Адаптированная основная программа
материал по коррекционной педагогике
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования, с учетом психофизических особенностей ребенка с умеренной умственной отсталостью, имеющего расстройство аутистического спектра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aop.docx | 82.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников № 9 «Колокольчик»
Согласовано: ПМПк МБДОУ № 9 Дата: _______________ № протокола ________ | Утверждаю: Заведующий МБДОУ № 9 _________________ «_____» _____________ 20___ г. |
Адаптированная образовательная программа
Ф.И.О. ребенка: В. Александр
Дата рождения, возраст 14.03.20 г. года мес.
Срок реализации программы:
03.09.2019 – 31.05.2020 г.
Составители программы:
Учитель-дефектолог
Музыкальный руководитель
Воспитатель
Воспитатель
Психолог
Логопед
Инструктор по физической культуре
Согласовано:
Родитель (законный представитель)_________
(подпись)
Ф.И.О._________________________________
2018г.
1. Целевой раздел
1.1Пояснительная записка
Общие сведения о ребенке
Ф.И.О. В. Александр
Возраст ребенка: 3 года, 11 месяцев
Адрес регистрации: г. Канск,
и фактического проживания: г. Канск,
Статус: ребенок – инвалид
Посещает МБДОУ № 9 «Колокольчик» с 22.09.2017г. в режиме полного дневного пребывания. Посещение детского сада регулярное, пропусков без уважительных причин нет.
Сведения о семье. Семья полная, благополучная, состоит из 4 – х человек. Семья проживает в благоустроенной квартире, у ребенка есть отдельная комната. Воспитанием ребенка занимаются оба родителя. Проявляют заинтересованность к успехам сына. Регулярно взаимодействуют с педагогами. Выполняют рекомендации специалистов.
Форма получения образования. В образовательной организации.
Рекомендуемая программа. По заключению краевой (центральной) ПМПК (протокол № 5/36 – 18(2)-К от 20.09.2018г.). Александру рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования, с учетом психофизических особенностей ребенка с умеренной умственной отсталостью, имеющего расстройство аутистического спектра.
Специальные условия для получения образования, а именно:
- специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставления услуг ассистента (помощника);
- обеспечения доступа в здания организаций ребенок не нуждается.
Формы и методы психолого-медико-педагогической помощи, а именно:
- подгрупповые и индивидуальные формы психолого-педагогического и логопедического воздействия;
- использование наглядно-практических методов, формирование полноценной звуковой стороны речи;
- развитие понимания речи, развитие элементарных форм устной речи, практическое усвоение грамматических категорий, овладение правильным произношением и формирование ритмико-слоговой структуры слова.
Условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательной программы:
- обеспечение сенсорного и эмоционального комфорта с учетом индивидуальных особенностей ребенка;
- обеспечение осмысленного порядка и предсказуемости происходящего;
- длительная специальная индивидуальная коррекционная работа по развитию социально- бытовых навыков ребенка;
- специальная помощь в развитии средств невербальной коммуникации с поиском средств альтернативной коммуникации с возможным привлечением компьютерных технологий;
- создание особенно четкой, упорядоченной и осмысленной для ребенка временно-пространственной структуры всей жизни в детском саду и дома (возможно с опорой на систему наглядных расписаний занятий, определяющих когда и где (в каком порядке) ребенок находится, и что от него в этот момент требуется;
- разработка индивидуальной системы поощрения и мотивации ребенка к коммуникации и взаимодействию со взрослыми;
- активное использование зрительных опор организация учебного материала, облегчающая включение ребенка в активную работу.
Организация образовательного процесса с учетом психических особенностей ребенка, обязательное соблюдение здоровьесберегающего режима.
Методы и приемы работы.
Игровые: создание игровой ситуации, сюрпризные моменты, ситуация поиска.
Наглядные: рассматривание картинок, показ, наблюдение за действиями педагога.
Словесные: вопросы, прием комментирующей речи собственных действий и действий детей, пояснение, поощрение.
Практические: действия по показу, действия по образцу, действия по словесной инструкции, ощупывание, оказание помощи.
Доступность используемого материала.
Специальные методические приемы для обучения:
- подбор индивидуального темпа работы и нагрузки ребенка, объема предлагаемых заданий;
- чередование видов деятельности;
- использование сопряженных действий с педагогом;
- при переходе от одного задания к дркгому предлагать упражнения, переключающие внимание ребенка на новый вид работы;
- дозированная помощь;
- пошаговость в предъявлении материала;
- опора на субъективный опыт ребенка.
- гибкая организация занятий, многоуровневая подача материала (с учетом индивидуальных особенностей);
- организация самостоятельной деятельности на своем уровне, в своем диапазоне возможностей, что позволяет ребенку быть успешным;
- обязательная организация игровой ситуации;
- максимальная опора на чувствительный опыт ребенка;
- опора на практический опыт ребенка;
- опора на более развитые способности ребенка;
- предоставление дополнительного времени для выполнения задания.
Ввиду особенностей психофизического развития ребенок имеет проблемы в общении, установлении контакта, привлечении к деятельности и нарушения в поведении.
