Инклюзия. Реальность и перспективы. Опыт работы в инклюзивной группе.
презентация по коррекционной педагогике

Аникеева Татьяна Витальевна

 Данный  материал по обмену опытом был представлен  на научно – практической конференции  «Эффективные практики реализации ФГОС дошкольного образования» ( муниципальный , областной этапы). В  статье  хотелось поделиться с коллегами опытом,  как обеспечить адаптированную среду  образования , которая будет способствовать  освоению образовательной программы детьми с разными стартовыми  возможностями. Разговор пойдет об инклюзивном включении в образовательную  среду ребенка с интеллектуальными нарушениями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация2.25 МБ
Файл vystuplenie.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инклюзия. Реальность и перспективы. Опыт работы в инклюзивной группе Педагог - психолог «МАОУ СОШ №2 г. Немана» Аникеева Татьяна Витальевна

Слайд 2

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Общее положение п. 1.2. 1)поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; 1.4. Основные принципы дошкольного образования: 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); 1.5. Стандарт направлен на достижение следующих целей: 2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

Слайд 3

Фонд общественного мнения (ФОМ) провел опрос среди россиян, касающийся инклюзивного образования. В опросе приняли участие 1500 респондентов из 43 субъектов Российской Федерации. По данным исследования: - 45% россиян против детей – инвалидов в обычной школе, детском саде - 35% выступают против инклюзивного образования - 19% россиян не определились в этом вопросе При этом 52%, то есть большинство опрошенных не считают, что обучение детей- инвалидов в обычных детских садах и школах приведет к ухудшению качества образования. 26% респондентов считают, что совместное обучение детей инвалидов и обычных детей приведут к ухудшению качества образования 22% россиян затруднились дать свою оценку То же количество отвечавших, что уровень образования, от присутствия в школах детей с особыми возможностями не пострадает( 52%), считают, что детям инвалидам будет плохо и некомфортно учиться в детском саду и школе, 30% россиян считают, что напротив им будет очень комфортно, 18% затруднились ответить. При этом 39% респондентов уверены, что обычным детям плохо учиться вместе с инвалидами, 36% придерживаются противоположного мнения, 25 % затруднились дать ответ

Слайд 4

Статистические данные По данным научного Центра здоровья детей РАМН, сегодня 85% детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья. Признано детьми-инвалидами 1,8% детей до 18 лет. Министерство образования и науки РФ оценивает количество детей с ограниченными возможностями здоровья около 3,1 % от общего числа детей в стране.

Слайд 5

Соотношение различных типов ОВЗ нарушения слуха – 0,4% нарушения зрения – 1,5% нарушения речи – 34% нарушения опорно-двигательного аппарата – 2,7% ЗПР – 32,4% нарушения интеллекта – 5,5% проблемы эмоционально-волевой сферы – 11,1%

Слайд 6

1 этап – кратковременное диагностическое включение Длительность 30-60 минут. На этом этапе дети со статусом ОВЗ совместно с родителями участвуют в досуговых мероприятиях, праздниках как зрители (по желанию совместно с родителями как участники). На данном этапе проводится огромная работа как с родителями (с родителями ребенка со статусом ОВЗ по преодолению установок, а с родителями нормативных детей по принятию ситуации), так и с детьми (адаптация, создание психологического комфорта для всех детей группы).

Слайд 7

2 этап – этап частичного включения . Посещение по индивидуальному графику. По мере адаптации время пребывания увеличивается. На ПМПк (где присутствуют родители ребенка) составляется индивидуальный график посещения ребенком группы.

Слайд 8

3 этап – этап полного включения Ребенок со статусом ОВЗ посещает группу наравне с нормативно развивающимися сверстниками. У него такие же права и обязанности, как и у других детей. К нему такие же требования, как и к остальным детям. Это очень важно при организации инклюзии.

Слайд 9

4 этап – этап подготовки к школьному обучению На данном этапе ребенок со статусом ОВЗ активно включается во фронтальные занятия к нормативно развивающимся детям.

Слайд 10

Наша выпускница Модель выпускника детского сада с интеллектуальными нарушениями. Социально адаптированный, с хорошими навыками самообслуживания. С развивающимися и элементарными познавательными интересами, потребностью и умением общаться со сверстниками и взрослыми. С устраненными или сведенными к минимуму отклонениями в сенсорной, моторной и интеллектуальной сферах и речевом развитии. С обобщенными представлениями об окружающем мире, способствующими к дальнейшему развитию и совершенствованию охранных анализаторов. Ребенок, освоивший все виды деятельности, предусмотренные программой обучения и воспитания детей с нарушенным интеллектом. Психически подготовленный к обучению в специализированной школе. Достаточность уровня физического развития.

Слайд 11

Фонд общественного мнения (ФОМ) провел опрос среди россиян, касающийся инклюзивного образования. В опросе приняли участие 1500 респондентов из 43 субъектов Российской Федерации. По данным исследования: - 45% россиян против детей – инвалидов в обычной школе - 35% выступают против инклюзивного образования - 19% россиян не определились в этом вопросе При этом 52%, то есть большинство опрошенных не считают, что обучение детей- инвалидов в обычных детских садах и школах приведет к ухудшению качества образования. 26% респондентов считают, что совместное обучение детей нвалидов и обычных детей приведут к ухудшению качества образования 22% россиян затруднились дать свою оценку То же количество отвечавших, что уровень образования, от присутствия в школах детей с особыми возможностями не пострадает( 52%), считают, что детям инвалидам будет плохо и некомфортно учиться в детском саду и школе, 30% россиян считают, что напротив им будет очень комфортно, 18% затруднились ответить. При этом 39% респондентов уверены, что обычным детям плохо учиться вместе с инвалидами, 36% придерживаются противоположного мнения, 25 % затруднились дать ответ Педагог - психолог Врач Родители «Против» Учитель - логопед Родители ребенка Воспитатель Дети группы Ребенок со статусом ОВЗ Я стараюсь. Я не виновата Родители «За» ФГОС Родители, затрудняются дать оценку инклюзивного образования

Слайд 12

И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка со статусом ОВЗ будут обязательно вознаграждены!



Предварительный просмотр:

Выступление

Инклюзия. Реальность и перспективы. Опыт работы в  инклюзивной группе  слайд 1

Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации воспитательно-образовательного  процесса, выбору и обоснованию основных и парциальных программ, результатам и результативности их деятельности. Слайд 2 

Основные и парциальные программы определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья и направлены на создание в ДО специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

В настоящее время  родители детей, в том числе  и детей со статусом ОВЗ имеют право выбирать форму получения  образования своим ребенком.  В связи с этим наблюдается тенденция к увеличению числа детей со статусом ОВЗ в общеразвивающих ДО.  

Посмотрим статистику Слайд 3,4,5

 Сегодня хотелось поделиться с коллегами опытом,  как обеспечить адаптированную среду  образования , которая будет способствовать  освоению образовательной программы детьми с разными стартовыми  возможностями. Разговор пойдет об инклюзивном включении в образовательную  среду ребенка с интеллектуальными нарушениями.

«Главное – не ресурсы, которые есть в обществе, а отношение, которое сформировано в обществе. Например, в Танзании и Перу, где денег немного, существует «культура принадлежности». В этих странах семья – это не только родители. Это большая семья. И это способствует инклюзии. Там не стоит вопрос, имеет ли право человек с особенностями в развитии посещать школу и быть частью общества. Внутри таких культур есть глубокое понимание, что люди с особенностями в развитии имеют свое место в обществе вне зависимости от умений и способностей.

Мы смотрим на людей с ограниченными возможностями как на людей, которые чего-то не могут, вместо того, чтобы смотреть как на людей, которые обладают какими-то дарами и сами по себе ценны. Это проблема изначальных установок мировоззрения.

Мы можем изменить жизнь многих детей. Чтобы решить проблему нужно всего три вещи (на языке Суахили):

Бону, то есть мозг (знания);

Мойл, то есть ваше сердце;

Рохо, то есть ваш дух»

Профессор Ричард Зингер (Канада)

В России же, как показывают исследования специалистов Института коррекционной педагогики и наши собственные наблюдения - приблизительно две трети родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), не осознают определяющей роли семейного воспитания в развитии ребенка, не связывают появление вторичных дефектов в его развитии с неблагополучными отношениями в семье, с неоптимальным стилем родительского воспитания и, как следствие, либо уповают на чудо («ребенок подрастет, и проблемы исчезнут»), либо, расписавшись в собственной беспомощности, надеются только на специалистов, на то, что детский сад или школа справятся со всеми проблемами в развитии ребенка самостоятельно. Помимо данной проблемы в нашем государстве существуют еще такие как – незрелость общества (ментальные изменения требуют целого поколения: есть предубеждения со стороны родителей здоровых детей; в обществе нет абсолютного понимания права инвалида на выбор формы обучения; преобладает благотворительный подход, т.е. «из жалости»), незрелость педагогической системы ( необходимы: соответствующие знания и навыки педагогов; помощь тьютеров; гибкость программы обучения и возможность индивидуальных планов; техническая оснащенность образовательного учреждения; техническая оснащенность самих обучающихся) и адекватность формы обучения потребностям ребенка (основной школьной ступени трудно преодолеть ориентацию на цензовое образование; при некоторых видах инвалидности инклюзия, как и любая форма интеграции невозможна) .

Проанализировав данные проблемы, мы попытались построить свою работу так, чтобы в результате получить именно инклюзию (где внимание направлено на всех детей группы), а не на интеграцию (где внимание направлено на проблемы «особенных детей»).

