«Профилактика психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста с ОВЗ»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Татьяна Анатольевна Орлова

 

В специальной психологии и коррекционной педагогике закономерно растет интерес к изучению эмоционального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, обусловленные врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, приводящие к нарушению общего развития, и не позволяющие вести полноценную жизнь.


Эмоции играют очень важную роль в нашей жизни.

Они представляют собой особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.
Эмоции включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.

 

Эмоции играют большую роль в формировании у ребенка способов и приемов овладения деятельностью. Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают ребенка к деятельности, влияют на накопление и актуализацию его опыта, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности.

Профилактика психоэмоционального напряжения - одно из приоритетных направлений работы с дошкольниками. Данная работа помогает предотвратить возникновение неврозов, ослабление иммунитета, проявление агрессии, тревожности у детей-дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Под психоэмоциональным напряжением понимается сложное психическое явление сложное по структуре, которое отражает взаимодействие человека с окружающей средой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_psihoemotsionalnogo_napryazheniya.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 39

 "ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА г. ТОСНО"

«Профилактика психоэмоционального напряжения

у детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Исполнитель:  

педагог-психолог

         Ленец Татьяна Анатольевна  

Ленинградская область

2020

В специальной психологии и коррекционной педагогике закономерно растет интерес к изучению эмоционального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, обусловленные врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, приводящие к нарушению общего развития, и не позволяющие вести полноценную жизнь.


Эмоции играют очень важную роль в нашей жизни.

Они представляют собой особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.
Эмоции включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Эмоциональная жизнь человека наполнена многообразным содержанием: эмоции выражают оценочное отношение к отдельным условиям, которые способствуют или препятствуют осуществлению деятельности (например, гнев, страх), к конкретным достижениям в ней (огорчение, радость), к сложившимся или возможным ситуациям.
Благодаря эмоциям люди лучше понимают друг друга; могут, не пользуясь речью, судить о состоянии другого человека, настраиваться на совместную деятельность и общение.

Замечательно и то, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.


Эмоции являются важнейшим фактором регуляции процессов познания. Они выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой человек узнает о потребности и значимости происходящего.

С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические.
Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Под влиянием таких эмоций человеку становится трудно промолчать, остаться бездействующим, проявляется готовность «горы свернуть».
И наоборот, иногда переживания вызывают своеобразную скованность, пассивность – тогда идет речь об астенических эмоциях.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, как утверждал знаменитый ученый Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.


Очевидно, что эмоциональное развитие ребенка с ограниченными возможностями является одним из главных факторов, влияющих на развитие его личности в целом, именно поэтому этот вопрос заслуживает особого внимания.

Эмоции играют большую роль в формировании у ребенка способов и приемов овладения деятельностью. Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают ребенка к деятельности, влияют на накопление и актуализацию его опыта, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности.

Профилактика психоэмоционального напряжения - одно из приоритетных направлений работы с дошкольниками. Данная работа помогает предотвратить возникновение неврозов, ослабление иммунитета, проявление агрессии, тревожности у детей-дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Детские эмоции влияют на будущее поведение человека, они способствуют социальному, нравственному развитию. Об эмоциональном мире детей писали такие ученные как Леонтьев А.Н., Лурия А.Р.,  Гальперин П.Я., Зейгарник Б.В.. Они считали, что педагогу необходимо не только увидеть сам факт переживания ребенка, но и выявить причину переживания. Это не простая задача, так как переживания могут оказаться беспредметными и немотивированными.

Ю.В. Вельтищев считает,  что в дошкольном возрасте происходит нарастание силы  и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. Это связано с быстрой истощаемостью, поэтому эмоциональные перегрузки сопряжены с ростом эмоциональных состояний. Например: частая смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость, утомляемость.

Под психоэмоциональным напряжением понимается сложное психическое явление сложное по структуре, которое отражает взаимодействие человека с окружающей средой.

Степени   психоэмоционального напряжения:

Первая степень - Состояние активного бодрствования (по Немчину) – выполнение произвольных действий не имеющих эмоционального значения на фоне низкого уровня мотивации. Иначе говоря, это состояние покоя, не включение  в сложную деятельность.

Вторая степень - Нервно–психическое напряжение наблюдается тогда, когда повышается уровень мотивации, появляется значимая цель, повышается сложность и эффективность деятельности, но человек справляется с поставленной задачей. Состояние психоэмоционального напряжения этой данной степени характеризуется повышение качества и эффективности деятельности.

Третья степень - Состояние психоэмоционального напряжения появляется в ситуации личностно значимой, при резком увеличении мотивации. Наблюдается отвлекаемость внимания, затруднение извлечения информации из памяти, уменьшается эффективность деятельности. Появляется волнение, тревога.

Основные признаки психоэмоционального напряжения у детей:

-- плохой сон (с трудом засыпает и беспокойно спит),

-- усталость после нагрузки,

-- беспричинная обидчивость, агрессия,

-- рассеянность, отсутствие уверенности в себе,

-- кривляние и упрямство (трудность дисциплины),

-- потеря аппетита,

-- тремор рук, покачивание головой, ночной/дневной энурез,

-- потеря/увеличение веса,

-- расстройство памяти, внимания, потеря интереса ко всему.

