Рекомендации для воспитателей работающих с детьми с ЗПР
методическая разработка по коррекционной педагогике
Методические рекомендации для воспитателей работающих с детьми с ЗПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rek-ii_vospit_deti_s_zpr.docx | 40.13 КБ |
Предварительный просмотр:
20 правил работы с детьми с ЗПР для воспитателя
- Постоянно держать таких детей в поле зрения, не оставлять их без внимания.
- Многократно повторять материал на занятиях.
- Создавать ситуации успеха, поощрять за малейшие дела.
- При проведении любого вида занятий или игр воспитатель должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и коррекционные задачи.
- Закреплять пройденный материал в свободной деятельности, во время режимных моментов.
- Предлагать ребенку с ЗПР облегченные задания, не сообщая об этом воспитаннику.
- Проводить дополнительные индивидуальные занятия по закреплению материала.
- Давать ребенку не многоступенчатую инструкцию, а дробить ее на части.
- Поскольку дети с ЗПР имеют низкую работоспособность, быстро истощаются, не нужно принуждать ребенка к активной мыслительной деятельности в конце занятия.
- Необходимо использовать максимальное количество анализаторов при усвоении нового материала.
- Поскольку у детей с ЗПР отсутствует любознательность и низкая учебная мотивация, необходимо применять красивую, яркую наглядность.
- Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи воспитателя детьми.
- Не концентрировать внимание на недостатках ребенка.
- Давать посильные поручения, вырабатывать самостоятельность, ответственность, критичность к своим действиям.
- Предоставлять ребенку выбор, формировать умение принимать решения, брать на себя ответственность.
- Учить анализировать свои действия, критично относится к результатам своего труда. Обсуждения заканчивать на положительной ноте.
- Включать ребенка в общественную жизнь, показывать его значимость в социуме, учить осознавать себя личностью.
- Установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
- При необходимости посоветовать родителям обратиться к специалистам (логопед, дефектолог, психолог).
- При необходимости посоветовать обратиться за медикаментозной помощью к узким специалистам (невропатолог, иммунолог, отоларинголог, офтальмолог).
Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с задержкой психического развития.
1. Воспитатель, работающий в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР, должен учитывать психофизические, речевые особенности и возможности детей данной категории.
2. При проведении любого вида занятий или игр воспитатель должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и (в первую очередь) решать коррекционные задачи.
3. Воспитатель должен обращать свое внимание на коррекцию имеющихся отклонений в мыслительном и физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем мире, а также на дальнейшее развитие и совершенствование сохранных анализаторов детей.
4. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
5. Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей, которые имеют своеобразное отставание под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.
6.Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений.
7. Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи воспитателя детьми.
8. Вся работа воспитателя строится в зависимости от запланированной лексической темы. Если же дети с ЗПР не усвоили данную тему, то работу над ней можно продлить на две недели (под руководством учителя – дефектолога и учителя – логопеда).
9. Каждая новая тема должна начинаться с экскурсии, приобретения практического опыта, рассматривания, наблюдения, беседы по картине.
10. При изучении каждой темы намечается, совместно с учителем – логопедом, тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети могут и должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи.
11. Словарь, предназначенный для понимания, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи ребенка. Также уточняются грамматические категории, типы синтаксических конструкций, которые необходимо закреплять воспитателю по следам коррекционных занятий учителя – логопеда (дефектолога).
12. Первостепенными при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие различных видов мышления, внимания, восприятия, памяти, Необходимо широко использовать сравнения предметов, выделение ведущих признаков, группировка предметов по назначению, по признакам и т.д.
13. Вся коррекционно – развивающая работа воспитателя строится в соответствии с планами и рекомендациями учителя – дефектолога и учителя – логопеда группы.
14. В коррекционной работе с детьми с ЗПР воспитатель должен как можно шире использовать дидактические игры и упражнения, так как при их воздействии достигается лучшее усвоение изучаемого материала.
15. Индивидуальная коррекционная работа с детьми проводится воспитателем преимущественно во второй половине дня. Особое место уделяется закреплению результатов, достигнутых учителем – дефектологом на фронтальных и индивидуальных коррекционно – развивающих занятиях.
16. В первые две – три недели сентября воспитатель, параллельно с учителем – дефектологом (логопедом), проводит обследование детей для выявления уровня знаний и умений ребенка по каждому виду деятельности.
