Цели и задачи по развитию речи ,реализуемые на занятиях и в повседневной деятельности в группах раннего и младшего возраста у детей с ОВЗ в условиях Дома ребёнка.
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)
Перечень реализуемых задач по развитию речи в группе раннего и младшего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Задачи по развитию речи на занятиях и в повседневной деятельности. | 16.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели и задачи, реализуемые на занятиях по развитию речи и в повседневной деятельности в группах раннего и младшего возраста у детей с ОВЗ в условиях Дома ребёнка.
Занятия проводятся индивидуально и в подгруппах( 2-4 человека), в подгрупповых занятиях отрабатываю совпадающие у разных детей разделы индивидуальных программ , одновременно вырабатывая навыки коллективного взаимодействия.
Целью всех занятий является максимальное развитие познавательных способностей детей.
При этом решаются следующие общие задачи занятия:
- развитие сохранных сторон познавательной деятельности ;
-коррекция отклонений в психическом развитии;
-формирование компенсаторных способов познания окружающей действительности :
-формирование предпосылок к усвоению ребенком материала занятий , и закрепление этого материала.
Основное направление в развитии познавательной деятельности на моих занятиях , это развитие речи. В процессе занятий проводится формирование рациональных способов познания окружающего ,навыков коллективной работы, целенаправленной деятельности ,развитие мотивационного компонента , саморегуляции и самооценки.
Планирование работы осуществляется с учетом выявленных в процессе обследования особенностей познавательной деятельности детей и предполагает к решению следующие задачи :
-развивать слуховое сосредоточение с использованием звучащих детских и музыкальных игрушек ,типа игры» Угадай, где погремушка?»;
-развивать слуховое внимание и память : игра «Что звучит?» за экраном производится звучание ,а ребенок выбирает нужную игрушку из двух, находящуюся перед ним ;
-развивать слуховое восприятие при различении неречевых звучаний (последовательный ряд из 1-3 звуков) .
-учить узнавать на картинках предметы и животных ,ориентируясь на звукоподражания взрослого «Чу-чу-чу-что это едет?» , « Би-би-би-а это что?» «Кто тебя зовет «Мяу»?».
-Узнавать и различать гласные звуки «А»,»О».»И»: «Мама поет песенку и качает дочку «А-А-А», «Кто поет,покажи картинку» .»Кукла плачет :О-О-О», «Пароход гудит –У-У-У», «Мышка пищит –И-И-И»
- развивать ориентировку на громкость и длительность звучания в играх .
-учить вслушиваться в интонации взрослого , реагировать на громкость звучания его голоса ( громко,тихо,шепот).
-учить понимать элементарные однословные инструкции : «Дай». «Возьми», «Иди» и т.п. и вопросы «Кто это ?» , «Где?» , « Что ?» ;
-учить вслушиваться в речь взрослого , реагировать на обращение по имени ;
- побуждать ребенка произносить имеющиеся лепетные слова по отношению к определенному предмету ;
-совершенствовать навыки звукоподражания : « Ау». «Уа « , «Ту-ту» , «Бум-бум» ;
- обогащать импрессивную и экспрессивную речь, формировать понимание существительных –название частей тела и частей тела животных .
-учить понимать и выполнять инструкции : найди, покажи, дай, назови, принеси, подними, открой, закрой,; понимать прилагательные – дай большой, принеси маленький мяч; местоимения- я, ты, мой, твой;
-в активном словаре учить употреблять существительные в именительном падеже единственного числа ; глаголы в единственном числе настоящего времени и повелительного наклонения ; притяжательные и личные местоимения;
-побуждать к построению грамматических конструкций , заканчивая фразу педагога звукоподражанием : Киска мяукает «Мяу!», машина гудит «Би-би-би» и т.п.
