«Как проблемы пищеварения влияют на детей с аутизмом»
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Аутизм – это определенные особенности развития, а не болезнь, но научные исследования предполагают, что дети в спектре аутизма (а также их братья и сестры) подвержены повышенному риску нарушений пищеварения по сравнению с детьми с типичным развитием того же возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_iyun_2020.docx | 19.55 КБ |
konsultatsiya_iyun_2020.docx | 18.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №67 «Аистёнок» Старооскольского городского округа
Консультация для родителей на тему: «Как проблемы пищеварения влияют на детей с аутизмом»
Подготовила:
Баранник Л.В.,
воспитатель
2020
Аутизм – это определенные особенности развития, а не болезнь, но научные исследования предполагают, что дети в спектре аутизма (а также их братья и сестры) подвержены повышенному риску нарушений пищеварения по сравнению с детьми с типичным развитием того же возраста.
Остается открытым вопрос о том, насколько именно выше этот риск. Согласно некоторым исследованиям, риск нарушений пищеварения при аутизме в 8 раз выше нормы, но другие исследования говорят о том, что он гораздо ниже. То же самое относится и к уровню распространенности проблем пищеварения. Согласно некоторым исследованиям, до 70% детей в спектре аутизма имеют проблемы пищеварения, согласно другим данным это около 23% детей. Такой большой разброс может объясняться тем, как разные исследования определяют и измеряют нарушения пищеварения, а также кого включали в выборку исследования. Например, маленькое исследование среди пациентов клиники, которая специализируется на аутизме, скорее всего, покажет другие результаты, чем крупномасштабное исследование аутичных детей среди населения в целом.
Пищеварительные симптомы могут быть болезненными, они вызывают сильное раздражение и мешают сосредоточиться. Даже типичный ребенок с болью в животе и запором (например) может демонстрировать нежелательное поведение. Дети с аутизмом часто не могут сообщить о боли или дискомфорте, и они могут «плохо» себя вести, потому что это единственное, что им остается. Более того, согласно одному исследованию: «Среди детей с РАС для тех, кто часто испытывает боли в животе, повышенное газообразование, диарею, запор или боли при дефекации показатели раздражительности, социального избегания, стереотипий и гиперактивности были гораздо хуже, по сравнению с детьми без частых пищеварительных симптомов».
Другими словами, аутичные дети гораздо чаще имеют пищеварительные симптомы. Эти симптомы могут приводить к нежелательному поведению, невнимательности и другим поведенческим проблемам, которые часто связаны с аутизмом. Очевидный вывод – лечение нарушений пищеварения может улучшить поведение, обучение и социальные навыки некоторых детей с аутизмом. Как говорилось в одном исследовании: «Понимание степени пищеварительных проблем и их влияния на поведение может помочь подобрать более эффективные и подходящие методы лечения для детей, которые страдают от подобных проблем».
Поведенческие проблемы, хотя и являются очень значительными, могут быть лишь верхушкой айсберга. Дети с нарушениями пищеварения могут хуже спать, что также ухудшает обучение и поведение. Также это повышает риск госпитализации ребенка, например, в случае тяжелого запора.
Некоторые проблемы пищеварения очевидны, даже если ребенок совсем не говорит. Например, трудно не заметить диарею или рвоту. Другие симптомы могут быть не такими очевидными. Например, это относится к таким симптомам как запор или повышенное газообразование. Эти симптомы может быть, особенно трудно заметить у ребенка, у которого всегда есть поведенческие проблемы.
Очевидно, что необходимо обратиться к педиатру, если вы подозреваете проблемы пищеварения у ребенка. Но вы также можете стараться отслеживать следующие признаки:
– Ребенок надавливает на свой живот руками или прижимается животом к мебели? Это может быть способом облегчить боли от газообразования.
– Поведение ребенка ухудшается после еды?
– Поведение ребенка ухудшается после определенных продуктов или блюд?
Ответы «да» на любой из этих вопросов говорят о том, что стоит проконсультироваться с педиатром и, возможно, получить направление к гастроэнтерологу. Желательно, чтобы у этого специалиста уже был опыт лечения аутичных детей. Опыт в отношении аутизма важен, так как часто врачи не считают нужным проводить обследование, если проблема не является явной и тяжелой.
Поскольку причины и тяжесть пищеварительных проблем варьируются, методы лечения тоже могут быть очень разными. В каких-то случаях проблему решит легкое слабительное. В других случаях необходимы изменения диеты или дальнейшие обследования.
Уменьшение стресса
У некоторых детей стресс может быть причиной разных проблем, в том числе нарушений пищеварения. Детям с аутизмом может быть сложно выразить свой стресс или понять его причину.
В то время, когда вы ищите физические проблемы, желательно попробовать уменьшить факторы стресса в жизни ребенка. Некоторые из этих факторов могут быть не очевидны для вас, поэтому может быть не лишним поговорить с педагогами или терапевтами ребенка. Распространенные причины стресса включают:
– Негативный опыт с ровесниками, в том числе издевательства.
– Трудности при выполнении учебных заданий (у многих детей с аутизмом есть трудности с обучением).
– Изменения в привычном распорядке дня (многим аутичным детям сложно переносить перемены).
– Сенсорные проблемы, например, ребенок может испытывать сильный стресс из-за громкого звонка в школе, искусственного освещения или запаха от нового ковра.
– Значительные перемены в жизни, например, смена школы, появление нового ребенка, развод или смерть в семье.
Терапия избирательности в еде
По многим причинам у детей с аутизмом могут быть крайние формы избирательности в еде. Часто это связано с сенсорными проблемами и стремлением к однообразию. Какой бы ни была причина, избирательность в еде (особенно если ребенок отказывается от любых фруктов и овощей) может привести к пищеварительным нарушениям, например, запору или газообразованию. Существуют разные подходы для коррекции избирательности в еде, но на практике они редко подходят аутичным детям. Для коррекции этой проблемы при аутизме необходима помощь поведенческого терапевта, который специализируется на пищевом поведении.
Диагностика и лечение пищевой непереносимости и аллергий
Аллергия или пищевая непереносимость могут привести к различным нарушениям пищеварения у любого человека, независимо от наличия аутизма. Если у ребенка есть пищеварительные проблемы, которые не поддаются стандартному лечению, вполне возможно, что у него есть пищевая непереносимость, которая пока не была диагностирована. Педиатр может направить вас к аллергологу, но, если настоящую аллергию можно определить тестом, пищевую непереносимость может быть сложно диагностировать.
Нередко в таких случаях родители начинают манипулировать диетой ребенка самостоятельно, используя различные диеты из Интернета, например, пробуют «кето» или диету без глютена и казеина. Если у ребенка есть не определенная аллергия или непереносимость каких-то веществ, например, молочных продуктов, то диета может привести к улучшениям. Однако если аллергий или непереносимости нет, то нет и причин считать, что диета устранит пищеварительные симптомы.
Возможно, наилучший подход – непосредственно работать с диетологом, который может помочь определить продукты, которые могут вызывать пищеварительные проблемы, а также оценить результаты изменений в питании. Работа с диетологом также имеет другие преимущества:– Он может скорректировать рацион ребенка таким образом, чтобы избежать дефицита питательных веществ.
– Он может помочь найти новые варианты продуктов для ребенка.
– Он может помочь вам и другим специалистам правильно оценить результаты изменений в питании.
– Он может помочь вам поддерживать долгосрочные изменения в питании.
Предварительный просмотр:
Аутизм – это определенные особенности развития, а не болезнь, но научные исследования предполагают, что дети в спектре аутизма (а также их братья и сестры) подвержены повышенному риску нарушений пищеварения по сравнению с детьми с типичным развитием того же возраста.