17. Обследование должно проводиться в интересной, занимательной форме, с использованием специальных игровых приемов, доступных детям данного возраста.
18. Важным направлением в работе воспитателя является компенсация психических процессов ребенка с ЗПР, преодоление речевого недоразвития, его социальная адаптация – все это способствует подготовке к дальнейшему обучению в школе.
19. В задачу воспитателя входит создание доброжелательной, комфортной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, сглаживание отрицательных переживаний и предупреждение вспышек агрессии и негативизма.
Характеристика дефицитов у детей с ЗПР.
У детей с ЗПР часто бывает нарушено вниманиие:
- долго не формируется произвольное внимание;
- внимание неустойчивое, рассеянное, плохо концентрируемое и снижается при утомляемости, физических нагрузках. Даже положительные бурные эмоции (праздничные утренники, просмотр телепередач и т.д.) снижают внимание;
- малый объём внимания;
- дети с ЗПР не могут правильно распределять внимание (трудно слушать и одновременно писать);
- наблюдаются трудности в переключении внимания с одного вида деятельности на другой;
- часто обращают внимание на второстепенные детали и на них застревают.
Восприятие:
- темп восприятия замедлен, требуется больше времени для выполнения задания;
- сужен объём восприятия;
- наблюдаются трудности при восприятии сходных предметов (круг и овал);
- наблюдаются проблемы с гнозисом. Дети с трудом узнают зашумлённые и пересекающиеся изображения, с трудом собирают разрезные картинки, ошибаются в « прохождении лабиринтов»;
- нарушено восприятие цвета (особенно оттеночных цветов), величины, формы, времени, пространства;
- затруднено пространственное восприятие, так как недостаточно сформированы межанализаторные связи;
- физиологический слух сохранен, но нарушено фонематическое восприятие;
- затруднён стереогноз (узнавание на ощупь).
Память :
- недостаточная прочность запоминания. Кратковременная память преобладает над долговременной, поэтому требуется постоянное подкрепление и многократное повторение ;
- хуже развита вербальная память, лучше зрительная;
- страдает способность к логическому запоминанию. Лучше развита механическая память.
Мышление :
- недостаточная сформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т.д.;
- особенно страдает словесно – логическое мышление. Этот вид мышления в норме формируется у детей к семи годам, а у детей с ЗПР значительно позже. Дети не понимают картинку со скрытым смыслом, загадку, поговорку, пословицу;
- не могут без помощи педагога установить причинно – следственные связи;
- не понимают скрытый смысл загадки, пословицы …
Речь :
-практически у всех детей с ЗПР имеются те или иные речевые нарушения, страдает звукопроизношение, фонематический слух, нарушен грамматический строй. Особенно страдает связная речь, построение связного высказывания, нарушена смысловая сторона речи.
Наиболее удачным и действенным методом в работе с детьми с задержкой психического развития, как на фронтальных коррекционно – развивающих занятиях, так и в индивидуальной работе, является дидактическая игра. Дидактическая игра определена самим названием – это игра обучающая. Она помогает ребенку пробрести знания в легкой, доступной и непринужденной форме. Именно через дидактическую игру, как основного метода коррекционной работы, происходит усвоение знаний, предусмотренных программой и необходимых при подготовке к школьному обучению детей данной категории.
Методические рекомендации по использованию дидактических игр в работе с детьми с задержкой психического развития.
1. Рекомендуется как можно шире использовать дидактические игры на фронтальных коррекционно – развивающих занятиях, на индивидуальных занятиях, а также в различных режимных моментах в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
2. Дидактические игры должны быть доступны и понятны детям, соответствовать их возрастным и психологическим особенностям.
3. В каждой дидактической игре должна ставиться своя конкретная обучающая задача, которая соответствует теме занятия и коррекционному этапу.
4. При подготовке к проведению дидактической игры рекомендуется подбирать такие цели, которые способствуют не только получению новых знаний, но и коррекции психических процессов ребенка с ЗПР.
5. Проводя дидактическую игру, необходимо использовать разнообразную наглядность, которая должна нести смысловую нагрузку и соответствовать эстетическим требованиям.
6. Зная особенности детей с ЗПР, для лучшего восприятия изучаемого материала с использованием дидактической игры, необходимо стараться задействовать несколько анализаторов (слухового и зрительного, слухового и тактильного ...).
7. Содержание игры должно усложняться в зависимости от возрастных групп. В каждой группе следует намечать последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам.
8. Игровым действиям нужно обучать. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.
9. В игре принцип дидактики должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Только живость игры мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.
10. Дидактическая игра должна активизировать речевую деятельность детей. Должна способствовать приобретению и накоплению словаря и социального опыта детей.
11. Рекомендуется подбирать такие дидактические игры, которые несут положительную эмоциональную окраску, развивают интерес к новым знаниям, вызывают у детей желание заниматься умственным трудом.
Методические рекомендации по подготовке к проведению занятий по ФЭМП с детьми с задержкой психического развития.
1. При проведении любого коррекционно – развивающего занятия по математике необходимо учитывать психо–физические особенности детей с ЗПР.
2. Необходимо уделять особое внимание и значение пропедевтическому периоду.
3. Программные задачи выполнять последовательно, используя принцип дидактики: от простого - к сложному.
4. Замедленный темп усвоения нового материала детьми данной категории предполагает проведение по одной и той же теме двух и более занятий.
5. На первых этапах обучения рекомендуется использовать простые, одноступенчатые инструкции, задания выполнять поэтапно.
6. Обучать детей речевому отчету о проделанных действиях.
7. Переходить к следующей теме только после того, как будет усвоен предыдущий материал.
8. При проведении тематических занятиях (например, по сказке) необходим творческий подход педагога к сценарию занятия, т.е. педагог должен понимать, по какой сказке и сколько занятий можно планировать по одному и тому же сюжету.
9. Использовать как традиционные методы обучения (наглядные, словесные, практические, игровые….), так и нетрадиционные, новационные подходы.
10. Грамотно использовать наглядность.
11. Задействовать возможно большее количество различных анализаторов при выполнении счетных операций.
12. Каждое занятие должно выполнять коррекционные задачи.
13. Желательно на каждом занятии наиболее активно использовать дидактические игры и упражнения.
14. Использовать индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
15. Доброжелательно и уважительно относиться к каждому ребенку.
Методические рекомендации по проведению фонетической ритмики с детьми с задержкой психического развития.
1. Все движения, отобранные для проведения занятий по фонетической ритмике должны рассматриваться как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навыков.
2. Движения, которые выполняются на занятии, предварительно не выучиваются, а выполняются по подражанию.
3. Движения повторяются синхронно с педагогом несколько раз (2 – 5 раз).
4. Фонетическая ритмика всегда проводится стоя, расстояние от педагога до ребёнка не менее 2,5 метра, чтобы ребёнок видел педагога целиком.
5. Упражнения проводятся 2 – 3 минуты.
6. Ребёнок должен смотреть в лицо педагогу.
7. После каждого движения с напряжением необходимо опускать руки вниз и расслаблять. Педагогу, проводящему фонетическую ритмику, рекомендуется научить детей элементам концентрации и саморасслабления при выполнении тех или иных упражнений
8. После того, как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается.
9. Обязательным компонентом каждого занятия должны являться двигательные упражнения, которые развивают чувство ритма и темпа произношения.
10. На фонетической ритмике должен использоваться наглядный показ и многократные повторения, которые стимулируют ребенка к правильному подражанию.
11. Во время проведения занятия дети должны хорошо видеть педагога и проговаривать речевой материал синхронно с учителем.
12. Если в ходе занятия у некоторых детей не получаются отдельные элементы ритмики, то рекомендуется работу над этими элементами переносить на индивидуальные занятия.
13. Занятия по фонетической ритмике необходимо проводить учителю – дефектологу, который сам правильно и красиво выполняет движения тела, рук, ног, головы.
14. Речь воспитателя должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально окрашенной.
Методические рекомендации по проведению физкультурных минуток в работе с детьми с задержкой психического развития.
1. Необходимо учитывать возраст и психофизическое развитие детей с задержкой психического развития.
2. Желательно, чтобы упражнения были связаны с темой занятия, т.к. у детей с ЗПР переключение с одной деятельности на другую происходит труднее, чем у нормально развивающихся детей.
3. Упражнения, используемые на фронтальном коррекционно – развивающем занятии, должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям.
4. Упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади.
5. Рекомендуется подбирать такие упражнения, в которые включаются движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем.
6. Упражнения, используемые в физкультурной минутке, должны быть эмоциональными, достаточно интенсивными (с включением 10–15 подскоков, 10 приседаний или 30 – 40 секунд бега на месте).