В контакт со взрослым вступает, ситуативно. При необходимости получить желаемое подходит, берет за руку и ведет к нужному месту, показывает рукой взрослого на нужный ему предмет. Фиксирует взгляд на лице взрослого. Непродолжительное время наблюдает за действиями взрослого. Элементарную речевую инструкцию, регламентирующую какое-либо действие ребенка в определенной ситуации, понимает не всегда, требуется многократное повторение, показ с жестовым подкреплением. Иногда реагирует на жестовый призыв: «Иди ко мне», «Дай руку». Указательный жест пальцем не воспроизводит. Рукой, как средством коммуникации пользуется только для получения разного рода помощи. В хорошем настроении любит смеясь долго бегать по кругу. Плохое настроение и нервозность демонстрирует вокализациями, перебиранием пальцев рук, тремор всего тела.
Собственная активная речь мальчика представлена различными монотонными, протяжными вокализациями и звукокомплексами, которые иногда могут сменяться резкими возгласами. Простейшие речевые инструкции не понимает.
Может находиться рядом с детьми, но самостоятельно в контакт с ними не вступает. Инициативу взаимодействия от сверстников принимает спокойно, не оказывая сопротивления.
Предметно – игровая деятельность находится в процессе формирования. Ребёнок с помощью педагога включается в подгрупповые занятия. Фиксирует взгляд на демонстрируемой игрушке (предмете). Положительное эмоциональное отношение к игрушкам не выражает. Может выполнять действия с игрушкой (берет в руки, удерживает в руке, рассматривает, передает). Из игрушек самостоятельно выбирает только машинки, может использовать их как по функциональному назначению, так и нет (встает на машинку ногой). Действия с предметами выполняет сопряженно с педагогом (заводит юлу, нагружает, разгружает машину, катает коляску, ставит некоторые предметы посуды на кукольный стол).
Мальчик крайне редко откликается на свое имя ( ) поворачивая голову в сторону зовущего. По полу себя не идентифицирует. На фотографиях и в зеркале себя не узнает. Части своего тела по называнию не показывает. Узнает членов своей семьи, среди других взрослых проявляя активность при их появлении. Части своего тела, тела животных, как голос подает, не различает и не показывает. Отдельные фрукты, овощи, игрушки, мебель, посуду, одежду не показывает.
Предметы и картинки по цвету, величине, форме не сличает, не различает и не показывает. Разрезную картинку из 2 частей не собирает. Макси - пазлы из 2- х частей собирает способом сдвигания после многократного показа на знакомом материале. Самостоятельно собирает пирамидку и розовую башню из трех кубиков без учета величины. Матрешку (трехсоставную) собирает с помощью педагога (требуется физическая подсказка). Пирамидку из 3-х колец собирает без учета величины колец. Эпизодически строит башню из 3-х кубиков из строительного конструктора, чаще с помощью и физической подсказкой. Ввиду особенностей ребенка формирование элементарных математических представлений не является возможным.
Временные и пространственные представления у ребёнка не сформированы: в пространстве и на листе бумаги не ориентируется.
Мелкая моторика развита слабо, нет четкой локализации. При выполнении заданий не может долгое время удерживать карандаш, восковой мелок или кисть, все действия с данными предметами выполняет «рука в руке».
Самостоятельно складывает коктейльные трубочки в прорези баночек (предпочитает работать с трубочками синего цвета). С помощью педагога нанизывает крупные бусины на шнурок, выполняет действия с крупной шнуровкой. По подражанию действиям взрослого движения кистями и пальцами рук не выполняет. Захватывает предметы щепотью и двумя пальцами (указательным и большим, но долго не удерживает их). Совместно с педагогом проводит плавную непрерывную линию (вертикально и горизонтально), не отрывая карандаш от бумаги. Откручивающие действия при работе с пособием выполняет сопряженно с педагогом. Хаотично выкладывает детали крупной мозаики.
В утреннюю гимнастику с детьми включается ситуативно, чаще с помощью педагога. Выполняет простые движения совместно с педагогом.
Навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки не сформированы. Руки моет с помощью педагога. Самостоятельно вешает полотенце на крючок. В туалет самостоятельно не ходит. Носки, колготки, шорты снимает сопряжено с педагогом. Иногда может самостоятельно надеть шорты. При приеме пищи самостоятельно пользоваться ложкой не пытается, требуется помощь педагога, из чашки иногда пьет сам.
Под контролем педагогов включается в совместную продуктивную деятельность. На занятиях по лепке работу выполняет сопряженно: придавливает на картонную основу готовые пластилиновые шарики, но тут же стремится их убрать назад в тарелочку. Простая аппликация выполняется сопряженными действиями: намазывает и наклеивает на лист бумаги деталь аппликации, на листе не ориентируется. Интерес к результатам деятельности не проявляет. На протяжении всего занятия требуется постоянный контроль педагога.
С конструктивным материалом выполняет действия предметно-манипуляционного характера.
Уровень обучаемости ребенка – низкий. Работоспособность низкая. На учебном материале сосредотачивается на короткое время, часто отвлекается. Перенос способа действия на аналогичное задание не осуществляет. Интерес к занятиям не проявляет. Долгое время может удерживаться на стуле, нуждается в контроле за деятельностью.
Для ребенка составлена АОП на основе АООП МБДОУ №9, 1 год обучения. Основным способом деятельности является выполнение действий сопряжено с педагогом. Самостоятельные действия стереотипны. Действий по показу, подражанию не выполняет. Необходим постоянный контроль и все виды помощи (обучающей, направляющей, организующей, стимулирующей), а так же частая смена вида деятельности.
