Инклюзия детей с ОВЗ в образовательное пространство ДОО
презентация по коррекционной педагогике

Чеканова Светлана Николаевна

описаны возможности и значение инклюзивного образования, отражена специфика работы в ресурсной группе для детей с РАС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chekanova_s._inklyuziya_detey_s_ovz_v_doo_-_kopiya.pptx1.64 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инклюзия детей с ОВЗ в образовательное пространство ДОО Педагог – дефектолог МБДОУ ДС №52 «Ласточка» Чеканова С.Н.

Слайд 2

« Инклюзия " в переводе с англ. языка inclusive -означает " включенность», с франц. я зыка inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю , общим словом - включенное образование, термин , используемый для описания процесса обучения детей с ОВЗ в образовательных учреждениях Инклюзия (включение) - процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого ; это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума. Инклюзия - формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ Что такое «Инклюзия» ? Инклюзия – это процесс, требующий перестройки на всех уровнях человеческого функционирования , процесс интеграции детей в общеобразовательный процесс независимо от их половой, этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, состояния здоровья, уровня развития, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе социально-экономического статуса родителей и других различий

Слайд 3

Виды инклюзии в образовательном процессе ДОО Виды инклюзии условно обозначают по уровню включения ребенка в образовательный процесс: «Временная (точечная) инклюзия - ребенок включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке. «Частичная инклюзия» - включение ребенка в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребенок находится в группе сверстников, осваивая непосредственно учебный материал в ходе индивидуальной работы, но участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке и др. вместе с другими детьми «Полная инклюзия» - посещение ребенком с ОВЗ возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением. Ребенок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом выбираются задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения.

Слайд 4

Ц ель и задачи инклюзивного процесса в ДОО : С пецифические задачи : квалифицированная коррекция отклонений в физическом или психическом развитии воспитанников; Включение детей с отклонениями в состоянии здоровья в единое образовательное пространство обеспечение условий для совместного образования детей с разными психофизическими особенностями развития организация такого образовательного развивающего пространства для всех и безбарьерной среды, позволяющих детям с ОВЗ получить современное дошкольное качественное образование и воспитание, гармоничное всестороннее развитие личности ; формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения; создание возможности всем детям в полном объеме участвовать в жизни коллектива ДОО Цели и задачи - система задач трех уровней : коррекционный - исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития ; профилактический - предупреждение отклонений и трудностей в развитии ; Развивающий - оптимизация , стимулирование, обогащение содержания развития . И только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность инклюзивного образования и коррекционно-развивающих программ .

Слайд 5

Педагогического характера: рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом) активизация когнитивного развития через коммуникацию и имитацию . Преимущества инклюзивного образования : Социального характера: развитие самостоятельности через предоставление помощи; обогащение коммуникативного и нравственного опыта; формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность. Психологического характера: исключения развития чувства превосходства или комплекса неполноценности Ме дицинского характера: подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме; исключение социальной изоляции, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;

Слайд 6

П риоритеты построения модели инклюзивного образования Принятие философии инклюзии всеми участниками образовательного процесса; Приоритет социальной адаптации ребенка на каждом возрастном этапе; Приоритетное развитие коммуникативных и практических компетенций; Профилактика и преодоления инвалидизации и искусственной изоляции семьи особого ребенка Знание психологических закономерностей и особенностей «особых» детей. Знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса. Умение реализовывать различные способы взаимодействия между всеми с субъектами образовательной среды (педагогами, детьми, родителями)

Слайд 7

1 Запрос на обследование ребенка: администрация(мониторинг) , педагоги, родители(проблема в развитии ) 2 Обследование и согласование деятельности всех специалистов по коррекционно-развивающей работе: педагоги(дефектолог , логопед, психолог), специалисты , воспитатели 3. Реализация рекомендаций консилиума 4. Анализ эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми. Общая стратегия деятельности участников образовательного процесса в инклюзивной группе Построение инклюзивного процесса в группе ДОО Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы - б еседа и анкетирование родителей, д иагностика развития ребенка ,н аблюдение за поведением в группе Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, Составление Индивидуального образовательного маршрута и Индивидуального образовательного плана Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы .

Слайд 8

Содержание работы в инклюзивных группах ДОО Содержание работы с детьми ОВЗ определяется комплексными и парциальными программами реализуемыми в ДОУ. Педагогические технологии инклюзивного образования направлены на развитие компетентностей в различных видах детской деятельности Обучение в сотрудничестве на основе организации работы в малых смешанных группах; Индивидуальная программа обучения (ИПО ); Компетентный подход и инклюзивное образование. Педагоги , варьируют затраченное время в соответствии с усвоением материала и их способностями, но при этом детям с отклонениями в развитии уделяется немного больше внимания , дают меньший объём заданий и в облегченной форме Активное вовлечение детей, родителей и специалистов в развитие деятельности ДОУ Педагогический поиск направлен на те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников группы. Педагог лишь создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми. . Внимание акцентируется педагога на возможности и сильные стороны ребенк а

Слайд 9

Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с детьми Беседы и чтение художественной литературы, моделирование игровых ситуаций, через дидактические игры , индивидуальные занятия со специалистами, активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка), совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми, проведение режимных моментов образовательного процесса формирование навыков саморегуляции и самообслуживания с родителями тематические родительские собрания и консультации доступная информация о работе по инклюзии с педагогами массовых групп педсоветы, круглые столы и совместное обсуждение перспективных направлений работы, посещение педагогами и воспитателями инклюзивной группы детско-родительские группы комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия, консультирование родителей специалистами по интересующим вопросам, обсуждение волнующих родителей проблемы, информационную и психологическую поддержка. праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня. являются составляющей всего инклюзивного процесса, важным ритуалом группы и всего сада.

