"Помоги мне это сделать самому"
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

В этой статье описывается работа по формированию навыков самообслуживания у детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Помоги мне это сделать самому»

Захаренко Т. А. – воспитатель ГКУ СО «РЦДиПОВ «Светлячок»

«Человек не может быть свободен, если он не самостоятелен»

М.Монтессори

Самостоятельность в сфере самообслуживания - фундамент, на котором можно строить более сложные автономные поступки - значительно легче становиться независимым в своих выборах и суждениях, если ты не зависишь от других людей в удовлетворении основных потребностей.

Работая в центре реабилитации для детей с ограниченными возможностями, мы пришли к пониманию того, что дети с особыми нуждами могут развиваться. Это означает, что нарушения компенсируются насколько это возможно за счет обучения и вспомогательных средств. В нашем центре проводятся курсы реабилитации, которые помогают ребенку удовлетворить свои потребности. Как правило, у всех наших детей слабо развита моторная ловкость, отсюда и проблемы в формировании навыков самообслуживания. Мы выделили эту проблему, как основную, чтобы помочь ребятам стать более самостоятельными, эти дети способны на большее, надо только дать им в достаточном объеме соответствующую тренировку.

 Пытаясь помочь ребенку адаптироваться и социализироваться в окружающем его мире, мы оборудовали специальную дидактическую организованную среду материалом Монтессори, предоставив тем самым ему возможность приобретать самостоятельность и независимость от взрослого. Пространство, в котором находится ребенок, предлагает ему богатый выбор мотиваций, которые подталкивают его к деятельности и побуждают к обретению собственного опыта, где они совершенствуют движения, развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, пространственную ориентацию, глазомер, развивают способность сосредотачиваться и концентрированно работать, а также развивают внимание, мышление и память. Формируя у детей навыки самообслуживания, мы не только обучаем их выполнять все действия, связанные с уходом за одеждой и обувью, но и вырабатываем у них привычку к аккуратности и чистоплотности.

Мы отказались от однообразного планирования задания, определять для всех одну тематику, не учитывая особенности конкретного ребенка, так как эти дети развиваются в собственном темпе. Из опыта работы были сделаны выводы, что, обучая детей с особыми нуждами невозможно запланировать достижение конкретных целей в определенный период времени, так как мы не знаем сколько потребуется ребенку времени на освоение того или иного навыка. Поэтому подбираем, подходящие для конкретного ребенка методы и приемы. Определяем направления, в которых он будет развиваться, ставим задачу и идем к ее реализации.

В основу нашей работы вошло пошаговое обучение навыкам самообслуживания.

- определение текущего уровня развития данного навыка;

- определение ближайших шагов;

- рассматривание картинок;

- беседы на тему самообслуживания;

- инструктаж по технике безопасности в картинках, в игровой доступной для детей форме;

- игры, задания по теме;

- показ действий педагогом;

- совместное выполнение действий педагогом и детьми;

- выполнение действий ребенком с опорой на образец, предлагаемый педагогом;

- выполнение действий ребенком по словесной инструкции;

- рассказ ребенком о собственных действиях после их выполнения;

На ряду, с формированием самостоятельности по уходу за собой (отличать грязную - чистую одежду, обувь, опрятного – неопрятного человека, работать с рамкими Монтессори, определять сезонность одежды) детей учим подражать действиям взрослого (формируем навыки ухода за одеждой и обувью - сортировка грязной одежды по цвету; стирка одежды, глажение одежды, мытье, сушка и чистка обуви). Учитывая, что многие дети страдают нарушениями двигательной сферы, мы прибегаем к совместным действиям. Использование этих методических приемов привлекает внимание детей непосредственно к характеру движения, обеспечивает постепенное усвоение ими выполняемых движений.

В сознании у ребенка укрепляем мысль, что у него, все получается, и нет никакой необходимости в том, что кто-то будет делать за него то, что он способен сделать сам. Таким образом, помогаем особому ребенку осуществить переход от пассивности к активности, к развитию личности ребенка, к повышению его самооценки и уверенности в себе.

 Поддерживать и одобрять то, что сегодня у конкретного ребенка получилось лучше, чем вчера. ( М. Монтессори)

Доктор Монтессори советует не учить детей, а сохранять природную мотивацию ребенка к освоению окружающего мира. Поддержать его стремление быть самостоятельным и ответственным учеником до конца жизни.

При наблюдении за детьми в течении нескольких лет просматривается положительная динамика в формировании самостоятельности у детей с ограничениями здоровья: умение выполнять работу без помощи взрослого, или с минимальной помощью, стремление к опрятности, умение замечать и исправлять недостатки внешнего вида, а также развитие таких качества как уверенность в себе и в своих силах.

Медленно и с большими трудностями, но можно сформировать у детей

с ограничениями здоровья   навыки самообслуживания

Используемая литература:

1.А. Бакк, К. Грюневольд Б19 Забота и уход: Книга о людях с задержкой                  умственного развития /Пер.со шведск. п/ред.Ю.Колесовой.-СПб: ИРАВ,2001.-360с.

2. Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью: Учебное пособие/ Науч. ред. М. Пишчек/ Пер. с польск.- СПб.:Речь, 2006.-276с.

3.Л.Б.Баряева, А.Зарин Обучение сюжетно – ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития:Учебно –методическое пособие.-СПб.: Изд-воРГПУ им.А.И.Герцена:Изд-во «СОЮЗ». 2001. (Серия «Коррекционная педагогика»).-416с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Помоги мне сделать самому."

Данный материал включает в себя следующее:Освоение навыков приёма пищи,раздевание и одевание,гигиена тела,опрятности.Оно формируется под воздействием воспитания,при определённом уровне развития у ребё...

Методическая разработка - Памятка для родителей "Помоги мне это сделать самому"

В памятке собраны советы и рекомендации для родителей по воспитанию самостоятельности у детей 3-4 лет....

"Помоги мне это сделать самому"

Как часто мы наблюдаем ситуации, в которых взрослый стремится всё сделать за ребёнка, срочно оказать помощь, в то время как ребёнку было бы гораздо полезней сделать это самостоятельно. "Помоги мне сде...

"Помоги мне сделать самому..."

Развитие навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)...

Проект " Помоги мне это сделать самому"

Данный проект направлен на развитие максимально возможной независимости в рамках удовлетворения основных жизненных потребностей, овладеть необходимыми умениями, позволяющими обслуживать себя. Этот про...

"Помоги мне это сделать самому" М.Монтессори

Муниципальное бюджетное образовательное учреждениеУниверситетский Лицей города Димитровграда «Детский сад « Калейдоскоп»      Доклад «Внедрение ме...

Методика М. Монтессори для детей 2-3 лет «Помоги мне сделать самому»- девиз Марии Монтессори

Чтобы воспитать гармонично развитую личность, желательно не терять ни минуты, начиная с самого нежного возраста. Существует множество методик дошкольного развития, но все они ставят своей целью адапта...