1.2 Цели и задачи адаптированной образовательной программы
Цель: создание условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
- Обеспечивать соблюдение здоровьесберегающего охранительного педагогического режима.
- Осуществлять воспитательно-образовательную работу с учетом индивидуальных психофизических особенностей ребенка по основным образовательным областям:
социально-коммуникативное развитие:
- формирование продуктивного взаимодействия с окружающими людьми разного возраста включая потребность и интерес в эмоционально-личностном и эмоционально-деловом контакте;
- формирование представления о себе как о субъекте разного рода деятельности, собственных эмоциональных состояниях, потребностях, желаниях, интересах;
- формирование навыков адекватного поведения в детском саду в разных ситуациях, включая выполнение режимных моментов;
- формирование игровой деятельности;
- формирование представлений о своем «Я», о своей семье и о взаимоотношениях в ней;
- формирование первичных гендерных представлений;
- формирование навыков самообслуживания;
- формирование элементарных правил безопасного поведения.
познавательное развитие:
- формирование способов ориентировочно-исследовательской деятельности и способов усвоения общественного опыта;
- развитие сенсорного воспитания и внимания;
- формирование мышления;
- формирование предпосылок для развития элементарных математических представлений;
- ознакомление с окружающим;
- формирование предпосылок для развития речи и формирования коммуникативных способностей;
- развитие ручной моторики и подготовка руки к письму;
- формирование предпосылок для обучения элементарной грамоте.
речевое развитие:
- развитие средств коммуникации;
- формирование базовых предпосылок для развития речи;
- формирование предпосылок для основ грамотной речи
художественно-эстетическое развитие:
- формирование двигательных, сенсорных, речевых функций познавательных процессов и навыков общения средствами музыки.
-формирование продуктивных видов деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование;
- развитие зрительно-двигательной координации;
-формирование представлений о предметах окружающей действительности и их пространственных отношениях;
-формирование элементов трудовой деятельности: культурно гигиенические навыки, ручной труд, хозяйственно-бытовой труд;
-формирование усвоения общественного опыта через подражание действиям взрослого: по указанному жесту, по показу, по образцу и по речевой инструкции.
физическое развитие:
- Формирование возможных для ребенка видов физической деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- становление движений в процессе развития растущего и формирующегося детского организма;
- развитие и коррекция основных движений и разнообразных двигательных навыков;
- развитие тонкой ручной моторики;
- развитие зрительно-двигательной координации.
- Осуществлять коррекционно-педагогическую работу, направленную на преодоление и предупреждение у воспитанника вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личности в целом.
- Обеспечивать становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении, воспитывать самостоятельность и социально-значимые качества.
2.Содержательный раздел
2.1 Содержание адаптированной образовательной программы частично включает задачи АООП для _1_ года обучения.
Социальное развитие:
- учить первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребёнка со взрослыми в предметной и предметно-игровой ситуациях, подражание действиям взрослого, ребенка);
-учить реагировать и откликаться на своё имя в разных учебно-игровых ситуациях;
-учить находиться рядом с детьми при выполнении разных режимных моментов и в свободной игровой деятельности;
- формировать фиксацию взора на яркой и озвученной игрушке и действиях с ней;
- формировать потребность эмоционально – личностного контакта со взрослым;
- учить воспроизводить указательный жест рукой и указательным пальцем;
- учить показывать по называнию взрослым части своего тела; показывать на лице глаза, нос, рот, щеки, на голове – уши, волосы.
- учить пользоваться рукой, как средством коммуникации (просить о помощи, здороваться, прощаться);
-учить узнавать себя в зеркале, на фотографии.
Физическое развитие и воспитание:
- учить выполнять движения и действия по подражанию взрослому;
- учить ходить стайкой за воспитателем;
- учить ходить по дорожке;
- учить спрыгивать с высоты (с гимнастической доски высотой 10-15 см);
- учить перешагиванию через шнуры;
- учить наклонам головы вправо-влево.
Познавательное развитие:
Сенсорное воспитание:
- учить воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона по просьбе взрослого («возьми ложку», «покажи, где стул»);
- учить соотносить предметы с их изображением;
- учить сличать парные предметы и картинки;
- учить воспринимать величину предметов (большой, маленький);
- учить сличать геометрические фигуры;
- учить работать с рамками-вкладышами;
- учить сличать основные цвета;
- учить складывать разрезную предметную картинку из 3 частей;
- учить группировать предметы по одному заданному признаку (цвет, форма, величина);
- учить дифференцировано реагировать на звучание 2 музыкальных инструментов (бубен, барабан).
Формирование мышления:
- формировать простые целенаправленные действия с предметами («кати мяч», «покачай куклу»);
- учить выполнять действия с предметами, имеющими фиксированное назначение: чашка, ложка, стул, карандаш;
- учить пользоваться предметами-орудиями для решения проблемно-практических задач (палочка, молоточек, ложка, совочек).
Формирование количественных представлений:
- учить составлять группы из одинаковых предметов;
- учить выделять один и много;
Ознакомление с окружающим:
- знакомить с животными и частями их тела (туловище, голова, уши, глаза, хвост, лапы; как голос подаёт);
- учить узнавать отдельные фрукты и овощи (яблоко, грушу, апельсин, морковь, огурец)
- учить узнавать некоторые игрушки, мебель, посуду.
