Консультация для родителей Особенности развития графических навыков у леворуких детей дошкольного возраста
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Репина Дарья Юрьевна

В консультации освещаются трудности, с которыми сталкиваются леворукие дети при обучении графическим навыкам и даны краткие рекомендации по их преодолению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития графических навыков у леворуких детей дошкольного возраста.

     Люди, пишущие левой рукой, встречались всегда. И в разное время к этому относились по-разному. Еще совсем недавно леворуких детей переучивали, не думая о том, что это отрицательно влияет на здоровье ребенка и на формирование его личности. В большинстве случаев данное насилие приводило к возникновению патологических черт и неврозам.

     Однако то, что леворукость не патология, а вариант нормы, стало общепринятым сравнительно недавно. Левша отличается от других детей лишь тем, что у него доминирует правое полушарие мозга. 

     Графические навыки – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы и цифры  четко, красиво, разборчиво, быстро.

     У леворуких детей достаточно часто  отмечаются трудности при формировании навыков письма. С одной стороны это связано с тем, что у детей-левшей   слабо  развиты  рука, пальцы, кисти рук, отсутствует координация движений, что затрудняет точное воспроизведение букв и их соединений по образцам.  С другой стороны – нарушением или недостаточностью развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, которые нередко встречающиеся у левшей, что влечет за собой  возникновение следующих трудностей:

  • трудности формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);
  • трудности выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг - овал, квадрат - ромб - прямоугольник);
  • трудности копирования;
  • неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);
  • зеркальное написание букв, цифр, графических элементов.

    Чтобы процесс обучения письму протекал успешно, важно проводить подготовительную работу с детьми дошкольного возраста. Подготовка к письму – это особая система занятий с левшой, где важно все: как сидит ребенок, как держит ручку, как лежит лист бумаги, как падает свет, как выполняет элементарные графические движения. 

    Рекомендаций к проведению занятий по формированию графических навыков у леворуких детей:

  • Для укрепления и развития ведущей (левой) руки и координации движений детям можно предложить следующие упражнения: застегивание и расстегивание пуговиц; завязывание и развязывание лент; перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме; всасывание и высасывание пипеткой воды из стакана; плетение из ниток закладок, ковриков; завязывание узелков и т.п.
  • необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
  • не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо;
  • любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово каждый элемент;
  • играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;
  • необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им систему работы по формированию графических навыков с их ребенком.

    Не многие задумывались, но существует несколько способов письма левой рукой.

Первый способ –  зеркальное отражение «праворукого» положения. Такое положение руки серьезно затрудняет процесс обучения, так как все образцы в тетрадях (прописях) располагаются слева. Начиная списывание, ребенок закрывает рукой образец и не имеет возможности  на него ориентироваться, что ведет к увеличению числа ошибок.

Второй способ – кисть левой руки с ручкой располагается над строкой. Этот способ дает ребенку возможность ориентироваться на образец или ранее написанное и уменьшает количество ошибок при письме. Именно к этому способу письма спонтанно и наиболее часто приходят дети-левши.

Третий способ – кисть левой руки с ручкой находится под строкой. Это наиболее удобный способ письма, так как ребенку не приходится выворачивать кисть руки, хорошо виден образец, не смазывается ранее написанное. Однако при письме этим способом нарушаются требования «праворукой» каллиграфии: буквы не имеют наклона вправо, скорее даже наклонены влево.

Не важно  каким способом будет пользоваться ваш ребенок, главное – дать ребенку возможность удобного для него письма, что  максимально позволит снизить вероятность возникновения непроизвольных ошибок.

И самое главное. Необходимо помнить, что работа по формированию графического навыка леворуких детей будет эффективной лишь в том случае, если она будет носить целенаправленный, систематический и последовательный характер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Значение развития мелкой моторики руки для детей дошкольного возраста"

 Наш многолетний опыт показывает, что от степени развития моторики руки, овладения детьми формообразующими движениями в младшей и средней группах детского сада зависит уровень изобра...

Консультация для родителей «Особенности взаимосвязи детско-родительских отношений у детей дошкольного возраста»

 Социальная адаптация представляет собой начальную стадию социализации личности и совпадает с периодом детства. В этот период происходит вхождение ребенка в мир людей. Ребенок овладевает ...

Консультация для родителей Тема «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мы...

Консультация для родителей по развитию мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста

Консультация для родителей по мелкой моторике рук для детей дошкольного возраста с использованием крупы, пуговиц, штриховки, тетрадей в клетку.Дорогие взрослые!Известно,что детская речь в большой степ...

Консультация для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

У большинства современных детей мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребенка, вызывая в дальнейшем тр...