Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pp_soprovozhdeniya.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ
Год обучения - 3 (старшая группа)
Период: 2012-2013 уч. год.
Категория детей: ребенок с легкой УО и алалия.
Пояснительная записка.
Актуальность проблемы
Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма, которые создают предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности.
Развитие дошкольника с ОВЗ подчиняется основным закономерностям психического развития детей в норме. В то же время отмечается наличие специфических закономерностей развития психики, обусловленных органическим поражением головного мозга: замедленный темп развития, опережение физического развития, более позднее становление высших психических функций.
А.А. Катаева и Е.А. Стребелева отмечают, что развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей.
У умственно отсталых детей с раннего возраста наблюдается снижение интереса к окружающему, безразличие, общая патологическая инертность, что не исключает, однако, крикливости, раздражительности. У новорожденных малышей позднее в сравнении с нормально развивающимися детьми возникает «комплекс оживления» и потребность в эмоциональном общении со взрослыми. В дальнейшем у них не возникает интереса к игрушкам, подвешенным над кроваткой или находящимся в руках взрослого. Не происходит своевременного перехода к общению со взрослыми на основе совместных действий с игрушками, не возникает новая форма общения – жестовая.
Дети с речевыми расстройствами с раннего детства дети отстают в психоречевом развитии, в связи, с чем нарушение адаптации и не проявляется уже в дошкольном возрасте. Уровень речевого развития позволяет поддерживать социальные контакты или, по крайней мере, сообщать о своих нуждах.
Законодательная база:
- Декларация о правах инвалидах (1975)
- Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971)
- Конвенция о правах ребенка (1987-1989)
- Стандартные правила для обеспечения равных возможностей для инвалидов (1989)
- Закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов» (1995)
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (1996, с поправкой от 28 декабря 2009 года)
- Семейный кодекс Российской Федерации (1997)
- Типовое положение «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (1997) и постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (2000).
Цель программы ПП сопровождения ребенка: разработка и создание благоприятных условий для всестороннего комплексного развития ребенка, в условиях детского сада компенсирующего вида.
Задачи программы:
- Обеспечить успешную адаптацию ребенка в детском саду, в коллективе сверстников.
- Подобрать и разработать системы работы с ребенком по развитию всех познавательных процессов с учетов индивидуальных особенностей
- Подготовка ребенка к школе
- Тесная взаимосвязь педагог между собой и с родителями ребенка для достижения положительных результатов работы
- Достижение положительных результатов в ходе коррекционно-развивающего обучения.
Принципы:
- Принцип единства диагностики и коррекции развития отражает целостность процесса.
- Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития. Предполагает индивидуальный подход к ребенку с учетом всех сложностей и особенностей личностного развития.
- Принцип деятельностного подхода предполагает построение программы и проведение работы с учетом основного ведущего вида деятельности дошкольного возраста – игра.
- Принцип личностного подхода предполагает подход к ребенку с опорой на положительные и сильные стороны его личности.
- Принцип учета сензитивных периодов развития
- Принцип контроля динамики и поведения
- Принцип развития с учетом зоны ближайшего развития
- Принцип комплексного использования методов и приемов в процессе работы (беседа, рассказ, игра, упражнения; анализ, сравнение, обобщение, уточнение ответов, стимулирование и побуждение к высказыванию и др.).
- Принцип доверия и сотрудничества между взрослым и ребенком.
Методологическая основа:
- учение Л.С. Выготского о структуре дефекта при умственной отсталости, об общих и специфических закономерностях аномального развития (аномальный ребенок развивается по тем же законам и принципам, что и нормально развивающийся), о закономерностях развития ребенка в процессе обучении, опоре на сохранные стороны при обучении аномального ребенка;
- современная концепция обучения и воспитания дошкольников с особыми образовательными потребностями (Л.Б. Баряева, Л, О.П. Гаврилушкина, Е.А. Екжанова, С.Г. Ералиева, А.А.Катаева, В.И. Лубовский, Е.А. Стребелева, и мн. др.);
- Единство формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности;
- Построение программы ПП на примере программы используемой в ДОУ компенсирующего вида «Екжанова Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание [Текст] / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. - М.:Просвещение, 2010. - 269 с.»
Методы и приемы, используемые в работе:
- Беседа,
- Рассказ,
- Объяснение
- Демонстрация
- Проблемные ситуации
- Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, творческие) и т.д.
Критерии ПП сопровождения:
- совместная работа педагогов по составлению программы ПП сопровождения ребенка
- совместная работа педагогов в процессе реализации программы ПП сопровождения
- в случаи необходимости корректировка программы ПП в ходе работы
- получение положительных результатов ребенка
Уровни внедрения программы по этапам.