- знакомить с некоторыми предметами и деталями одежды;
- знакомить с основными частями тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, рот, уши, нос);
- учить адекватно вести себя в знакомых ситуациях на прогулке, в группе.
Развитие речи:
- учить выполнять действия по простейшей речевой инструкции (дай, сиди, возьми, на...);
- учить выполнять простые игровые действия, соответствующие тексту знакомых стихотворений, потешек;
- учить слушать адаптированные тексты, рассматривать иллюстрации к ним, узнавать и показывать знакомых героев;
- учить воспроизводить некоторые знакомые звукоподражания и слова («гав», «дай», «на»).
Развитие ручной и мелкой моторики:
- учить нанизывать на шнурок крупные бусины;
- учить выполнять действия с крупной шнуровкой;
- учить выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию действиям взрослого;
- учить захватывать предметы щепотью и двумя пальцами (указательным и большим);
- учить проводить плавную непрерывную линию (вертикально и горизонтально), не отрывая карандаш от бумаги;
- учить откручивать детали игрушек, конструктора;
- учить выкладывать детали крупной мозаики в пазы и вставлять детали мелкой мозаики в отверстия, образуя ряд.
Формирование деятельности:
Обучение игре
- учить брать и ставить предметы на место;
- учить использовать игрушки по функциональному назначению;
- учить выполнять знакомые действия с предметами по подражанию, частично совместно с педагогом (заводить юлу, нагружать, разгружать машину, катать коляску, ставить некоторые предметы посуды на кукольный стол, строить башню из кубиков, дорожки из строительного материала, мозаики);
- учить выражать положительное эмоциональное отношение к кукле.
Лепка:
- воспитывать у детей интерес к процессу лепки;
- учить правильно сидеть за столом в процессе выполнения работы;
- учить соотносить лепные поделки с реальными предметами;
- учить присоединять к основе (картон) готовые детали, плотно прижимая пальцами сопряжённо с педагогом;
- учить выполнять различные действия с пластичными материалами - мять, разрывать на кусочки, соединять их в целый кусок;
- учить приёмам сплющивания, размазывания, отщипывания, вдавливания сопряжённо с педагогом.
- учить положительно и бережно относиться к результатам своей работы и работам сверстников
Аппликация:
- воспитывать интерес к процессу выполнения аппликации;
- учить правильно сидеть за столом в процессе выполнения аппликации;
- учить соотносить аппликацию с реальными объектами;
- учить наблюдать за аппликационными действиями взрослого и выполнять действия совместно с педагогом;
- учить наклеивать простые заготовки с помощью педагога (наносить клей, переворачивать заготовку, пользоваться салфеткой);
- учить положительно и бережно относиться к результатам своей работы и работам сверстников.
Рисование:
- воспитывать интерес к изображениям, выполняемым различными средствами — фломастерами, красками, восковыми мелками;
- учить правильно сидеть за столом во время рисования;
- учить правильно, удерживать кисть (карандаш, фломастер, восковой мелок), целенаправленно закрашивая рисунок;
- учить закрашивать контур предмета различными изобразительными материалами (краски, фломастер, карандаш, восковые мелки);
- учить проводить прямые линии;
- учить подбирать цвет краски в соответствии с цветом контура предмета;
- соотносить рисунки с реальными объектами, называть их;
- учить положительно и бережно относиться к результатам своей работы и работам сверстников.
Конструирование
- вызывать интерес и эмоциональные реакции на конструктивную деятельность взрослого;
- учить создавать простейшие постройки (башня, ворота, дом) по подражанию педагогу;
- учить выкладывать из счётных палочек простые изображения способом наложения на образец (заборчик, ёлочка, домик, дорожка).
- учить собирать макси-пазлы из 3-4 частей;
- учить положительно и бережно относиться к своим постройкам и к постройкам сверстников.
Развитие музыкально-ритмических навыков:
- развивать микромоторику пальцев рук через логоритмические задания и упражнения с предметами;
- вызывать голосовые реакции на звучание музыки, используя игровые имитационные движения, звукоподражания;
- извлекать звуки из музыкальных инструментов ( погремушка, бубен, колокольчик);
- учить выполнять движения под музыку (хлопки, по коленям, выставлять ногу на пятку, пружинка, фонарики) сопряжено с взрослым;
- приобщать к участию в коллективной досуговой деятельности
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания:
- учить просить взрослых о помощи при затруднениях указывая жестом;
- учить мыть и вытирать руки в соответствии с алгоритмом;
- учить снимать и вешать на место своё полотенце;
- учить застёгивать застёжку-молнию с частичной помощью;
- учить развешивать вещи на стульчик;
- учить пользоваться салфеткой;
- учить самостоятельно пользоваться ложкой во время приема пищи;
- учить правильно сидеть на стуле в процессе всего приёма пищи;
- учить проситься в туалет, указывая жестом;
- учить правильно переносить свой стул на указанное педагогом место;
- закрепить умение самостоятельно снимать и надевать отдельные предметы одежды (колготки, плавки, шапку, штаны), обувь;
2.2 Результаты усвоения АОП фиксируются в таблице
В начале года | В середине года | В конце года | ||||||||||
Социальное развитие | ||||||||||||
Демонстрация эмоциональной, мимической реакции на ласковое обращение знакомого взрослого. | ||||||||||||
