«Коррекционные возможности русских народных сказок»
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)

Горчакова Ирина Петровна

В статье рассматривается значение воздействия русских народных сказок на развитие речевой сферы детей с ОВЗ. Даётся практический материал по проведению проектной деятельности с использованием русских народных сказок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Коррекционные возможности русских народных сказок»

Аннотация. В статье рассматривается значение воздействия русских народных сказок на развитие речевой сферы детей с ОВЗ. Даётся практический материал по проведению проектной деятельности с использованием русских народных сказок.

Ключевые слова: русские народные сказки, проектная деятельность, развитие речевой сферы детей с ОВЗ, значение сказки.

Многолетняя работа с детьми с ограниченными возможностями (дети с тяжёлыми нарушениями речи) показывает, что ребята испытывают затруднения в освоении и использовании норм родного языка:

- нарушения грамматического оформления предложений;

- неточность понимания значений слов, бедность словаря;

- трудность в последовательном изложении своих мыслей;

- невозможность отвечать на вопросы полными ответами (чаще, одним словом).

А также у ребят недостаточно развиты умения творить, фантазировать и воображать, которые, в свою очередь, тесно связаны с развитием свободной речи и чувств. Педагогам известно, что единство в развитии чувств и фантазии приобщает ребенка к духовному богатству, накопленному человечеством, передаваемому в народных преданиях и сказаниях.

Мы предположили, что приобщение детей с ОВЗ к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир.

Л.С. Выготский пишет о том, что «сказка помогает уяснить сложные житейские отношения; ее образы как бы освещают жизненную проблему, чего не могла бы сделать холодная прозаическая речь, то сделает сказка своим образным и эмоциональным языком» [1]

Слушая сказки, ребенок наполовину живет в воображаемом, нереальном мире, и не просто живет, а активно действует в нем, преобразовывает его и себя. Ведь именно из этой сокровищницы малыш черпает сведения о реальности, которой он еще не знает, черты будущего, о котором он еще не умеет задумываться.

Наблюдая за детьми, мы заметили, что они плохо ориентируются в сюжетах русской народной сказки, испытывают затруднения в описании героев сказок, их характерных особенностей, с трудом выстраивают последовательность действий героев.

Проектная деятельность является одной из форм приобщения детей к русским сказкам. В свою работу с детьми с ОВЗ мы включили проект «Коррекционные возможности русских народных сказок».

Цель проекта: изучение влияния русских народных сказок на речевое развитие и интонационную выразительность речи, развитие нравственных качеств, детей с ОВЗ дошкольного возраста.

Задачи проекта:

Коррекционно-образовательные:

• Уточнить представление детей о многообразии русских народных сказок.

• Научить выделять основных сказочных героев.

• Познакомить с волшебными предметами и событиями.

• Научить различать сказочные и реальные события.

Коррекционно-развивающие:

• Развивать познавательные способности детей, любознательность, творческое воображение, память.

• Формировать навыки связной речи.

• Содействовать обогащению словаря детей: волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.

• Развивать умение давать моральную оценку поступкам героев сказок.

• Совершенствовать интонационную выразительность речи.

• Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.

• Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной речевой и творческой деятельности.

• Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

 Коррекционно-воспитательные:

• Воспитывать любовь к родной культуре через русские народные сказки.

• Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.

• Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

• Формировать умение работать в коллективе: готовность принять общий замысел, стремление к согласованным действиям, умение поддерживать партнёров, сплачивать детский коллектив.

Гипотеза: мы предполагаем, что по своей сущности русская народная сказка вполне отвечает природе ребенка, близка его мышлению, представлению, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир и как считают многие педагоги и психологи является азбукой нравственности. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы героев русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, способствуют развитию выразительности речи, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.

Предполагаемые результаты:

Познавательные:

- проявляют интерес и желание слушать русские народные сказки;

- узнают сказку по заданию, по иллюстрациям, по фрагменту, по характерным признакам.

Коммуникативные:

• проявляют познавательную и речевую активность;

• используют в речи слова, определяющие качества героев;

• умеют слушать и поддерживать диалог;

• участвуют в коллективном обсуждении сюжета, проблемы.

Регулятивные:

• дают нравственную оценку поступкам героев;

• доводят начатое дело до конца.

Личностные:

• проявляют сочувствие, дружелюбие, радушие к героям сказок, друг к другу, близким;

• умеют прийти на помощь тем, кто в ней нуждается;

• умеют отвечать за свои слова и поступки.

