Специфика работы с воспитанниками домов ребенка с задержкой речевого развития на втором году жизни
консультация по коррекционной педагогике
В статье раскрывается методика занятий с детьми первых лет жизни, раскрываются приемы и структура коррекционного занятия в условиях дома ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_.docx | 14.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Специфика работы с воспитанниками домов ребенка с задержкой речевого развития на втором году жизни
Методика занятий с детьми первых лет жизни имеет свою специфику, которая связана с особенностями развития и поведения детей этого возраста.
На втором году жизни идет становление самой сложной и важной функции мозга – речи. Поэтому у детей именно в это время чаще, чем в другом возрасте, возникают задержки в развитии речи. Особенно если, они воспитывались в неблагополучных семьях, где из-за отсутствия необходимого эмоционального общения развивается отставание не только в речевом, но и интеллектуальном развитии.
Важной задачей учителя-дефектолога дома ребенка, при работе с такими детьми, установить контакт, поднять их эмоциональное состояние. Ведь как правило, эти дети на занятиях неактивны, недостаточно сосредоточены.
Из-за неустойчивости концентрации приходится применять такие приемы для привлечения внимания детей, как постукивание, пропевание потешек и стишков в течении всей игры. Именно поэтому все обучение построено практически на индивидуальных занятиях. Но на первых порах в этих занятиях должен участвовать сверстник, речь которого развита несколько лучше (но не так, чтобы он мог подавлять своими умениями). Ребенок с задержкой в речевом развитии приглядывается к действиям сверстника, успокаивается, незаметно начинает подражать его действиям, словам и постепенно входит в контакт со взрослым и сверстником.
Структура коррекционного занятия как правило состоит из 3-х частей (длительностью не больше 3-4 мин), при этом каждая часть будет представлять новый вид деятельности, с одной стороны это не вызовет у ребенка утомления, а с другой – поможет более длительное время сосредоточенно заниматься.
В первой части занятия лучше дать задание, связанное с движением рук, т.к. известно, что двигательная активность и мелкая моторика стимулирует речевую активность. Это может быть нанизывание на стержень или шнур колец одной величины, пальчиковые игры («Сорока-сорока», «Мальчик-пальчик» и др.).
Вторая часть занятия должна быть направлена на речевое развитие, здесь лучше всего использовать картинку. Уровень сложности картинок должен соответствовать уровню развития понимания речи ребенка. При этом важно не столько требовать ответа ребенка, сколько стараться вызвать у него оживление, интерес. Следует чаще поощрять ребенка. Он будет более активен, если ему предлагать задания типа «посмотри», «возьми», «спрячь», «найди», «дай мне», «найди такую же» и др.
Третью часть занятия целесообразно посвятить какой-либо деятельности совместно с ребенком (игры «лото», «строитель», простой конструктор). Игра должна быть построена так, чтобы ребенок и взрослый общались.
Правильно проводимое занятие требует от ребенка значительного умственного напряжения, поэтому очень важно не допустить его утомления.
В результате такой работы у многих детей снижается уровень задержки. У них появляется шанс в успешной социальной адаптации и обучении, что в свою очередь помогает ребенку получить возможность обрести свою семью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование активного словаря детей с задержкой речевого развития 4-го года жизни
Статья основана на опыте работы учителя-дефектолога в детском саду....
Тема: " Особенности развития детей второго года жизни в доме ребёнка"
Данный материал основан на особенностях развития детей в доме ребёнка....
Выступление "Специфика работы в разновозрастной группе дошкольников с задержкой психического развития"
В статье раскрыты аспекты особенностей функционирования разновозрастной группы для детей с задержкой психического развития....
Конспекты НОД по речевому развитию детей второго года жизни
В методическом пособии "Речевое развитие детей второго года жизни", автор О.С.Ушакова, описана система образовательной работы по развитию речи детей во второй группе раннего возраста. Автор ...
Речевое развитие детей второго года жизни
Ранний возраст характеризуется диапазоном индивидуальных различий в речевом развитии. Ребенок понимает происходящее, включается в него эмоционально, адекватно, реагирует на слова взрослого, выполняя е...
Индивидуальный план коррекционной работы c ребенком с задержкой психического развития 3-4 года
Индивидуальный план работы...
Особенности речевого развития детей второго года жизни. Приёмы активизации речи.
На протяжении второго года жизни у детей происходят значительные изменения, как в физическом, так и в нервно-психич...