Давать позитивное двигательное подкрепление эмоциональной реакции; | ||||||||||||
Давать положительный эмоциональный отклик на появление близких взрослых (матери, отца, бабушки, дедушки); | ||||||||||||
Понимание указательного жеста руки и указательного пальца взрослого, поворачивать голову в указанном направлении; | ||||||||||||
Демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым: - принимать помощь взрослого, | ||||||||||||
- разрешать дотрагиваться до своих рук, | ||||||||||||
- принимать поглаживание по голове, | ||||||||||||
Выполнять со взрослыми совместные действия (мытье рук пользование ложкой, рисование мелом, рисование карандашом, раскатывание теста и т.д.) | ||||||||||||
Фиксировать взгляд на яркой звучащей игрушке и во время действия с ней, | ||||||||||||
Откликаться на свое имя | ||||||||||||
Узнавать себя в зеркале, | ||||||||||||
Узнавать себя на индивидуальной фотографии | ||||||||||||
Находиться рядом, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта; | ||||||||||||
Выполнять предметно-игровые действия с игрушками и предметами из ближайшего окружения | ||||||||||||
Выполнять по речевой инструкции 3-4 элементарных действия игрушками. | ||||||||||||
Развитие речи и коммуникативных навыков | ||||||||||||
Пользоваться невербальными формами коммуникации; | ||||||||||||
Пользоваться указательным жестом, согласуя движения глаза и руки; | ||||||||||||
Слушать и проявлять интерес к речевым высказыванием взрослых: - рассказам, - стихам, - потешкам, - песенкам. | ||||||||||||
Воспроизводить знакомые звукоподражания, | ||||||||||||
Воспроизводить лепетные слова и усеченные фразы; | ||||||||||||
Выполнять действия по простым речевым инструкциям. | ||||||||||||
Обучение игре | ||||||||||||
Проявлять эмоциональный интерес к игрушкам и действиям с ними; | ||||||||||||
Выполнять предметно-игровые действия, играя рядом со сверстниками, не мешая другим; | ||||||||||||
Не совершать неадекватные действия с куклой и машиной; | ||||||||||||
Выражать положительное эмоциональное отношение к кукле; | ||||||||||||
По просьбе взрослого производить с игрушками знакомые игровые действия - кормить куклу, катать в коляске; | ||||||||||||
Нагружать в машинку игрушки, перевозить их. | ||||||||||||
Сенсорное развитие | ||||||||||||
Воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого: «Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик»; | ||||||||||||
Различать свойства и качества предметов: - мокрый – сухой, | ||||||||||||
- большой – маленький, | ||||||||||||
Сличать два основных цвета (красный, желтый): «Покажи, где такой кубик»; | ||||||||||||
Дифференцированно реагировать на звучание определённых музыкальных инструментов (выбор из двух); | ||||||||||||
Складывать разрезную картинку из двух частей; | ||||||||||||
Учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится; кубик стоит, не катится, большой домик для большой матрешки, маленький – для маленькой. | ||||||||||||
Дифференцировать звукоподражание («Кто тебя позвал?»: выбор из двух – трех предметов или картинок). | ||||||||||||
Формирование мышления | ||||||||||||
Выполнять простые целенаправленные действия с предметами («кати мяч», «покачай куклу»); | ||||||||||||
Выполнять действия с предметами, имеющими фиксированное назначение: чашка, ложка, стул, карандаш; | ||||||||||||
Пользоваться предметами – орудиями для решения проблемно – практических задач (палочка, молоточек, ложка, совочек). | ||||||||||||
Формирование количественных представлений | ||||||||||||
Составлять группы из одинаковых предметов; | ||||||||||||
Выделять один и много; | ||||||||||||
Лепка | ||||||||||||
Активно реагировать на предложение взрослого полепить; | ||||||||||||
Правильно сидеть за столом в процессе выполнения лепных действий; | ||||||||||||
Соотносить лепные поделки с реальными предметами; | ||||||||||||
Присоединять к основе готовые детали, плотно прижимая пальцами. | ||||||||||||
Выполнять различные действия с пластичными материалами – мять, разрывать на кусочки, соединять их в целый кусок. | ||||||||||||
Применять прием сплющивания, размазывания, отщипывания, вдавливания сопряженно с педагогом. | ||||||||||||
Положительно относиться к результатам своей работы; | ||||||||||||
Аппликация | ||||||||||||
Адекватно реагировать на предложение выполнить аппликацию, состоящую из одного предмета; | ||||||||||||
Правильно сидеть за столом в процессе выполнения аппликации; | ||||||||||||
Наклеивать заготовку; | ||||||||||||
Соотносить аппликацию с реальными объектами; | ||||||||||||
Положительно относиться к результатам своей работы. | ||||||||||||
Рисование | ||||||||||||
Адекватно реагировать на предложение взрослого порисовать, | ||||||||||||
Правильно сидеть за столом во время рисования; | ||||||||||||
Обследовать предмет перед рисованием, | ||||||||||||
Проводить прямые линии, | ||||||||||||
Соотносить рисунки с реальными объектами, называть их; | ||||||||||||
Закрашивать контур предмета различными изобразительными материалами (краски, фломастер, карандаш, восковые мелки), | ||||||||||||
Положительно относиться к результатам своей работы. | ||||||||||||
Конструирование | ||||||||||||
Положительно относиться к процессу и результатам конструирования; | ||||||||||||
Создавать простейшие постройки и конструкции; | ||||||||||||
Создавать простейшие постройки из строительного материала; | ||||||||||||
Создавать простейшие постройки из палочек; | ||||||||||||
Проявлять интерес к выполнению коллективных построек | ||||||||||||