Этапы внедрения:
- подготовительный (сентябрь - 15 дней)
Диагностика ребенка и составление программы ПП педагогами.
- практический (с 16 сентября-30 сентября)
Апробация программы и внесение корректировок.
- коррекционный (с 1 октября - 14 мая)
Реализация программы.
- итоговый (обобщающий) (с 15 - 30 мая)
Диагностика ребенка и подведение результатов эффективности используемой программы.
Ожидаемые результаты внедрения системы ПП сопровождения:
- Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада и в коллектив сверстников
- Положительная динамики развития ребенка
- Усвоение и применение приобретенных ЗУН ребенком в ходе коррекционно- развивающего обучения в жизни.
- Получение удовлетворения и желаемых результатов со стороны педагогических работников и родителей по итогам работы по программе ПП сопровождения ребенка.
- Принять попытки по продолжению работы в данном направлении.
Диагностика:
Применяются методики, разработанные Стребелевой Е.А. по старшему дошкольному возрасту (6-7 лет)
Найди место фигуре
Группировка картинок
Счет
Найди время года
"Дорисуй"
Серия сюжетных картинок
Рисование (дом, дерево, человек)
Продолжи ряд
Анализ слова
Подбор иллюстрации к тексту
Функции педагогов:
Учитель-дефектолог:
- Проведение коррекционно-развивающего обучения по составленной программе ПП сопровождения по основным направлениям работы с учетом принципов и индивидуальных особенностей ребенка
- Консультирование педагогов и родителей
- Внесение коррективов в ходе реализации программы
Учитель-логопед:
- Коррекция звукопроизносительной стороны речи
- Развитие связной речи, использование лексико-грамматических средств языка
- Развитие подвижности артикуляционного аппарата и мелкой моторики
- Подготовка руки к письму
- Подготовка ребенка к школе (обучение грамоте)
- Учит вступать ребенка в контакт со сверстниками, взрослыми
- Консультирование по необходимости педагогов и родителей ребенка и т.д.
Педагог - психолог:
- Отслеживается выполнение задач программы ПП сопровождения
- Проводиться работа по профилактике отклонений (помощь педагогам при создании благоприятных условий для ребенка, диагностика эмоционального состояния ребенка, развитие навыков конструктивного общения, опыта сотрудничества, формирование чувства уверенности в себе, адекватной самооценки, формирование навыков саморегуляции, снятие страхов и эмоционального напряжения)
- Коррекция случаев регресса (Создание щадящего учебного режима, постоянная эмоциональная поддержка ребенка, соблюдение режима дня и отдыха,семейное консультирование и т.д.)
- Развитие возрастных возможностей (развитие творческих способностей ребенка, образного и логического мышления, воображения, формирование новой позиции в общении и т.д.)
- Работа с коллективом и родителями (консультации, проведение фрагментов занятий и т.д.)
Воспитатель:
- Закрепление проводимой работы с ребенком другими специалистами (выполнение индивидуальной работы, заданий и т.д.)
- проведение занятий по тренировке моторики, памяти, речи и т.д.
- помощь детям по различным вопросам (переодевание, пользование умывальником и туалетом и т.д.);
- надзор за культурой и гигиеной питания, сна;
- консультирование родителей
Основные направления работы:
Познавательное развитие;
Здоровье;
Социальное развитие;
Физическое развитие и физическое воспитание;
Познавательное развитие;
Формирование деятельности;
Эстетическое развитие.