Слайд 10

Все воспитанники равны в детском сообществе. Все воспитанники имеют равные стартовые возможности и доступ к процессу обучения в течение дня. У всех воспитанников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей. Педагоги планируют и проводят эффективное воспитание и обучение дошкольников. Сотрудники , вовлеченные в процесс воспитания и образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию воспитанников. Программа и процесс воспитания и развития учитывает потребности каждого дошкольника. Семьи , «включенных» воспитанников являются участниками образовательного процесса. Вовлеченные сотрудники настроены только позитивно и понимают свои обязанности Правила инклюзии

Слайд 11

Специфика р аботы в ресурсной группе для детей с РАС предполагает взаимодействие специалистов по определённой схеме

Слайд 12

Неприемлемые формы поведения являются, одной из самых серьезных преград для развития ребенка, они не только значительно уменьшают шансы на его обучение, но и существенно снижают темп обучения и негативно сказываются на прогнозе в целом.

Слайд 13

Для развития коммуникативных навыков детей используется система PECS (общение с помощью картинок).

Слайд 14

Поощрения Визуальная поддержка

Слайд 15

Регулярно педагогами осуществляется анализ данных по реализации целей, заложенных в программе

Слайд 16

В обязанности педагогов входит : - Консультативная поддержка воспитателей групп общеразвивающей направленности, тьюторов ресурсной группы; - Участие в организации образовательного процесса ребенка с РАС в условиях группы общеразвивающей направленности совместно с воспитателем этой группы; - Разработка вариантов адаптации индивидуальных дидактических пособий ; - Важным элементом работы педагогов является проведение консультаций и мероприятий по информированию; - Проведение тренировочных моментов со сверстниками из групп общеразвивающей направленности ; - Обучение и корректировка работы тьюторов РГ; - Проведение консультаций с родителями воспитанников РГ.

Слайд 17

Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир «особого» ребёнка иногда он нас страшит… Почему он агрессивен? Почему он так закрыт? Почему он так испуган? Почему не говорит? …. Мир «особого» ребёнка –он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребёнка -допускает лишь своих!

Слайд 18

Инклюзивное образование обеспечивает максимальную социализацию детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями каждого ребёнка; формирует у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества, предоставляет возможности для развития навыков и талантов конкретного человека, возможность взаимопомощи и развития у всех людей способностей, необходимых для общения. В ходе инклюзивного образования происходит рост педагогического мастерства, повышение педагогической компетентности и ответственности педагогов и родителей , расширяется образовательное пространство ДОО и повышается его социальный статус, скоординированная деятельность всех участников образовательного процесса ; обеспечивается информационно - методическое сопровождение семей детей с ОВЗ. Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия воспитанников и их участия во всех делах коллектива. Вывод

Слайд 19

СПАСИБО за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар: Организация развивающей среды для интеграции детей с ОВЗ в образовательном пространстве учреждения.

Социализация и интеграция детей с ОВЗ становится приоритетной задачей современного российского общества. особые дети всегда страдают от дискриминации и отчуждения, в том числе и в образовании. Значите...

Семинар "Организация развивающей среды для интеграции детей с ОВЗ в образовательном пространстве учреждения"

Социализация и интеграция детей с ОВЗ становится приоритетной задачей современного российского общества. особые дети всегда страдают от дискриминации и отчуждения, в том числе и в образовании. Значите...

Городской проблемно-тематический семинар по физическому и художественно-эстетическому развитию детей "Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве ДОУ" 2 апреля 2019 г.

2 апреля на базе нашего дошкольного учреждения прошел городской проблемно - тематический семинар по физическому и художественно - эстетическому развитию детей "Здоровьесберегающие технологии в об...

План мероприятий по реализации программы опорной площадки «Комплексное сопровождение процесса социальной адаптации детей с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ» на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комб

План мероприятий по реализации программы опорной площадки«Комплексное сопровождение процесса социальной адаптации детей с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ»на базе муниципального авто...

Программа МОИП по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в образовательном пространстве ДОО»

Программа муниципальной опорной инновационной площадки по направлению «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в образовательном пространстве ДОО» в объёме 36 часо...

«Индивидуальное сопровождение детей группы риска в образовательном пространстве ДОУ с учетом ФГОС»

Проблема детей «группы риска», является важной и актуальной для нашего дошкольного учреждения. Количество детей, с поведением, отклоняющимся от нормы неуклонно растет. Если ребенок...