Совместной игре с ними; | ||||||||||||
Создавать поделки и конструкции в разных условиях – на полу и на столе; | ||||||||||||
Понимать слова, используемые педагогом при создании конструкций, - возьми, поставь, принеси, кубик, кирпичик, палочка, дорожка, лесенка, ворота, гараж, заборчик; | ||||||||||||
Играть, используя знакомые постройки. | ||||||||||||
Ознакомление с окружающим | ||||||||||||
Показывать части тела и лица, отвечая на вопрос: «Покажи, чем ты ходишь», «Покажи, чем смотришь», «Чем ты слушаешь?»; | ||||||||||||
Показывать на фотографии (выделив из трех) - себя | ||||||||||||
- маму | ||||||||||||
- папу | ||||||||||||
Показывать или называть отдельные предметы - одежды, | ||||||||||||
- посуды, | ||||||||||||
- игрушки | ||||||||||||
Узнавать реальных и изображенных на картинках знакомых - животных, | ||||||||||||
- птиц | ||||||||||||
Показывать части тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, рот, уши, нос). | ||||||||||||
Физическое развитие | ||||||||||||
Ходит стайкой за воспитателем; | ||||||||||||
Ходит по дорожке; | ||||||||||||
Спрыгивает с высоты (с гимнастической доски высотой 10-15 см; | ||||||||||||
Перешагивает через шнуры; | ||||||||||||
Наклоняет голову вправо-влево; | ||||||||||||
Культурно-гигиенические навыки | ||||||||||||
Самостоятельно спускать штанишки и садиться на горшок; | ||||||||||||
Не выходить из туалета со спущенными колготками, штанами; | ||||||||||||
Мыть руки; | ||||||||||||
Пользоваться своим полотенцем; | ||||||||||||
Самостоятельно вытирать руки; | ||||||||||||
Садиться за стол на свое место; | ||||||||||||
Не наполнять ложку руками; | ||||||||||||
Вытирать рот и руки салфеткой; | ||||||||||||
Не выходить из-за стола, не окончив еды; | ||||||||||||
Знать свой шкафчик для одежды; | ||||||||||||
Снимать колготки самостоятельно; | ||||||||||||
Надевать колготки с помощью воспитателя или няни; | ||||||||||||
Самостоятельно снимать и надевать их с помощью воспитателя или няни; | ||||||||||||
Самостоятельно снимать и надевать штаны, рейтузы, | ||||||||||||
Самостоятельно снимать и надевать шапку, обувь; | ||||||||||||
Аккуратно складывать одежду на стул, ставить обувь на место; | ||||||||||||
Пользоваться помощью взрослого | ||||||||||||
Музыкальное воспитание | ||||||||||||
Выполняет пальчиковые упражнения ,упражнения с предметами; | ||||||||||||
Подпевает звукоподражания; | ||||||||||||
Играет на бубне, погремушке, колокольчике; | ||||||||||||
Выполняет движения под музыку: музыку (хлопки, по коленям, выставлять ногу на пятку, пружинка, фонарики) сопряжено с взрослым; | ||||||||||||
Участвует в коллективной досуговой деятельности. |
Критерии оценивания по способу действия выполнения заданий ребенком:
0 – не делает (отказ)
1 – сопряженные действия
2 – действия по подражанию
3 – выполняет по показу
4 – выполняет по образцу
5 – выполняет по речевой инструкции
3. Организационный раздел
3.1 Организация образовательной деятельности
- режим пребывания ребенка в ДОО 12-часовой.
Воспитательно - образовательная работа с ребенком осуществляется в соответствии с режимом дня и сеткой занятий, предусмотренными для группы детей ___1___ года обучения.
Режим дня на холодный период
Режимные моменты | V | |
Подъем, осмотр, утренний туалет | - | |
Прием, свободная деятельность детей | 07.00-08.00 | |
Утренняя гимнастика | 08.00-08.10 | |
Подготовка к завтраку, завтрак | 08.05-08.40 | |
Свободная деятельность детей | 08.40-09.00 | |
Непосредственно-образовательная деятельность | 09.00-09.40 | |
Подготовка ко II завтраку, II завтрак | 09.40-10.10 | |
Свободная деятельность детей | 10.10-10.20 | |
Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки | 10.20-10.40 10.40-11.55 | |
Подготовка к обеду, обед | 11.55-12.30 | |
Подготовка ко сну, сон | 12.30-15.00 | |
Подъем, закаливающие мероприятия | 15.00-15.15 | |
Индивидуальные занятия, свободная деятельность | 15.15-16.00 | |
Подготовка к ужину, ужин | 16.00-16.30 | |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.30-18.10 | |
Свободная деятельность детей | 18.10-19.00 | |
Паужин | - | |
Свободная деятельность детей | - | |
Гигиенические процедуры | - | |
Сон | - |
Режим дня на теплый период
Режимные моменты | V |
Подъем, осмотр, утренний туалет | - |
Прием детей | 07.00-08.00 |
Утренняя гимнастика | 08.00-08.05 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 08.05-08.40 |
Свободная деятельность детей, музыкально-физкультурная деятельность, индивидуальная работа (в летний период прогулка) | 08.40-09.50 |
Подготовка ко II завтраку, II завтрак | 09.50-10.10 |
Свободная деятельность детей | 10.10-10.20 |
Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки | 10.20-10.40 10.40-11.55 |
Подготовка к обеду, обед | 11.55-12.30 |
Подготовка ко сну, сон | 12.30-15.00 |
Подъем, закаливающие мероприятия | 15.00-15.15 |
Свободная деятельность детей, музыкально-физкультурная деятельность, индивидуальная работа (в летний период прогулка) | 15.15-16.00 |
Подготовка к ужину, ужин | 16.00-16.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.30-18.10 |
Свободная деятельность детей | 18.10-19.00 |
Паужин | - |
Свободная деятельность детей | - |
Гигиенические процедуры | - |
Сон | - |
Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса
Для реализации потенциальных возможностей ребенка специалистами проводятся индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, которые имеют следующую направленность.
