«Исследование проблем семьи, взаимодействие и консультирование родителей воспитанников (лиц, их заменяющих)» Консультация для воспитателей
консультация по коррекционной педагогике
Консультация для воспитателей «Исследование проблем семьи, взаимодействие и консультирование родителей воспитанников (лиц, их заменяющих)»
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №58 «БЕЛОЧКА»
Консультация для воспитателей
МБДОУ ЦРР № 58 детского сада «Белочка» г. Мытищи
«Исследование проблем семьи, взаимодействие и консультирование родителей воспитанников (лиц, их заменяющих)»
Автор:
Сикорская Инна Сергеевна,
воспитатель высшей категории
Г. МЫТИЩИ
2019г.
Консультация для воспитателей
МБДОУ ЦРР № 58 детского сада «Белочка» г. Мытищи
«Исследование проблем семьи, взаимодействие и консультирование родителей воспитанников (лиц, их заменяющих)»
Психологическое консультирование в условиях ДОУ обозначается как система коммуникативного взаимодействия психолога и педагога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера. Данное взаимодействие осуществляется по запросу администрации, родителей и педагогов. Результатом взаимодействия является удовлетворение запроса и выработка рекомендаций коррекционно-профилактического и информативного характера. Основным методом психологического консультирования является беседа, а формой проведения - индивидуальная консультация.
Необходимо отметить специфику психологического консультирования в условиях детского сада. Она заключается в опосредованном характере консультирования, направленном на проблемы развития, обучения и воспитания ребенка независимо от лиц, запрашивающих психологическую помощь. По этой причине психолог вынужден дифференцировать содержание запросов с целью определения возможности опосредованно решить трудности ребенка. Существуют виды «реальных» запросов в психологической помощи родителей и других членов семьи с целью возможности выхода на проблемы ребенка и поиска способов решения данных проблем.
В условиях ДОО в соответствии со спецификой его функционирования консультации должны проводиться только по поводу проблем ребенка, особенностей его развития. Поэтому консультативное воздействие осуществляется косвенно, через родителей и педагогов.
Процедура консультации является стандартной:
- приветствие;
- выяснение повода обращения;
- выяснение желаемого результата;
- резюмирование, разработка вариантов решения проблемы;
- оговаривание решения клиента и его действий для достижения желаемого результата.
В системе образования достаточно широко распространена практика с «немотивированным» родителем (законным представителем) в процессе консультации. Такая ситуация складывается, когда психолог по собственной инициативе приглашает родителей на консультацию для решения уже имеющихся проблем.
Основные задачи взаимодействия ДОУ с родителями:
- установление партнерских отношений с семьями каждого воспитанника;
- создание атмосферы взаимопонимания, общих интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
- поддержка и уверенность в собственных педагогических возможностях.
Основными принципами взаимодействия с родителями являются:
- Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа с родителями. В общении с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь иначе любая прекрасно выстроенная администрацией ДОУ модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге».
- Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Педагог, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и профессиональное умение педагогов успокоить родителя, озвучить его успехи в воспитании ребенка, посочувствовать проблеме и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
- Сотрудничество, а не наставничество.
Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, «хорошо знающие», как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний вряд ли принесет результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива ДОУ разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
В сложных случаях следует обращаться за помощью к специалистам (не обязательно дошкольным).
Психологи в данных ситуациях часто проводят системный анализ ситуации:
- оценивают способности ребенка к самоконтролю и самоотчету;
- просматривают медицинскую историю малыша;
- проводят диагностические интервью с ребенком и родителями;
- путем наблюдения проводят оценку поведения в саду и дома;
- оценивают выраженность тревоги и депрессии по своим наблюдениям, мнениям родителей, педагогов и рассматривают перспективы;
- проводят оценку функционирования семьи;
- проводят психолого-образовательный анализ;
- проводят обзор посещаемости ДОУ;
- назначают и реализуют коррекционную программу.
Главными функциями семьи являются:
воспитательная, оздоровительная, духовно-нравственная, познавательно-образовательная, бытовая, трудовая, культурно-просветительская, досугово-творческая, охранно-защитная.
В эффективном развитии ребенка решающую роль играет семья.
Основными компонентами семейного воспитания являются:
- климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);
- режим семейного воспитания;
- содержание досуговой деятельности.
Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие как детей, так и взрослых.
Для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки:
- сплочённость всех членов семьи;
- возможность всестороннего развития личности каждого её члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу;
- чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости;
- гордость за принадлежность к своей семье;
- ответственность.
В семье с благоприятным психологическим климатом каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям - ещё и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого.
Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций - психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.
Важным фактором, влияющим на психологический климат семьи, является её состав, так в неполных семьях с детьми чаще всего формируется неблагоприятный психологический климат.
Психологический климат можно определить, как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям.
Способы улучшения эмоционального климата в семье.
- контакт «глаза – в глаза»;
- физический контакт;
- пристальное внимание;
- активное заинтересованное слушание.
Психологическое здоровье в семье - это состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи.
Это основа для главной способности человека: усваивать, перерабатывать новую информацию, успешно реализовывать ее в жизни.
Психологическое здоровье семьи, оказывая значимое влияние на формирование здоровья ребенка, складывается из психологической компетентности членов семьи и качества их взаимоотношений.
Последние исследования экспертов Всемирной организации здравоохранения показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения и враждебного отношения со стороны родителей, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.
Нравственно-психологический климат семьи оказывает большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, свою будущую семью. Если в семье нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления характера человека.
Одним из мощных стимулов психологического комфорта в семье является проведение совместных досугов. Приобщение к культурной организации свободного времени детей - основная функция для семьи. Проводя свободное время с детьми, родители должны учитывать, что для детей необходимо разнообразие форм досуга. Выбор форм проведения свободного времени происходит в каждой семье с учетом ее интересов, склонностей, возможностей. Правильно организованный семейный досуг выполняет восстановительную функцию семьи, т.е. имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей. Содержание семейного досуга определяется интересами каждого члена семьи. Семейный досуг должен доставлять удовольствие каждому члену семьи. Только тогда он будет оказывать развивающее воздействие на детей и взрослых, повышать их культурный уровень.
Именно семья выполняет главную функцию, которая заключается в передаче детям системы ценностей и норм, включении их в социальную среду, в разнообразные социальные связи. Семья является мощным фактором психологического здоровья детей и ни один социальный институт не в состоянии заменить её ребенку.
Способы проведения собеседований с родителями.
Собеседования проводятся с родителями (лицами, их заменяющими) с целью выявления актуальных проблем в развитии и социальной адаптации детей, исследования социально-педагогического потенциала семьи и нахождения и обсуждения пути реализации проблемы в социальном партнерстве семьи и образовательной организации.
Порядок проведения собеседований:
Массовые, индивидуальные и групповые встречи с родителями проводятся 2 раза в год:
- в начале учебного года (15 сентября – 15 октября);
- в конце учебного года (10 мая – 10 июня).
Встречи с родителями проводятся по плану, утвержденному заместителем заведующего по ВМР до 10 сентября (1 мая) по представлению дат педагогами ДОУ. В собеседованиях с родителями участвуют: заместитель заведующего по ВМР, воспитатель, психолог, медицинский работник. Содержанием собеседования являются озвучивание результатов развития, воспитанности и состояния здоровья ребенка и направления индивидуальной работы в текущем учебном году.
Структура встречи состоит из обсуждения следующих вопросов:
- результаты диагностики за прошлый учебный год;
- участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах, соревнованиях;
- мониторинг уровня здоровья, рекомендации врачей по укреплению и сохранению здоровья ребенка;
- итоги мониторинга психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития;
- мониторинг социума и положения личности в нем;
- мониторинг уровня воспитанности;
- итоги индивидуальной адаптационно-развивающей работы с ребенком.
На собеседовании сотрудники ОО предоставляют следующие документы:
- индивидуальную психолого-педагогическую карту дошкольника (воспитатель, психолог),
- медицинскую карту ребенка, выписку по итогам диспансеризации (медицинский работник).
Подведение итогов собеседования.
По результатам встречи педагогом оформляется протокол.
С итогами встречи воспитатель знакомит всех сотрудников ДОУ, участвующих в обучении и воспитании ребенка.
Основные задачи совместной работы ДОУ и родителей:
- повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы, организация «школы для родителей»);
- вовлечение родительской общественности в учебно-воспитательный процесс образовательной организации через разнообразные формы: родительские собрания, семейные проекты, тематические семейные досуговые мероприятия.
Направления содержательной деятельности педагога с родителями:
- Изучение семей воспитанников, диагностика педагогических потребностей родителей.
- психолого-педагогическое просвещение родителей (организация «школы для родителей», родительский лекторий, родительские собрания с приглашением специалистов и органов системы профилактики, консультации);
- организация массовых мероприятий с участием родителей, организация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся (экскурсии, семейные досуговые мероприятия, совместные социально-значимые дела);
- привлечение родителей к управлению дошкольной образовательной организацией, образовательным процессом (организация деятельности родительского комитета).
Главная задача дошкольной образовательной организации и педагога состоит в организации эффективной модели сотрудничества, основанной на доверии, взаимоуважении, личностно-ориентированной модели взаимодействия, а также повышении грамотности родителей в вопросах семейного воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности индивидуального психолого- педагогического консультирования родителей воспитанников ДОУ
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что максимальное внимание уделяется освещению проблем психолого-педагогического консультирования школьников, их родителей, взрослых людей разн...
Рекомендации педагогам в общении с родителями воспитанников:Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников»Воспитатель первой квалификационной категории Шаркевич Ж.А
Рекомендации педагогам в общении с родителями воспитанников:...
Методическая разработка по консультированию родителей воспитанников по проблеме "Постепенная подготовка к обучению в школе"
Поступление в школу - новая ступень в жизни каждого ребенка и его родителей. Как зараннее продумать и распределить возможности, ресурсы и необходимые дейсвтия, что бы подготовка к обучению в школе был...
Методическая разработка по консультированию родителей воспитанников при нарушении социальной адаптации и сенсорной интеграции
Методическая разработка консультации для родителей воспитанников с нарушениями социальной адаптации и сенсорной интеграции. Практические рекомендации по организации игр-взаимодействий врослого и...
Журнал индивидуального консультирования родителей воспитанников
Консультации по музыкальному воспитанию для родителей детей подготовительной группы....
Сборник памяток педагога-психолога для консультирования родителей воспитанников в детском саду
В разработку собраны несколько памяток педагога-психолога по типичным темам для консультирования родителей и педагогов....
Выступление на тему «Гость группы» как эффективная форма взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников» на семинаре – практикуме: «Взаимодействие семьи и ДОУ по вопросам ранней профориентации детей»
Одной из эффективных форм взаимодействия с родителями воспитанников является такой формат встреч как «Гость группы». Чаще всего эта форма взаимодействия используется как средство...