«Взаимодействие музыкального руководителя и логопеда в коррекционно-образовательной работе с детьми с ОНР».
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
В коррекционной работе с детьми с ОНР, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_muzruka_i_logopeda.docx | 20.7 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Взаимодействие музыкального руководителя и логопеда
в коррекционно-образовательной работе с детьми с ОНР».
Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У некоторых из них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями познавательной деятельности.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно — временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, ритмические движения под музыку. Исследователи отмечают недостаточную координацию пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики, обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.
Таким образом, проблема коррекции ОНР в подавляющем большинстве случаев является комплексной медико-педагогической проблемой.
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.
Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.
Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Взаимодействие музыкального руководителя и логопеда мы осуществляем по двум направлениям:
- коррекционно-развивающее;
- информационно-консультативное.
Осуществляя свою работу, мы:
- учитываем структуру речевого нарушения;
- осуществляем индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
- закрепляем знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях;
- всесторонне развиваем личность дошкольника.
Мы предъявляем единые требования к проведению совместных занятий с детьми, которые строим на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии.
Основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы - оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные. Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда, музыкального руководителя и других специалистов ДОУ.
Совместно мы подбираем методическую литературу, пособия и репертуар.
Учителя-логопеды участвуют в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.
Составляем картотеки речевых игр, игр со словом и т.д.
Мы выступаем на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи.
Следует использовать на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедические распевки, речевые игры, логоритмические упражнения, игры со словом, пальчиковые игры, музыкально-ритмические движения с пением, поговорки, небылицы, считалки, подговорки, музыкально-дидактические игры со словом, потешки, частушки, загадки, стихи, скороговорки, инсценировки сказок и песен, вокально-хоровую работу.
Координационный план проведения совместных занятий
Педагогические задачи | Логопед | Музыкальный руководитель |
Развитие мелкой моторики | Упражнения с различным дидактическим материалом. | Игра на детских музыкальных инструментах. |
Развитие мимики | Массаж лица. | Развитие выразительности в пении и танце |
Развитие речевого дыхания | Скороговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания | Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце. |
Развитие голоса | Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба | Хоровое пение. |
Развитие фонематического слуха | Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль. | Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения. |
Развитие артикуляции | Упражнения с зеркалом. | Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием |
Развитие грамматического строя речи | Формирование навыков словообразования и словоизменения. | Разучивание текстов песен. Драматизация. |
Развитие словаря | Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм. | Пополнение словаря музыкальной терминалогоией. |
Развитие диалогической речи | Формирование навыков составления диалога | Драматизация. |
Развитие монологической речи | Развитие у ребенка желания говорить. | Разучивание текстов песен |
Развитие коммуникативных навыков | Психологические этюды и коммуникативные игры | Участие детей в музыкальных представлениях. |
Совместная работа музыкального руководителя и логопеда дает высокие результаты коррекции развития детей с ОНР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
взаимодействие музыкального руководителя и логопеда
• В коррекционной работе с детьми с ОНР положительную роль играет совместная образовательная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководи...
Консультация для педагогов «Взаимодействие музыкального руководителя, учителя-логопеда и воспитателя в сопровождении дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»
Консультация "Взаимодействие музыкального руководителя, учителя-логопеда и воспитателя в сопровождении дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"...
Взаимодействие музыкального руководителя и учителя дефектолога при работе с детьми, имеющими нарушения зрения.
В материале представлен опыт работы, а так же несколько музыкально-ритмических упражнений для детей с нарушениями зрения....
ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ЛОГОПЕДА
ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯМУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ЛОГОПЕДА СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 6-7 ЛЕТ. ...
Методическая разработка Взаимодействие музыкального руководителя и логопеда
Взаимодействие музыкального руководителя и логопеда...
Перспективный тематический план взаимодействия музыкального руководителя, учителя-логопеда и воспитателей, на развитие дыхания у детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи
Каждый ребёнок - огромный мир. Он имеет право быть счастливым. Именно в руках специалистов, педагогов дошкольного учреждения здоровье, благополучие, успехи или неуспехи ребёнка во взрослой жизни...
Взаимодействие музыкального руководителя и логопеда по музыкально – театрализованной деятельности «Формирование вокальных и артикуляционных способностей ребенка»
Приобщение детей к музыкально- театрализованной деятельности, в работе над спектаклем, сценической монологической и диалогической речью почти всегда начинается через пение, потому что пением дети начи...