Профилактика психоэмоционального напряжения детей раннего возраста.
статья (младшая группа) по теме
В статье рассматривается содержание деятельности дошкольного учреждения по обеспечению сохранности психического здоровья детей раннего возраста, раскрыты основные принципы оздоровительно-развивающей работы с детьми раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика
психоэмоционального напряжения детей раннего возраста
В дошкольном детстве соблюдение права ребенка на охрану здоровья имеет особое значение. По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка и связывают это с тем, что в этом возрасте происходит бурное нарастание силы и подвижности нервных процессов, формируется высшая нервная деятельность. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью, поэтому эмоциональное перенапряжение сопряжено с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций. Родители и педагоги нередко сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, как частая смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость, утомляемость. Дети грызут ногти, крутят волосы, плохо засыпают, много и бесцельно двигаются. Специалисты отмечают вираж нервно-психического развития, т.е. временное отступление от уже достигнутого уровня.
Содержание деятельности дошкольного учреждения по обеспечению сохранности физического и психического здоровья детей раннего возраста состоит из следующих разделов.
1. Лечебно-профилактическая работа, которая включает физио лечение, массаж, фито- и витаминотерапию, лекарственную терапию, здоровый сон, закаливание, лечебное и диетическое питание; качественный уход за детьми и формирование у них привычек здорового образа жизни.
2. Обеспечение психологической безопасности ребенка. Оно предполагает многовариантный режим жизнедеятельности, использование как макро-, так и микроциклов интеллектуальных и физических нагрузок.
3. Оздоровительная направленность образовательного процесса - это система мер, обеспечивающих гигиену нервной системы ребенка во время занятий. Выстраивая адаптивную модель педагогического процесса, важно предусмотреть введение элементов семейного воспитания в практику работы дошкольного учреждения, наличие дифференцированных и индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения ребенка.
При планировании работы по профилактике психоэмоционального напряжения детей раннего возраста мы руководствуемся следующими основными принципами:
- ориентация на зону ближайшего развития каждого ребенка;
- учет направленности его интересов;
- обеспечение свободы выбора и волеизъявления;
- безоценочный подход к детям.
Ориентация на зону ближайшего развития исключает усредненный подход к детям и способствует устранению эмоционально-интеллектуальной напряженности, возникающей у ребенка, если превышены пределы доступности воспринимаемого им материала. Реализация же такого гуманистического принципа, как безоценочный подход к детям, является одним из важнейших условий позитивного состояния их нервной системы.
4. Социально-педагогическая и психологическая поддержка детей из проблемных семей. Ее содержанием является организация работы с семьями группы риска и детьми, находящимися по той или иной причине в ситуации риска (например, если адаптация проходит очень тяжело).
Важнейшая социально-педагогическая перспектива оздоровительной работы в современных ДОУ связана с разработкой развивающей педагогики оздоровления. Это направление сегодня постепенно оформляется на «стыке» возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии. Одним из его основоположников является замечательный российский ученый-педиатр и педагог Ю.Ф. Змановский.
Положение о необходимости комплексного применения оздоровительных мер в ДОУ общеизвестно. Здоровье и основанная на нем жизненная целостность организма могут стать точкой приложения усилий не только медиков, но и педагогов.
Рассмотрим основные принципы оздоровительно-развивающей работы с детьми раннего возраста.
Первый принцип - развитие творческого воображения. Так, имитируя позу «кошечки», ребенок естественно «преображается». Ему не надо объяснять, как расслабить те или иные мышцы. Его образная память воспроизводит наиболее яркие характерные черты кошки, которые преломляются сквозь призму детского воображения, - и вот уже малыш пластично выгибает спину, урчит, ползает на коленях. В процессе показа «включаются» все биоактивные точки и зоны, расположенные на коленях, локтях и пальцах рук. В позе «кошечки» ребенок чувству себя комфортно и непринужденно: именно в такой позе он находился в утробе матери.
Второй принцип - формирование осмысленной моторики. Выдающийся ученый А.В. Запорожец в своих исследованиях показал, что движение может стать произвольным, управляемым только в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным. Так, постановку осанки нужно предварять формированием ориентировки на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве. Наряду с этим творческий развивающий характер должны носить и сами упражнения для формирования и коррекции осанки: напряжение и расслабление мышц спины при изображении движений разных животных: медведя, лисы, зайчика, бабочки и т.д.
Третий принцип - создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности.
Четвертый принцип - формирование способности к содействию и сопереживанию. Например, воспитатель, указывая на недомогающего ребенка, обращается к малышам: «Ваня! Саша! Даша! А где у нас горчичники? Давайте поможем Катеньке!». Малыши, желающие помочь заболевшему товарищу, прикладывают свои ладошки к больным местам. И эти живые «горчичники» начинают «прогревать» намного эффективнее, чем настоящие.
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс, вызванный расставанием с родителями, непривычной обстановкой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей. Адаптивные возможности детей раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Поэтому воспитатель должен сразу же приступить к работе по профилактике психоэмоционального напряжения малышей. Эта работа строится на основании
«Программы психологической безопасности личности ребенка в ДОУ» (см. приложение 2) и неразрывно связана с выполнением следующих общеобразовательных задач.
- Совершенствование двигательных функций: развитие общей и мелкой моторики, формирование элементарных графомоторных навыков.
- Совершенствование оптико-пространственных и слуховых функций, сенсорно-перцептивной деятельности.
- Развитие предметной деятельности как ведущей деятельности детей раннего возраста.
- Формирование навыков эмоционального и ситуативно-делового общения с взрослыми и сверстниками.
- Тесное сотрудничество с семьей, его пошаговое развитие во всех сферах деятельности ребенка.
Психика детей раннего возраста устроена так, что их практически невозможно заставить целенаправленно выполнять даже самые полезные упражнения.
Ребенку должно быть интересно что-либо делать не потому, что это «надо» и «полезно», а потому, что ему это нравится. Поэтому мы используем игровые упражнения по оздоровлению и профилактике различных нарушений, например, опорно-двигательного аппарата.
Именно ощущение радости и эмоциональный подъем, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений соответствуют потребностям растущего организма в движении. Использование лечебных игр способствует всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию ловкости и меткости, координации движений, повышению эмоционального тонуса детей.
Артистические способности начинают проявляться довольно рано. Игры-драматизации очень полезны в раннем возрасте. Театр - это всегда игра, сказка, чудо, волшебное действо с красочными персонажами и увлекательным сюжетом. Это возможность не только увидеть героя, но и самому стать им. В игре-драматизации вырабатывается правильное и четкое произношение звуков, исчезают закомплексованность, скованность (малыш раскрепощается), воспитываются сенсорные навыки, расширяется сфера эмоциональных и мыслительных возможностей, развиваются фантазия и творческое воображение.
Роль музыки в снятии психоэмоционального напряжения у детей очень велика. Приобщая ребенка с раннего детства к музыке, мы развиваем не только его музыкальные способности, но и эмоциональную восприимчивость, стремление к прекрасному, более глубокое понимание мира. Для этой цели мы приобрели аудиокассеты и диски с музыкой для детей: песни из детских кинофильмов и мультфильмов, плясовые, колыбельные, марши.
Большое значение для профилактики психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста имеет работа педагогического коллектива с семьей. Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей; при этом в вину ребенку ставят как внешние проблемы, так и внутренние, домашние. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.
Практика показывает, что достижение коррекционного эффекта в результате специальных занятий с ребенком в детском саду само по себе не гарантирует переноса позитивных изменений в повседневную жизнь малыша. Необходима преемственность работы ДОУ и воспитания в семье.
При поступлении ребенка в детский сад родители заполняют анкету-тест «Готовность ребенка к поступлению в детский сад» (см. приложение 3) и получают памятку «Психологические особенности детей раннего возраста».
Учет психического состояния ребенка - одна из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум для родителей "Игры с песком и водой и их влияние на психоэмоциональное развитие детей раннего возраста"
Конспект проведения практикума (родительского собрания)...
«Профилактика психоэмоционального напряжения детей раннего возраста через организацию клуба для родителей».
«Профилактика психоэмоционального напряжения детей раннего возраста через организацию клуба для родителей»...
Профилактика психоэмоционального напряжения детей раннего возраста
В статье рассматривается содержание деятельности дошкольного учреждения по обеспечению сохранности психического здоровья детей раннего возраста, раскрыты основные принципы оздоровительно-развивающей р...
Игры для профилактики психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста.
Проблема профилактики психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста остается одной из самых важных.Наиболее эффективным методом профилактики является игровая деятельность. Предлагаю рассмо...
Опыт работы "Профилактика психоэмоционального напряжения детей раннего возраста"
ВВЕДЕНИЕ При поступлении в дошкольное образовательное учреждение каждый ребенок переживает адаптационный стресс. Так как эмоциональная сфера у детей в раннем возра...
Профилактика психоэмоционального напряжения в дошкольном возрасте посредством психофизической тренировки.
На этапе дошкольного образования, когда создаются условия для развития личности, гармоничного становления эмоциональных и интеллектуальных отношений ребенка с окружающим миром, подготовки к переходу н...
Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста
Статья содержит примерные релаксационные игры на снятие психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста...