Конспект занятия "Моя семья - моя сила"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Всем приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми. Тревожность — сложное состояние, и оно может оказывать самые разнообразные воздействия — от ощущения легкого дискомфорта до необъяснимого страха перед людьми и тяжелых неврозов.
Базовое чувство безопасности, которое регулирует эмоциональное состояние человека, формируется еще в раннем возрасте в семье. От того, как складываются взаимоотношения с близкими людьми, зависит, как ребенок будет выстраивать отношения в дальнейшем с другими. Поэтому очень важно откорректировать эти отношения.
Включить в процесс коррекции реальных родителей бывает сложно. Тогда можно изменить отношение самого ребенка к родственным связям, воспитать уважительное отношение к ним, помочь увидеть их важность и ценность в своей жизни. Это снижает уровень внутренней тревоги и повышает чувство безопасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_semya_-_moya_sila_podgotovishki_-_kopiya.docx | 27.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №179» г. Чебоксары
Конспект коррекционно-развивающего занятия
по коррекции тревожности детей
подготовительной к школе группы
«Моя семья – моя сила»
Педагог-психолог Баева Мария Владимировна
Чебоксары, 2019
Актуальность. Всем приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми. Тревожность — сложное состояние, и оно может оказывать самые разнообразные воздействия — от ощущения легкого дискомфорта до необъяснимого страха перед людьми и тяжелых неврозов.
Базовое чувство безопасности, которое регулирует эмоциональное состояние человека, формируется еще в раннем возрасте в семье. От того, как складываются взаимоотношения с близкими людьми, зависит, как ребенок будет выстраивать отношения в дальнейшем с другими. Поэтому очень важно откорректировать эти отношения.
Включить в процесс коррекции реальных родителей бывает сложно. Тогда можно изменить отношение самого ребенка к родственным связям, воспитать уважительное отношение к ним, помочь увидеть их важность и ценность в своей жизни. Это снижает уровень внутренней тревоги и повышает чувство безопасности.
Цель: способствовать коррекции тревожного состояния у детей старшей группы путем формирования понятия силы родового дерева.
Задачи:
Образовательные:
- формировать уверенность в себе
- формировать умение чувствовать свое тело
- формировать умение различать свои эмоции.
Развивающие:
- развивать мышление, воображение
- актуализировать в речи слова «Семейное древо», «Сильное», «Мощное»
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность и внимательность,
- воспитывать уважение к своему роду.
Материалы и оборудование:
- Камушек цветной для приветствия
- Набор картинок с эмоциями, полотно «Моё настроение» из ковролина
- Проектор, экран, презентация с изображениями по тексту
- Музыка
- Эбру набор
- Листы белой бумаги
- Планшет для теневого театра, фигурки с изображением семени, ростка, молодого деревца и зрелого дерева.
Ход занятия.
Приветствие.
Здравствуйте, дети. Сегодня мы занимаемся в музыкальном зале. У нас будут гости, они тихонечко посмотрят, чем мы будем здесь сегодня заниматься. Давайте поприветствуем их (дети здороваются со взрослыми в свободной форме).
Пока они смотрят, мы с вами выберем картинку с изображением того настроения, которое у вас сейчас, и закрепим её на полотне «Мое настроение».
Отлично! Теперь давайте сядем на стульчики (полукругом перед экраном, на котором слайд №1 с изображением утреннего солнца). Я, словно это утреннее солнышко, согрею наш «Камушек добра» своими руками и передам его .. (имя ребенка), при этом я скажу «Доброе утро!»
Передайте так же камушек друг другу. (По завершению психолог камушек забирает).
Вводная часть.
Сейчас, действительно, утро. Вы выспались? Вы полны сил? (ответы детей). Потом будет насыщенный играми и занятиями день, и к вечеру мы устанем (слайд №2). Долго и много уставать – это вредно для здоровья. Очень важно восполнять свои силы. Как это можно сделать? (ответы детей)
Верно! А еще, в древности, люди ходили в лес и обнимали деревья (слайд №3,4). Считалось, что дерево несет в себе много энергии (слайд №5).
Дерево часто сравнивают с семьей. Знаете почему? (Ответы детей).
Части дерева похожи на членов семьи. Корни – дедушки, бабушки (слайд №6) – с них начинается семья любого ребенка, ствол – родители (слайд №7), они держат крону – детей (слайд №8). Это дерево называют (слайд №9) «Семейное древо» (повторение названия с несколькими детьми). Если научиться принимать любовь семьи и самому любить свою семью, то можно справиться с любыми сложностями, страхами и трудностями.
Путешествие в лес.
Ребята, а хотели бы вы иметь такое дерево, которое будет приносить вам силы? Приглашаю вас в лес, там мы сможем найти свое дерево. Для этого нам нужно встать в центр зала и посмотреть внимательно на картину (слайд №10). Теперь закройте глаза и мысленно войдите в нее. Сделайте маленький шаг вперед. (На фоне появляются звуки леса).
Откройте глаза и мысленно прогуляйтесь по этому лесу, познакомьтесь с ним, а когда я вас позову или вы сами будете готовы вернуться, можете присесть на полянку (психолог показывает полянку - мягкий коврик с длинным ворсом, стоит рядом с детьми около минуты, пока они слушают звуки природы и смотрят на картину, затем звуки становятся тише, но не исчезают)
Отлично, а теперь расскажите мне, какой это лес? Какие здесь есть деревья? Как они пахнут? Какой они высоты? Какое дерево вам больше всего понравилось? (Ответы детей).
Релаксация-визуализация «Дерево» (5 минут).
Здесь травка такая мягкая, что на ней можно полежать. Снимайте обувь, ложитесь на ковер так, чтобы друг друга не задевать, и послушайте музыку. Слушайте мой голос. Прислушайтесь к своему дыханию. Вдох-выдох (медленно 2 раза). Почувствуйте свое сердце. Почувствуйте, как сердце выделяет тепло. Это тепло растекается по вашему телу. В живот, голову, руки, ноги. Они становятся корнями растущего дерева. Слегка подвигайте ногами, пальцами рук почувствуйте опору земли, на которой вы растете. Почувствуйте силу, прижмитесь к земле. Теперь откройте глаза, начинайте расти. Потихоньку вставайте. Вы становитесь крепким стволом этого дерева. Ноги – ваши корни. Вытяните макушку головы к небу, почувствуйте, как напряжены ваши мышцы. Теперь поднимите руки. Они – крона дерева. Подвигайте руками, головой. Почувствуйте в них легкость. Им легко двигаться, ведь их защищают корни и ствол. Вы – сильное дерево!
Теневой театр.
Психолог: А мне в лесу понравилась береза с нежными листочками, длинными веточками и высоким мощным широким сильным стволом. Приглашаю вас посмотреть историю жизни этого дерева на теневом театре. Проходите на стульчики.
Однажды, откуда-то на травку попало семечко. Оно лежало на ней, пригревалось солнышком, поливалось дождем и постепенно спряталось в земле. Там оно стало расти и превратилось в росточек. Он увидел окружающую травку. Ему это нравилось. Солнышко любило его свежие новые лепестки. Это давало силы ростку, и он превратился в молодое деревце. Ветер заметил деревце и стал дуть на него. Стало страшно деревцу, а вдруг ветер вытащит его из земли, и тогда оно погибнет! Веточки и ствол деревца гнулись, но не ломались, а были гибкими. Корни были его крепки и держали его. Так деревце увидело, что оно сильное, и это позволило ему стать взрослым большим сильным, мощным деревом, которому не страшен ни ветер, ни снег, ни град.. Вот какая история..
Ребята, скажите, дерево сразу стало большим и сильным? Что помогло ему стать большим и сильным? (ответы детей). Верно! Это сильные и мощные ствол и корни. А если вспомнить, что дерево – это семья, то мы с вами в сказке увидели, как любовь дедушек, бабушек, мамы и папы помогли ему стать сильным и уверенным в себе.
Рисование ресурсного родового дерева (10 минут).
Давайте теперь нарисуем собственное сильное дерево. Может быть, это одно из деревьев, которое вам больше всего понравилось в лесу?»
Подходим к столу. Рисовать будем в технике эбру.
Нам понадобятся: подносы, специальная жидкость и краски, палочки вместо кисточек, и листы бумаги.
Сначала надо нанести фон. Обмакивайте палочки в краску и капайте на поверхность жидкости. Теперь можно рисовать дерево.
(в индивидуальной работе необходимо проговаривать с ребенком вид дерева, толщину корней, ствола, пышность кроны)
Посмотрите на свои деревья. Как думаете, они получились сильными?
(ответы детей). Пусть пока наши картинки сохнут, я их потом принесу вам в группу.
Прощание (4 минуты). Наше путешествие.
(Звуки природы на фоне увеличиваются в громкости). Наше путешествие завершилось. Предлагаю выйти из картины леса и вернуться в садик. Вставайте в центр зала, закройте глаза и сделайте маленький шаг назад (звуки пропадают ).
Давайте теперь пройдем к стульчикам и поделиться своими впечатлениями от прогулки-путешествия. Но не обычным способом. Я покажу как, а вы продолжите. Я скажу: «Когда мы очутились в лесу, я почувствовала удивление», т.е. когда мы что-то делали или увидели, я испытала эмоцию. Дальше я передаю наш «Камушек добра» .. (имя ребенка). Он(а) расскажет про свои эмоции и т.д.
(Ответы детей).
Здорово! Я рада нашей встрече, но нам пора прощаться. До свидания!
Перед уходом дети снова выбирают картинку-эмоцию и закрепляют на полотно «Мое настроение».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия "Дает силы нам всегда витаминная еда".
Закрепление знаний детей о ЗОЖ....
Конспект общеродительского собрания «Чудесная сила родительской любви»
Конспект выступления педагога-психолога на общеродительском собрании с целью выявить особенности взаимоотношений между детьми и родителями,помочь родителям проанализировать свое родительское пов...
Проект для подготовительной группы "Моя семья-моя сила"
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем «выживания», скажем так, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностно...
Конспект НОД "Вместе мы сила"
Конспект физкультурного занятия, направленный на социализацию детей и родителей...
План-конспект квеста "Богатырская наша сила" для детей подготовительной группы
План-конспект квеста "Богатырская наша сила" для детей подготовительной группы...
Конспект НОД «Вместе – мы сила» в старшей группе. День народного единства. Итоговое тематическое занятие.
Конспект НОД «Вместе – мы сила»в старшей группеДень народного единства. Итоговое тематическое занятие....
Конспект НОД "Песни, воспевающие силу и мужество"
Знание истории Великой Отечественной войны имеет большое значение для детей. Оно способствует формированию у них чувства гордости за свой народ и страну, развитию патр...