Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (ТНР).
материал по коррекционной педагогике (средняя группа)
Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (ТНР).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programa_psihologo-pedagogicheskogo_soaprvozhdeniya_rebenka_s_ovz.docx | 31.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Берёзка» с. Мамонтово
Утверждаю: заведующая МКДОУ
детский сад «Берёзка» с.Мамонтово
________________ А.А.Халтурина
Протокол ПМПк №___ от «___»____2017 г.
Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ
- Общие сведения
ФИО ребенка | Иванов Иван Иванович |
Дата рождения | 07.03.2013. |
группа | № ___ |
ФИО родителей | Мама - Папа - |
ФИО педагога (куратора) | воспитатель |
ФИО специалистов сопровождения, должность | педагог-психолог Борзова Ирина Николаевна - учитель-логопед |
Заключение и рекомендации ТПМПК | Заключение ТПМПК Мамонтовского района № 41 от 23.08.2017. Рекомендуемая программа обучения: адаптированная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (группа для детей с общим недоразвитием речи) с 01.09.2017 по 31.05.2020г. Занятия с логопедом, психологом. Рекомендации по обращению в иные организации, ведомства: наблюдение врача-невролога. |
Форма обучения | очная |
Срок реализации программы сопровождения | 2017-2018 учебный год |
Наличие инвалидности | нет |
- Заключение и рекомендации ПМПк МКДОУ детский сад «Берёзка»
- Основные особенности воспитанника (на основе обследования специалистов)
Характер деятельности | Быстро утомляется. Медлителен, но всегда доводит дело до конца, внимателен. |
Особенности мышления | Мышление наглядно-образное, соответствует возрастной норме. |
Особенности поведения, общения | Предпочитает быть в одиночестве. Общение со сверстниками эмоционально-практическое. |
Особенности моторного развития, мелкой моторики рук | Общая моторика сформирована недостаточно: объем движений полный, но они неловкие, недифференцированные; путает стороны тела, ведущую руку. Мелкая моторика сформирована недостаточно: объем движений пальцев рук недостаточно полный. |
Особенности речевого развития | При обследовании артикуляционной моторики фиксируются ограничения объема движений, трудности изменения заданного положения, снижение тонуса мускулатуры, недостаточная точность. Понимание обращенной речи не нарушено. Состояние звукопроизношения: звукопроизношение нарушено. Состояние фонематических процессов: фонематическое восприятие сформировано недостаточно, допускает ошибки при выполнении заданий на различение слогов, слов с оппозиционными звуками. Звуковой анализ слов: сформирован недостаточно, затрудняется определить наличие звука в слове, отобрать картинки на заданный звук. Слоговая структура: нарушена в сложных словах, во фразах. Словарный запас: ниже возрастной нормы, характеризуется бедностью неточностью. Грамматический строй речи: не соответствует возрастной норме, ошибки при употреблении предлогов, согласовании существительных с числительными, прилагательными, глаголами. Связная речь: сформирована недостаточно, при пересказе используются повторные наводящие вопросы, отмечаются пропуски отдельных моментов, нарушения связности изложения. Логопедическое заключение: ОНР – 2 уровень, неврозоподобное заикание тоно-клонической формы |
- Создание специальных образовательных условий
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
Специалисты сопровождения | Направления работы | Форма проведения занятий | Продолжительность и частота |
Педагог-психолог | Психологическая помощь | индивидуально | 1 раз в неделю, 20 мин. |
фронтально | 1 раз в неделю, 20 мин. | ||
Учитель-логопед | Логопедическая помощь | индивидуально | 2-3 раза в неделю, 15-20 мин. |
Воспитатель | Педагогическая помощь | разнообразные | пять дней в неделю |
Музыкальный руководитель | Педагогическая помощь | фронтально | 2 раза в неделю, 15-20 мин. |
Инструктор по физической культуре | Педагогическая помощь | фронтально | 2 раза в неделю, 15-20 мин |
Специальные условия необходимые для обучения и воспитания
Режим | Пять дней в неделю, полный день |
Организация пространства | Помещения создающие условия для игровой деятельности (игровые уголки). Помещение или учебная зона, создающие условия для коррекции речи (логопедический кабинет, методические пособия, зеркало с лампой дополнительного освещения, стол и стулья для занятий у зеркала). |
Технические средства обучения | Не нуждается |
Специальный дидактический методический материал | Наборы игрушек и комплекты предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях, уточнения произношения гласных и наиболее легких согласных звуков. Наборы игрушек для проведения артикуляционной и мимической гимнастики. Планы, схемы для составления рассказов. Карточки по лексическим темам. |
- План коррекционной работы
План работы педагога-психолога
№ | Направления коррекционно-развивающей работы | Ожидаемый результат | Формы оценки результатов работы: + сформировано + - в стадии формирования - не сформировано |
1. | Стимулировать положительное самоощущение. Стабилизировать эмоциональный фон. Развивать у ребенка осознание своих потребностей и способов их удовлетворения, уверенность в своих силах. Повышать чувство защищенности. Развивать способность давать себе оценку «хороший», пытаясь ее мотивировать; развивать положительную самооценку. Стимулировать проявления целенаправленности; потребность улучшать качество своей деятельности; проявление в играх положительных эмоций. Формировать умения самостоятельно или с незначительной помощью взрослых преодолевать затруднения в деятельности, ставить предметно-практические, игровые, элементарные коммуникативные и познавательные цели и достигать их, определять средства и создавать условия для их достижения; достигать результата, проявляя действенную самостоятельность; развернуто отражать в речи цели, намерения, средства, условия и этапы их реализации, результат; называть выполняемые действия и их последовательность, предшествующие и последующие действия, отдельные эмоциональные состояния, как