Презентация мастер-класса "Развивающие дидактические игры для младших дошкольников"
презентация к уроку по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Презентация предназначена для воспитателей младших групп и знакомит с играми и игровыми упражнениями, способствующими развитию фонематического слуха, общей и мелкой моторики, активизации словарного запаса. Освещена тема учебных пособий, изготовленных педагогом: бизиборда, лэпбука, а также печатных пособий. Вниманию педагогов представлен Портал "Мерсибо" с играми и другими техническими возможностями, которые помогают сделать учебный процесс занимательным, современным. Город Мастеров - заключительный этап мастер-класса, воспитатели учатся подбирать вариант ткани, подходящий для данного вида силуэтной одежды.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД №3 «РАДУГА»
г.КРАСНЫЙ КУТ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАСТЕР-КЛАССА
«Развивающие дидактические игры
для младших дошкольников»
Учитель-логопед МДОУ
«Детский сад №3 «Радуга»
Т. Курмангалиева
2020 г.
Цель выступления
Оказание помощи воспитателям в организации коррекционной работы по развитию речи на занятиях и во время режимных моментов.
Задачи
- Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблемам развития речи детей.
- Создавать благоприятную среду для речевого развития дошкольников, создавать предпосылки к исправлению нарушенных звуков.
- Активизировать обмен информацией и практическими знаниями между педагогами и учителем-логопедом.
- Развивать творческую деятельность воспитателей.
Интеграция образовательных областей
*физическое развитие
*познавательное развитие
*речевое развитие
Тема: «Развивающие игры для младших дошкольников»
Раздать карточки силуэтные (одежда)
- Орг. момент
СЛАЙД 1
II. Сообщение темы выступления.
Проблема современности.
С каждым годом увеличивается число детей, имеющих нарушения речи, при котором не сформированы основные компоненты: фонетика, лексика, грамматика.
СЛАЙД 2
Актуальность темы.
Наши дети сегодня учатся не говорить, а молчать, ведь живут они в мире «говорящей техники». В итоге возникают проблемы с речью. Ждать, когда ребёнок сам начнёт развивать свою речь – значит тормозить развитие детской личности.
СЛАЙД 3
Обучающей формой является игра – первый вид деятельности маленького человека.
Игры настольные, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные развивают фантазию, воображение, творческие начала ребёнка. Важно помнить несколько правил при проведении игры: они должны соответствовать возрасту ребёнка, быть непродолжительными. Поддержка взрослого и других играющих, доброжелательная атмосфера помогут сделать игры эффективными.
Логопед
- Коллеги, с какого возраста нужно всерьёз заниматься речью ребёнка?
(с 3 лет)
Л. С первых дней ребёнок должен слышать грамотную речь. Возможно, это в какой-то мере поможет избежать проблем с речью. Если они появились к 3-летнему возрасту, стоит всерьёз заняться исправлением речи.
- Что делать для укрепления мышц языка, пальчиков?
(заниматься зарядкой, физической культурой)
- Что поможет детям справиться с речевой проблемой?
(логопедические игры)
Логопед. Предлагаю вам совершить путешествие в мир логопедических игр. На чём? Отгадайте загадку:
Полотно, а не дорожка,
Конь не конь – сороконожка
По дороге той ползёт,
Весь обоз один везёт… (Поезд)
Звучит мелодия «Песенки друзей», коллеги занимают свои места за столом.
III. Основная часть.
Остановка 1
СЛАЙД 4
Артикуляционная гимнастика 4 человека
Словно шарик мы надулись,
А потом внезапно сдулись (худышка – толстячок)
Наши губки – гибкие
Могут стать улыбкою,
Могут в трубочку собраться
После снова улыбаться (Улыбка – хоботок)
Чистим зубки мы умело
Вправо – влево, вправо - влево. (Почистим зубки)
Мы нисколько не устали
Вверх и вниз им двигать стали (Качели)
Язык широкий положу,
А края приподниму.
Получилась чашечка,
Кругленькая чашечка (Чашечка)
Горку мы изобразим.
Язычок наш ловкий
За зубы спрятал хвостик. (Горка)
Язычок чуть-чуть устал,
Он спокойно полежал. (Лопатка)
Остановка 2
СЛАЙД 5
Игры для пальчиков 4 человека
Эти игры улучшают тонус мышц рук и всего тела, способствуют развитию творческих способностей, в итоге улучшают звукопроизношение, стимулируют развитие речи, «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» по мнению педагога В. А. Сухомлинского.
1. «Я сожму своё кольцо»
Ребёнок, сжимая эспандер-кольцо на каждый слог и меняя руки после каждой строки, произносит:
Я сожму своё кольцо-
Буду сильным молодцом.
Буду младших защищать,
Буду слабым помогать.
Это упражнение улучшает тонус коры головного мозга.
2. «Синичка».
Обыгрываем каучуковый мячик или грецкий орех как яйцо птички.
Птичка веток набрала,
Крепко гнёздышко свила, - ребёнок ладонями образует гнездо.
Нам снесла яичко
Умница-синичка, - педагог кладёт «яйцо» в ладони ребёнка.