Возраст участников проекта: дети с ТНР 5-7 лет

Продолжительность проекта: долгосрочный

Обеспечение:

Информационное: подбор литературы и наглядно - дидактического материала по теме проекта.

Материально-техническое: оборудование музыкального зала (детские музыкальные инструменты, музыкальный центр, CD–диски, игровое оборудование (наборы сюжетно – ролевых игр, оборудование для театрализованной деятельности).

Содержание деятельности:

Этапы проекта:

I. Этап – Подготовительный (разработка проекта) (3 - 4 недели.):

- определение проблемы;

- постановка цели, задач;

- сбор информации, литературы, дополнительного материала.

- составление перспективного плана работы.

- знакомство детей с народными сказками

II. Этап – Исследовательский (3 – 4 недели):

- работа по плану с детьми, родителями, педагогами.

- выполнение проекта.

III. Этап – Заключительный (3 – 4 недели)

- изготовление педагогами атрибутов к сказкам;

- театрализация русской народной сказки «Теремок», «Крылатый, мохнатый да масляный»;

- театрализованные игры;

- проведение литературного досуга «В гостях у сказки»;

- подведение итогов.

В рамках проекта было проведено:

1. Пополнение уголка театрализованной деятельности разнообразными видами театра и атрибутами (изготовление шапочек – масок).

2. Разработка картотек:

- Картотека пословиц «Мудрость русских народных сказок».

- Картотека загадок по русским народным сказкам.

- Пальчиковая игротека по русским народным сказкам.

- Игры на развитие голосовых качеств.

- Упражнения на развитие мимической моторики, пантомимики и

творческих способностей.

- Дыхательная гимнастика.

- Этюды.

- Игры – упражнения на развитие восприятия ритма.

- Дидактические игры по русским народным сказкам.

 - Картотека мнемотаблиц по русским народным сказкам.

 - Картотека на развитие психических процессов.

3. Изготовление настольно – печатных игр: «Лото», «Разрезные картинки»,

«Картинки по иллюстрациям», «Последовательные картинки по русским

народным сказкам».

4. Пополнение библиотеки уголка книги.

5. Изготовление книжек – раскрасок по русским народным сказкам.

6. Экскурсия в библиотеку.

7. Просмотр мультфильмов по русским народным сказкам.

8. Прослушивание аудиосказок по русским народным сказкам.

9. Проведение игр – викторин по русским народным сказкам.

10 Проведение НОД, бесед по русским народным сказкам, НОД по художественно – эстетическому развитию (лепка, аппликация, рисование).

Работа с родителями:

- Консультации: «Сказка творит чудеса», «Как подружить ребёнка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных».

- Родительские собрания: «Значение книги в развитии детей с ОВЗ», «Коррекционные возможности русской народной сказки».

- Конкурс поделок «В гостях у сказки».

- Подготовка и показ театрализованной постановки «Теремок» для детей и

детского сада и родителей.

- Фотоотчёт «Наше путешествие по сказкам»

- Презентация проекта: Показ совместного открытого НОД «Сказочное путешествие».

В результате работы по проекту «Коррекционные возможности русской народной сказки» у детей появились не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. У детей быстрее развиваются познавательные способности, любознательность, творческое воображение, память, формируются навыки связной речи, обогащается словарь, совершенствуется интонационная выразительность речи, развивается умение давать моральную оценку поступкам героев сказок.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Мышление и речь. - Собр. соч. в 6 т. М.:«Педагогика», 1983.- Т.2. - 340 с.
  2. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.Ф.  «От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования».
  3. Нищева Н.В. «Примерная адаптированная основная образовательная  программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи с 3 до 7лет»;
  4. Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр. Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений» - Москва 2000г.;
  5. Тихомирова О.В., Бородкина Н.В., Соловьёв Я.С. «Проектно – исследовательская деятельность дошкольников и младших школьников как инструмент реализации ФГОС» - Ярославль 2014г.;
  6. Шевченко С.Г. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....

Влияние русских народных сказок на развитие детей с ограниченными возможностями.

Специфические принципы коррекционной работы с детьми; функции выполняемые с социально-педагогической точки зрения...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ И РЕЧИ.

Русские народные сказки - поистине богатство нашего народа. они являются гениальными произведениями народного творчества и издавна составляют элемент народной педагогики....

План самообразования по теме «Воспитательные возможности русских народных сказок в нравственном развитии детей»

В работе с детьми ясельной группы, лучшего примера для воспитания, чем сказка, просто не найти....

самообразование на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"

план по самообразованию педагога на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"...

Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов

Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка....