Готовность детей к обучению в школе
статья по коррекционной педагогике
Готовность детей к школе – результат длительной и системной подготовки ребенка к обучению. От того, насколько он готов к школе, зависит успешность последующего обучения, адаптация к новым социальным условиям. Отдавая ребенка в школу, у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребенок должен знать и уметь перед школой, в шесть или семь лет отдать его в первый класс и так далее. Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_gilvanovoy_gotovnost_k_shkole.docx | 18.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Готовность детей к обучению в школе
Готовность детей к школе – результат длительной и системной подготовки ребенка к обучению. От того, насколько он готов к школе, зависит успешность последующего обучения, адаптация к новым социальным условиям. Отдавая ребенка в школу, у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребенок должен знать и уметь перед школой, в шесть или семь лет отдать его в первый класс и так далее. Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот.
Говоря о готовности к школе, мы подразумеваем совокупность интеллектуальных, физических, эмоциональных, коммуникативных, личностных качеств, помогающих ребёнку легко принять новую социальную позицию «школьника», успешно освоить учебную деятельность.
Умение читать, писать, сообразительность, — конечно, важный показатель, но как обстоит дело с другими сторонами его развития? Готов ли ребенок к новой школьной жизни эмоционально? Умеет ли он справляться с переживаниями, возможными трудностями и неудачами? Может ли он работать в большой группе, где внимание учителя не будет сосредоточено на нем одном? Умеет ли дружить, сможет ли занять достойное место среди сверстников? Вот вопросы, на которые стоит ответить, принимая решение о том, отдавать ли ребенка в школу.
При оценке готовности ребенка к школе необходимо опираться на ряд критериев:
Первый критерий — умение ребенка регулировать свое поведение и эмоции.
Ребенок должен уметь усидеть на уроке 30–40 минут и при этом внимательно слушать учителя, понимать его объяснения и четко выполнять предлагаемые задания. Важно, чтобы ребенок мог справляться со своими переживаниями в ситуациях неудачи, а также адекватно выражать свои эмоции и чувства.
Второй критерий — умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми людьми.
Важно, чтобы первоклассник умел налаживать отношения с разными ребятами, разрешать возникающие спорные вопросы, договариваться и выполнять совместные задания. Важно, чтобы первоклассник мог адекватно относиться к учителю — признавать его авторитет, понимать и принимать важность его требований.
Третий критерий — уверенность ребенка в себе и адекватная оценка своих возможностей.
В школе многие задания связаны с проявлением способностей и знаний ученика перед всем классом. Ребенок должен говорить так, чтобы его слышали другие, уверенно и внятно излагать свои мысли и идеи. Важно, чтобы первоклассник не боялся проявлять себя, чтобы он экспериментировал, пробовал, старался, доводил начатое до конца, а не бросал на полпути.
Четвертый критерий — интеллектуальная готовность.
Хорошо, когда первоклассник знает буквы, умеет считать до десяти и может написать свое имя, имеет ряд знаний и представление о себе и об окружающем мире, может выделять и объяснять логику происходящего. Но интеллектуальная готовность, с психологической точки зрения — это не столько умение ребенка читать, писать и считать, сколько способность думать, запоминать и быть внимательным тогда, когда этого требует учитель.
Пятый критерий — желание ребенка идти в школу.
Поступление в первый класс кардинально изменяет жизнь ребенка: у него появляются новые обязанности, к нему предъявляются новые и более серьезные требования, и необходимо, чтобы будущий первоклассник был готов к подобным изменениям. Поэтому часто психологи обращают внимание на то, чтобы у ребенка к моменту поступления в первый класс была сформирована «внутренняя позиция школьника». Это можно рассматривать как понимание и принятие себя в роли ученика.
Конечно же, принятие решения о том, идти в школу в этом году или подождать еще год, — это ответственный родительский шаг, который в дальнейшем во многом определит успешность ребенка в школе. Без сомнения, помощь взрослых, конечно, важна для дошкольника в этот период. И прежде всего, ему необходимы поддержка и внимание, а не давление и родительские тревоги. Не стоит летом перегружать ребенка знаниями, усиленно заниматься чтением, письмом, математикой. Дайте возможность будущему первокласснику просто набраться сил, в первую очередь физических, и хорошо отдохнуть. Очень важно, чтобы у него не пропало желание и интерес к учебе, а за знаниями и умениями он отправится осенью.
Педагог-психолог Гильванова Гузель Кадимовна
МАДОУ «Детский сад №3 «Солнышко» с. Бураево»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Критерии коммуникативной готовности детей к обучению в школе (консультация для родителей)
Готовность ребенка к школе- это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства. Во все времена большое значение уделялось готовности ребенка к школе. Особенно актуальн...
Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе
Работа с родителямиГотовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошк...
Программа психолого-педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе А.Л.Венгера
Готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одног...
Психологические аспекты готовности детей к обучению в школе
В последнее время задача подготовки дошкольников к обучению в школе занимает одно из наиболее важных мест в развитии психологии как науки. Успешное решение задач развития личности ребенка,...
Педагогические условия развития личностной готовности детей к обучению в школе и коррекции ее недостатков
Консультация для воспитателей....
«Развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, как важный составляющий компонент готовности детей к обучению в школе через использование метода игротерапии ».
Одной из важнейших задач дошкольного образования является подготовка ребенка к следующему образовательному этапу, к включению в новую – школьную - жизнь. При выборе критериев результативности до...
Открытое интегрированное мероприятие в рамках семинара «Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе» «Познавательному развитие» «Формирование элементарных математических представлений» «Скоро в школу мы пойдём»
Программное содержание:Закреплять и учить в счёте в прямом и обратном порядке в пределах 10.Закреплять знания, что число не зависит от того как оно расположено в пространстве;Закреплять знания о много...