7. Необходимо знать, в какое время занятия проводить физкультурную минутку:
- в средней группе на 9 – 11 минуте занятия, т.к. именно в это время наступает утомление;
- в старшей группе – на 12 – 14 минуте;
- в подготовительной группе – на 14 – 16 минуте.
(Рекомендации САН ПИН для детей с нормальным развитием.)
8. Общая длительность физкультурной минутки составляет 1,5 – 2 минуты.
9. Учителю – дефектологу, работающему с детьми с ЗПР, рекомендуется проводить физкультурную минутку на 5 минут раньше, т.к. у детей данной категории утомление наступает раньше.
10. При необходимости возможно проведение двух физкультурных минуток на одном фронтальном коррекционно – развивающем занятии.
11. Упражнения повторяются 5 - 6 раз.
12. Физкультурная минутка должна выполнять смысловую нагрузку: на занятии по ФМП – с элементами счета, на обучении грамоте – насыщена изучаемым звуком и т.д.
Методические рекомендации по развитию мелкой моторики и графо-моторных навыков у детей с задержкой психического развития.
1. Для развития мелкой моторики кистей рук детей с ЗПР рекомендуется использовать разнообразные подготовительные упражнения, при выполнении которых необходимо учитывать тонус мышц (гипотонус или гипертонус).
2. Все упражнения должны проводиться в форме игры, что не только вызывает у детей интерес, но и способствует повышению технического тонуса руки ребенка.
3. При подборе упражнений педагог должен учитывать возрастные и психические особенности детей с ЗПР, в том числе особенности зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д.
4. При подготовке к обучению письму рекомендуется обучить детей правильно сидеть за столом, пользоваться письменными принадлежностями.
5. Необходимо научить ребенка ориентироваться на листе бумаги.
6. Развитие мелкой моторики рук надо начинать с ведущей руки, затем – выполнять упражнения другой рукой, а затем – двумя.
7. В подготовительный период рекомендуется использовать не разлинованные тетради, а альбомы, причем, «писать» простым карандашом.
8. Работе в альбоме или тетради должны предшествовать упражнения пальчиковой гимнастики.
9. По возможности, надо подбирать упражнения пальчиковой гимнастики, которые связаны с темой занятия.
10. После подготовительных упражнений рекомендуется переходить к работе в тетради в крупную клетку:
- сначала надо знакомить детей с разлиновкой (дать понятие, что такое «клеточка»...);
- с направлением написания (слева направо);
- местом начала письма (сколько клеточек отступить);
- учить определять части страницы, границы строки.
12. После этого рекомендуется переходить к письму в более мелкую клетку, а затем – в линейку, хотя дети с ЗПР до этого этапа обычно не доходят.
13. На протяжении всего периода обучения рекомендуется широко применять книжки – раскраски с крупными, четкими и понятными детям рисунками (буквами и цифрами);
14. «Прописи» для детей – дошкольников необходимо внимательно отбирать педагогу и рекомендовать родителям.
15. Необходимо строгое соблюдение организационных и гигиенических требований к обучению письму, что сохраняет нормальное зрение и правильную осанку детей.
16. На техническую сторону письма ребенок затрачивает огромные физические усилия, поэтому продолжительность непрерывного письма у дошкольников не должна превышать 5 минут, а у школьников – 10 минут( первый класс).
17. Работу по развитию элементарных графических навыков письма целесообразно проводить систематически 2 – 3 раза в неделю по 7 – 10 минут, как часть занятия.
18. Педагог должен следить за освещенностью рабочего места ребенка, его осанкой. Расстояние от глаз до тетради должно быть не менее 33 см.
19. В работе с детьми с ЗПР педагог должен создавать спокойную, доброжелательную обстановку, способствующую достижению коррекционных целей.
Методические рекомендации для родителей детей с задержкой психического развития
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе учителя – дефектолога, логопеда, воспитателей и родителей.
1. У ребенка с ЗПР ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, отстают в развитии мыслительные процессы, поэтому необходимо закреплять изученный материал в детском саду и дома.
Для этого задаются домашние задания на повторение изученной темы .
2. Первоначально задания выполняются ребенком с активной помощью родителя, постепенно приучая ребенка к самостоятельности.
3. Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание. Помощь должна носить своевременный и разумный характер.
4. Важно определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданию дефектолога.
5. Время занятий (15 – 20 мин.) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.
6. Занятия должны носить занимательный характер.
7. При получении задания необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, убедиться, что вам все понятно.