-повторять звукосочетания гласных подражая артикуляции взрослых : «А.У.И.АУ»;
-узнавать предметы по их названию :игрушки, части тела, предметы одежды, предметы туалета, домашнего обихода, природные явления, названия животных. Пассивный глагольный словарь должен включать названия действий, совершаемых самим ребенком с педагогами ;
-учить выполнять по инструкции действия с хорошо знакомыми предметами ,при этом педагог комментирует действия ребенка , подводит им итог, побуждает к этому самого ребенка;
- учить употреблять слова ,простые по слоговой структуре ,названия игрушек ,их изображений ,названия предметов обхода, явления природы ,при этом допустимы искажения звукопроизносительной стороны ;
-побуждать к высказыванию просьб ( «Дай» , «Еще» , « Покажи» ), выражению своего состояния , потребностей ( глаголами : « Не хочу», «Пойду гулять», и междометиями : «Ах!», « Ну !», «Вот»);
-учить активно использовать звукопроизношения животным, транспорту, музыкальным инструментам ( «Мяу!», «Ав-ав!», «и-биби!», «Бум-бум!») ;
-учить в импрессивной речи и экспрессивной речи использовать существительные в форме винительного падежа единственного числа в значении объекта ( «Кушай кашу!», «Одень куклу») и во множественном числе именительном падеже ;
-учить понимать существительные в форме дательного падежа в значении лица ( «Дай Ире куклу», «Покажи Толе собаку»);
-Учить в импрессивной речи понимать , а в экспрессивной воспроизводить по подражанию двусоставные нераспространенные предложения ( « Я иду», «Собачка лает») , распространять фразу за счет звукоподражаний ( «Киска мяукает «Мяу!»);
-учить понимать и выполнять двухступенчатые инструкции ( «Подойди ко мне и возьми куклу») ;
-понимать двухсловные сочетания с прилагательным ( «серый зайчик»), наречиями («Громко плачет», «тихо пищит»);
- в импрессивной речи понимать , а в экспрессивной употреблять наиболее употребительные названия одежды, посуды, мебели , домашних и диких животных ;
-учить понимать и использовать глаголы с противоположными значениями :надень-сними, застегни-расстегни, завяжи- развяжи, повесь-сними, открой- закрой, достань-убери ;
-понимать и употреблять прилагательные, обозначающие названия основных цветов, материалов ( теплый ,пушистый), некоторых параметров величины ( большой, маленький) , некоторых свойств ( новый , грязный, мокрый, сухой, чистый) ;
-в импрессивной речи понимать указания , обозначающие пространственные отношения ( «поставь на стол», «положи в коробку», «посмотри вверх», «посмотри вниз»);
-учить диалогу , отвечать на вопрос «Кому?», побуждать обращаться с вопросом, с просьбой;
-учить воспроизводить по подражанию предложения структуры субъект –предикат-объект («Я кушаю кашу»), предикат-объект-объект ( «Дай зайке морковку»);
-учить понимать инструкции , противоречащие показу ,понимать ряд последовательных функций ,понимать песенки ,потешки, четверостишия ,сопровождать их выразительными движениями , формируя ЗКР;
-упражнять детей в отчетливом произношении изолированных гласных и согласных звуков (кроме шипящих, свистящих и сонорных ), в правильном воспроизведении звукоподражаний ,слов и несложных фраз;
-способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата , речевого дыхания);
-учить слушать небольшие дидактические рассказы с наглядным и без наглядного сопровождения , отвечать на простейшие вопросы ( «Что?», «Кто?», «Что делает?») и более сложные вопросы ( «Во что одет ?», «Кому?», «Когда?»), поощрять попытки детей старше 2,6 г. по собственной инициативе или просьбе взрослого рассказать об изображенном на картине , о новой игрушке;
-предлагать для самостоятельного рассматривания книжки, картинки, игрушки, предметы быта в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем;
-способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения , которые позволят им общаться со сверстниками и взрослыми посредством речи .
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях и в повседневной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения
Консультация для родителей...
Интегрированное занятие по развитию речи и сенсорному воспитанию с элементами фольклора в группе раннего возраста.
материал рекомендуется воспитателям групп раннего возраста. Интегрированное занятие по развитию речи и сенсорному воспитанию с элементами фольклора в группе раннего возраста. Тема: « Петушок...
Развитие речи на группах раннего и младшего возраста.
Формы, методы и приемы используемые в работе по развитию речи детей раннего и младшего возраста....
Технологическая карта организованной образовательной деятельности по развитию речи «Домашние животные и их детеныши» во второй группе раннего возраста (2-3года).
Формирование знаний детей о домашних животных и их детенышах....
Развитие речи детей раннего возраста с использованием наглядного материала в условиях дома ребёнка
Занятиям, на которых используется иллюстративный материал,отводится особая роль в педагогике раннего детства. Они способствуют развитию речи и мышления, расширяют знанияоб окружающем мире. О позновате...
"Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников" (доклад для городского методического объединения воспитателей групп раннего и дошкольного возрастов)
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.Цель обучения – развитие памяти, мы...
План-конспект по развитию речи на тему: Занятие по картине «Мы строим дом» с детьми младшего возраста
Составление рассказа по картине «Новый дом»Возрастная группа : средняяПрограммное содержание :1. Развивать речь, конструкторские способности.2. Формировать умение отвечать на воп...