Биоэнергопластика
консультация по коррекционной педагогике
Биоэнергопластика является неотъемлемой частью логопедической работы. Она помогает удерживать интерес детей к занятию, поддерживает положительный эмоциональный настрой, помогает повысить мотивационную готовность детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bioenergoplastika.docx | 643.27 КБ |
Предварительный просмотр:
«Инновационные технологии в логопедической практике». «Биоэнергопластика»
Инновационные технологии - это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и приёмы работы, позволяющие оптимизировать работу любого педагога. В логопедической практике используются различные инновационные технологии, но для меня одним из интересных направлений работы оказалась БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук. Движения тела, совместные движения рук, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. А это, в свою очередь, оказывает влияние на развитие интеллектуальной деятельности детей, развитие мелкой моторики, координации общих движений и способствует улучшению памяти, внимания, мышления и речи. Еще И.Кант в своих трудах писал, что «рука является вышедшим наружу головным мозгом».
Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако, для закрепления мысли ему необходимо движение. И.П.Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, при ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и.т.д. На двигательной активности построение все нейропсихологические коррекционно-развивающие программы. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!
Биоэнергопластика является неотъемлемой частью логопедической работы, но было бы полезно включать упражнения с элементами биоэнергопластики в занятия воспитателей. Биоэнергопластика помогает удерживать интерес детей к занятию, поддерживает положительный эмоциональный настрой, помогает повысить мотивационную готовность детей.
Приёмы биоэнергопластики я использую на различных этапах логопедических занятий:
- Этап развития артикуляционной и мимической мускулатуры
- Этап развития фонематического слуха
- Этап автоматизации звука в слогах
- Этап автоматизации звука в словах
- Этап работы над слоговой структурой слова
- Этап автоматизации звука в словосочетаниях
- Этап автоматизации звука в предложениях
Этап развития артикуляционной и мимической мускулатуры
Одним из первых этапов логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Интерес к этому виду деятельности у детей невелик и чтобы «подогреть» этот интерес, мы соединяем выполнение этих упражнений с биоэнергопластикой. На начальном этапе такой работы используется только одна рука, затем подключается вторая. Рука как бы «дублирует» положение языка. Упражнения выполняются перед зеркалом, после их заучивания подключается ведущая рука, затем вторая рука. Комплекс состоит из упражнений: «Окошко», «Хоботок», «Часики», «Качели», Чашечка», «Вкусное варение», «Грибок», «Иголочка», «Лопаточка».
Этап развития фонематического слуха
Для развития фонематического слуха на начальном этапе учим детей различать звук, над которым работаем. Для этого проводим игру «Собери пирамидку». Даётся инструкция: «Если услышишь слово с заданным звуком, нанизывай колечко на пирамидку».
Игра «Соберём цепочку». Учим детей определять положение заданного звука в словах (начало, середина, конец слова). Логопед произносит слова, а ребёнок, в зависимости от положения звука в словах, собирает цветовую цепочку.
Этап автоматизации звука в слогах
На данном этапе используется колючие коврики-тренажеры и схема соотнесения гласных звуков с пальцами рук.
Ребёнок произносит заданный слог и производит прижим пальцев на соответствующий гласный: ЛА - ЛО– ЛУ - ЛЫ- ЛЭ, АЛ-ОЛ-УЛ-ИЛ-ЭЛ. На данном этапе работы перед ребёнком двойная задача – правильно произнести звук и выполнить правильный прижим пальцами к коврику-тренажёру.
Этап автоматизации звука в словах
Игра «Разложи предметы по схеме». Ребёнок достает предметы из коробки в соответствии со схемой и четко их произносит, выделяя правильно нужный звук. В данном упражнении слово снова сочетается с движением.
Игра с ковриком-тренажёром. Ребёнок произносит слова и прижимает пальцы к коврику в соответствии с гласными: ЛУНА, МЫЛО, ЛАПА, МОЛОКО, ГОЛУБИ и.т.д.
Этап работы над слоговой структурой слова
На данном этапе работы мы учимся определять количество слогов в словах, отхлопывать их, отстукивать или использовать для этого другие предметы.
Игра «Пройди по дорожке». В этой игре я использую аппликатор Кузнецова для проговаривания слов сложной слоговой структуры с передвижением пальцев по колючим дорожкам (ве-ло-си-пед, ве-ло-си-пе-дист, го-ло-во-лом-ка, на-во-лоч-ка).
Этап автоматизации звуков в словосочетаниях
Игра «Что я достала из коробки?». Ребёнок достаёт предмет из коробки в соответствии с заданной схемой и произносит словосочетания: достала лошадь, достала слона, достала иголку....
Игра «Что делал(а)?». Ребёнок изображает действия с предметами и убирает их обратно в коробку по заданной схеме, произнося словосочетания: лошадь бегала, слон ходил, иголка шила, лопата копала, колокол звенел.
Движения совместно с проговариванием используются на занятиях в динамических паузах, например,
ла-ла-ла – девочка мала; лы-лы-лы – вымыли полы
ул-ул-ул – ветер с моря дул; ал-ал-ал – на подушке спал
Этап автоматизации звука в предложениях.
На данном этапе включается работа над грамматическими категориями, например, работа с предлогами.
Игра «Убери предметы». Ребёнок выполняет инструкцию логопеда и комментирует свои действия: «Я положила лопату на стол». «Я поставила слона на полку». «Я убрала лошадь под стол». «Я достала лошадь из-под стола». «Я спрятала иголку за спину». «Я достала иголку из-за спины».
Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка.
Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее. Развивайте движения рук на занятиях!
Список использованной литературы:
1. Полякова М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. М.: Айрис Пресс, 2009 г.
2. Бубновский С.М. Теория и методика кинезитерапии методическое пособие/ под редакцией к.м.н. Бубновского С.М.. М.: 1998.
3. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. М.: Арктур, 1999.
4. Краузе Елена Логопедия. С.-П.: Корова.Век, 2013
5. Фомичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. М.: Просвещение, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние биоэнергопластики на речь
Биоэнергопластика То, что речевой аппарат связан с мелкой моторикой рук вы, конечно же, слышали. Области коры головного мозга, отвечающие за работу этих систем, находятся в непосредственной близости....
Использование метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Учителя – логопеды в своей работе с успехом применяют артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Ежед...
Использование биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста
«Биоэнергопластика» - это система упражнений для развития гибкости артикуляционного аппарата и синхронности его движений с движениями кистей рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляцион...
Конспект подгрупповой коррекционной непосредственно - образовательной деятельности с применением элементов биоэнергопластики на тему: "Морское путешествие".
Конспект подгрупповой коррекционной непосредственно - образовательной деятельности с применением элементов биоэнергопластики на тему: "Морское путешествие", с заданиями на развитие лексико-грамматичес...
Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.
Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляцио...
Артикуляционная гимнастика с использованием БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ
Цикл упражнений с использование биоэнергопластики...
Биоэнергопластика. Здоровьесберегающие технологии. Конспект индивидуального занятия с использованием компонентов кинезиологической методики и элементов биоэнергопластики. "Путешествие с котенком".
Предлагаемые в занятии материалы помогут учителям-логопедам комплексно и компетентно подойти к решению проблемы речевых и неречевых нарушений у детей-логопатов со стёртой формой дизартрии...