8. В затруднительных случаях консультироваться у педагога.
9. Подберите необходимый наглядный дидактический материал, пособия, которые рекомендует учитель – дефектолог.
10. Занятия должны быть регулярными.
11. Закрепление знаний может проводиться во время прогулок, поездок, по дороге в детский сад. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
12. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения.
13.Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятия, чередовать занятия по развитию речи с заданиями по развитию внимания, памяти, мышления…
14.Необходимо придерживаться единых требований, которые предъявляются ребенку.
15. У ребенка с ЗПР практически всегда нарушено речевое развитие, поэтому необходимо ежедневно тренировать ребенка в выполнении артикуляционной гимнастики.
16. Упражнения обязательно выполняются перед зеркалом.
17. Особое внимание уделяется не скорости, а качеству и точности выполнения артикуляционных упражнений.
18. Важно следить за чистотой выполнения движений: без сопутствующих движений, плавно, без излишнего напряжения или вялости, следить за полным объемом движений, за точностью, темпом упражнений, часто – под счет взрослого….
19. Каждое артикуляционное упражнение рекомендуется выполнять сначала медленно, затем темп ускорять.
20. Упражнение выполняется 6 – 8 раз по 10 сек. (можно больше). Для лучшей наглядности упражнения делаются совместно с ребенком, старательно показывая и объясняя каждое движение.
21. Для закрепления звука в слоге, слове необходимо повторять речевой материал не менее 3- х раз.
22. При произнесении нужного звука следует произносить звук в слоге или слове утрированно (намеренно выделяя голосом).
23. Тетрадь для закрепления материала необходимо содержать в аккуратном виде.
24. Будьте терпеливы с ребенком, доброжелательны, но достаточно требовательны.
25. Отмечайте малейшие успехи, учите ребенка преодолевать трудности.
26. Обязательно посещайте консультации педагога и открытые занятия педагогов.
27. Своевременно консультируйтесь и проводите лечение детей у врачей, к которым направляет учитель – дефектолог.
Коррекционные цели, направленные на формирование психических процессов детей с задержкой психического развития.
Коррекционные цели необходимо вводить в каждое занятие учителя – дефектолога, учителя - логопеда, воспитателя, правильно подбирать их (в соответствии с целью занятия) и точно формулировать цель, направленную на коррекцию того или иного психического процесса.
Коррекция внимания
1. Развивать умение концентрировать внимание (степень сосредоточенности внимания на объекте).
2. Развивать устойчивость внимания (длительное сосредоточение внимания на объекте).
3. Развивать умение переключать внимание (намеренный, осознанный перенос внимания с одного объекта на другой).
4. Развивать умение распределять внимание (возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов).
5. Увеличивать объем внимания (количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием ребенка одновременно).
6. Формировать целенаправленное внимание (направленность в соответствии с поставленной задачей).
7. Развивать произвольное внимание (требует волевых усилий).
8. Активизировать и развивать зрительное и слуховое внимание.
Коррекция памяти
1. Развивать двигательную, вербальную, образную, словесно – логическую память.
2. Работать над усвоением знаний при помощи произвольного, сознательного запоминания.
3. Развивать скорость, полноту, точность воспроизведения.
4. Развивать прочность запоминания.
5. Формировать полноту воспроизведения словесного материала (воспроизводить словесный материал близко к тексту).
6. Совершенствовать точность воспроизведения словесного материала (правильность формулировок, умение давать краткий ответ).
7. Работать над последовательностью запоминания, умение устанавливать причинно – следственные и временные связи между отдельными фактами и явлениями.
8. Работать над увеличением объема памяти.
9. Учить запоминать воспринятое, осуществлять выбор по образцу.
Коррекция ощущений и восприятия
1. Работать над уточнением зрительных, слуховых, осязательных, двигательных ощущений.
2. Развивать целенаправленное восприятие цвета, формы, величины, материала и качества объекта. Обогащать чувственный опыт детей.
3. Учить соотносить предметы по величине, форме, цвету, зрительно проверяя свой выбор.
4. Дифференцировать восприятие предметов по цвету, величине и форме.
5. Развивать слуховое и зрительное восприятие.
6. Увеличивать объем зрительных, слуховых, тактильных представлений.
7. Формировать тактильное различение свойства предметов. Учить узнавать на ощупь знакомые предметы.
8. Развивать тактильно – двигательное восприятие. Учить соотносить тактильно – двигательный образ предмета со зрительным образом.
