ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТПЕДАГОГ-ДЕФЕКТОЛОГ (УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД, СУРДОПЕДАГОГ, ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГ, ТИФЛОПЕДАГОГ)
консультация по коррекционной педагогике
В настоящее время в Российской Федерации сформулирован и реализуется комплекс задач, направленных на развитие образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся детей-инвалидов. Согласно декларации о правах инвалидов они имеют право на удовлетворительную жизнь, а также на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания которые позволят им максимально проявить свои возможности, способности и ускорят процесс их социальной интеграции.
Слайд 2
Приоритетные направления государственной политики в области развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются положениями Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.
Слайд 3
Среди мер, направленных на повышение качества образования, изложенных в Указе Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", обозначено законодательное закрепление правовых механизмов реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на включение в существующую образовательную среду, нормативное урегулирование деятельности по воспитанию и социализации детей, обеспечение предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи, обеспечение возможности трудоустройства (в том числе поддерживаемого) для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, получивших профессиональное образование, создание условий для социализации детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с внедрением их в среду здоровых сверстников.
Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 года N ИР-535/07 "О коррекционном и инклюзивном образовании детей" образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. В статье 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" говорится о том, что: органами государственной власти субъектов Российской Федерации создаются отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 4
В Советском Союзе до 1995 года подготовка специалистов для системы специального образования велась по одной специальности "Дефектология". С 1995 года в Классификаторе специальностей высшего профессионального образования в группе специальностей "Образование" были выделены как самостоятельные специальности: 031500 - Тифлопедагогика;
031600 - Сурдопедагогика;
031700 - Олигофренопедагогика;
031800 - Логопедия;
031900 - Специальная психология; 032000 - Специальная педагогика и психология (дошкольная).
К каждой специальности была разработана соответствующая квалификационная характеристика. Однако в Номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций (постановление Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 N 678) до настоящего времени сохранились лишь два наименования "учитель-дефектолог" и "учитель-логопед (логопед)"; в отдельную категорию оказался выделенным только учитель-логопед, в то время как специалисты с квалификациями: "сурдопедагог", "олигофренопедагог", "тифлопедагог" были объединены под названием "учитель-дефектолог".
Слайд 5
В российском законодательстве, а тем более в сфере образования профессиональных стандартов никогда не было. Идея профессионального стандарта заимствована из зарубежного опыта. Меняется структура общества и его потребности. Поэтому педагог как центральная фигура образовательного процесса столкнулся с новыми вызовами общества. Разработчики стандарта старались смотреть в будущее, чтобы прогнозировать, какие требования будут предъявляться к педагогу завтрашнего дня.
Мы видим на примере введения ФГОСов какие новые требования предъявляются к воспитателю: помимо привычных и понятных предметных результатов, ему нужно освоить самому и научить детей совершенно новым компетенциям: умению учиться, общаться со сверстниками и жить в поликультурном пространстве. Не случайно ключевая идея профстандарта – умение педагога работать с разными категориями детей, а именно:
•Работа с одаренными детьми;
•Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;
•Работа с детьми мигрантами;
•Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии;
•Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными детьми, в том числе с отклонениями в социальном поведении.
Слайд 6
В последнее время педагогические коллективы детских садов уделяли серьезное внимание изучению закона «Об образовании» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Безусловно, это важнейшие документы, регламентирующие нашу деятельность. Реализовывать Федеральный государственный образовательный стандарт предстоит педагогам. Сейчас требования к профессиональным качествам педагога также возросли.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №536 от 27 мая 2015 года была создана Рабочая группа по вопросам разработки и применения профессиональных стандартов. До 2018 года Минобрнауки РФ провел работу по разработке следующих профессиональных стандартов работников сферы образования:
- Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель); апробация с 2016 года, вступил в силу в 2017 году.
- Педагог дополнительного образования детей и взрослых; с 2018 года
- Педагог-психолог (психолог в сфере образования); с 2018 года
- Руководитель образовательной организации и организации дополнительного образования детей; с 2018 года.
- Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог,
олигофренопедагог, тифлопедагог); с 2018 года
Слайд 7
Общие сведения
Педагог – дефектолог реализует следующий вид деятельности: педагогическая деятельность в обучении по адаптированным основным общеобразовательным программам, воспитании, коррекции нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья(наименование вида профессиональной деятельности)
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Организация деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, необходимыми для жизни человека в обществе, обеспечение достижения ими нормативно установленных результатов образования; оказание коррекционной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья; методическое обеспечение процессов образования.
Слайд 8
Профессиональный стандарт педагога-дефектолога включает перечень трудовых функций реализуемых в профессиональной деятельности:
1. Организация деятельности лиц с тяжелыми нарушениями речи по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, а также программ логопедической помощи;
2. Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ для лиц с тяжелыми нарушениями речи и программ логопедической помощи;
3. Организация деятельности глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию;
4. Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся;
5. Организация деятельности обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию;
6. Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости;
7. Организация деятельности слепых, слабовидящих обучающихся по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию;
8. Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для слепых, слабовидящих обучающихся.
9. Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных Отношений
Слайд 9
Для реализации трудовой функции любого педагога «Организация деятельности по освоению обучающимися образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию» предусмотрены следующие трудовые действия :
- планирование и проведение занятий, специальных групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся;
- организация специальной образовательной среды для реализации особых образовательных потребностей обучающихся;
- обеспечение непрерывности и преемственности процессов обучения, воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации;
- применение в образовательном процессе специальных педагогических технологий, современных образовательных дидактических средств, информационно-коммуникационных технологий (специализированные компьютерные программы) с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся;
- планирование и проведение специальной (коррекционной) работы по развитию познавательной активности, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;
- обеспечение развития у обучающихся мотивации к качественному образованию, личностному развитию, социальной адаптации с учетом их особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей;
- осуществление систематического контроля и оценки достижения обучающимися планируемых результатов обучения и воспитания, коррекции нарушений развития, проведение мониторинга достижения обучающимися планируемых результатов образования при использовании способов, содержания и методов, учитывающих индивидуальные возрастные и особые образовательные потребности и особенности обучающихся;
Слайд 10
Трудовая функция " Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для обучающихся" предусматривает следующие трудовые действия:
- определение целей, задач и содержания программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся ;
- планирование процесса реализации образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся;
- планирование занятий в рамках освоения адаптированных основных
- общеобразовательных программ при реализации личностно-ориентированного и
- индивидуально-дифференцированного подходов к обучению;
- разработка системы контроля и оценки достижения планируемых результатов освоения образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся;
- корректировка содержания программ, планов занятий по результатам анализа их реализации.
Слайд 11
Для реализации трудовой функции «Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений»
предусмотрено выполнение следующих трудовых действий:
- выбор методик для диагностики особенностей развития обучающихся с учетом возраста и индивидуальных особенностей;
- разработка рекомендаций к коррекционно-педагогическому сопровождению процессов образования и реабилитации обучающихся, при необходимости, к дополнительному обследованию специалистами организаций здравоохранения, образования, социальной защиты.
Слайд 12
Обоснованием внесения изменений в Номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность служит
потребность в дифференциации специалистов, осуществляющих обучение, воспитание, развитие и преодоление нарушений у детей, отнесенных Международной классификацией болезней , что предполагает вариативность профессиональной деятельности и требований, предъявляемых к квалификации соответствующих работников, в том числе требований к профессиональному образованию.
Профессиональный педагог должен знать:
- Клинико-психолого-педагогические особенности обучающихся;
- Современные классификации интеллектуальных нарушений;
- Современные методики выявления интеллектуальных нарушений;
- Педагогические технологии выявления интеллектуальных нарушений;
- Психолого-педагогические технологии консультирования родителей (законных представителей);
- Направления и способы взаимодействия учителя-дефектолога и специалистов организаций здравоохранения, образования, социальной защиты в процессе обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации обучающихся.