Остается открытым вопрос о том, насколько именно выше этот риск. Согласно некоторым исследованиям, риск нарушений пищеварения при аутизме в 8 раз выше нормы, но другие исследования говорят о том, что он гораздо ниже. То же самое относится и к уровню распространенности проблем пищеварения. Согласно некоторым исследованиям, до 70% детей в спектре аутизма имеют проблемы пищеварения, согласно другим данным это около 23% детей. Такой большой разброс может объясняться тем, как разные исследования определяют и измеряют нарушения пищеварения, а также кого включали в выборку исследования. Например, маленькое исследование среди пациентов клиники, которая специализируется на аутизме, скорее всего, покажет другие результаты, чем крупномасштабное исследование аутичных детей среди населения в целом.
Пищеварительные симптомы могут быть болезненными, они вызывают сильное раздражение и мешают сосредоточиться. Даже типичный ребенок с болью в животе и запором (например) может демонстрировать нежелательное поведение. Дети с аутизмом часто не могут сообщить о боли или дискомфорте, и они могут «плохо» себя вести, потому что это единственное, что им остается. Более того, согласно одному исследованию: «Среди детей с РАС для тех, кто часто испытывает боли в животе, повышенное газообразование, диарею, запор или боли при дефекации показатели раздражительности, социального избегания, стереотипий и гиперактивности были гораздо хуже, по сравнению с детьми без частых пищеварительных симптомов».
Другими словами, аутичные дети гораздо чаще имеют пищеварительные симптомы. Эти симптомы могут приводить к нежелательному поведению, невнимательности и другим поведенческим проблемам, которые часто связаны с аутизмом. Очевидный вывод – лечение нарушений пищеварения может улучшить поведение, обучение и социальные навыки некоторых детей с аутизмом. Как говорилось в одном исследовании: «Понимание степени пищеварительных проблем и их влияния на поведение может помочь подобрать более эффективные и подходящие методы лечения для детей, которые страдают от подобных проблем».
Поведенческие проблемы, хотя и являются очень значительными, могут быть лишь верхушкой айсберга. Дети с нарушениями пищеварения могут хуже спать, что также ухудшает обучение и поведение. Также это повышает риск госпитализации ребенка, например, в случае тяжелого запора.
Некоторые проблемы пищеварения очевидны, даже если ребенок совсем не говорит. Например, трудно не заметить диарею или рвоту. Другие симптомы могут быть не такими очевидными. Например, это относится к таким симптомам как запор или повышенное газообразование. Эти симптомы может быть, особенно трудно заметить у ребенка, у которого всегда есть поведенческие проблемы.
Очевидно, что необходимо обратиться к педиатру, если вы подозреваете проблемы пищеварения у ребенка. Но вы также можете стараться отслеживать следующие признаки:
– Ребенок надавливает на свой живот руками или прижимается животом к мебели? Это может быть способом облегчить боли от газообразования.
– Поведение ребенка ухудшается после еды?
– Поведение ребенка ухудшается после определенных продуктов или блюд?
Ответы «да» на любой из этих вопросов говорят о том, что стоит проконсультироваться с педиатром и, возможно, получить направление к гастроэнтерологу. Желательно, чтобы у этого специалиста уже был опыт лечения аутичных детей. Опыт в отношении аутизма важен, так как часто врачи не считают нужным проводить обследование, если проблема не является явной и тяжелой.
Поскольку причины и тяжесть пищеварительных проблем варьируются, методы лечения тоже могут быть очень разными. В каких-то случаях проблему решит легкое слабительное. В других случаях необходимы изменения диеты или дальнейшие обследования.
Уменьшение стресса
У некоторых детей стресс может быть причиной разных проблем, в том числе нарушений пищеварения. Детям с аутизмом может быть сложно выразить свой стресс или понять его причину.
В то время, когда вы ищите физические проблемы, желательно попробовать уменьшить факторы стресса в жизни ребенка. Некоторые из этих факторов могут быть не очевидны для вас, поэтому может быть не лишним поговорить с педагогами или терапевтами ребенка. Распространенные причины стресса включают:
– Негативный опыт с ровесниками, в том числе издевательства.
– Трудности при выполнении учебных заданий (у многих детей с аутизмом есть трудности с обучением).
– Изменения в привычном распорядке дня (многим аутичным детям сложно переносить перемены).
– Сенсорные проблемы, например, ребенок может испытывать сильный стресс из-за громкого звонка в школе, искусственного освещения или запаха от нового ковра.
– Значительные перемены в жизни, например, смена школы, появление нового ребенка, развод или смерть в семье.
Терапия избирательности в еде
По многим причинам у детей с аутизмом могут быть крайние формы избирательности в еде. Часто это связано с сенсорными проблемами и стремлением к однообразию. Какой бы ни была причина, избирательность в еде (особенно если ребенок отказывается от любых фруктов и овощей) может привести к пищеварительным нарушениям, например, запору или газообразованию. Существуют разные подходы для коррекции избирательности в еде, но на практике они редко подходят аутичным детям. Для коррекции этой проблемы при аутизме необходима помощь поведенческого терапевта, который специализируется на пищевом поведении.
Диагностика и лечение пищевой непереносимости и аллергий
Аллергия или пищевая непереносимость могут привести к различным нарушениям пищеварения у любого человека, независимо от наличия аутизма. Если у ребенка есть пищеварительные проблемы, которые не поддаются стандартному лечению, вполне возможно, что у него есть пищевая непереносимость, которая пока не была диагностирована. Педиатр может направить вас к аллергологу, но, если настоящую аллергию можно определить тестом, пищевую непереносимость может быть сложно диагностировать.
Нередко в таких случаях родители начинают манипулировать диетой ребенка самостоятельно, используя различные диеты из Интернета, например, пробуют «кето» или диету без глютена и казеина. Если у ребенка есть не определенная аллергия или непереносимость каких-то веществ, например, молочных продуктов, то диета может привести к улучшениям. Однако если аллергий или непереносимости нет, то нет и причин считать, что диета устранит пищеварительные симптомы.
Возможно, наилучший подход – непосредственно работать с диетологом, который может помочь определить продукты, которые могут вызывать пищеварительные проблемы, а также оценить результаты изменений в питании. Работа с диетологом также имеет другие преимущества:– Он может скорректировать рацион ребенка таким образом, чтобы избежать дефицита питательных веществ.
– Он может помочь найти новые варианты продуктов для ребенка.
– Он может помочь вам и другим специалистам правильно оценить результаты изменений в питании.
– Он может помочь вам поддерживать долгосрочные изменения в питании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как телевидение влияет на детей"
«Как телевидение влияет на детей»...
Консультация для родителей " Как телевидение влияет на детей".
Консультация для родителей....
Консультация для родителей "Проблемы сна у детей с аутизмом"
Сон является важным компонентом здоровья. Он необходим для роста, восстановления силы тела и иммунной системы организма, повышению и укреплению памяти, улучшению восприимчивости к обучению. В статье д...
Консультация для родителей. Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде? Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам.
Консультация для родителей.Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде?Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам. Родителя...
«Проблемы пищеварения и повторяющееся поведение»
Новое исследование показало, что нарушения пищеварения связаны с повторяющимися движениями при аутизме, но не с социальными навыками и коммуникацией.Исследование, проведенное учеными из Университета ш...
Детский аутизм- как организовать занятия для детей с аутизмом
Игра и ее роль в психическом развитии ребенка...
К проблеме педагогической поддержки детей с аутизмом при подготовке их к школе
В данной статье, методом творческого анализа рассматриваются основные понятия- "педагогическая поддержка активных детей", "особенности развития детей с РАС" и "формы подготовки активных воспитанников ...