Ты яичко покатай,
Но из рук не выпускай:
Очень хрупкое оно -
Так у птиц заведено - ребёнок катает мячик между ладоней.
3. «Ёж».
Двумя массажными щётками проводить по ладоням ребёнка, лежащими на коленях ладонями вверх, делая по одному движению на каждый ударный слог.
Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж!
Затем педагог держит щётки «щетиной» вверх, а ребёнок гладит их ладонями со словами:
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
Остановка 3 4 человека
Упражнения на освоение правильного дыхания
«Футбол»: сделав носом короткий вдох, выдохнуть на ватный мяч, загнав его в ворота. «Мыльные пузыри», интерактивные игры сайта «Мерсибо» развивают силу выдоха детей с разными возможностями.
Остановка 4 4 человека
СЛАЙД 6
Развитие фонематического восприятия у дошкольников
С узнавания различных шумов, сопровождающих нашу жизнь: бытовых, звуков природы, животных, птиц, голосов людей начинается развитие речи. Малыш, увидев новый предмет, трогает его, рассматривает, пробует на прочность, издаёт ли звук, кладёт в рот, стараясь всеми органами чувств запечатлеть его в своей памяти. У него создаётся полная картина предмета.
СЛАЙД 7
«Шумовые коробочки»
Для игры необходимы два комплекта небольших коробочек (для себя и для ребёнка), наполненные различными материалами: солью, горохом, гречкой, вермишелью, чечевицей и другим. Педагог, выбрав одну из коробочек, трясёт её, ребёнок отвернувшись, слушает. Затем он находит аналогично звучащую коробочку. Игра идёт до тех пор, пока не будут определены все коробочки. Игра вариативна: можно поменяться ролями, ошибиться, можно издавать звуки 2-3 коробочками, дошкольник повторяет звуки поочерёдно.
«Чудесные звуки и запахи» (звуки)
Прослушав аудиозаписи природных звуков: шум ветра, стук дождя, шелест листьев, голоса животных и птиц, определить, какие звуки похожи, какие различаются, где их можно услышать.
На весенней прогулке обратить внимание детей на звук бегущего ручейка и его прохладу. Летом слушать «песенки» насекомых, ощутить жгучий лучик солнца. Звук шуршащих листьев и их аромат вдохнуть осенью, прислушаться к шёпоту дождя. Зимой услышать, как ломаются лучики снежинок и вдохнуть морозного воздуха, ведь запахи и звуки важны для детей в познании и обучении.
«Отстукиваем ритм»
Педагог задаёт ритм, отстукивая его рукой, предположим, удар – пауза – два удара. Дошкольник повторяет ритм с закрытыми глазами.
Игра вариативна: можно повторять ритмический рисунок правой, левой рукой, двумя руками одновременно, поочерёдно (удары по столу), можно воспроизводить тот же ритмический рисунок ногами.
«Назови, что звучало»
Прослушать с детьми бытовые шумы: шуршанье бумаги, бульканье льющейся воды, скрип двери, звон ложечки о посуду стеклянную,
деревянную и другие. Ребёнок должен научиться узнавать их звучание с закрытыми глазами. Можно предложить запомнить несколько звуков, постепенно увеличивая их число.
СЛАЙД 8 (все коллеги)
Игра «Сыщики» все коллеги
Следует найти заданный звук среди других звуков и хлопнуть в ладоши. Сделавший ошибку ребёнок выбывает из игры. В конце определяется лучший сыщик.
Игра «Найди домик»
На картинке 3 домика: с одним окошком, с двумя, с тремя. Определяя хлопками количество слогов в слове, нужно найти домик для определённой картинки. Слово, в котором 1 слог попадает в дом с одним окошком, слово из 2 слогов – в дом с двумя, трёхсложное в дом с 3 окошками.
Остановка 5
СЛАЙД 9 (8 человек)
Игры и упражнения на развитие общей и мелкой моторики
«Животные»
Жарким днем лесной тропой Звери шли на водопой. | Дети спокойно идут по кругу друг за другом. |
За мамой-лосихой топал лосенок, | Идут, громко топая. |
За мамой-лисицей крался лисенок, | Крадутся на носочках. |
За мамой-ежихой катился ежонок, | Приседают, медленно двигаются вперед. |
За мамой-медведицей шел медвежонок, | Идут вперевалку. |
За мамою-белкой скакали бельчата, | Скачут вприсядку. |
За мамой-зайчихой — косые зайчата, | Скачут на прямых ногах. |
Волчица вела за собою волчат, | Идут на четвереньках. |
Все мамы и дети напиться хотят. | Лицом в круг, делают движения языком — «лакают». |
СЛАЙД 10
«Помощники»
Раз, два, три, четыре, | Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить. |
Мы посуду перемыли: | Одна ладонь скользит по другой по кругу. |
Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварешку. | Загибают пальчики по одному, начиная с большого. |
Мы посуду перемыли, | Одна ладонь скользит по другой. |
Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали, | Загибают пальчики по одному, начиная с большого. |
Так мы маме помогали. | Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить. |
Остановка 6
Активизация словарного запаса
СЛАЙД 11
Игра «Цепочка слов» все коллеги
Составить своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.
Например, исходное слово «собака».
Логопед: собака бывает какая?
Педагог: большая, кусачая, сильная.
Л: кто ещё бывает сильным?
П: тигр, крокодил, медведь.
Л: Каким ещё может быть медведь?
П: голодным, маленьким, белым.
Л: что ещё может быть белым?
П: снег, кофта, бумага, молоко.
Игра «Похожие слова»
Подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.
Бывает сладкой конфета,
Бывает быстрой ракета,
Маленьким бывает гном,
А очень красивым дом!
Горячие слова - печь, солнышко, пирожок.
Родные слова - мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, Родина.
Грустные слова – обида, слёзы, боль.
Остановка 7
СЛАЙД 12
Бизиборд - многофункциональное пособие для развития речи. Пособие используется для формирования лексико-грамматических категорий языка по темам «Животные», «Птицы». Дети выполняют действия с предметами, встречающимися ежедневно в доме: ключом, выключателем, щеколдой, крючком, что требует определённых усилий. Дошкольники с нарушениями речи формируют ручную умелость.
Работа с бизибордом вносит эффект новизны в логопедическое занятие.
Остановка 8
СЛАЙД 13
В настоящее время наши педагоги работают над созданием Лэпбуков, способствующих формированию учебно-познавательных мотивов у детей лет, развитию речи. Мы объединены в микрогрупппы и готовим книги для определённого возраста. Каждый ребёнок сможет найти задание по своему уровню развития.
В процессе автоматизации и введения звуков в речь неоценимую помощь оказывают логопедические лэпбуки.
Остановка 9
СЛАЙД 14
Игры для формирования правильного звукопроизношения
В кабинете есть печатные игры. Серия «Звуковое домино» помогает автоматизировать различные звуки и учит счёту. Игры «Звуковая тройка», «Звукарики С и Ш», «Звукарики Л и Р» используются в процессе автоматизации и дифференциации звуков.
Остановка 10
СЛАЙД 15
Игры с сайта «Мерсибо»
Портал «Мерсибо» предлагает вниманию детей свыше 270 игр. Вот разделы, которые помогут малышу с речевыми проблемами.
СЛАЙД 16
Вниманию малышей предложена 31 игра, в их числе «Мама, я тут», «Комариная школа», «Поезд-неделька» и другие. Демонстрация игр.
Остановка 11
СЛАЙД 17
Город Мастеров
Изготовление дидактического пособия «Образцы одежды». На столе ткани различных видов, силуэты одежды из картона. Педагоги подбирают ткань к одежде данного вида, коротко характеризуют: как называется, её назначение.
Выставка одежды, отмечаются наиболее удачные работы.
Изготовленные образцы в дар педагогам.
Остановка 12
СЛАЙД 18
Путешествие подошло к концу. Благодарю, коллеги за внимание.
Всем, кто желает использовать в работе материалы Портала «Мерсибо», предлагаю бесплатные игры на 1 месяц в определённый день недели. Играть можно весь день.
Всем педагогам вручается буклет с играми.
Итог
- Коллеги, что нового вы узнали?
Коллеги кладут в шкатулку знаний по камешку. Шкатулка тяжела - столько знаний вы унесёте с собой на свои занятия.
Использованная литература
- Т.Б.Будённая. Логопедическая гимнастика Санкт-Петербург. «Детство – прогресс» 2001 год.
- С.В. Коноваленко Развитие познавательной деятельности у детей. Москва Гном-Пресс, Новая школа 1998 год.
- Т.Е Филичева, Н. А. Чевелёва, Г. В.Чиркина. Основы логопедии - Москва Просвещение 1989 год.
- Е.А.Дьякова. Логопедический массаж. - М., 2004.
- В. В. Нищева. Система коррекционной работы. - СПб.: Детство Пресс, 2001.
- Н.Семёнова Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. - СПб., 2002.
- Материалы Портала «Мерсибо» USB-версия «Логостарт».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-дидактические игры для младших дошкольников
Музыкально-дидактические игры способствуют формированию у детей интереса к музыкальному искусству, расширению музыкального кругозора и закреплению знаний. Материал оформлен в виде карточек....
Дидактическая игра для младших дошкольников
Дидактическая игра для ознакомления дошкольников с лыжным спортом...
Дидактическая игра для младших дошкольников «Кто где живет»
Задачи:Образовательные: Расширять представление детей о внешнем виде, образе жизни и жилищах обитателей природы. Расширять словарный запас (собачья конура, гнездо ласточки, беличье дупло, муравей...
Дидактическая игра для младших дошкольников "На какой сковороде пекли блины"
ЦЕЛЬ ИГРЫ: Необходимо подобрать по цвету тарелку к ручке сковороды....
Семинар "Дидактические игры для младших дошкольников"
Дидактическая игра, выполняя функция обучения, может служить составной частью НООД. Она помогает освоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки ...
Дидактические игры для младших дошкольников
Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста...
Дидактические игры для младших дошкольников
дидактические игры для младших дошкольников...