Профессиональный стандарт педагога-дефектолога создаст необходимые условия для профессионального роста специалистов в области специального и инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья разного возраста, повышение качества психолого-педагогического сопровождения развития обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья и их семей.
Слайд 13
«Плохой учитель преподносит истину,
а хороший — учит её находит»
Адольф Дистервег (немецкий мыслитель)
«Всеми возможными способами нужно воспламенять в
детях горячее стремление к знанию и к учению».
Ян Амос Каменский (чешский педагог)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prohortseva.pptx | 748.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» :
Меры повышения качества образования
Самостоятельные специальности в группе специальностей «Образование»
Работа педагога с разными категориями детей
Профессиональные стандарты в сфере образования
Общие сведения Вид деятельности педагога – дефектолога Основная цель
Трудовые функции Обучение , воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми нарушениями речи ; Обучение , воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся ; Обучение , воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости ; Обучение , воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости О С У Щ Е С Т В Л Я Ю Т Общие трудовые функции
Предусматривает: Планирование и проведение занятий (групповых и индивидуальных) ; Организация специальной образовательной среды; Обеспечение непрерывности и преемственности процессов обучения; Применение в образовательном процессе специальных педагогических технологий; Планирование и проведение специальной (коррекционной) работыс учетом индивидуальных особенностей обучающихся; Обеспечение развития у обучающихся мотивации к качественному образованию. Трудовая функция « Организация деятельности по освоению обучающимися образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию»
Предусматривает: Определение целей, задач и содержания программ; Планирование процесса реализации образовательных программ; Выбор технологий реализации АОП; Планирование занятий в рамках освоения; Разработка системы контроля и оценки достижения планируемых результатов освоения; Оформление программно-методической документации, определяемой в соответствии с федеральными, региональными и локальными нормативными актами. Трудовая функция " Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для обучающихся
Предусматривает: выбор методик для диагностики; разработка рекомендаций к коррекционно-педагогическому сопровождению процессов образования и реабилитации обучающихся Трудовая функция « Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений»
Педагог должен : Знать специфику дошкольного образования Знать общие закономерности развития детей Уметь организовывать ведущие виды деятельности Владеть теорией и методиками развития детей дошкольного возраста Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми Уметь планировать и корректировать образовательные задачи по результатам диагностики Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей Владеть ИКТ-компетенциями Профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования
Успехов в работе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Взаимодействие в работе сурдопедагога и воспитателя"
В данном докладе говорится о совместной работе сурдопедагога и воспитателя. О совместном подборе речевого материала к занятиям, о совместном составлении перспективных планов и сценариев утренников и в...
Роль сурдопедагога в организации коррекционно-образовательного процесса детей с нарушением слуха в условиях интегрированного образовательного учреждения
12-й год в нашем образовательном учреждении воспитываются и обучаются дети с нарушением слуха. Мы одни из первых в округе, начали работу по интегрированному обучению и воспита...
Совместная деятельность учителя-логопеда и учителя-олигофренопедагога по теме «Домашние животные»
Совместная деятельность учителя-логопеда и учителя-олигофренопедагогас детьми 4 года обучения с речевой патологией и интеллектуальнойнедостаточностью (VIII вид) по теме «Домашние животные» с исп...
Карта обследования сурдопедагогом
Карта обследованияинтеллектуально-познавательного развития...
«Нетрадиционные методы и приемы работы с дошкольниками в деятельности олигофренопедагога»
Данная работа посвящена проблеме выбора нетрадиционных методов и приемов, используемых олигофренопедагогом в коррекционной работе. Выбранная тема является актуальной как для олигофренопеда...
Кто такой дефектолог-олигофренопедагог в ДОУ и чем он занимается?
Часто о возможных нарушениях интеллекта родители задумываются, если у ребенка наблюдаются проблемы с речью. Например, если он к 3 годам не говорит и не понимает, когда к нему обращаются. Но это ...
Рабочая программа коррекционно - развивающих занятий учителя дефектолога (сурдопедагога)
Программа разработана на основе Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для слабослышащих детей, на основе Типовой образовательной программы дошкольного образов...