Учитель-дефектолог: Формирование необходиме для усвоения программного материала умений и навыков.
Педагог-психолог: Формирование познавательного интереса, коррекция высших психических функций, развитие коммуникативных навыков.
Учитель-логопед: Формирование коммуникативных средств общения, формирование устной речи;
- формировать умение пользоваться жестом;
- развивать мелкую моторику;
- стимулировать речевую активность в форме любых речевых проявлений.
Организация воспитательно-образовательной работы осуществляется в соответствии с индивидуальным учебным планом, который включает общее количество групповых и индивидуальных занятий в неделю.
Индивидуальный учебный план
Вид и форма занятий | Количество занятий в неделю | Дни недели |
Групповое занятие учителя-дефектолога | 5 | Пн.,Вт.,Ср.,Чт.,Пт. |
Индивидуальное занятие учителя-психолога | 1 | Пт. |
Групповое занятие музыкального руководителя | 2 | Вт.,Чт. |
Индивидуальное занятие учителя-логопеда | 2 | Пн.,Ср. |
Индивидуальное занятие учителя-дефектолога | 3 | Вт.,Чт.,Пт. |
Индивидуальное занятие музыкального руководителя | 1 | Вт. |
Индивидуальное занятие воспитателя | 2 | Пн.,Ср. |
Групповое занятие по физическому развитию и воспитанию | 2 | Пн., Ср. |
Индивидуальная образовательная нагрузка в течение дня определяется психосоматическими особенностями ребенка, но не должна превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста и Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами:
- продолжительность группового занятия 20 минут;
- продолжительность индивидуального занятия 10-15 минут.
3.2 Условия реализации адаптированной образовательной программы
Предполагает создание специальной группы, состоящей из 9-ти детей разного возраста, все дети имеют диагноз умеренную умственную отсталость, пятеро из которых имеют сопутствующий диагноз РАС с различными вариантами.
- индивидуальные приемы работы: принимать ребенка таким, какой он есть; взаимодействовать с ребенком учитывая его готовность к нему; соблюдение ежедневных ритуалов; не выпускать ребенка из поля своего зрения, ребенок понимает, что в любое время может обратиться за помощью; в определенных ситуациях общение ведется через предмет, который ему нравится или заинтересовал на данный момент; предоставление дополнительного времени для выполнения задания; организационный момент - словесная инструкция «Пойдем заниматься»; во время занятия происходит чередование пособий уже знакомых ребенку, на новые для него; смена пособия на идентичные для лучшего усвоения навыка и переноса его на аналогичные задания; постепенное увеличение количества предметов в заданиях; применение таких инструкций как: «жди», «подожди», для формирования умения ожидания; при зрительной отвлекаемости ребенка применяются способы привлечения внимания звуковыми средствами - раздражителями: хлопок в ладоши, стук ладонью по столу; применяются мотивационные поощрения, которые любит ребенок: машинки, резиновые животные; по окончании занятия ритуал прощания (занятие окончено, досвидания);
- способы взаимодействия (используется кратковременные сеансы холдинг-терапии в начале занятий для создания контакта с ребёнком (лицом от себя) длительностью в 3-5 минут, а в периоды эмоционального перенапряжения – 10 минут максимально); массаж пальцев рук и ладоней ребенка с одновременным прочтением детских потешек и чистоговорок,.
- использование специального оборудования (пособия Монтессори, игры и пособия изготовленные своими руками, материал для конструирования, сенсорные баночки, картинный материал, карточки с изображениями на разные лексические темы, различные игрушки в зависимости от темы занятия);
- включение родителей (законных представителей) в коррекционно-педагогический процесс.