Работа учителя- дефектолога
Направления | Задачи и содержание работы |
Развитие общей и мелкой моторики | учить захватывать предметы ладонью, щепотью; учить пересыпать мелкие предметы из одной емкости в другую; учить вкладывать фигуру в отверстие, используя зрительное примеривание |
Социальное развитие (представления о себе и окружающем мире) | Формировать у детей положительное отношение к труду взрослых Учить обращаться к своим друзьям по имени в процессе игры или общения Учить высказывать свои просьбы и желания взрослым, обращаясь к ним по имени и отчеству Учить определять свою половую принадлежность в речи («Я — мальчик») Закреплять умение играть в любимые групповые игры и выбирать в них свою роль Учить взаимодействовать в совместной деятельности (игровой, конструктивной, изобразительной, трудовой Учить называть себя по имени, называть свою фамилию, определять свою позицию в семье (сын, дочь, внук, внучка) Учить называть по имени всех членов своей семьи и их родственные позиции в семье (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра) Учить называть время своего рождения (летом, зимой) Создавать условия для формирования элементарной оценки своего поведения и результатов своей деятельности Формировать потребность иметь в группе друга (подругу) Учить адекватным формам поведения и адекватным способам взаимодействия в повседневной жизни и в различных видах детской деятельности Формировать уважительное отношение к труду взрослых и к его результатам |
Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков | учить мыть руки с мылом, вытирать их, узнавать свое полотенце; закреплять умение самостоятельно одеваться |
Развитие коммуникации | развивать понимания обращенных к ребенку жестов; развивать понимания элементарных речевых инструкций, высказываний; развивать умения пользоваться указательным жестом; работа над звукоподражанием (би-би, ау. мяу и т.д.) обогащать словарный запас согласно лексическим темам учить называть свое имя, членов семьи учить строить фразу учить называть предметы |
Сенсорное развитие | Учить детей соотносить действия, изображенные на картинке, с реальными действиями; изображать действия по картинкам. Формировать целостный образ предметов: учить самостоятельно складывать разрезные картинки из четырех частей с разной конфигурацией разреза. Учить соотносить плоскостную и объемную формы: выбирать объемные формы по плоскостному образцу, плоскостные формы по объемному образцу. Развивать восприятие и память: вести отсроченный выбор предметов, различных по форме, цвету и величине, с использованием образца (отсрочка по времени 10 с). Учить производить сравнение предметов по форме и величине, проверяя правильность выбора практическим примериванием. Учить вычленять цвет (форму, величину) как признак, отвлекаясь от назначения предмета и других признаков. Познакомить с пространственными отношениями между предметами: высокий - низкий, выше - ниже; близко - далеко, ближе - дальше. Учить воспроизводить пространственные отношения по словесной инструкции. Учить опознавать предметы по описанию, с опорой на определяющий признак (цвет, форма, величина). Учить изображать целый предмет с опорой на разрезные картинки (составление целого из частей в представлении). Развивать координацию руки и глаза в процессе обучения способам обследования предметов: зрительно-тактильно - ощупывать, зрительно-двигательно - обводить по контуру. Учить передавать форму и величину предметов в лепке после зрительно-тактильного обследования. Учить воспринимать, различать бытовые шумы, шумы явлений природы (сигнал машины, звонок телефона, дверной звонок; шум пылесоса, шум двигателя, шум стиральной машины; шум ветра, журчание воды, шуршание опавших листьев; шум воды, капающей из крана, шум водопада, шум дождя). Формировать представления о звуках окружающей действительности. |
Формирование мышления | создавать предпосылки к формированию наглядно-образного мышления; формировать целенаправленные, предметно-игровые действия с предметами; формировать представление об использовании в быту вспомогательных средств и предметов-орудий фиксированного назначения, учить ими пользоваться; |
ФЭМП | учить выделять предмет из группы, составлять группы из одинаковых предметов; закрепить умение различать один и много предметов, больше - меньше. учить считать в пределах 10. |
Развитие деятельности | вызывать интерес к краскам (рисованию). продолжать знакомить ребенка с игрушками и действиями с ними. |
Литература:
- Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Ред. Е.А. Стребелева; Под ред. Е.А. Стребелевой. -- М.: Полиграф сервис, 1998. – с. 12-329
- Екжанова Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание [Текст]/е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. - М.:Просвещение, 2010. - 269 с.
- Психиатрия.Справочник практического врача. /Под редакцией А.Г.Гофмана. - М.. 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психологическая ситуация. Индивидуальная развивающая программа психолого-педагогического сопровождения ребенка».
ГБОУ СОШ № 1877 «Люблино» ЮВОУО г. МоскваБобрышова Елена Ивановна педагог-психолог.Индивидуальная развивающая программа психолого-педагогического сопровождения ребенка». Была разработана в...
Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования (ребенок с ДЦП в детском саду компенсирующего вида)
Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования (ребенок с ДЦП в детском саду компенсирующего вида)...
Программа "Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка"
Программа "Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка"...
Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка инвалида (соматические заболевания)
В материале представлены описаны условия воспитания и обучения, раскрыты основные разделы работы по развитию психических процессов и развитию графомоторных навыков ребенка с инвалидностью старшего дош...
Программа психолого-педагогическое сопровождение семьи агрессивного ребенка
Повышенная агрессивность детей – одна из наиболее насущных проблем как для родителей и педагогов, так и для общества в целом. Маленький забияка и драчун становится угрозой благополучию детского ...
Основные этапы разработки индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями
В презентации представлены основные этапы разработки индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями (принципы, алгоритм составления про...
Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности»
Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности» направлена на выявле...