Самореализация детей с особыми образовательными потребностями через творческую деятельность.
статья по коррекционной педагогике
Самореализация детей с особыми образовательными потребностями через творческую деятельность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Самореализация детей с особыми образовательными потребностями через творческую деятельность.
Творчество является уделом всех, оно является нормальным и постоянным спутником детского развития
В. В. Давыдов
Творческая деятельность имеет важное значение в жизни детей с особыми образовательными потребностями. В творческую деятельность необходимо вовлекать детей, чем раньше, тем лучше. Творчество отражает внутренний мир человека, его желания, стремления, переживания. В момент творчества человек наиболее полно осознает свою индивидуальность, как личность. Творчество - это умственная гимнастика, ключ для развития мышления, свобода деятельности и мысли, условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в разнообразных жизненных ситуациях в современном мире. В процессе творческой деятельности у детей усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Дети с особыми образовательными потребностями имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.).
Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить со зрительных образов. Выявление и развитие творческих способностей можно рассматривать как средство интеллектуального развития, как средство коррекции познавательной деятельности, как метод обучения, как средство эмоционально-эстетического воспитания.
В целях развития творческого потенциала, важно проектировать и организовывать систему работы, основывая на учете следующих принципов:
- принцип учета структуры дефекта;
- деятельностный принцип;
- принцип создания ситуации успеха;
- принцип доступности материала;
- принцип эмоциональной насыщенности;
- принцип взаимосвязи разных видов деятельности;
- принцип реализации потребности в социальной принадлежности;
- принцип создания ситуаций, способствующих формированию социальных навыков и умений.
Исходя из опыта работы, можно определить следующие условия развития творческой способности у детей.
Первое условие – материальная, ресурсная, психологическая готовность образовательных учреждений принять детей с особыми образовательными потребностями, готовность распознать и развивать творческую одаренность (или творческие способности) ребенка.
Второе условие – адекватная позиция родителей детей, их вера в возможности и способности ребенка к преодолению своего недуга, раскрытию талантов и способностей и современные формы взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников и обучающихся.
Третьим условием развития творческих способностей ребенка является его психолого-педагогическое сопровождение.
Целью такого сопровождения является формирование положительных личностных качеств самого ребенка – его самоотношение и самоуважение, вера в свои возможности, готовность к трудностям, воля и оптимизм. Проблема состоит в том, что сами условия жизни детей (привычная опека и забота, несамостоятельность, ограниченный социальный опыт и опыт общения со сверстниками, часто неопределенность прогноза заболевания) провоцируют развитие прямо противоположных личностных качеств. Именно поэтому необходимо психолого-педагогическое сопровождение развития творческих способностей детей с ООП, активная заинтересованная позиция социального окружения, создание возможностей.
Для развития творческих способностей у детей с ООП огромный потенциал заключен в изобразительной и декоративной деятельности, использование нетрадиционных техник. Они привлекают своей художественной выразительностью, активизируют индивидуальные способности детей. Эта деятельность формирует необходимые для творчества качества: уверенность в себе, самоуважение, самоутверждение, снимает страх неудачи. Без самоутверждения, самоуважения, уверенности в себе нет места творчеству, нет возможности выдать что-то свое.
Развитие творческих способностей способствует реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с ООП, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-ритмическая деятельность детей с особыми образовательными потребностями здоровья в рамках здоровьесберегающих технологий на занятиях по коррекционной ритмике
«Коррекционная ритмика» (КР) – это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений происходит коррекция и развитие высших психи...
Социализация детей с особыми образовательными потребностями через организацию совместных игр.
Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Инклюзия обеспечивает полное вовлечение ребенка с особенностями развития в жизнь образовательного учреждения. Смысл инклюзии ...
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с особыми образовательными потребностями в рамках «Школы родителей» на тему «Прогулка в лес»
Конспект образовательной деятельностив подготовительной группе для детей с особыми образовательными потребностями в рамках «Школы родителей»на тему «Прогулка в лес»...
Презентация "Развитие творческих способностей и создание условий для социальной адаптации через театрализованную деятельность у детей с особыми образовательными потребностями"
Презентация "Развитие творческих способностей и создание условий для социальной адаптации через театрализованную деятельность у детей с особыми образовательными потребностями"...
"РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ КОМБИНИРОВАННОЙ ГРУППЫ В ДОУ"
laquo;Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как буде...
Педагогический проект в старшей группе компенсирующей направленности «Березка». «Знакомство с художественной литературой детей с ООП (особыми образовательными потребностями) через произведения Новосибирской поэтессы В.В.Жбановой»
Актуальность.Дени Дидро считал – люди перестают мыслить, когда перестают читать. Очень трудно представить себе детство без любимых детских книг и сказок! Ведь книга вхо...
Развитие творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями в вокально-хоровой деятельности. (обобщение опыта)
Дети и подростки с ОВЗ так же, как и здоровые дети обладают талантами, способностями, одарённостью. Для развития способностей детей с ОВЗ требуется специальная помощь и поддержка. Недаром таких детей ...
- Мне нравится (1)