положительные, так и отрицательные. Развивать выразительность средств общения, диалогическое общение. Формировать внеситуативно-познавательную форму общения со взрослым, ситуативно-деловую форму общения со сверстниками. | – способен к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками; – проявляет речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими, желание общаться с помощью слова, стремится к расширению понимания речи; – выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер, участвует в разыгрывании сюжета: цепочки двух-трех действий (воображаемую ситуацию удерживает взрослый); – соблюдает в игре элементарные правила; – осуществляет перенос, сформированных ранее игровых действий в различные игры; – проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать; – замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого; – выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека; | |
2. | Поощрять стремление объяснять мир; исследовательскую активность; желание задавать вопросы познавательного характера. Формировать устойчивый интерес к слушанию художественной литературы; умения проявлять эмоциональное отношение к героям, давать им эмоциональную оценку и мотивировать ее, опираясь на причинно-следственные связи описанных событий. Вызывать сочувствие и сопереживание положительным персонажам; поддерживать стремление содействовать им, радоваться победе добра над злом. | – понимает названия предметов, действий, признаков, встречающихся в повседневной речи; – усваивает сведения о мире людей и рукотворных материалах; – обладает навыком моделирования различных действий, направленных на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности (показ руками, пантомимические действия на основе тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей); – считает с соблюдением принципа «один к одному» (в доступных пределах счета), обозначает итог счета; – знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь); – планирует основные этапы предстоящей работы с помощью взрослого; – может заниматься, не отвлекаясь в течение трех-пяти минут; – показывает по словесной инструкции и может назвать два-четыре основных цвета и две-три формы; – выбирает из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»); | |
3. | Развивать навыки диалогического общения. Учить отражать в речи жизненные ситуации, целостные сюжетные, изображенные на картинках, происходящие в повседневной жизни, описанные в тексте, причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями, противоречия в повседневной практике, в мире физических явлений, эмоциональное отношение к героям; давать эмоциональную оценку героям литературных произведений и мотивировать ее, опираясь на причинно-следственные связи описанных событий, выражать в речи сочувствие и сопереживание положительным героям. | – пополняет активный словарный запас с последующим включением его в простые фразы; – называет действия, предметы, изображенные на картинке, выполненные персонажами сказок или другими объектами; – участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки, используя слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами); – рассказывает двустишья и простые потешки; – использует для передачи сообщения слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами; – произносит простые по артикуляции звуки; – воспроизводит звукослоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке; | |
4. | Формировать умения совершать точные прицельные движения руками, дифференцировать движения правой и левой руки, дифференцировать ведущую руку; точно выполнять мелкомоторные движения, действуя с предметами, в том числе мелкими; согласовывать свои движения с движениями других детей, ориентироваться на заданный темп движений, менять темп движения по сигналу, передавать в движении заданный ритм. Развивать элементы контроля за своими движениями и движениями сверстников. Стимулировать стремление качественно выполнять действия. Создавать и закреплять целостное психосоматическое состояние. Создавать условия для удовлетворения сенсомоторной потребности. | – стремится принимать активное участие в подвижных играх; – обладает развитой крупной моторикой, выражает стремление осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.); – обладает навыками элементарной ориентировки в пространстве, (движение по сенсорным дорожкам и коврикам, погружение и перемещение в сухом бассейне и т. п.); – реагирует на сигнал и действует в соответствии с ним; – выполняет по образцу взрослого, а затем самостоятельно простейшие построения и перестроения, физические упражнения в соответствии с указаниями инструктора по физической культуре (воспитателя); | |
5. | Формировать устойчивый интерес к прекрасному; умение отражать в речи свои переживания, соотносить воспринятое со своим опытом, знаниями, переживаниями, представлениями, любоваться красивым, замечать средства художественной выразительности, давать эмоционально-эстетические оценки, мотивировать их, замечать прекрасное в повседневной жизни, в непосредственном окружении, общаться по поводу воспринятого, принимать задачу взрослого создавать что-то определенное, подчинять ей свои усилия, до начала деятельности достаточно развернуто формулировать замысел, развивать замысел в процессе деятельности, реализовывать замысел. | – эмоционально положительно относится к изобразительной деятельности, ее процессу и результатам; – владеет некоторыми операционально-техническими сторонами изобразительной деятельности, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелом, мелками; – с помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах; |
План работы учителя-логопеда
№ | Направления коррекционно-развивающей работы | Ожидаемый результат | Формы оценки результатов работы: + сформировано + - в стадии формирования - не сформировано |
1 | Подготовительный этап: подготовка к коррекционной работе (вызвать интерес к логопедическим занятиям, сформировать и развить артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков). | - проявляет интерес к логопедическим занятиям; - знает и выполняет упражнения артикуляционной гимнастики; - выполняет упражнения на дыхание. | |
2 | Формирование произносительных умений и навыков: устранение дефектного звукопроизношения, развитие умений и навыков дифференцировать звуки, формирование практических умений и навыков пользования исправленной речью. | – воспроизводит звукослоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке; – использует для передачи сообщения слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами; | |
3 | Постановка звуков К, КЬ, С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ч, Ж,Щ Л, ЛЬ, РЬ, Р. | -произносит простые по артикуляции звуки; - звукопроизношение: в стадии автоматизации звук К, КЬ, С, СЬ, З, ЗЬ. Постановка Ш, Ж. дифференциация зв. К-Т. | |
4 | Совершенствование фонематических процессов и звуковой аналитико-синтетической деятельности параллельно с коррекцией звукопроизношения у ребенка. | – прислушивается к звучанию погремушки, колокольчика, неваляшки или другого звучащего предмета; узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов; – владеет простыми формами фонематического анализа; | |
5 | Развитие (совершенствование) психологической базы речи ребенка на отработанном в правильном произношении лексическом материале. | – понимает и выполняет словесные инструкции, выраженные различными по степени сложности синтаксическими конструкциями; – называет действия, предметы, изображенные на картинке, выполненные персонажами сказок или другими объектами; | |
6 | Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых ребенком звуков на основе лексико-грамматических форм. | отвечает на вопросы после прочтения сказки, используя слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами; – пополняет активный словарный запас с последующим включением его в простые фразы |
План работы воспитателя группы
№ | Направления деятельности | Ожидаемый результат | Формы оценки результатов работы: + сформировано + - в стадии формирования - не сформировано |
1 | Развитие математических представлений | – показывает по словесной инструкции и может назвать два-четыре основных цвета и две-три формы; – выбирает из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»); – считает с соблюдением принципа «один к одному» (в доступных пределах счета), обозначает итог счета; | |
2 | Формирование пространственно-временных представлений | – знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь); | |
3 | Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков | - Формирование дифференцированных движений пальцев рук и кисти, координации движений обеих рук - Развитие тонких и точных движений пальцев рук. | |
4 | Закрепление речевых навыков | – участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки, используя слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами); – рассказывает двустишья и простые потешки; – использует для передачи сообщения слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами; | |
5 | Развитие культурно-гигиенических навыков | – использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, выполняет орудийные действия с предметами бытового назначения с незначительной помощью взрослого; – с незначительной помощью взрослого стремится поддерживать опрятность во внешнем виде, выполняет основные культурно-гигиенические действия, ориентируясь на образец и словесные просьбы взрослого. | |
6 | Развитие социально-коммуникативных навыков | -продуктивное взаимодействие в паре, в ситуациях межгруппового взаимодействия. -способность вступать в коммуникацию – проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать; |
Содержание и задачи коррекционной и образовательной деятельности по пяти образовательным областям представлены в АОП для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) детского сада «Берёзка» с.Мамонтово (средняя группа).
Дата составления программы _______________________ 2017 г
Родитель (законный представитель) _____________________________/____________________________
Подпись ФИО родителя
Воспитатель (куратор)____________________________/_________________________________________
Подпись ФИО
Специалисты психолого-медико-педагогического сопровождения:
Педагог-психолог____________________________/___________________________________________
Подпись ФИО
Учитель-логопед____________________________/___________________________________________
Подпись ФИО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психологическая ситуация. Индивидуальная развивающая программа психолого-педагогического сопровождения ребенка».
ГБОУ СОШ № 1877 «Люблино» ЮВОУО г. МоскваБобрышова Елена Ивановна педагог-психолог.Индивидуальная развивающая программа психолого-педагогического сопровождения ребенка». Была разработана в...
Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования (ребенок с ДЦП в детском саду компенсирующего вида)
Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования (ребенок с ДЦП в детском саду компенсирующего вида)...
Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ
Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ...
Программа "Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка"
Программа "Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка"...
Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка инвалида (соматические заболевания)
В материале представлены описаны условия воспитания и обучения, раскрыты основные разделы работы по развитию психических процессов и развитию графомоторных навыков ребенка с инвалидностью старшего дош...
Программа психолого-педагогическое сопровождение семьи агрессивного ребенка
Повышенная агрессивность детей – одна из наиболее насущных проблем как для родителей и педагогов, так и для общества в целом. Маленький забияка и драчун становится угрозой благополучию детского ...
Основные этапы разработки индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями
В презентации представлены основные этапы разработки индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями (принципы, алгоритм составления про...