План работы с родителями на 2018 – 2019 учебный год группы
Содержание деятельности | Ответственные | |
С Е Т Я Б Р Ь | Оформление семейных паспортов, сведений о родителях | |
Оформление папок-передвижек по безопасности дорожного движения, иллюстрированного материала по профилактике ДДТТ | ||
Индивидуальные консультации «Адаптация детей в детском саду» | ||
Развлечение для детей «День знаний» | ||
Фотовыставка коллаж «Лето – это маленькая жизнь!» | ||
Организация выставки поделок из природного материала «Дары осени» (совместное творчество родителей, детей и педагогов) | ||
Санбюллетень для родителей: «Взрослый на дороге – пример для детей» | ||
Экскурсия к зданию школы | ||
Групповое родительские собрания на тему: «Родители –активные участники образовательного процесса» | ||
Общее родительское собрание: «Воспитываем вместе» | ||
О К Т Я Б Р Ь | Развлечение совместно с родителями «Осень, в гости просим» | |
Санбюллетень для родителей: «Обучение дошкольников ПДД в семье» | ||
Ознакомление родителей с индивидуально ориентированной программой развития ребёнка | ||
Участие родителей в создании стенгазеты «Маленький пешеход» (рисование плакатов о ПДД дома с детьми) | ||
Н О Я Б Р Ь | Индивидуальные беседы с родителями: «Поделимся опытом». | |
Памятка «Причины детского дорожно-транспортного травматизма» | ||
Организация фотовыставки ко Дню Матери | ||
Санбюллетень для родителей: «Совместная деятельность ДОУ и семьи по вопросам обучения дошкольников ПДД» | ||
Д Е К А Б Р Ь | Санбюллетень «Методы профилактики детской заболеваемости» | |
Организация выставки совместных детско-взрослых творческих работ «Новогодний калейдоскоп» | ||
Оформление наглядно-информационных материалов «Новогодние праздники. Безопасно и с пользой» |
| |
Памятка для родителей «Осторожно, гололед!» | ||
Санбюллетень для родителей:«В машине ребенок!» | ||
Инструктаж для родителей «Безопасность детей в период зимних каникул» | ||
Проведение практических занятий для обучения родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком в домашних условиях | ||
Праздник «Здравствуй, здравствуй елка, здравствуй новый год!» | ||
Я Н В А Р Ь | Оформление наглядно-информационных материалов «Безопасность ребенка в зимний период» | |
Индивидуальные беседы по результатам коррекционно-педагогической работы с детьми | ||
Санбюллетень для родителей: «Как научить ребенка безопасному поведению на улице?» | ||
Ф Е В Р А Л Ь | Оформление наглядно-информационных материалов «Как организовать выходной с ребенком» | |
Консультация «Профилактика гриппа и ОРВИ» | ||
Участие в выставке совместных детско-взрослых творческих работ «23 февраля – день защитника отечества» | ||
Групповые собрания «Родители – активные участники образовательного процесса» | ||
М А Р Т | Практические задания для обучения родителей сенсомоторному развитию ребенка в домашних условиях | |
Привлечение родителей к изготовлению пособий для занятий. | ||
Привлечение родителей к организации выставки стенгазет «8 марта, день весны» | ||
Праздник «Ах какая мама, загляденье прямо» | ||
Консультация для родителей «Как научить ребенка безопасному поведению на улице?» | ||
А П Р Е Л Ь | Экскурсия в КГБОУ «Канская школа» для знакомства родителей и детей с общеобразовательной школой, реализующей АООП для детей с нарушением интеллекта | |
Организация родителей в участии выставки «Пасхальные мотивы» | ||
Организация родительской общественности по благоустройству территории детского сада | ||
Организация родителей к изготовлению поделок для выставки «Пасха» | ||
Анкетирование родителей «Удовлетворенность качеством образовательных услуг ДОУ» | ||
День открытых дверей | ||
Развлечение «В гостях у солнышка» | ||
М А Й | Праздник «До свидания, детский сад!» | |
Групповые собрания «Итоги работы за учебный год» | ||
Общее родительское собрание: «Анализ за год» | ||
Привлечение родительской общественности к благоустройству территории детского сада: «Цветущая клумба». |
| |
Инструктаж «Соблюдение ПДД в летний период» | ||
Оформление наглядно - информационных материалов «Безопасное лето вашего ребенка» |
3.3 Формы контроля
Мониторинг коррекционно-педагогической работы с ребенком осуществляется три раза в год (сентябрь, январь, май), результаты которого фиксируются как в протоколах проверки знаний, так и в таблице усвоения АОП, что необходимо для определения успешности ребенка и выявления верной направленности коррекционной работы с ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ в группах компенсирующей направленности для детей от до 7 лет на 2014-2015 учебный год. Физическое развитие (бассейн).
Учебная рабочая программа инструктора по «ФИЗО» (плавание) разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» /Т.И.Бабаева, А.Г.Гогобе...
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ в младшей «Б» группе компенсирующей направленности для детей от 3 до 5 лет на 2014-2015 учебный год
В своей педагогической деятельности в системе применяю знания, полученные в результате дополнительного профессионального образования: с учетом современных требований, в условиях реализации ФГОС д...
Адаптированная основная программа для групп комбинированной направленности (ССД, РАС, ЗПР, ТНР)
Программа предназначена для педагогов, работающих в инклюзивных группах дошкольных отделений образовательных организаций....
Методические рекомендации по разработке примерных адаптированных основных программ дошкольного образования для детей с ОВЗ
Для обеспечения качественного доступного образования обучающихся с ОВЗ необходимы образовательные программы, которые учитывают особенности каждой категории детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ и...
Разработка и внесение изменений в Основную образовательную программу и Адаптированную основную образовательную программу ДОУ
Приказы об участии в работе рабочей группы по разработке и внесении изменений в Основную образовательную программу и Адаптированную образовательную программу ДОУ...
Аналитическая справка по итогам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы разработанной в соответствии с ФГОС ДО и «Примерной адаптированной основной образовательной программой дл
Цель мониторинга: определить степень освоение ребенком общеобразовательной программы, составленной на основе адаптированной основной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошк...
АНОНС трех АООП ООО ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
АНОНС трех АООП ОООПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯС РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Примерная программа воспитан...