Основы цветовой грамоты
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Цвет может иметь коммуникативное значение, которое предполагает различение, выделение, объединение объекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_tsvetovoy_gramoty_2.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСНОВЫ ЦВЕТОВОЙ ГРАМОТЫ
Говоря о цветах, необходимо знать об особенностях их воздействия на человека. Цвет может иметь коммуникативное значение, которое предполагает различение, выделение, объединение объекта.
Цвет на изображение накладывается естественно, поэтому такие выразительные характеристики, как тёплый (красный), холодный (голубой), близкий (желтый), далёкий (синий), лёгкий (белый), тяжёлый (чёрный), со временем приобретают устойчивое значение ассоциаций.
Цветовые коммуникативные обозначения являются по существу вспомогательными операциями, помогающими восприятию основного содержания.
Различительная – первичная функция цвета. Её может выполнять не только отдельный цвет и его оттенки, но и определённое сочетание цветов – гамма, отличная от цветовой гаммы объектов другого характера. Например, по цвету различают отдельные предметы или группы предметов: овощи и фрукты, предметы одежды и т.д.
Выделительная функция означает не только факт отличия предметов по цвету, но и особый его характер, учитывающий цветовые взаимоотношения с окружающими предметами или цветовой средой. При сравнении цветовых объектов наблюдается противопоставление одних цветов другим (контраст цветов).
Все существующие цвета в природе принято делить на две группы: хроматические (цветные, окрашенные) – все цвета и оттенки спектра и ахроматические (бесцветные) – белый, чёрный и все переходы серого.
При прохождении луча света через трёхгранную стеклянную призму происходит его разложение на составные цвета (спектр), поэтому составляющие его семь цветов называют спектральными. Это красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, голубой, фиолетовый.
Цветовой тон – основная характеристика цвета, термин для обозначения цветности, определяющий оттенок цвета (красный, зеленый, жёлто-зелёный). Существует много цветовых тонов, значительно больше, чем для них придумано названий. Развитый человеческий глаз способен различать до 360 оттенков цвета. Например, смешивая какой-либо цвет с другими цветами можно получить множество цветов, отличающихся друг от друга по цветовому тону.
Светлота (тон, светосила цвета) – это большая или меньшая близость к белому цвету. Чем дальше от тёмного, тем большую светлоту имеет цвет, Тёмные цвета получают в результате смешения с чёрной краской, а светлые – с белой или разбавлением водой.
Светлота – качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам.
Необходимо различать понятия «тон» и «цвет». Говоря о цвете, мы имеем в виду многоцветность окраски. Во-первых, тон означает художественный строй произведения, его колорит и употребляется для характеристики художественных произведений. Например, можно сказать коричневый тон картины. Во-вторых, тон может определять светлотные отношения в произведении. В этом случае употребляется также термин «светлота» или «светосила» вместо термина «тон».
Насыщенность (интенсивность цвета) – это степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте серого цвета.
Цвет наибольшей насыщенности – это чистый цвет, т.е. цвет без примеси других цветов. Если в цвет добавить серого, то цвет станет меркнуть, уменьшится его насыщенность. Насыщенность цвета можно уменьшить, добавив к нему белый или чёрный цвет. При добавлении белого цвета получают разбеленные (пастельные) цвета. При добавлении чёрного цвет приглушается, насыщенность его уменьшается.
В группе хроматических цветов различают теплые и холодные цвета. Деление это условное. Тёплые цвета связываются с представлением об огне, солнечном свете – это красный, оранжевый, жёлтый и все оттенки этих цветов, а холодные – с представлением о воде, снеге и т.п. – это синий, голубой, сине-зелёный, сине-фиолетовый и все цвета, полученные от смешения с этими цветами. Зелёный цвет считается нейтральным, со всеми оттенками он наиболее благоприятен для зрения человека.
Все тёплые цвета спектра обладают свойством выступать, т.е. зрительно приближаться, а холодные – отступать, т.е. зрительно удаляться. Самый холодный цвет – сине-зелёный, самый тёплый – оранжевый.
Тёплые цвета ещё называют активными, а холодные – пассивными. Таким образом, оранжевый цвет – самый активный, а сине-зелёный – самый пассивный.
Деление на тёплые и холодные цвета в основном относится к чистым цветам, так как в пределах каждого цвета бывают более тёплые и более холодные оттенки. Например, красный может быть холодным, если он с синеватым оттенком, и тёплым – с желтоватым. Зелёно-жёлтый – тёплый, зелёно-синий – холодный и т.д. К тому же цвет зависит от окружения, т.е. от того, что находится рядом. Один и тот же цвет может быть и тёплым, и холодным рядом с другими цветами. Особенно это относится к зелёному цвету. Рядом с тёплым (жёлтым) он холоднее и, наоборот, рядом с холодным (синим) – теплее. Красный теплее по сравнению с фиолетовым, но холоднее по сравнению с оранжевым. На этом свойстве основано усиление сочетания цветов: так оранжевый рядом с синим кажется ещё ярче, теплее, а синий – холоднее.
Любой цвет в окружении более светлых цветов кажется темнее, а в окружении более тёмных – светлее. Это явление называется светлотным контрастом.
Цветовой контраст проявляется в следующем: белый, серый и чёрный цвета в окружении хроматических цветов приобретают хроматический оттенок дополнительного цвета. Например, три серых квадрата одинаковы, но на синем фоне серый цвет приобретает оранжевый оттенок, на жёлтом – сиреневый, на зелёном – розовый, т.е. оттенок дополнительного цвета по отношению к фону.
Цветовой контраст проявляется и по отношению к холодным и тёплым цветам. Например, серый фон для красной фигуры покажется холодным, а для синей и зелёноё – тёплым.
Под цветовым контрастом понимают любую противоположность цветов: различие по цветовому тону, насыщенности и светлоте, т.е. контраст в широком понимании. Контрасты цветов могут быть сильными (прямыми), средними и слабыми (обратными).
Сильные цветовые контрасты производят резкое впечатление. Например, это контраст чёрного и белого, желтого и синего, красного и зелёного, оранжевого и зеленого. Различие в насыщенности усиливает контраст.
Слабые цветовые контрасты придают композиции мягкость и нежность. Это сочетание серого и чёрного, красного и фиолетового, жёлтого и оранжевого.
Средние контрасты наиболее уравновешенны и изысканны. Например, красный и синевато-фиолетовый, красный и серовато-коричневый, оранжевый и фиолетово-сиреневый.
Кроме сильных, средних и слабых контрастов, которые построены на подчёркивании одного цвета другим, большое значение имеют контрасты между холодными и тёплыми цветами. Даже лёгкое контрастирование активизирует эти цвета, делает их звучание богаче и ярче.
Интересно влияние контура на цветовой контраст. Если обвести границы контрастирующих цветов контуром чёрного цвета, то впечатление контраста усиливается. Обводка контуром в орнаменте контрастных цветовых пятен при равенстве их светлот придаёт орнаменту большую выразительность и усиливает общее эстетическое впечатление. Обводка чёрным цветом усиливает звучание хроматических цветов.
Различные цвета вызывают у человека неодинаковое настроение: светлые – лирическое, яркие – приподнятое, тёмные и тусклые – угнетённое, а пестрота и дисгармония красок раздражают. Гармония в цвете – это согласованность цвета, равновесие цветовых пятен. Гармоничность сочетаний часто заключается в уравновешенности тёплых и холодных тонов, а также в сопоставлении близких цветов, воспринимающихся как оттенки одного цвета.
Цвета зелёно-голубые, зелёно-жёлтые различных оттенков считаются наиболее благоприятными для зрения, успокаивающими.
Восприятие цвета зависит от освещения. Свет и цвет неразделимы. Без света нет и цвета. Цвет есть ощущение, вызываемое светом. Благодаря свету человек различает форму и цвет предметов.
По материалам работ Л.А. Ремезововой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация методики обучения дошкольников основам нотной грамоты
Инновационная методику обучения детей дошкольного возраста основам нотной грамоты "Развиваем играя", способствующая разви...
Картотека игр и упражнений "Основы первоначальной грамоты".
Игры и упражнения составлены для работы по "Подготовке к обучению грамоте" с детьми старшего дошкольного возраста. Могут быть использованны как элемент НОД, в индивидуальной работе с д...
Картотека дидактических игр "Овладение основами первоначальной грамоты"
В картотеку входят игры на равитие фонематического слуха у детей 4--6 лет. Эти дидактические игры будут полезны как для учителей- логопедов детского сада, так и для родителей детей в возрасте ...
Конспект образовательной деятельности по основам первоначальной грамоты с детьми подготовительной группы на тему: «Путешествие в страну Грамоты»
В конспекте даны игровые задания по обучению грамоте....
Картотека дидактических игр и упражнений. в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»
Картотека дидактических игр и упражнений. в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Дид. игра «Звуковые шапочки»Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить со...
План-конспект открытого занятия «Изучаем цветовую грамоту. Желтый цвет» в детском творческом объединении «Радужка» Студии комплексного развития дошкольников «Светлячок».
Данное занятие проводится в рамках раздела "Основы цветоведения" по программе ИЗО для дошкольников 4-5 лет по теме "Основные цвета" ....
Консультация для родителей: «Цветовая грамота"
Обучать детей цветовой грамоте желательно с раннего возраста, чтобы к трём-четырём годам ребёнок уже знал названия цветов и оттенков, которые с которыми он сталкивается в повседневной жизни....