии с индивидуальным уровнем развития.

Серия картинок «Моя семья», фото альбомы детей «Моя семья».

«Найди сою маму»

«Как зовут маму?»

17.08.2020-21.08.2020

«Лето, ах лето!»

Подведение итогов образовательной деятельности. Организация самостоятельной игровой деятельности.

Игры и игрушки по выбору детей.

Игры, игрушки и игровое оборудование по выбору детей.

24.08.2020-28.08.2020

Подготовка отчётной документации по летней оздоровительной работе группы «Особый ребёнок»

Динамическое наблюдение в процессе игровой и образовательной деятельности.

Игры и игрушки по выбору детей.

Авторские разработки для реализации проекта (фото)

Автор: Жирелина Н.С., педагог-психолог ДОУ.

«Гараж»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, зрительно-моторной координации, мелкой моторики, сочетание движений  правой и левой руки.

 C:\Documents and Settings\Семья\Рабочий стол\упражнения сенсомоторный\фото для сайта 1.jpg

«Домик для букашек»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, зрительно-моторной координации, мелкой моторики, формирование указательного жеста, ориентировки на горизонтальной плоскости.

C:\Documents and Settings\Семья\Рабочий стол\упражнения сенсомоторный\фото для сайта.jpg

«Сказка».

Цель: развитие коммуникативных умений детей, игрового взаимодействия, координации на горизонтальной поверхности, снятие эмоционального напряжения, борьба с детскими страхами, воображения и фантазии.

«Огород».

Цель: расширение сенсорного опыта детей, развитие моторных умений, пинцетного захвата, внимания, мышления, ловкости.

Автор: Скакун Е.В., учитель-дефектолог ДОУ.

«Волшебные трубочки»

Цель: развитие зрительно-моторной координации, умение играть в коллективе.

«Лабиринт»

Цель: развитие зрительно-моторной координации, содружественные движения правой и левой руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки ПДД для водителей-родителей «ВОДИТЕЛЬ – СОХРАНИ РЕБЕНКУ ЖИЗНЬ»

Уважаемые родители!Вы являетесь образцом поведения. Вы – объект любви и подражания для ребенка. Это необходимо помнить всегда и тем более, когда делаете шаг на проезжую  часть дороги вместе с мал...

Фразы, которые ни за что и никогда нельзя говорить детям – опасные слова, которые ломают ребенку жизнь

Фразы, которые ни за что и никогда нельзя говорить детям – опасные слова, которые ломают ребенку жизньМногие «воспитательные» фразочки у нас, родителей, вылетают просто на автомате. ...

Буклет «20 фраз, которые ни за что и никогда нельзя говорить детям – опасные слова, которые ломают ребенку жизнь»

laquo;Не будешь слушаться – отдам тебя соседке», «Не будешь спать – тебя заберет серый волк», «Будешь убегать – злой дядька тебя заберет и унесет с собой&raq...

Круглый стол в рамках деятельности районного клуба "Ты не один" « Особый ребенок-жизнь без барьеров»

Обмен опытом по социализации детей с ОВЗ; Повышение компетентности родителей по вопросам социализации детей с ОВЗ...

Круглый стол « Особый ребенок-жизнь без барьеров»

Обмен опытом по социализации детей с ОВЗ. Повышение компетентности родителей по вопросам социализации...

Игра - это зеркало окружающей ребенка жизни

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости ...

Значение художественной литературы в жизни наших детейХудожественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает пре

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает пр...