При планировании работы по профилактике психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста с ОВЗ актуальны следующие принципы:

1. ориентация на «зону ближайшего развития»

2. учет направленности интересов ребенка

3. обеспечение свободы выбора

4. безоценочный подход к детям.

В дошкольном детстве соблюдение права ребёнка на охрану здоровья имеет особое значение. По мнению учёных, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка. 

Причин для этого много. Так, академик Ю. Е. Вельтищев связывает это с тем, что в данном возрастном периоде происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности.

Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью, поэтому эмоциональные перегрузки сопряжены с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций.

Неслучайно именно в этом возрасте родители и педагоги нередко сталкиваются с таким проявлениями в поведении детей, как частая смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость, быстрая утомляемость. Малыши грызут ногти, крутят волосы, плохо засыпают, случается, много и бесцельно двигаются.

Деятельность дошкольного учреждения по обеспечению сохранности физического и психического здоровья детей раннего возраста - это:

а) Профилактическая работа;

б) обеспечение психологической безопасности личности ребёнка;

в) оздоровительная направленность образовательного процесса;

г) социально - педагогическая и психологическая поддержка детей и их семей.

Профилактическая работа включает: закаливание, сон,  диетическое питание; тщательный уход за детьми и воспитание у них привычек здорового образа жизни.

Психологическую безопасность личности ребенка обеспечивает режим комфортной для малыша жизнедеятельности, строгое дозирование интеллектуальных и физических нагрузок.

Под оздоровительной направленностью образовательного процесса подразумевается система мер, не травмирующих нервную систему ребёнка во время образовательных занятий.

Ребёнка раннего возраста характеризует повышенная эмоциональность. Раннее формирование положительных эмоций - залог становления личности, основа проявления познавательной активности.

Психика ребёнка дошкольного возраста устроена так, что его невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные, упражнения. Малышу должно быть интересно это делать не потому, что надо и полезно, а потому, что ему это нравится.

В дошкольном возрасте игра является ведущим  видом деятельности.

Из этого следует, что наиболее эффективным методом коррекции психоэмоционального напряжения у детей является игровая терапия. Игра естественно вписывается в жизнь детей и на правах ведущей деятельности способна осуществлять позитивные изменения в эмоциональной сфере ребенка, формировать новые формы поведения. Игротерапия не меняет и не переделывает ребенка, не учит его специальным поведенческим навыкам, а просто дает возможность прожить в игре ситуации, которые пугают, волнуют ребенка, при этом он чувствует полную поддержку, внимание взрослого.

Используемая методическая литература:

1) Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Стёпина Н.М. В мире детских эмоций.

2) Алябьева Е.А. «Психогимнастика».

3) Ковалец И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере.

4) Хухлаева О.В. Лесенка радости: Методическое пособие для психологов детского сада и начальной школы.

5) Чистякова «Психогимнастика в детском саду».

6) Традиционные и инновационные технологии в образовании детей с ОВЗ. Сборник методических материалов, ЛОИРО 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осуществление дифференцированного подхода в развитии психоэмоциональных особенностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

"Осуществление дифференцированного подхода в развитии психоэмоциональных особенностейдетей дошкольного возраста с ОНР и ТНР" Изучение особенностей психоэмоциональной сферы детей...

Профилактика психоэмоционального напряжения детей раннего возраста.

В статье рассматривается содержание деятельности дошкольного учреждения по обеспечению сохранности психического здоровья детей раннего возраста, раскрыты основные принципы оздоровительно-развивающей р...

«Профилактика психоэмоционального напряжения детей раннего возраста через организацию клуба для родителей».

«Профилактика психоэмоционального напряжения детей раннего возраста через организацию клуба для родителей»...

Ветошева В.И., Митяева И.И. ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ГАРМОНИИ. Методические рекомендации по оптимизации психоэмоционального состояния детей дошкольного возраста и их родителей: практическое пособие для педагогов-психологов детских образовательных учреждений.

Пособие может быть полезно психологам-практикам, работающим в детских дошкольных учреждениях, специалистам по социальной работе, а также студентам-психологам и студентам педагогических вузов. Работа в...

Профилактика психоэмоционального напряжения детей раннего возраста

В статье рассматривается содержание деятельности дошкольного учреждения по обеспечению сохранности психического здоровья детей раннего возраста, раскрыты основные принципы оздоровительно-развивающей р...

Игры для профилактики психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста.

Проблема профилактики психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста остается одной из самых важных.Наиболее эффективным методом профилактики является игровая деятельность. Предлагаю рассмо...

Опыт работы "Профилактика психоэмоционального напряжения детей раннего возраста"

ВВЕДЕНИЕ        При поступлении в дошкольное образовательное учреждение каждый ребенок переживает адаптационный стресс. Так как эмоциональная сфера у детей в раннем возра...