9. Работать над совершенствованием и качественным развитием кинестетического восприятия.
10. Работать над увеличением поля зрения, скоростью обозрения.
11. Развивать глазомер.
12. Формировать целостность восприятия образа предмета.
13. Учить анализировать целое из составляющих его частей.
14. Развивать зрительный анализ и синтез.
15. Развивать способность обобщать предметы по признаку (цвет, форма, величина).
16. Развивать восприятие пространственного расположения предметов и их деталей.
17. Развивать зрительно – моторную координацию.
18. Работать над темпом восприятия.
Коррекция речи
1. Развивать фонематическое восприятие.
2. Развивать функции фонематического анализа и синтеза.
3. Формировать коммуникативные функции речи.
4. Учить дифференцировать звуки речи.
5. Совершенствовать просодическую сторону речи.
6. Расширять пассивный и активный словарь.
7. Совершенствовать грамматический строй речи.
8. Развивать навыки словоизменения, словообразования.
9. Формировать диалогическую речь.
10. Развивать связную речь. Работать над понятийной стороной речи.
11. Способствовать преодолению речевого негативизма.
Коррекция мышления
1. Развивать наглядно – действенное, наглядно – образное и логическое мышление.
2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать на наглядной или вербальной основе.
3. Учить выделять главное, существенное.
4. Учить сравнивать, находить сходство и отличие признаков предметов и понятий.
5. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза.
6. Учить группировать предметы. Учить самостоятельно определять основание группировки, выделять существенный для данной задачи признак предмета.
7. Развивать умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно – следственные связи.
8. Активизировать мыслительную творческую деятельность.
9. Развивать критичность мышления (объективная оценка других и себя)
10. Развивать самостоятельность мышления (умение использовать общественный опыт, независимость собственной мысли).
Коррекция эмоционально – волевой сферы
1. Вырабатывать умение преодолевать трудности.
2. Воспитывать самостоятельность, ответственность.
3. Формировать стремление добиваться результатов, доводить начатое дело до конца.
4. Развивать умение действовать целенаправленно, преодолевать посильные трудности.
5. Воспитывать честность, доброжелательность, трудолюбие, настойчивость, выдержку.
6. Развивать критичность.
7. Развивать инициативу, стремление к активной деятельности.
8. Вырабатывать положительные привычки поведения.
9. Воспитывать чувство товарищества, желание помогать друг другу.
10. Воспитывать чувство дистанции и уважения к взрослым.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
- Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить ученику субъективное переживание успеха при определённый усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка.
- Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. школьники с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности.
- Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.
- Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.
- Не требовать от ребёнка с ЗПР изменения неудачного ответа, лучше попросить ответить его через некоторое время.
- В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.
- Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен.
- Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.
- Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы.
- Необходима тщательная подготовка перед каждым уровнем. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.
- Учитель не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз ( через 10 минут).
- Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память.
- Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед зданиями, интонацию и приемы неожиданности ( стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и т.п.).
- Необходимо прибегать к дополнительной ситуации ( похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.). особенно это актуально в детском саду. Использовать на занятиях игру и игровую ситуацию.
- Создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности.
- Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов
- Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ЗПР и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.
- Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий.
- На уроках и во внеурочное время необходимо уделять постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей.
- Создание доверительных отношений со взрослыми.
- Формирование ученического коллектива на основе привлечения каждого ученика к активной общественно полезной деятельности и посильному производительному труду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с задержкой психического развития.
С позиции неискушенного наблюдателя дошкольники с ЗПР не так уж отличаются от сверстников. Родители нередко не придают значения тому, что их ребенок чуть позднее начал ходить самостоятельно, действова...
Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с задержкой психического развития.
Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развит...
Рекомендации для воспитателей работающих с детьми с ОВЗ
Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с ОВЗ...
Рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с задержкой психического развития
Воспитатель, работающий с детьми с ЗПР, должен учитывать психофизические, речевые особенности и возможности детей данной категории. В задачу воспитателя входит создание доброжелательной, комфортной об...
Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с ЗПР и ТНР.
Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьной дезадаптации и неуспеваемости. Педагоги и психологи ...
Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с задержкой психического развития.
1. Воспитатель, работающий с детеми ЗПР, должен учитывать психофизические, речевые особенности и возможности детей данной категории.2. При проведении любого вида занятий или игр воспитатель должен пом...
Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с ЗПР.
В статье описывается коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития....