Логопедический компонент в работе воспитателя группы компенсирующей направленности.
статья по коррекционной педагогике
В работе воспитателя в группе компенсирующей направленности очень важны знания и умения педагога использовать логопедический компонент во всех режимных моментах, тесно работать со всеми специалистами детского сада.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Логопедический компонент в работе воспитателя группы компенсирующей направленности.
Дети имеющие сложные речевые расстройства, с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом у которых отмечается маленький словарный запас, дефекты звукопроизношения, позднее начало развития речи, являются основным контингентом в группах с тяжелым нарушением речи. Воспитатель логопедической группы выполняет не только общеобразовательные задачи , но и коррекционные задачи направленные на устранение нарушения речи.
Работа воспитателя логопедической группы строится на взаимосвязи с логопедом, и другими специалистами ДОУ. В работе воспитателя в группе компенсирующей направленности очень важны знания и умения педагога использовать логопедический компонент во всех режимных моментах. Не только после сна выполнять работу по заданию логопеда, но и постоянно контролировать произношение и речь воспитанников, а так же на сколько правильно создают они ими грамматические структуры предложений.
Педагог должен постоянно работать над артикуляцией, моторикой.
Закреплять звукопроизношение поставленных логопедом звуков.
Целенаправленно активизировать отработанную на занятиях с логопедом лексику.
Закреплять правильное употребление уже сформированных грамматических структур.
Развивать память, внимание, логическое мышление в упражнениях и речевых играх.
Формировать связную речь.
Совершенствовать навыки письма и чтения.
В случае неправильного звукопроизношения воспитатель исправляет речь ребенка, предлагая ребенку образец правильной речи и давая возможность ребенку повторить слово правильно. Важно, чтобы дети под руководствуясь помощью воспитателя самостоятельно научились слышать и исправлять ошибки в своей речи. Для этого педагог обращает внимание ребенка на его речь. Необходимо помнить: речь воспитателя - это пример для детей. Речь педагога должна быть хорошо интонированной, четкой , внятной, грамотной и выразительной.
Основы работы воспитателя коррекционной группы.
Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется не однократно в течении дня , вместе с тем в комплексе с артикуляционной гимнастикой
следует проводить пальчиковую гимнастику
Упражнения и игры следует использовать с четким речевым материалом для развития внимания, памяти и логического мышления.
Во вторую половину дня, во время вечерних индивидуальных занятий воспитателя по заданию учителя-логопеда, проводится работа по закреплению звукопроизношения, по индивидуальным тетрадям детей.
Воспитатель формирует у детей познавательную базу для развития речевых умений, что в свою очередь предшествует занятиям с логопедом. Перед изучением новой темы совместно с учителем - логопедом намечается словарный минимум , который дети должны усвоить в речи. Работа воспитателя раскрывается по следующим разделам: Игры и упражнения Логопедические пятиминутки. Индивидуальная работа. Логопедические пятиминутки могут использоваться на занятиях, в разных видах деятельности. Пятиминутки не должны быть длинными, проходить должны в игровой форме на хорошем эмоциональном уровне, соответствовать лексической теме изучаемой на неделе, должны способствовать развитию всех компонентов речи у детей. Логопед со своей стороны должен указать цели и задачи, которые он преследуют при выполнении каждого задания, и дать четкое их описание. Важно, то пятиминутки не должны напоминать занятия. Игры и упражнения, рекомендуемые логопедом, можно использовать воспитателю на занятиях во время проведения физминутки или во вторую половину дня.
Чтобы коррекционная работа была эффективной, воспитатель, организует одновременную работу детей: для одних детей подбираются знакомые дидактические игры, другим детям даются задания и упражнения на развитие графических навыков. Дети индивидуально или небольшими подгруппами занимаются непосредственно с воспитателем, а остальные дети играют и выполняют задания под контролем помощника воспитателя, который оказывает необходимую им помощь и дает оценку их деятельности. Индивидуально воспитатель занимается минут10-15, затем дети меняются местами. Для самостоятельной деятельности детей подбираются упражнения, игры и задания, которые уже им хорошо знакомы по содержанию и по способу действия. Эти игры, задания и упражнения носят закрепляющий характер.
Помимо коррекционной работы с детьми на группе воспитатели течение учебного года участвуют в работе медико-психолого-педагогических совещаний: и выступают с оценкой о результатах обследования детей, анализируют усвоения программы каждым ребенком, принимают участие в обсуждении и планировании направлений индивидуальной работы с отдельными детьми. Тем самым обеспечивается взаимосвязь в работе воспитателя, учителя-логопеда и других специалистов ДОУ и дает положительный результат в работе с детьми коррекционных групп.
Воспитатели работают над созданием коррекционно-развивающей среды в группе, с учетом рекомендаций специалистов, в группе создаются логопедические уголки в которых подбирается дидактический материал для работы с детьми.
Воспитатель это полноценный участник коррекционного процесса. Знания воспитателя о причинах и проявлениях общего недоразвития речи, о речевом дефекте, представление о психических процессах в детском возрасте, а также умение владеть современными технологиями и методиками обучения позволит воспитателю грамотно организовать работу с детьми и выстроить межличностные отношения с ними с учетом индивидуальных особенностей детей. А слаженность в работе воспитателя, учителя-логопеда и других специалистов ОУ поможет успешно сформировать правильное звукопроизношение детей и заложить базовые знания и умения для дальнейшего обучения в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе воспитателя группы компенсирующей направленности».
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования....
«Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе воспитателя группы компенсирующей направленности».
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования....
Коррекционная работа воспитателя группы компенсирующей направленности в режимных моментах
В статье предствавлены примеры коррекционной работы воспитателя в течение дня. Даны игровые упражнения, образовательные ситуации, физминутки по лексической теме "овощи"....
Использование игровых педагогических технологий в коррекционной работе воспитателей групп компенсирующей направленности. в соответствии с ФГОС ДО.
В статье представлены игровые педагогические технологии, используемые в коррекционной работе с детьми с нарушением интелекта: технология организации с/р игры, игровые технологии в НОД, при прове...
Подборка логопедических пятиминуток для воспитателей групп компенсирующей направленности
Вниманию педагогов представляется материал содержажий еженедельные пятиминутки для детей старшего дошкольного возраста...
Рекомендации по теме "Работа воспитателя группы компенсирующей направленности с неговорящими детьми"
Рекомендации для воспитателей по работе с неговорящими детьми в группе компенсирующей направленности....
Сообщение из опыта работы воспитателя группы компенсирующей направленности "Конструктивно-модельная деятельность как средство формирования сенсорных эталонов с детьми с нарушеным слухом"
Сообщение из опыта работы воспитателя группы компенсирующей направленности "Конструктивно-модельная деятельность как средство формирования сенсорных эталонов с детьми с нарушеным слухом"...