Поэтому мы выделили несколько этапов работы специалистов и педагогов нашего сада:

1 этап – кратковременное диагностическое включение.  Слайд 6

Длительность 30-60 минут. На этом этапе дети со статусом ОВЗ совместно с родителями участвуют в досуговых мероприятиях, праздниках как зрители (по желанию совместно с родителями как участники).

        На данном этапе проводится огромная работа как с родителями (с родителями ребенка со статусом ОВЗ по преодолению установок , препятствующих, а с родителями нормативных детей по принятию ситуации), так и с детьми (адаптация, создание психологического комфорта для всех детей группы).

С одной стороны, из опыта известно, что дети не «делят друг друга по диагнозам», а воспринимают своего сверстника таким, какой он есть. С другой стороны - сохраняются опасения того, что проблемный ребенок (например, ребенок с РАС или синдромом Дауна или ДЦП) в детской группе может оказаться объектом непонимания или даже насмешек со стороны других детей. Мы прилагаем большие силы и ресурсы к тому, чтобы эти отношения между детьми складывались благоприятно. Для этих целей используется и групповая психологическая работа внутри самой детской группы, и проведение родительско-детских групп, и работа внутри педагогического коллектива.

2 этап – этап частичного включения. Слайд 7 

Посещение по индивидуальному графику. По мере адаптации время пребывания увеличивается. На ППк (где присутствуют родители ребенка) составляется индивидуальный график посещения ребенком группы.

3 этап – этап полного включения. Слайд 8

 Ребенок со статусом ОВЗ посещает группу наравне с нормативно развивающимися сверстниками. У него такие же права и обязанности, как и у других детей. К нему такие же требования, как и к остальным детям. Это очень важно при организации инклюзии.

На данном этапе все специалисты продолжают тесно сотрудничать с родителями, которые по желанию могут участвовать в образовательном процессе.

Новым направлением работы на данном этапе является формирование у родителей реалистичного сценария жизни ребенка со статусом ОВЗ, определяющего взвешенный выбор образовательного маршрута.

4 этап – этап подготовки к школьному обучению. Слайд 9

В идеале целесообразно заключение трехстороннего договора «детский сад – родители - школа», фиксирующего обязанности каждой стороны по обеспечению непрерывности образовательного маршрута ребенка.

Родители редко определяются с дальнейшим образовательным маршрутом (причина: инклюзивное образование воспринимается родителями как реализация права), то подготовка к школьному обучению проводится в рамках имеющегося индивидуального маршрута.

На данном этапе ребенок со статусом ОВЗ активно включается во фронтальные занятия к нормативно развивающимся детям.

Для того чтобы обучить детей необходимому, их надо мотивировать тем, что им интересно. Создается «ситуация успеха». Педагог должен организовать учебно- воспитательный  процесс так, чтобы, во-первых, у ребенка появился интерес узнать что-то новое; во-вторых, чтобы ребенок сам проделал работу, чтобы узнать это; и, в-третьих, педагог должен признать важность достижения ребенка и его самостоятельной работы – похвалить, поощрить.

Результат работы – «Выпускной».  Слайд 10

Состоялся  третий выпуск инклюзивной группы. В школу пошли четырнадцать детей  группы и восемь детей со статусом ОВЗ ( один ребенок  - с интеллектуальными нарушениями).

Мы считаем, что комфортная обстановка и светящиеся глаза детей – показатель нашей работы. Я считаю, что нам хватило того, о чем говорил Ричард Зингер: знаний, теплоты сердца и, самое главное, духа сделать еще нескольких детей счастливыми.

Слайд 11 Представление  инклюзивной работы в смайлах с чувством юмора

Слайд 12

И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка со статусом ОВЗ будут обязательно вознаграждены!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация на опыт работы Территория группы – образовательное пространство

Как и для большинства современных воспитателей, ключевыми вопросами педагогической компетентности для меня стали вопросы: «Как развивать малыша?», «Что ему интересно?», «Как сделать образовательный пр...

Опыт работы в группе компенсирующей направленности "Сказкотерапия в логопедической работе с дошкольниками"

Доклад с использованием нестандартных форм и методов - "Сказкотерапия", с презентацией "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"...

Опыт работы старшей группы

Старший возраст особенно ответственнен. Давайте детям больше знаний, учитесь видеть в них партнёра и хорошего собеседника....

Опыт работы в группах ДОО с углубленным изучением английского языка

Опыт работы в группах ДОО с углубленным изучением английского языкаЗнание иностранных языков является неотъемлемым навыком в современном мире. Сегодня возникает актуальность обучения языкам уже в дошк...

Опыт работы в группе раннего возраста «Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий». Обобщение опыта.-2020г.

Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможност...