"Помоги мне сделать самому..."
статья по теме
Развитие навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pomogi_mne_sdelat_samomu.docx | 23.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящие время многие родители и педагоги уделяют больше времени познавательному развитию детей: чтению, математике, художественно-эстетическому развитию, и уделяют меньше внимания развитию навыков самообслуживания. Да, возможно ребенок, который живет полноценной жизнью и не имеет особенностей в развитии, способен научиться всему сам и помощь взрослых нужна не значительная. Но для малышей с отклонениями в развитии, гораздо актуальнее учиться самостоятельно: пить, есть, одеваться, умываться и т.д., и без нашей помощи для них это, практически, не возможно. Попробуем понять, почему это так важно.
Самообслуживание включает в себя: освоение навыков приема пищи, раздевание и одевание, гигиена тела, опрятность, обращаться за помощью к взрослым, тем самым развивая коммуникативные навыки, помимо этого, развитие навыков способствует развитию общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания. Таким образом, с помощью самообслуживания формируются высшие психические функции у ребенка. Теперь надо понять, что именно относиться к выше перечисленным навыкам.
Общая моторика – это умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по лестнице. К мелкой моторике относятся: умение толкать, тянуть, держать и поворачивать предмет, держать предмет и выпускать его из рук, играть с водой, брать мелкие предметы двумя пальцами. Развитие мелкой моторики проходит по определенным этапам, которые следуют по нарастанию сложности. К умению концентрировать внимание, относятся: умение смотреть, когда зовут; приходить, когда зовут; узнавать предметы, выполнять простые указания, уметь имитировать, то есть подражать действиям взрослых. С этих умений начинаются важные в практическом отношении навыки – умение самостоятельно есть, пить, одеваться, раздеваться, чистить зубы, умываться, вытираться, убирать за собой игрушки и т.д.
Почему маленькому ребенку трудно осваивать новое действие? Мы пользуемся этими умениями каждый день и, поэтому забываем, что для малыша преодолеть трудности и научиться, что-то делать – это достижение, а для ребенка с ограниченными возможностями научиться есть ложкой, пить из чашки или застегивать пуговицы требуется гораздо больше времени и сил. Для помощи детям в этом трудном деле, взрослым не обходимо запастись терпением и настойчивостью.
Двигательные нарушения могут быть разной степени: одни более легкие, другие более тяжелые. Некоторым детям трудно координировать свои движения, у других проблема в том, что они слабы. Одни развиваются медленно, а другие быстрее. Но, как и все дети, это маленькие личности со своими характерами и темпами развития. Детям с тяжелыми двигательными нарушениями, возможно, понадобится много лет на освоение основных движений, а некоторые они вообще могут не освоить.
Любое действие достаточно сложно по своей структуре. Чтобы выполнить его, ребенку надо: сориентироваться в пространстве, соотнести движение руки и положение кисти в соответствии с тем или иным орудием, представить движение, учесть внешние свойства предмета. Сенсорные процессы, внимание, мелкая и общая моторика находится в начальной стадии развития, поэтому ребенку так трудно освоить каждое новое действие. Здоровый ребенок выбирает игры, в которых отрабатывает различные функции, все более повышая их трудоемкость. Ребенок с двигательными нарушениями и с другими недостатками не может самостоятельно выбирать игры, он более зависим от помощи взрослых. Дети с двигательными нарушениями испытывают трудности при освоении окружающего мира, ведь они не могут самостоятельно передвигаться, а так же им трудно обследовать вещи руками. Чтобы справиться с такими препятствиями, ребенку нужна помощь окружающих, как в образовательном учреждении, так и дома.
Формировать навыки самообслуживания у детей с ограниченными возможностями следует, прежде всего, в ходе режимных моментах, при непосредственном участии взрослых. Используя средства личной гигиены и бытовые предметы различных цветов и форм, режимные моменты можно сделать разнообразными и интересными. После того, как ребенок сможет выполнять элементарные действия (сможет держать ложку, бутылочку, чашку, вытирать рот после еды и т. п.), приобретенные навыки можно переносить в игровую деятельность. В процессе игр и самостоятельной деятельности, детям предлагаются разные педагогические ситуации: «Я мою руки после игры с песком (после туалета, после занятий, перед едой и т. п.)»; «Рассматриваем себя в зеркале: умытый, причесанный, опрятно одетый и т. п.», «Показываем кукле Ане, как надо мыть личико и ручки», «Зайка серый умывается», «Пообедаем с друзьями» и др.
Самообслуживание играет важнейшую роль в развитии детей с ограниченными возможностями, так как способно поднять его самооценку и сделать самый большой шаг на пути к самостоятельности. А мы, родители и педагоги, можем помочь в овладении тем или иным навыком.
Для этого нужно разбить выбранный навык на отдельные составляющие шаги. Ключ к успеху – это, четкое понимание того, на какие этапы надо разбить действие, чтобы овладеть тем или иным навыком самообслуживания и медленно двигаться к заданной цели.
В свою очередь, родители должны понять, что ребенок уже умеет делать, и чему его надо учить. Вот основные показатели развития навыков самообслуживания. Для первого этапа обучения:
- Сосет и глотает пищу.
- Ест жидкую пищу, детскую кашу, протертую пищу с помощью взрослого.
- Держит рожок без посторонней помощи.
- Направляет рожок – тянет его ко рту или отталкивает его.
- С помощью взрослого ест пищу размятую вилкой, пьет из чашки.
- Ест сам при помощи пальцев.
- Держит чашку двумя руками и пьет из нее.
- С помощью взрослого подносит ложку с едой ко рту.
- Протягивает ручки и ножки, когда его одевают.
Показатели развития навыков самообслуживания для второго этапа обучения:
- Помогает одевать и раздевать себя соответствующими движениями рук и ног.
- Надевает шапку.
- Пьет из чашки, ничего не проливая.
- Ест ложкой, ничего не теряя.
- Реагирует на мокрые или грязные штанишки.
- Снимает штанишки.
Оценив умения ребенка, можно приступить к развитию новых навыков и совершенствовать уже приобретенные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Помоги мне сделать это самому - Мария Монтессори
Презентация на тему - "Методика Марии Монтессори - Помоги мне сделать это самому"....
"Помоги мне сделать самому."
Данный материал включает в себя следующее:Освоение навыков приёма пищи,раздевание и одевание,гигиена тела,опрятности.Оно формируется под воздействием воспитания,при определённом уровне развития у ребё...
Книга М. Монтессори. Помоги мне сделать это самому
М. Монтессори. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. –М.:Издат. дом «Карапуз», 2000. – 272 с, ил. - (Педагогика детства) Научный редактор С. В. Лыков...
Методическая разработка - Памятка для родителей "Помоги мне это сделать самому"
В памятке собраны советы и рекомендации для родителей по воспитанию самостоятельности у детей 3-4 лет....
Методика М. Монтессори для детей 2-3 лет «Помоги мне сделать самому»- девиз Марии Монтессори
Чтобы воспитать гармонично развитую личность, желательно не терять ни минуты, начиная с самого нежного возраста. Существует множество методик дошкольного развития, но все они ставят своей целью адапта...
Методика М. Монтессори для детей 2-3 лет «Помоги мне сделать самому»
Чтобы воспитать гармонично развитую личность, желательно не терять ни минуты, начиная с самого нежного возраста. Существует множество методик дошкольного развития, но все они ставят своей целью адапта...
Конспект родительского собрания "Помоги мне сделать самому"
Методическая разработка конспекта родительского собрания во второй группе раннего возраста воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания "Помоги мне сделать самому&q...