Чек-лист "У школьного порога"
статья по коррекционной педагогике

Наталья Васильевна Попова

Данное сообщение содержит материал о готовности старших дошкольников к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chek-list.doc25.5 КБ
Microsoft Office document icon fonem_sluh_v_obuchenii.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

ЧЕК – ЛИСТ «У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА»

Школа предъявляет будущему первокласснику ряд требований.

  • Прежде всего ребёнок должен быть физически здоров и крепок. Необходимо прививать ребёнку стремление к здоровому образу жизни (правильному питанию, полезным привычкам и занятиям спортом).
  • Ребёнок имеет пытливый интерес к познанию. Задаёт вопросы взрослому. Пытается экспериментировать. Обращается за помощью.
  • Ребёнок эмоционально отзывчивый по отношению к близким, к героям произведений, к музыке разног жанра.
  • Адекватно общается со взрослыми и сверстниками. Меняет стиль общения в зависимости от ситуации.
  • Ребёнок владеет первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, театре и т.д.).
  • Ребёнок способен решать интеллектуальные и личностные проблемы, адекватные возрасту. Может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке.
  • Ребёнок имеет первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
  • Ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности (умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции).
  • Овладел необходимыми умениями и навыками для осуществления различных видов детской деятельности.



Предварительный просмотр:

Роль  фонематического слуха в успешном обучении будущих первоклассников

            Состояние фонематического слуха связано с  речевой готовностью ребенка к школе.

            Выделяют два раздела:

1. Звукопроизношение – если нарушен только этот компонент, то нарушений письма и чтения не будет. В начальной школе ещё можно поставить нарушенные звуки.

2. Фонематический слух – от «фонема» - звук, т.е. слух на звуки. Не имеет отношение к физическому слуху. ФС – это умение дифференцировать (различать) звуки речи (по звонкости – глухости, твердости – мягкости), умение провести звуковой анализ слова, т.е. выделить все звуки по-порядку, в разбивку – 3-й, 5-й, умение составить слово из заданных звуков.

           При нормальном речевом развитии к 6-7 годам  фонематические процессы должны быть полностью сформированы. Это значит - задания по дифференциации на слух, звуковой анализ и синтез ребенок должен выполнять практически без ошибок.

           Но довольно часто, в силу различных причин, мы наблюдаем недостаточное развитие фонематических процессов у ребенка. Причины могут быть различными, начиная от биологических: осложнения во время беременности, тяжелые роды, болезни ребенка в первые годы жизни; а также социальные причины: ребенок не посещал д/с, дома ему уделяли мало внимания, находился в неблагоприятной речевой среде, т.е. речевое развитие ребенка запущено.

          Фонематический слух – процесс специфичный и многие родители не знают о его существовании, а, следовательно, даже при хорошем уровне общего развития ребенка, ФС остается «белым пятном».

           В настоящее время ученые отдают большой процент и наследственным нарушениям речи. Так что, если у родителей или ближайших родственников ребенка были проблемы с письмом и чтением, то и у ребенка они могут проявиться.

           Почему же так важен фонематический слух, и так много мы уделяем ему внимания. Дело в том, что все нарушения ФС переносятся на письмо и чтение. Все ошибки устной речи будут, как в зеркале, отражаться на письме. Количество этих речевых ошибок может расти как снежный ком. Чем больше начинает писать ребенок, тем больше у него появляется ошибок. И, к февралю, когда 1-е классы активно начинают писать диктанты, основной оценкой ребенка может стать «2».

            Вот некоторые ошибки:

• Многочисленные замены (горько – корько, бусы – пусы, ёжик – ожик, Люба – Луба и др.)

• Пропуски, перестановки букв, слогов («трва», «пинёс», «кродил», «звял», «натуспила» и т.д.)

• Вставки букв и слогов («тарава», «бабабушка», «тигар» и др.)

• Полное искажение слов (наступила – «настух», храбрый – «хабар», дерево – «девяэ» и т.д.

               Результатом этих ошибок является неуспеваемость ребенка по письму и чтению. Неподготовленные родители считают, что эти нелепые ошибки вызваны невнимательностью, небрежностью ребенка, его неумением слушать и т.д. Это мнение ошибочно! Ребенок не в состоянии самостоятельно справиться с этими специфическими ошибками и ему требуется помощь логопеда.

              К сожалению, в последнее время мы наблюдаем рост всех речевых нарушений у детей, и, в частности фонематического слуха. Однако, вовремя обратив внимание, родители могут помочь ребёнку избежать появления или хотя бы уменьшить колличество будущих ошибок письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы с детьми и родителями «У школьного порога…»

 Первый раз - в первый класс! Сколько радостных ожиданий связано с этими словами у будущих школьников и сколько, не всегда обоснованных, волнений у их родителей. Задача педагогов в детском...

Коррекционно-развивающая программа " У школьного порога" для детей старшего возраста

Проблема  подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной. Я. Л. Коломинский утверждает, что одной из важных особенностей развития старшего дошкольника явл...

НОД "В сентябре зазвонит первый в жизни звонок, и шагнешь в первый раз ты на школьный порог"

Цель: развивать мышление, познавательные способности, продолжать психологическую подготовку детей к школе, учить делать простейшие обобщения, формировать умение сосредотачивать внимание на предметах и...

Проект «У школьного порога»

Цель: формировать положительное отношение к обучению в школе; способствовать развитию взаимопонимания, дружелюбия...

Родительское собрание " У школьного порога"

Каждый родитель заинтересован в школьных успехах своего ребёнка, получении положительных эмоций от обучения. Для этого нужно начинать раньше готовить ребёнка к обучению в школе. Для этого давайте выяс...

Перед школьным порогом

Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу! Сколько новых забот, тревог, переживаний связаны с этим событием и у взрослых, и у самого ребёнка! В заметке я хочу рассказать о том, как шла в нашей семье подготовка...

Консультация для родителей «Перед школьным порогом»

Публикуемый материал консультация для родителей «Перед школьным порогом»содержит характеристику системы воспитательно-образовательной работы детского сада, роль родителей в подготовке детей ...